Отработка 8 задания егэ по русскому языку. Причины неправильного написания корней слов. Безударные гласные, проверяемые ударением

ЕГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 8?

Задание № 8 имеет 3 варианта.

1 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите все слова с чередующейся гласной в корне. Как их определить, читайте ниже (в данном примере это слова заМЕР еть и наКЛОН иться)

    Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне. Как их найти, читайте ниже.(В данном примере это слово ФЕ ДЕРАЛЬНЫЙ)

    Не путайте букву, пропущенную в корне, с буквой, пропущенной в суффиксе (в данном примере это НЕПРАВИ ЛЬНО)

    Обязательно проверьте гласную в корне, в которой, по вашему мнению, есть безударная проверяемая(прими рять –мИ р).

    Трудно. Не путайте чередующуюся гласную с проверяемой. Главное отличие чередующегося корня - это то, что у такого корня есть всегда пара с другой буквой , причём это однокоренные слова, поэтому значение корня у них примерно одинаковое.

Сравните:

уМИР ать- уМЕР еть – это пара слов с разными буквами в корне, в них смысл корня примерно одинаковый.

НО !!! прМИР ять друзей - данный корень со значением «мир» никогда не будет писаться с гласной Е.

    Трудно. Правильно находите корень. Например, в слове НАСЛАЖД АТЬСЯ корень не лаж (вы тогда спокойно могли бы написать ЛОЖ), а СЛАЖД , поэтому никакого корня с чередованием здесь нет. Это проверяемая гласная в корне слов- СЛАДК ий.

    ОТВЕТ в данном примере: примИрять врагов.

    Ответ записывайте только тогда, когда вы смогли подобрать слово, в котором данная буква стоит под ударением. Правильно найденное слово, но написанное с ошибкой,- это неверный ответ !

2 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите все слова с чередующейся гласной в корне (возРАСТ ,расСТЕЛ ить)

    Исключите слова с проверяемой гласной в корне (дрО бить – дрО бь. развЕ вающийся флаг- вЕ ет)

    Помните, что чаще всего слова с непроверяемой гласной - это иноязычные слова, то есть их значение нужно объяснять, оно может быть непонятно (кО нституционный).Однако бывают слова и не иноязычного происхождения (опрЕ делить)

    Ответ: кОнституционный

3 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите слова с проверяемой гласной в корне (встрЕ чая- встрЕ ча)

    Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне (аплО дировать, артИ ллерия, дИ ректор)

    Чередующиеся корни запоминайте зрительно, просто выучите их и помните, что у них всегда есть пара , значение корня в них примерно одинаковое (соБИР ать- соБЕР ёт)

    В задании необходимо не только найти данное слов, но и ВЕРНО его написать. Поэтому учите правила , запоминайте исключения.

    Ответ: собИрать

Запомните корни с чередованием:

Без ударения - О

гар-гор

клан-клон

твар-твор

Без ударения - А

зар-зор

плав-плов

Зависит от последующей буквы в корне

раст-ращ-рос

лаг-лож

скак-скоч

Зависит от суффикса А, стоящего после корня

кас+А - кос

Зависит от значения

равн-ровн

мак-мок

Завис т от суффикса А.

Если после корня суффикс А, то в корне пишется И

бер-бир

дер-дир

мер-мир

пер- при

тер-тир

бест-блист

стел-стил

жег-жиг

чет-чит

Буквы в корне им

(занять- занИмать)

ин

(начать- начИнать)

Запомните исключения и пишите их правильно

Разберём примеры

Пример 1

Образец рассуждения

    Нахожу проверяемые корни : опИ сание- опИ шет, развлЕ чение- рзвлЕ чь, вычИ слять- чИ сла

    Нахожу чередующиеся корни: вытвОр ять

    Ответ: лЕ леять

Пример 2

Образец рассуждения

    Нахожу проверяемые корни (в данном варианте их нет)

    Нахожу непроверяемые корни (экО лгия, гИ мназист,сИ мпатия, этИ кетка)

    Нахожу чередующиеся корни (начИ нающий)

Пример 3

Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

изгот..вле­ние

ф..ло­ло­гия

расст..лать

предл..жение E-mail

Типичные случаи нарушения синтаксических норм

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    благодаря (кому) другу
    вопреки (чему) ожиданию
    согласно (чему?) расписанию

    по приездЕ в Казань
    по истечениИ срока
    по прибытиИ домой

    • Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
    • Предлог «ПО» управляет предложным падежом.
  2. Нарушение согласования
  3. Ошибка в построении сложного предложения, которые бывают трех видов:
  4. Нарушение в построении предложения с обособленным определением
  5. Неправильное употребление им. числительного
    Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных :
    • У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
    • Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;
    • Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
  6. Неправильное употребление местоимения.
  7. ​Неправильное построение предложения с косвенной речью.
  8. Ошибка в построении предложения с однородными членами
    Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:
    • Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
    • Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
    • Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
    • Не должно быть избыточного использования союзов.
  9. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  10. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
    Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила :
    • Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
    • Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
    • Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
    • Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
    • Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
    • Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
  11. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
    Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:
    • Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
    • Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
    • Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.

Вариант 1

1. За-да-ние 8

2. За-да-ние 8

3. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

4. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

5. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

6. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

7. За-да-ние 8

8. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

10. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

Вариант 2

1. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

стаб..ли-за-ция пров.. кация несг...ра-е-мый пол..гать

зам..реть (от не-ожи-дан-но-сти)

2. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

раскр..снеть-ся пр..тен-зия предл..гать прим..рение уб..ди-тель-но

3. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

б..рёза з..рница обж..гать к..ммер-сант сож..леть

4. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

эк..логия г..мна-зист нач..на-ю-щий с.мпа-тия эт..кетка

5. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

н..жней-ший эт..кетка утр..мбо-вать инт..ллек-ту-аль-ный з..рница

6. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

нак..рмить б..рлога соб..рать-ся тра-диц..онный ап..лля-ция

7. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-вер-не-мая глас-ная корня.

зат.. мнённый выт.. рать-ся бл.. стеть комп.. тент-ность р.. шение

8. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

изгот..вле-ние ф..ло-ло-гия расст..лать пол..жение опр..де-лить

10. За-да-ние 8 Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

в..рхо-вье орнам..нт отб..рает к..снул-ся выр..ста-ю-щий

Правописание корней слов – это, на первый взгяд, простая тема. Тем более, что она изучается на уроках русского языка уже в начальной школе. Однако именно в корнях очень часто учащиеся делают ошибки.

Причины неправильного написания корней слов:

  • Незнание правил написания гласных и согласных в корне.
  • Неумение правильно подобрать проверяемое слово, по которому легко проверить и гласную, и согласную.
  • Ошибки в определении корней с чередующимися гласными. Проверка таких гласных ударением, что является грубейшей ошибкой. Чередующиеся гласные нужно писать только по правилу.
  • Часты случаи, когда среди слов с пропущенными орфограммами предлагаются такие, в которых буква пропущена в приставке !!! Будьте внимательны, не перепутайте приставку с корнем (например: д...стоверный , здесь пропущена О в приставке)

Как видим, основная причина – незнание правил. Правила по русскому языку надо учить, ребята. Только тогда вы сможете правильно писать слова.

На ЕГЭ по русскому языку в задании № 8 необходимо найти из списка слов слово с проверяемой безударной гласной в корне и выписать это слово в бланк ответа. Таким образом, задание, по сравнению с предыдущими годами, значительно усложнилось. Теперь нужно не только найти это слово, но и очень хорошо знать, как оно пишется. Неверно написанное, но правильно найденное слово будет ошибочным ответом.

Учитесь правильно подбирать проверочные слова . В них на проверяемую гласную должно падать ударение:

Как выполнить задание №8

1.Исключите из списка слова с чередованием. Они не проверяются ударением, а пишутся по правилу.


Чередование букв А-О

Чередование букв И-Е

гар-гор

бер-бир

клан-клон

дер-дир

твар-твор

мер-мир

зар-зор

пер-пир

раст-ращ-рос

тер-тир

лаг-лож

блесмт-блист

плав-плов

стел-стил

скак-скоч

жег-жиг

мак-мок

чет-чит

равн-ровн

кас-кос

А(я)- им, ин (занять- занимать)

(понять –понимать)

2. Исключите из списка слова с непроверяемой гласной в корне. Данные слова легко находятся – это в основном слова иноязычного происхождения:



3. Оставшееся слово и будет ответом. Не забудьте проверить это слово ударением, чтобы быть точно уверенным в правильности ответа.

Больше тренируйтесь, выполняйте тестовые задания, упражнения. Варианты заданий №8 даны на нашем сайте.

УДАЧИ!

Мельникова Вера Александровна

Задание 8 на ЕГЭ по русскому языку состоит в поиске слова с безударной проверяемой, непроверяемой или чередующейся гласной. Здесь проверяется умение подбирать проверочные слова, находить корни с чередованием и разбираться в особенностях их написания, а также знание слов, написание которых нужно запомнить.

Алгоритм выполнения задания

  • подберите проверочные слова (если это возможно);
  • проверьте наличие чередования в корне;
  • если невозможна проверка, слово словарное.

Написание слов с гласной, которую нельзя проверить, нужно заучивать. Слова, на которые стоит обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по русскому языку:

Лиловый, конституционный, лелеять, критерий, экскаватор, пьедестал, косметология, ветеринар, ко варный, великолепный, резервуар, репетиция, реставрировать, реставрация, величие, ко мби не зон, поликлиника, ко мпо но вать, ка та строфа, инквизиция, досконально, контингент, календарь, де кла раци я, приоритет, при ми тивный, дисциплина, шедевр, вестибюль, дивизия, профориентация, ка рна вал, приве редливый, багровый, а но малия, сковорода, инте лли гентный, околдовать, а нта го низм, приоритет, делегация, перламутр, оригинал, а пелляци я, гастроном, де зе ртир, ко ри фей, торжество, ветеран, лорнет, симметричный, резиденция, кондуктор, озорник, профиль, тротуар, ре аби ли таци я, ва кансия, де фи ци т, корысть, ре ста врировать, экспе ри мент, но ста льгия, пе сси мист, ме це нат, агроном, бо йкот, а па рта менты, суверенитет, по ро лон, кампания, се рти фикат, винегрет, натюрморт, а ва нтюра, предва рительный, ва трушка, фломастер, ураганный, каталог, ижди венец, привилегированный, ка морка, акварель, оранжевый, пейзаж, ко нфорка, стадион, гарнизон, па ра докс, ме ри ди ан, конференция, мо ти вировать, на ва ждение, а пло ди сменты, процент, аккордеон, га ба риты, вереница, ли ноле ум, палисадник, нотариус, лаконизм, контрастный, фантазер, кобура, па но рама, инициалы, торпеда, обоняние, оптимист, а дво кат, сти пендия.

Способ проверки безударной гласной – подбор проверочного слова (его формы или однокоренное): акробатический – акробат, покаяние – каяться, обделенный – делит, настроение – настрой, щадящий – пощада, хожу – ходим, десна – дёсны, полила – полил.

Корни (чередующаяся гласная)

Гар-гор: под ударением пишется а, без ударения о – угар, угореть. НО пригарь, выгарки, изгарь;
Зар – зор: без ударения а, под ударением – что слышится – зарница, зорька. НО зоревать;
Клан – клон: без ударения о, под ударением – что слышится – раскланиваться, наклониться;
Твар – твор: без ударения о, под ударением – что слышится – творец, тварь. НО утварь.
Чит-чет, дир-дер, тир-тер, стил-стел, бир-бер, блист-блест, пир-пер, мир-мер, жиг-жег пишется и, если есть суффикс а: раздирать – раздерет. НО сочетать, сочетание, чета;
Кас-кос: а, если есть суффикс а – касательная, прикосновение;
А(я)-им(ин): пишется им (ин), если суффикс а – сжать, сжимать.
Лаг-лож: перед г – а, перед ж – о – слагаемое, сложение. НО полог;
Скак-скоч: перед к – а, перед ч – о – ускакать, выскочка. НО скачок, скачу, скачи, скачкообразный;
Раст-ращ-рос: перед с – о, перед ст и щ – а – растение, подрос. НО росток, отрасль, отраслевой, на вырост, Ростислав, Ростов, ростовщик.
Плав–плов: плов – в словах «пловец, пловчиха», плав – в остальных. НО плывуны;
Равн-ровн: равн – «подобный по размеру, качеству» – уравнять в возможностях, ровн – «гладкий» – разровнять. НО равнина, равнение, уровень, поровну, ровесник;
Мак-мок-моч: мак – «опускать в жидкость» – макать кисточку, мок, моч – «пропускать жидкость, быть мокрым» – отмокать.

Примеры заданий и их разбор

Пример 1

Определите слово, в котором пропущена: безударная проверяемая гласная корня

заб…рёт
вопл…щение
к…ртина
выч…тать

Пример 2

Определите слово, в котором пропущена: безударная непроверяемая гласная корня

пол…тический
исс…кать
выж…гать
г..ризонт

«Политический», «иссякать»: политика, иссякнуть. «Выжигать» – корень с чередованием -жиг. Ответ: «горизонт ».

Пример 3

Определите слово, в котором пропущена: безударная чередующаяся гласная корня

разд…рает
распор…диться
п…литра
р…скошный

«Роскошный», «распорядиться» проверяем: роскошь, распорядок, слово «палитра» проверить нельзя. Ответ: «раздирает » (-дир).