Безличное предложение давайте поработаем. Портал образования. Односоставные предложения с главным членом – сказуемым

Недостаточно четко выявив сущность односоставности, А.А. Шахматов очень много сделал в описании отдельных видов односоставных предложений, в частности, безличных.

А.А. Шахматов ищет отличительный признак безличных предложений в психологическом восприятии самого главного члена, не считая возможным говорить о каком-то невыраженном представлении за его пределами. Особенностью безличных предложений при этом оказывается выраженное в главном члене сочетание представления о признаке с представлением о бытии, существовании. Таким образом, безличные предложения А.А. Шахматов признает предложениями экзистенциальными . Естественно, что не все разновидности безличных предложений укладываются в рамки такого понимания. В ряде случаев исследователь учитывает это, выводя, например, инфинитивные предложения с императивным значением за пределы группы безличных инфинитивных. Оставаясь последовательно на данной точке зрения, нужно было бы выделить из состава безличных и некоторые другие модальные разновидности предложений с независимым инфинитивом.

В согласии с идеей "представления", вызываемого главным членом (или главными членами), находится и взгляд А.А. Шахматова на структуры типа "безличный глагол + инфинитив" или "предикативное наречие + инфинитив" как на предложения двусоставные. Однако последовательность этого принципа и здесь должна была бы привести к признанию двусоставности ряда других предложений, рассматриваемых в качестве безличных.

Попыткой примирить идею психологического "представления" с грамматической стороной предложения можно объяснить и введение А.А. Шахматовым понятия "двухчленные безличные предложения" (тип глагол + Р.п.), где именно грамматическая структура не позволяет говорить о двусоставности.

За основу классификации безличных предложений А.А. Шахматов взял грамматический способ выражения главного члена, т.е. принцип, получивший в дальнейшем распространение во всех работах по данному вопросу. Правда, с этим принципом А.А. Шахматов был знаком по первому изданию упомянутой работы А.М. Пешковского.

Грамматический аспект классификации безличных предложений детально представлен в работе А.М. Пешковского, что является его несомненной заслугой. Если в понимании А.М. Пешковским понятийной стороны безличного предложения как такового отразились некоторые идеи А.А. Потебни, в частности, идея об "устранении подлежащего" из мысли, то дальнейшие синтаксические вопросы данный исследователь решает с присущим ему вниманием к формально-грамматической стороне дела. Характерно, что классификацию безличных предложений А.М. Пешковскии строит исходя из грамматической формы не только главного члена (сказуемого), но и других членов, обязательных или необязательных в данной конструкции. Этим положено плодотворное начало синтаксического анализа структуры самого безличного предложения.

Однако схема А.М. Пешковского, разумеется, не могла не отразить в себе недостатки его общей теоретической концепции Так, например, формально-морфологическая точка зрения проявилась при искусственном и необоснованном разделении предложений с формой на -о, созвучной прилагательным среднего рода (и семантически им соответствующей) и тех же конструкций с "бесформенным словом", куда автор причисляет не только формы типа "жаль", "нельзя", но и формы на -о, не имеющие в системе языка звукового или семантического соответствия прилагательным среднего рода (мОжно, дОлжно, пОлно и т.п.).

Но в наибольшей мере слабость теоретической позиции А.М. Пешковского проявляется при решении им вопросов, связанных с соотношением грамматической и понятийной стороны безличного предложения. Согласно его воззрениям, безличность предложения определяется тем, что сказуемое не имеет форм согласования с подлежащим, следовательно, не может давать "намека на подлежащее", так как последний делается именно при помощи форм согласования . Таким образом, отсутствие у безличных глаголов изменяемости по лицам, числам и в прошедшем времени по родам (явление, сформировавшееся в определенной логической ситуации и именно в готовых синтаксических условиях) превращается у А.М. Пешковского в исходный пункт безличного характера предложения .

А.М. Пешковский тонко подметил разницу между безличными предложениями и неполными с опущенным подлежащим: "Все дело тут, очевидно, только в том, сознаются лицо и число данного глагола как категории согласования сказуемого с подлежащим или нет, ибо безличное предложение есть прежде всего не согласуемый ни с чем глагол" . Однако это высказывание не может быть принято иначе, чем только в качестве практического критерия.

Рассматривая взаимоотношения главных членов предложения с позиции А.А. Шахматова и А.М. Пешковского, мы установили, что подлежащее без сказуемого и сказуемое без подлежащего в двусоставных предложениях не дают каждый в отдельности законченного выражения высказывания. Подлежащее без сказуемого остается простым названием предмета. Причем названием условным, так как словесное обозначение предмета не обусловлено природой и свойствами этого предмета.

Только в предложении, контексте или соответствующей обстановке между организующими центрами (подлежащим и сказуемым) возникают предикативные отношения, и сказуемое выполняет свою предикативную функцию. "Предикативная функция, - пишет В.В. Виноградов, - заключается не в оживлении или соединении изолированных слов и понятий, а в речевом раскрытии реального содержания, связи и взаимодействия предметов и явлений действительности" .

Причем речевое раскрытие реального содержания, связи и взаимодействия предметов и явлений действительности в предложении принимает в одних случаях словесное выражение, а в других случаях интонационное выражение.

Можно ли интонацию считать грамматическим средством выражения грамматической категории? В этом ни А.М. Пешковский, ни А.А. Шахматов не сомневались. По мнению А.М. Пешковского, то, что мы называем предикативной функцией, может быть выражено в одних случаях только с помощью интонации, в других случаях - с помощью жеста и интонации и в третьих - в обстановке и интонацией, но не с помощью подразумеваемого предиката . "Таким образом, мы, - пишет А.М. Пешковский, - открываем новый способ выражения категории сказуемости: интонацию... благодаря которой слово перестает быть словом только, а делается фразой" .

По поводу интонации А.А. Шахматов писал: "...Ту или иную интонацию можно признать способом обнаружения грамматической категории" .

Односоставные предложения представляют собой два крупных типа предложений в соответствии с морфологическим выражением главного члена предложения:

номинативные, т.е. такие, в которых имеется налицо подлежащее как носитель признака, а сказуемое словесно не выражено и восстановить его из контекста или обстановки нельзя;

бесподлежащные предложения (термин А.А. Шахматова), которые характеризуются отсутствием подлежащего и невозможностью его восстановить из обстановки или контекста речи.

Основная группа бесподлежащных - это безличные предложения, которые не имеют подлежащего и даже указаний на него и в которых подлежащее не восстанавливается из контекста речи или обстановки. В этом и заключается их отличие от неполных двусоставных предложений с опущенными подлежащими.

Вопрос об условиях и времени возникновения безличных предложений, о путях развития их, о соотношении личных и безличных предложений, об их смысловых функциях давно привлекает внимание лингвистов.

Одни из них считали, что безличные предложения произошли из личных. Этой точки зрения придерживались В.А. Богородицкий, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский.

Терминами "безличные", "неопределенно-личные", "определенно-личные" пользовался еще А.А. Потебня .

В.А. Богородицкий считает, что безличные предложения возникли на почве подразумеваемости. Например, предложение Морозит, по мнению В.А. Богородицкого, возникло на почве предложений, состоявших из однокоренных существительного-подлежащего и глагола-сказуемого, т.е. Мороз морозит. В предложении же Моросит, предполагает В.А. Богородицкий, подлежащее могло опускаться потому, что глагол моросит может употребляться исключительно в сочетании лишь со словом дождь, чего, например, не наблюдается в предложении Дождь идет .

А.М. Пешковский по этому поводу заявляет: "Безличные предложения возникли из личных, а не наоборот" .

Это предположение, по мнению А.М. Пешковского, подтверждается как морфологическим анализом, так и исторически: "...Вдумываясь в значение безличных глаголов, мы все-таки откроем в них следы 3-го лица... К тому же приводит и чисто морфологический анализ этой формы: светает во всяком случае скорее может ассоциироваться с работает, пишет, читает, чем с работаю, работаешь, работаем и т.д. Ясно, что поскольку лицо должно мыслиться в глаголе, оно мыслится здесь как третье. Но мыслится-то оно с минимальной ясностью" .

Переходя к историческому обоснованию своего взгляда на безличное предложение, А.М. Пешковский пишет: "Прежде всего доязыковая мысль основана на ассоциации двух представлений и поэтому всегда двучленна. Было бы очень странно, если бы для нее сразу избрана была одночленная форма" .

А.М. Пешковский считает, что такие выражения, как свет светит, гром гремит и т.д., "легче приписать древнейшему периоду языка, так как они указывают на первоначальную, мифическую причину явления, на мифического деятеля, производящего его. Устранение этих-то подлежащих и могло создать безличное предложение" .

Урок по теме «Безличные предложения» в 8 классе.

Цели урока.

- Образовательная (дать представление об односоставных безличных предложениях, научить отличать их от других типов односоставных предложений).

- Развивающая (создать условия для развития познавательных психических процессов учащихся, познавательной мотивации, умения работать в группе).

- Воспитательная (создать условия для развития эстетического вкуса учащихся, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова)

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Задание 1.

Распределите предложения по группам, установите соответствие.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

1) Москва, Москва!..люблю тебя как сын…(М.Ю.Лермонтов)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Ведут ко мне коня.

9) В избе жарко натопили.

10) Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей.

Карточка-информатор для выполнения задания на 1 (базовом уровне).

Инструкция.

Если вы считаете, что недостаточно хорошо усвоили предыдущий материал, воспользуйтесь таблицей при выполнении задания.

Двусоставные Предложения Подлеж.+ сказуемое.

Односоставные предложения

с одним главным членом- сказуемым.

Определенно-личное

Неопределен

но-личное

Обобщенно-личные

В форме 1 и 2 лица

В форме 3 лица в наст. И буд.времени, в форме мн.ч. пр. вр.

Это опр-лич. И неопр-лич. Предложения, указывают, что действие производит любое лицо

Карточка-информатор для выполнения задания на 2 (репродуктивном уровне).

Если вы усвоили основные понятия, но вам необходима помощь, воспользуйтесь алгоритмом работы.

Алгоритм определения типов односоставных предложений.

1.Определяю основу предложения.

2.Основа имеет и подлежащее, и сказуемое - предложение двусоставное.

3. В предложении один главный член - предложение односоставное.

4.Смотрю, чем выражен главный член предложения.

Если можно подставить местоимение я, мы, ты, вы – предложение определенно-личное,

Если можно подставить местоимение он, они - предложение неопределенно-личное

Инструкция для учащихся, выполняющих задание на преобразовательном - 3 уровне.

Если вы чувствуете себя уверенно и хотите проверить свои знания, выполните задание самостоятельно.

Самопроверка.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

Определённо–личное предложение

Неопределённо-личное предложение

3.Фронтальная беседа с классом.

Вопросы.

Есть ли предложения, которые вы не определили ни в одну группу?

Попробуйте подставить в предложения подлежащие - личные местоимения.

Что получилось?

Вывод – предложения безличные – тема урока.

Определите цели, которые мы будем ставить, изучая данную тему.

Предлагаемые ответы.

Мы будем учиться отличать безличные предложения от других предложений.

4. Изучение нового материала.

Работа с текстом в исследовательских группах. Разноуровневые задания.

Цель: выявить значения, которые могут выражать безличные предложения.

Задание1 уровня. Установи соответствие.

Предложение

Значение, которое выражает безличное предложение

1) Пахло земляникой и грибами.

а) внутреннее состояние человека

2) Беспощадней огня нет врага.

б) состояние окружающей среды

3) Не было ни гроша, да вдруг алтын.

в) отрицание

4) У меня на сердце захолонуло!.

г) отсутствие чего-либо

Задание 2 уровня.

Заполните данную таблицу примерами из миниатюр В.Астафьева.

Безличные предложения о стихийных, неведомых силах

Безличные предложения о состоянии природы

Безличные предложения о состоянии человека (физическом или нравственном)

Безличные предложения о желательности, необходимости, преднамеренности и непреднамеренности осуществления действия

Выводы учеников - о группах безличных предложений по значению.

Стихийные явления, состояние природы:

Морозит. Вьюжит. Смеркалось.

К вечеру похолодало.

Состояние человека:

Мне думается. Тебе нездоровится?

Нам хорошо.

Долженствование, волеизъявление:

Необходимо запомнить.

Мне ехать.

Бытие:

Случалось.

Демонстрация слайда презентации «Значения безличных предложений».

2.Исследовательская работа с текстами в группах. Разноуровневые задания.

Цель: выявить способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Задания 1 уровня.

Установи соответствие.

Задания для 2 группы (2 уровня).

Инструкция.

1.Прочитайте текст.

2.Подчеркните грамматические основы в предложениях.

3.Найдите безличные предложения. Напишите над сказуемыми в этих предложениях, в какой форме они употреблены.

4.Заполните таблицу-схему «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях».

Примеры

Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах густ, сладко-приторен и нежен. Сквозь мглу видно всё. Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. Можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. (А. П. Чехов).

Проверка. Представление и защита таблицы «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях».

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Глагол в 3-м лице настоящего времени.

Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами

Глагол в неопределённой форме

Но трудно разобрать цвет и очертания предметов.

Глагол в прошедшем времени, в среднем роде.

Мглы как не бывало.

Пахнет – глагол в 3-м лице настоящего времени.

Разобрать – глагол в неопределённой форме

Не бывало – глагол в прошедшем времени, в среднем роде.

Различить – глагол в неопределённой форме.

Задания для 3 группы (3-й уровень).

Заполните данную таблицу примерами из миниатюр В.Астафьева «Какое сырое утро!» и «Приветное слово».

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Инфинитивом

Представление и защита таблицы «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях» учениками 3 группы.

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Безличным глаголом (как с суффиксом -ся, так и без него)

Вечереет. Мне нездоровится.

Личным глаголом в безличном значении

Пахнет сеном…

Инфинитивом

Да и мне не вернуть этих снов

Мне грустно…

Сочетанием глагола или слова категории состояния на -о с инфинитивом

Мне нужно действовать.

Отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание

Уюта – нет! Покоя – нет!

Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-

В комнате накурено.

4. Самостоятельная работа. Комплексный анализ текста.

Анализ – исследование миниатюры В.П.Астафьева «Тоска»

Вопросы, задания к тексту.

Докажите, что пред вами текст. Какова его тема?

Почему текст назван «Тоска»?

Какие вопросы поднимает в своей миниатюре писатель? О чём размышляет?

Все ли типы односоставных предложений представлены в тексте?

Какова функция безличных предложений? Что удаётся передать с помощью этих предложений?

5.Диагностика усвоенного.

Графический диктант (слайды презентации) с взаимопроверкой, позволяет вычленить проблемы.

Инструкция. Определите тип односоставного предложения или каждой из частей односоставного предложения.

1) С утра морозит.

2) В избе жарко натоплено.

3) В избе жарко натопили.

4) Вам не видать таких сражений!

5) Приготовьтесь к уроку.

6) Бездонную бочку водой не наполнишь.

7) В воздухе пахнет сосновой смолой.

8) Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть-чуть светлело.

9) Иду, и легко мне дышится.

10) Дерево зажгло грозою.

6. Подведение итогов.

Задания и вопросы. Вернемся к заданию в начале урока. Допишете вместо знака вопроса в таблице тип односоставного предложения и впишите примеры в правую колонку таблицы.

Самопроверка.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

Определённо–личное предложение

Неопределённо-личное предложение

Безличные предложения

Фронтальная беседа с классом.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было трудным?

Что понравилось?

Рефлексия.

Допишите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было …

Домашнее задание.

Задание 1 уровня.

Выполнить упражнение по учебнику.

Задание 2 уровня.

Выписать строфы из поэтических текстов, где встречаются безличные предложения, определить их роль в тексте.

Задание 2 уровня.

Написать сочинение-миниатюру «Зимним утром» с употреблением безличных предложений.

Безличными являются предложения, сообщающие о таком действии и л іі состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим: Невозможно ответить на вопрос в форме И. падежа существительного или инфинитива, кто производит действие, названное в предложении Его лихорадит, кто испытывает состояние, названное в предложении Стемнело.

Различаются безличные предложения, которые вообще не могут иметь в своем составе компонентов, называющих лицо: Ветрено; Темнеет; Рассветает; безличные предложения, в которых лицо названо или может быть названо существительным (или местоимением) в косвенном падеже; такое лицо представлено как пассивное, не способное управлять действием или состоянием, ср..‘ Ему грустно; Его знобит; Мне холодно. Пассивность лица в безличном предложении особенно ясна при следующем сопоставлении личного и безличного предложений: Я не сплю.-Мне не спится. В двусоставном предложении лицо активно, ср.: Я не хочу (не должен) спать, (и поэтому) я не сплю, в безличном предложении лицо пассивно, ср.: Мне надо заснуть (выспаться), но мне не спится (я не волен заставить себя заснуть).

Сказуемые в безличных предложениях бывают глагольными и именными.

Глагольное сказуемое может быть выражено:

а) безличным глаголом (подлежащего при таком глаголе быть никогда не может, и, следовательно, в двусоставном предложении этот глагол употребляться не может): На улице светает; Ему нездоровится;

б) глаголом, выражающим безличность в том случае, если предикативная конструкция не допускает подлежащего: Наш. теплоход качало; В лесу после грозы по-особому пахнет. Такой глагол может употребляться и в двусоставном предложении.

Именное сказуемое имеет в качестве при- связочного члена слова категории состоя- н и я, специально предназначенные для выражения безличности: Ему плохо; Вам холодно немножко (И. Т.); На душе было легко и грустно (Act.); Выло душно и тихо (Аст.).

Как глагол, так и присвязочный член в безличных предложениях могут иметь при себе зависимый примыкающий инфинитив: Тебе сегодня ни в коем случае не следует опаздывать; Летом хорошо пожить на даче.

Безличные предложения с зависимым инфинитивом следует отличать от двусоставных предложений с независимым инфинитивом- подлежащим. Это различие осуществляется на такой основе: независимый инфинитив-подлежащее обычно предшествует сказуемому, чаще всего он вообще располагается в начале предложения: Купаться в жаркий день - приятно; в безличном

предложении инфинитив располагается после сказуемого: Нам было приятно купаться в оюаркий день.

Как уже сказано, в безличных предложениях называются такие действия и состояния, которые с точки зрения современных языковых представлений не могут быть приписаны активному лицу. Это общее значение подразделяется на следующие частные значения:

Безличные предложения о стихийных, неведомых силах: В трубах гудело; Воробья понесло вдаль на большой пустой высоте (Плат.); Вдруг как будто ветром колыхнуло девушек и бросило всех к столу (Верес.);

Безличные предложения о состоянии природы: Темнело, в воздухе томило (Верес.); Но как тихо, как невыразимо тихо кругом! (И. Т.); Было холодно, пронзительно сыро, темно от туч (Бун.);

Безличные предложения о состоянии человека: Хорошо косою в утренний туман Выводить по долам травяные строчки (Ес.); Вам дремлется (И. Т.);

Безличные предложения о желательности, необходимости, преднамеренности и непреднамеренности осуществления действия: Хотелось поехать куда-нибудь на Волгу; Волей-неволей приходилось сокращать хождение по полям и лесам, больше сидеть дома (Рыленк.); И вот наконец собственными глазами удалось мне осмотреть это необыкновенное место (Пол.); [Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить] Приходилось верить (Булг.).

Безличные предложения

Цель урока: создать условия для формирования понятия безличное предложение.

Задачи: 1. Формировать умение работать с информацией (структурировать, анализировать, обобщать)

2. Развивать навыки целеполагания, самоконтроля.

3. Дать представление о безличных предложениях, способах выражения сказуемого, закрепить полученные знания.

Оборудование:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Как часто мы произносим эти слова. А какова особенность этого предложения? (Односоставное, не имеет подлежащего )

Да, действительно, оно односоставное. И сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с видами односоставных предложений.

    Актуализация знаний. Повторение изученного

Для начала повторим знания. На партах у вас лежат листы с заданиями к уроку. Обратитесь к первому заданию - игре «Крестики - нолики» и выполните его самостоятельно.

Задание 1.

1.Односоставные предложения употребляются только в разговорной речи.

2.В определённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголом в форме 1-го и 2-го лица.

3.В неопределённо-личных предложениях сказуемое может быть выражено формой условного наклонения.

4.Предложение «Волка шапками не закидаешь» - неопределённо – личное.

5.Предложение «Мужайся, сердце, до конца» - определённо-личное

6. Предложение «Мороз крепкий» - односоставное назывное.

7. Предложение «За окном завьюжило» - двусоставное.

Обратимся к проверке (слайд 1). Почему последнее предложение не будет двусоставным? (В нём один главный член предложения – сказуемое)

3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

Можете ли вы определить его вид?

1. Назовите грамматическую основу этого предложения. (завьюжило)

2. Какой это член предложения? (сказуемое). Назовите вид сказуемого (простое глагольное)

3. Что можем сказать о форме глагола? (3 л., ед.ч., ср.р, прош. вр.)

4. Попробуйте подобрать подлежащее к сказуемому. Что можете сказать? (невозможно подобрать подлежащее).

5. Как вы думаете, как называются такие предложения, в которых нет и не может быть подлежащего. (безличные)

6. Итак, какова тема нашего урока (Безличные предложения)

Запишем число, классная работа и тему урока.

7. Опираясь на тему урока, сформулируйте задачи урока. (узнать значение б/л предложений, способы выражения сказуемого, сферу употребления, роль в речи б/л предложений)

8. Выполните морфемный разбор слова «безличные». На что указывает приставка без- в этом слове. (Приставка указывает на отсутствие лица)

9. Как называются такие глаголы, обозначающие действие, у которого нет действующего лица? (безличные)

10. А какие глаголы называются безличными?

Вот вам «Вспоминай-ка» о безличных глаголах.

Открытие нового знания 1.

    Итак, чем же безличные предложения отличаются от уже изученных групп односоставных предложений? (в них действия совершаются без участия лица, т. е. сами по себе)

    Обратимся ко второму заданию на ваших карточках, к таблице 2. Выясним способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Сравним первые два предложения

В саду приятно пахнет сирень.

В саду приятно пахнет сиренью.

В саду приятно и спокойно.

    Чем отличаются эти предложения? (Первое предложение – двусоставное. Грамматическая основа - сирень пахнет)

    Что можем сказать о втором предложении? (предложение – односоставное со сказуемым пахнет)

    Укажите его вид. (простое глагольное)

    Является ли глагол «пахнет» в этом предложении безличным? (нет, т. е. это личный глагол)

5. Можно ли во втором предложении подобрать к сказуемому подлежащее? (нет)

6. Какой вывод можно сделать? (Сказуемое в безличном предложении может быть выражено личным глаголом в значении безличного).

Итак, первый вывод, который мы сейчас сделали о способе выражения сказуемого: сказуемое в безличном предложении может быть выражено чем? - безличным глаголом и личным глаголом в значении безличного. Но сказуемое в безличном предложении может быть выражено не только безличным глаголом или личным в значении безличного. Обратитесь к третьему предложению. Сейчас вы поработаете в группах и определите способы выражения сказуемого в б/л предложениях, найдёте соответствия.

Способ выражения сказуемого

1)В саду приятно пахнет сирень

2) В саду приятно пахнет сиренью. (3 л., ед. ч., наст.вр) сиренью.

3) В саду приятно и спокойно.

Неопределённая форма глагола

5) Герасима уже не было (ср.р. прош.вр) на дворе. У меня нет линейки.

Глаголом БЫТЬ в отрицательных предложениях, словом НЕТ

6) Над вашим предложением стоит подумать (буд.вр).

Хорошо бродить (наст.вр.) по зимнему лесу.

Безлич. вспом.глаг. + н.ф.глаг.

7) В этот час было совсем тихо.

В избе жарко натоплено.

Глагол связка в безл. форме+именная часть (кат. сост. Или краткое страд. Прич.)

Первичное закрепление через проговаривание (слайд 2)

Итак, каковы способы выражения сказуемого в безличном предложении? Проверяем. (В ходе проверки каждая группа дополняет сведения о способах выражения сказуемого информацией, сообщённой другими группами).

А сейчас докажите, что последнее предложение, встретившееся в игре «Крестики-нолики» является безличным. (Предложение Б/Л, т. к. сказуемое в этом предложении выражено глаголом в форме ср.р. прош. вр.)

Проверим правильность сделанных выводов, используя материал & 35 стр. 94

Хорошо, молодцы.

Отработка учебных действий. Закрепление изученного

Задание 2.

Выпишите безличные предложения. Укажите в них форму глагола -сказуемого.

Светало. Снежное поле порозовело от холодного солнца. Темнеет. Холодно. На селе светло и тихо. Радостно видеть дружные всходы. В это время позвонили в дверь. В комнате было темно.

Проверяем по цепочке

Светало (ср. р. прош.вр). Снежное поле порозовело от холодного солнца. Темнеет (3 л. ед. ч., наст.вр.). Было холодно (гл. связка + кат. сост.). На селе светло и тихо (кат. сост.). Радостно видеть (н.ф) дружные всходы. В это время позвонили в дверь. У меня нет сил.

Открытие нового знания 2

Безличные предложения могут объединяться в группы в зависимости от того, какие действия и состояния они обозначают. Давайте познакомимся с некоторыми смысловыми группами б/л предложений.

Сейчас перейдём к работе с текстами. У каждого ряда свой текст.

Текст 1.

Любуюсь красотой природы. Становится так хорошо, так радостно ! Сердце громко стучит и рвётся на простор. Хочется куда-то мчаться и лететь . В голове теснятся какие-то чудесные мысли. От этого захватывает дух . Хочется быть добрым , хорошим. (слайд 3)

Текст 2

На улице душно . Приближалась гроза. Тучи, плывущие по небу, делались все темнее. Цветы в истоме поникли нежными головками. Наконец вдали, точно рычание приближающегося зверя, стало слышно первый глухой раскат грома. Наступило мгновение томительного затишья, и вот глухо забарабанил дождь. В оранжерее потемнело . (СЛАЙД 4) (Текст художественного стиля, т.к. автор рисует картину природы перед дождём. Основная мысль - Безличные предложения помогают передать состояние природы.)

Текст 3

Ты бродил. И так хотелось,

Чтоб меня ты вспомнил вдруг.

Не пилось мне и не елось.

Не спалось и не сиделось,
Ни на что мне не гляделось,
Лишь на твой заречный луг.
(М.Исаковский)

Мне не спалось. Лошадей занесло. Я вышел из кибитки. Буран ещё продолжался, но с меньшей силою. Было так темно, что хоть глаза выколи. Хозяин встретил нас у ворот и ввёл меня в тесную, но довольно чистую горницу. Лучина освещала её. В избе было жарко натоплено. Хозяйки в доме не было. (СЛАЙД 5)

Первичное закрепление

Итак, какую роль играют безличные предложения в тексте. (Передают состояние человека, состояние окружающей среды). Более подробно на этом материале мы остановимся на следующем уроке.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

А сейчас я попрошу вас поработать в парах и составить мини-рассказ (3-4 предложения) на тему «Зима». (спросить 2-3 человек)

Урок подходит к концу. Добились ли мы решения поставленных задач?

Рефлексия

Сейчас продолжите данные предложения

Д.З. на крточках

Оценочный лист

Ф.И.__________________________________________

На начало урока

На конец урока

находить двусоставные предложения

Находить односоставные предложения

Отличать односоставные предложения от двусоставных

Определять вид односоставных предложений

Находить односоставные безличные предложения

Определять признаки безличных предложений

Определять значение безличных предложений в тексте

Составлять текст с использованием безличных предложений

План открытого урока

По русскому языку

В 8 «Г» классе

По теме: «Безличные предложения»

учитель: Ефанова Марина Николаевна

(методическая неделя)

(17.01.2017 г.)

Цель: создать условия для формирования понятия о безличном предложении

Задачи:

  • Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
  • Развивать память, речь, образное мышление.
  • Использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях.
  • Совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

1. Организационный этап.

(перед каждым учеником на парте лежат оценочные листы, которые заполняются в начале и в конце урока , и художественный текст В.П.Астафьева )

2. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока )

– Назовите грамматические основы предложения и чем они выражены.

В избе жарко натоплено, и мне не спится.

Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?

– Нет.

– Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
(Запись темы урока в тетради БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ )

– На что указывает приставка без - ? (На отсутствие чего-либо .)

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

– Задачи (постепенно открываются):

– узнать значение безличных предложений
– определить особенности сказуемого в безличных предложениях
– выяснить роль в речи безличных предложений

Какое сырое утро!

1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил.
12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено.
16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.

Учитель: Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. (заранее подготовленным учеником. Анализ текста

  • В каком стиле написан текст?
  • О чём этот текст?
  • Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
  • Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)
  • Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)

А по составу, какие предложения в тексте? Назовите. (С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)

– На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера в таблице.


Подписи к слайдам:

В избе жарко натоплено, и мне не спится.

Задачи: – узнать …………………….. – определить ………………. – выяснить ……………………

Какое сырое утро! 1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… 6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил. 12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено. 16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть… Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать! Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.

1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Но надо вставать. Надо вставать и работать. 4. Мне нездоровится. 5. И нет сил. 6. В избе жарко натоплено. 7. Мне не хочется работать.

Упражнение,225.Запишите,заменяя двусоставные предложения односоставными безличными. Комната была чистая и уютная. Море в это утро было теплое и приятное. Улица была пустынная и тихая. Ёлка в этом году была особенно весёлая, праздничная. Лекция была скучная. Вечер был интересный. Утро было сырое.

Домашнее задание: «Теория»- п.183 «Практика» упр. 217, заполнить таблицу упр. 219

Предварительный просмотр:

Оценочный лист

Ф.И.________________________________________________

На начало урока

На конец урока

могу

не могу

могу

не могу

Находить двусоставные предложения

Находить односоставные безличные предложения

Определять признаки безличных предложений

Находить односоставные предложения

Отличать односоставные предложения от двусоставных

Определять вид односоставных предложений