Вы попали в рубрику жанры музыки, где мы более подробно будем знакомиться с каждым музыкальным направлением. Опишем, что это такое, для чего нужен и какие имеет особенности исполнения. Также в самом конце будут идти статьи этой рубрики, которые будут более подробно описывать каждое направление.
Прежде чем рассуждать о том, что такое жанры музыки, нужно упомянуть о следующем. Нам нужна некая система координат для того чтобы можно было вложить в нее все явления. Самый серьезный и глобальный уровень в этой системе координат — это понятие стиля или художественно-исторической системы.
Есть стиль эпохи средневековья, возрождения, барокко или романтизма. Причем в каждую конкретную эпоху, это понятие охватывает все искусства (литературу, музыку, живопись и так далее).
Однако у музыки есть свои категории внутри каждого стиля. Есть система жанров, музыкальные формы и выразительные средства.
Что такое жанр?
Каждая эпоха задает музыкантам и слушателям некий набор сценических площадок. Причем для каждой площадки определяются свои правила игры. Эти площадки со временем могут исчезать ил же на некоторое время сохраняться.
Появляются новые группы слушателей с новыми интересами — возникают новые сценические площадки, возникают новые жанры.
Скажем, в эпоху европейского средневековья примерно, до конца 11 века для музыкантов профессионалов единственной такой сценической площадкой была церковь. Время и место богослужения.
Здесь складываются жанры церковной музыки. И важнейшие из них (месса и матет) отправятся далеко в будущее.
Если взять позднее средневековье эпоха крестовых походов, то тут возникает новая сценическая площадка — феодальный замок, феодальный двор аристократа, праздник придворный или просто место досуга.
И возникает здесь жанр светской песни.
Например, 17 век буквально взрывается фейерверком новых музыкальных жанров. Тут возникают вещи, которые идут далеко вперед до нашего времени и еще останутся после нас.
Например, опера, оратория или кантата. В инструментальной музыке — это инструментальный концерт. Появляется даже такой термин, как симфония. Хотя может быть она была немного иначе построена, чем сейчас.
Появляются жанры камерной музыки. А под этим всем лежит появление новых сценических площадок. Например, оперный театр, концертный зал или богато украшенный салон городского аристократического дома.
Перед тем, как , обязательно начните изучать различные направления. Это потом очень хорошо отражается на практике. Особенно будет полезно при создании чего-то нового!
Следующий уровень — это музыкальная форма. Сколько в произведении частей? Как устроена каждая часть, сколько в ней разделов и как они между собой связаны? Вот что мы закладываем в понятие музыкальная форма.
Скажем, опера — это жанр. Но одна опера может быть в двух действиях, другая в трех, а есть оперы в пяти действиях.
Или симфония.
Большинство знакомых европейских симфоний построены из четырех частей. Но скажем, в симфонии Фантастическая Берлиоза 5 частей.
Следующий уровень — это система музыкальных выразительных средств. Мелодия в ее единстве с ритмом.
Ритм — это глубинная организующая сила всего музыкального звучания. Он лежит в основе существования музыки. Потому что через ритм жизнь человека связана с действительностью, с космосом.
Очень многие трудовые движения ритмичны. Особенно в сельском хозяйстве. Ритмично многое и в обработке камня, металлов.
Сам ритм возникает, пожалуй, раньше мелодии. Можно сказать, что ритм обобщает, а мелодия индивидуализирует.
Ощущение ритма, как некоторой магии возникает на очень ранних стадиях цивилизации. А позже в эпоху античности такое ощущение осознается как представление о всеобщей связи явлений, которая ритмична.
Ритм связывают с числом. А для греков число было чрезвычайно важным представлением о мировом порядке. И вот все это представление о ритме удержалось очень надолго.
В начале 17 века немецкий композитор Михаэль Приториус говорил о ранних опытах итальянцев в опере (там не было упорядоченного ритма): «Эта музыка без связей и меры. Она является оскорблением Богом установленного порядка!»
Характер движения бывает быстрый, оживленный, умеренный и спокойный. Они тоже задают тон любой надстройке, которая над ними совершается. Тут тоже есть ощущение всеобщей связи. 4 стороны характера движения, 4 стороны света, 4 темперамента.
Если еще более детально углубиться, то это тембр или звуковая окраска. Или скажем, как произносится мелодия. Отчетливо расчленено или связно.
Мелодия, ритм и все остальное появляется, как непосредственно эмоциональный отклик на действительность. И складываются они в те бесконечно отдаленные времена в первобытнообщинном строе, когда человек еще не осознал собственного я в сопоставления с другими я или с природой.
Но как только появляется классовое общество, то возникает дистанция между своим и другими я, между я и природой. И вот тогда уже начинают формироваться и жанры музыки, и музыкальные формы, и стили.
Прежде чем говорить про жанры камерной музыки, давайте разберемся с направлением. Камерная музыка — это музыка, которая исполняется небольшим количеством исполнителей для малого числа слушателей.
Раньше такую музыку очень часто исполняли дома. Например, в кругу семьи. Отсюда и придумали такое название, как камерная. С латинского camera означает комната. То есть небольшая, домашняя или комнатная музыка.
Есть и такое понятие, как камерный оркестр. Эта такой уменьшенный вариант (как правило, не более 10 человек) обычного оркестра. Ну и слушателей тоже не много. Обычно, это родственники, знакомые и друзья.
Народная песня — наиболее простой и распространенный жанр камерной музыки. Раньше очень часто многие дедушки и бабушки пели своим детям и внукам различные народные песни. Одну и туже песню могли исполнять разными словами. Как бы добавляя что-то свое.
Однако сама мелодия как правило, оставалась неизменной. Менялся и совершенствовался только текст народной песни.
Многим любимые романсы — это тоже жанр камерной музыки. Обычно в них исполнялось небольшое вокальное произведение. Сопровождалось у нас обычно гитарой. Поэтому у нас очень любят такие лирические песни под гитару. Многие, наверное, о них знают и ни один раз уже слышали.
Баллада — это некое повествование о различных подвигах или драмах. Частенько баллады исполняли в тавернах. Как правило, в них восхвалялись подвиги различных героев. Иногда баллады использовали перед предстоящей битвой для поднятия боевого духа людей.
Конечно же, в таких песнях не редко приукрашивались какие-то определенные моменты. Но по сути, без дополнительной фантазии снизилось бы и сама значимость баллады.
Реквием — это заупокойная месса. Такое траурное хоровое пение исполняется в католических церквях. У нас обычно реквием использовался, как дань памяти народным героям.
— песня без слов. Обычно предназначена для одного певца в качестве тренировочного упражнения. Например, для разработки голоса вокалиста.
Серенада — жанр камерной музыки, которая исполнялась для возлюбленной. Обычно мужчины их исполняли под окнами своих любимых женщин и девушек. Как правило, в таких песнях восхвалялась красота прекрасного пола.
Ниже вам представлены основные жанры инструментальной и вокальной музыки. Для каждого направления я дам вам небольшие описания. Еще немного затронем основное определение каждого вида музыки.
Есть несколько жанров вокальной музыки. Стоит сказать, что само по себе направление является самым древним в истории развития музыки. Ведь оно является основным ключом для перехода литературы в музыку. То есть литературные слова начали использоваться в музыкальной форме.
Конечно же, этим словам отвадилась главная роль. За счет чего такая музыка стала называться вокальной. Чуть позже появилась уже инструментальная музыка.
В вокальной, кроме вокала также могут использоваться различные инструменты. Однако в таком направлении их роль отводиться на второй план.
Вот список на основные жанры вокальной музыки:
Инструментальная музыка — это композиции, которые исполняются без участия вокалиста. Отсюда и название инструментальная. То есть исполняется только за счет инструментов.
Очень часто многие исполнители в своих альбомах используют инструментал в качестве бонусных треков в альбоме. То есть могут отбираться несколько самых популярных композиций и потом записываться их версии без вокала.
А могут отбираться и полностью, все песни альбома. В таком случае альбом выпускается в двух версиях. Обычно это делают для увеличения ценности продукта и поднятие цены на него.
Есть список на определенные жанры инструментальной музыки:
Давайте поговорим про жанры русских народных песен. Они отражают всю прелесть души русского народа. Обычно в таких музыкальных произведениях восхваляется природа родного края, герои и обычные труженики. Также упоминается о радостях и бедах русского народа.
Вот список на основные жанры русских народных песен:
Теперь поговорим про жанры современной музыки. Их довольно много. Однако все они отходят от трех основных направлений в современной музыке. Вот о них мы немного и поговорим.
Рок сегодня популярен. Пусть может и не так, как раньше, но в наше время он надежно укрепился. Поэтому о нем нельзя не упомянуть. Да и само по себе направление дало толчок к рождению многим жанрам. Вот некоторые из них:
Популярная музыка тоже охватывает очень много жанров, которые частенько используются в современной музыке:
В последние годы рэп неплохо набирает обороты. По сути у такого направления практически отсутствует вокал. В основном тут не поют, а как бы читают. От сюда и появилось словосочетание читать рэп. Вот список некоторых жанров:
Немного разберем основные жанры электронной музыки. Конечно же, все тут не затронем. Однако некоторые из них разберем. Вот список:
Переходим рассматривать основные жанры рэпа. Это направление тоже активно развивается. Поэтому неплохо бы затронуть и его. Вот небольшой список жанров:
Есть произведения, разделенные на многие жанры классической музыки. Особенно широкое распространение они получили в 18 веке. Вот неполный список направлений:
Теперь давайте рассмотрим некоторые жанры рок музыки кроме тех, которые уже упоминались выше. Вот небольшой список с описанием:
Давайте разберем некоторые жанры духовной и светской музыки. Для начала, дадим определения этим двум направлениям. Вы узнаете, что это такое и в чем отличие. После этого пройдемся по нескольким жанрам.
Духовная музыка предназначена для оздоровления души. Используются такие произведения в основном на службе в церквях. Поэтому некоторые ее еще называют церковной музыкой. Вот небольшой список ее жанров:
Светская музыка признана показать национальный характер различных культур. Описывался в основном главный образ и жизнь простого человека. Такое направление музыки было очень распространено среди бродячих музыкантов в средневековье.
Музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон .
В XVI-XVIII веках термин «камерная музыка» (итал. musica da camera ) применялся по отношению к любой светской музыке и противопоставлялся музыке церковной (итал. musica da chiesa ). В дальнейшем, с зарождением и развитием симфонической музыки, камерной музыкой стали называть произведения, рассчитанные на небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей. В XIX-XX веках значение камерной музыки как «музыки для избранных» постепенно отпало, и термин сохранил смысл как определение произведений, предназначенных для исполнения небольшими коллективами музыкантов и для малой группы слушателей.
Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем . Как правило, в камерный ансамбль входят от двух до десяти музыкантов, реже - больше. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей, например, фортепианное трио , струнный квартет , фортепианный квинтет и др.
Существует также понятие камерного оркестра - как правило, это сокращённый (не более 15-20 человек) состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов .
Wikimedia Foundation . 2010 .
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - Музыка, назначенная для капеллы знатных лиц. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КАМЕРНАЯ МУЗЫКА Музыка, назначенная для капеллы знатных лиц. Словарь иностранных … Словарь иностранных слов русского языка
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - КАМЕРНАЯ музыка, инструментальная и (или) вокальная музыка для небольшого состава исполнителей (сольные сочинения, различного рода ансамбли) и произведений для т. н. камерного оркестра (т.е. для небольшого числа струнных инструментов с клавесином … Современная энциклопедия
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни … Большой Энциклопедический словарь
Камерная музыка - КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, инструментальная и (или) вокальная музыка для небольшого состава исполнителей (сольные сочинения, различного рода ансамбли) и произведений для т. н. камерного оркестра (т.е. для небольшого числа струнных инструментов с клавесином … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное… … Энциклопедия Кольера
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись, в основном, в домах любителей музыки. Собирались несколько друзей музыкантов, расставляли подставки для нот пульты,… … Музыкальный словарь
камерная музыка - инструментальная и (или) вокальная музыка для камерного ансамбля (романсы и песни с сопровождением, дуэты, трио и др.), произведения для камерного оркестра. * * * КАМЕРНАЯ МУЗЫКА КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, инструментальная или вокальная музыка для… … Энциклопедический словарь
Камерная музыка - (от позднелат. camera комната; итал. musica da camera, франц. musique de chambre, англ. chamber music, нем. Kammermusik) специфическая разновидность муз. искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной. Сочинения … Музыкальная энциклопедия
Камерная музыка - (от позднелат. camera комната) специфическая разновидность музыкального искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной; сочинения К. м. предназначены для исполнения в небольших помещениях, для домашнего,… … Большая советская энциклопедия
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - первоначально то же, что придворная, т.е. светская музыка (от нем. Kammer управление придворного ведомства) в противоположность церковной музыке. Ясно выраженное разделение на церковную и камерную музыку (в области пения) встречается уже у … Музыкальный словарь Римана
Камерная инструментальная музыка сообщение, кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам много полезной информации об этом виде искусства.
Камерная музыка — это музыка, исполняемая маленькими группами музыкантов. В этой статье мы попробуем подробно разобраться в этом неповторимом и уникальном музыкальном явлении.
Еще пару веков назад камерной музыкой называли любую музыку, которая не звучала в храмах и церквах.
Слово camera латинского происхождения и переводится как «комната, палата». Каждая партия камерного сочинения исполняется одним инструментом. В XVIII-XIX вв. камерная музыка звучит везде, в гостиных, салонах, небольших концертных залах. При императорских дворах даже существовали должности – камер-музыкантов.
Но она стала развиваться и постепенно впитывать в себя черты других жанров. В результате чего в конце ХХ века она перестала быть музыкой для избранного круга слушателей». Те, кто ее играл, стал называться камерным ансамблем. В его состав входит до 10 человек. В процессе развития камерной музыки сложились камерные ансамбли:
Жанров камерной музыки очень много. Самыми распространенными из них являются инструментальные сонаты, романсы, опера, ноктюрны, прелюдии, миниатюры.
Камерная музыка характеризуется тяготением к детализации ритма, интонации и мелодии, к равноправию в голосах, широким разнообразие тем. Ее главные черты – это передача эмоций и чувств, лиричность и эмоциональность.
Главным представителем данного течения в музыке является артист , самый русский композитор как его называли. Он писал произведения о своей стране России и ее судьбе. Композиторов был символистом. В его творчестве господствовали философские мотивы, глубинные образы и символы. Примеру Рахманинова последовали П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С. Прокофьев.
Еще один яркий представитель камерной музыки — , главная фигура западной классической музыки. Его произведения широко известны во всем мире. Ему последовали такие композиторы как Фердинанд Рис и Карл Черни. Не можно не упомянуть классиков
(голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон .
В XVI-XVIII веках термин «камерная музыка» применялся по отношению к любой светской музыке и противопоставлялся музыке церковной. В дальнейшем, с зарождением и развитием симфонической музыки, камерной музыкой стали называть произведения, рассчитанные на небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей. В XIX-XX веках значение камерной музыки как «музыки для избранных» постепенно отпало, и термин сохранил смысл как определение произведений, предназначенных для исполнения небольшими коллективами музыкантов и для малой группы слушателей.
Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем . Как правило, в камерный ансамбль входят от двух до десяти музыкантов, реже - больше. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей, например, фортепианное трио , струнный квартет , фортепианный квинтет и др.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях – в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 в. выражение «камерная музыка» прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом). Настоящая камерная музыка, в соответствии с современным взглядом, носит сосредоточенный, углубленный характер, и камерные жанры лучше воспринимаются в небольших помещениях, в свободной обстановке, нежели в обычных концертах и в неподходящей для подобной музыки акустической среде больших залов.
В истории камерной музыки просматриваются три периода:
1. Период с 1450 по 1650, для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, – фантазии Орландо Гиббонса (1610) и канцоны и сонаты Джованни Габриели (1615).
2. Период с 1650 по 1750 отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались т.н. цифрованным басом (аккордами) клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода – Арканджело Корелли, Генри Пёрселл и Гендель.
3. Период с 1750 до современности, в котором доминирует струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.
Основная структура современной камерной музыки – почти всегда трех- или четырехчастный сонатный цикл; свободные, часто программные формы, пристрастием к которым отмечена оркестровая музыка в 19 в., мало повлияли на камерные жанры, поскольку ограниченные тембровые возможности камерных ансамблей не предоставляли больших возможностей для создания оригинального колорита и сильных драматических эффектов. Современный камерно-инструментальный репертуар до сих пор имеет в своей основе сочинения классиков: струнные трио и квартеты Гайдна и Моцарта, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини, а также квартеты Бетховена и Шуберта. В послеклассический период большинство крупных композиторов, принадлежавших к разным направлениям (романтизм, импрессионизм и экспрессионизм), писали камерную музыку, но все же в общераспространенном репертуаре закрепились лишь отдельные ее образцы: например, фортепианный квинтет Шумана, трио, квартеты, квинтеты и секстеты Брамса, струнные квартеты Дебюсси и Равеля.
По принятой классификации, в понятие «камерная музыка» включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует «камерная опера» (например, Ариадна на Наксосе Р.Штрауса, 1925), подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия. Термин «камерный оркестр» прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т.е. типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта); однако следует различать «малый оркестр», который есть не что иное, как несколько уменьшенный «большой оркестр», и «камерный оркестр», который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии.
1 / 3
Просмотров:ЧТО ТАКОЕ КАМЕРНАЯ МУЗЫКА Камерная музыка (от итал. camera комната, палата) музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов и или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон
ЖАНРЫ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ По принятой классификации, в понятие « камерная музыка » включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, септеты, октеты и нонеты, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно - вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно - инструментальный жанр).
ИСПОЛНИТЕЛИ Основные исполнители камерной музыки: СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ – гг. ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН – гг. ИОГАННЕС БРАМС – гг. ЖОРЖ БИЗЕ – гг. ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ – гг.
СТИЛИ Камерная музыка может быть написана в любом стиле. Её главное отличие в том, что произведения рассчитаны на небольшое количество музыкантов. По сути, сама по себе " камерная музыка " уже и есть стиль.
КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР Существует также понятие камерного оркестра как правило, это сокращённый (не более человек) состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов
КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем. Как правило, в камерный ансамбль входят от двух до десяти музыкантов, реже больше. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей, например, фортепианное трио, струнный квартет и др.