Календарь памятных дат княгиня ольге. Основные даты жизни княгини ольги Календарь памятных дат 24 июля княгиня ольга

По преданию, святая княгиня Ольга происходила из древнего славянского рода Гостомысла, который посоветовал когда-то призвать варягов княжить на Русь. Имя Ольга было дано ей князем Олегом, опекуном князя Игоря (ее будущего мужа), вместо славянского имени Прекрасна. В 945 г. древляне убили князя Игоря, и вдова, по языческому обычаю, жестоко отомстила за смерть своего мужа.

Потеряв супруга, княгиня Ольга начала самостоятельно править страной, так как сыну ее Святославу было всего три года. Она слыла мудрой и милосердной правительницей. Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новогородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 г. Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством - установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») - «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).

Но великая княгиня понимала, что путь к будущему величию Руси лежит прежде всего через духовное просвещение.

Ольга крестилась в Константинополе от Патриарха Феофилакта, ее восприемником был сам Император Константин Багрянородный. Имя св. равноапостольной Елены было в крещении дано княгине не даром: подобно матери имп. Константина, царице Елене, обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме, св. Ольга привезла с собой в Киев Святой Крест, вырезанный из цельного куска Древа Господня, на котором была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».

Новопросвященная княгиня воздвигла на Руси храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Однако византийский Император отказался восстановить митрополию в Киеве, существовавшую еще при Аскольде. Тогда просветительница Руси обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Но посольство Западной Церкви опоздало. Сын равноапостольной Ольги, молодой князь Святослав, убежденный язычник, поддержал сторонников язычества в Киеве. По его приказу был убит племянник княгини Глеб и разрушены некоторые храмы, возведенные благоверной княгиней. Сама святая Ольга вынуждена была тайно держать при себе священника. Перед кончиной она предрекла скорое обращение Руси в христианство и трагическую смерть своего сына Святослава.

Скончалась равноапостольная Ольга 11 июля 969 г. в Киеве, причем летописец сообщает, что «плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Соблюдая правила новой веры, княгиня перед смертью повелела сыну не совершать над ее могилой языческой тризны и произвести погребение по православному чину.

Внук Ольги, святой равноапостольный князь Владимир Святославич, распорядился перенести ее мощи в Десятинный храм Успения в Киеве.

В 1547 г. Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых. Время правления Ольги и ее сына Святослава завершило 150-летнее существование языческого восточнославянского государства и подготовило вступление в историю будущей Святой Руси.

1. Обозначь на схеме "Река времени" (с. 40 - 41) век принятия христианства на Руси. Используй табличку из Приложения. Подсчитай, сколько времени прошло с года Крещения Руси до текущего года. Запиши это число лет:

2. Вырежи фотографии из Приложения и наклей их в соответствующие окошки.

3. Внимательно прочитай христианские заповеди на с.23 учебника "Окружающий мир 4 класс". Вспомни свои поступки, которые соответствуют этим заповедям, и приведи их примеры.

Очень люблю и уважаю своих самых близких. Иногда очень хочется, но я стараюсь не лгать. Иногда очень нравятся вещи, которые есть у моих знакомых, но у меня пока нет. Но я думаю о том, что если я буду хорошо учиться, работать, то я смогу заработать и получить желаемые блага. Лишение жизни всего живого это ужасно, поэтому не убью и если увижу, что кто-нибудь захочет убить какое-нибудь животное, то встану на его защиту.

4. Соотнеси даты дней памяти и фотографии. Соедини линиями.


5. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календаря памятных дат", посвященную создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию, княгине Ольге или князю Владимиру Святому (по выбору).

24 июля - день памяти великой киевской княгини Ольги, супруги князя Игоря, матери князя Святослава, который был отцом князя Владимира, крестившего Киевскую Русь. После кончины князя Игоря княгиня, родом из Пскова, мудро правила Киевской Русью, установив по всей земле строгий порядок сбора дани со своих подданных. Она первая поняла, что Русь станет сильной тогда, когда войдёт в семью народов мира как равная. И Ольга первая из русских княгинь и князей приняла крещение в Константинополе. Потому и назвал её летописец "зарей перед светом".

Приблизительной датой рождения Ольги считается 894 год. Различные летописи не дают однозначного ответа о ее происхождении. Одни источники говорят о том, что Ольга (Хельга) происходит из семьи скандинавских князей, другие о том, что Ольга – это дочь Вещего Олега. Летописец Нестор, написавший «Повесть временных лет» считает, что Ольга родилась в простой деревенской семье под Псковом.

По некоторым источникам, князь Игорь, будущий супруг Ольги, познакомился с ней во время похода, она помогала ему переплывать реку. Игорь увидел всю красоту и мудрость будущей княгини и привез ее в Киев. Позже Игорь взял в жены девушку. Летописи отмечают, что на момент замужества Ольге только-только исполнилось 12 лет.

Ольга проявила себя не только как заботливая жена, но и как прекрасный правитель. В отсутствие Игоря, пока тот был в походах, Ольга решала политические вопросы государства Киевского.

В 945 году Игорь был убит, а княгиня Ольга стала регентом для их малолетнего сына Святослава. Чтобы урегулировать конфликт и захватить Киевскую Русь древляне послали к Ольге 20 мужей, с предложением выйти замуж за князя Мала. По летописи все они были живьем погребены.

Позже Ольга сама обратилась к древлянам с просьбой послать к ней 20 мужей, чтобы ее встретили с честью на древлянской земле. Однако прибывших мужей закрыли в бане и сожгли. Это была вторая месть Ольги древлянам за смерть супруга.

Военный поход княгини на древлян не увенчался успехом. Несмотря на то, что многие города были захвачены, город Коростень осадить не удалось. Однако потребовав дань с каждого двора по тройке голубей и воробьев, привязала к их лапам трут и город охватил пожар.

После мести Ольга занялась внутренней политикой государства. При ней была преобразована налоговая реформа, заключающаяся в том, что теперь «погосты» (области) должны были платить «уроки» (фиксированную дань).

Внешняя политика Ольги также показывала ее мудрость. Дела с другими государствами велись не посредствам военных походов, а при помощи дипломатии. Были заключены дружеские отношения с Византией и Германией.

Отношения с другими государствами, в частности с Византией показали Ольге, что есть другая истинная религия, в отличие от язычества – христианство. В 957 году Ольга приняла христианство и получила имя Елена. Очарованный красотой Ольги император Византии хотел взять ее в жены, но княгине Киевской удалось отказать, не задев чувства императора.

Ольга пыталась обратить своего сына в православие, но ее попытки были напрасны, Святославоставался язычником. По мнению историков, Святослав опасался негодования своей дружины и именно поэтому отказывался принимать христианство.

Несмотря на это, крещение Ольги произвело неизгладимое впечатление на ее внука Владимира, который в 988 году не только сам окрестился, но и крестил всю Киевскую Русь.

Однако Ольга не дожила до этого события, она скончалась, в 969 году. И только в середине XVI века княгиня Ольга Киевская была признана святой.

24 июля православная церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги. Ко дню памяти святой в отделе обслуживания открылась книжная выставка.

24 июля православная церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги. Ко дню памяти святой в отделе обслуживания открылась книжная выставка «Первая христианка на Руси - княгиня Ольга». На выставке представлены материалы, посвященные жизни и личности княгини, принятию Русью христианства. Выставка будет работать до 20 августа.

Языческое имя Ольга (от скандинавск. - Хельга) - «святая» - предполагает в человеке особый духовный настрой, острый ум и прозорливость. Народ назвал Ольгу - Мудрой. Христианское (данное при крещении) имя святой Ольги - Елена (в пер. с греч. - «факел») - стало выражением горения ее духа.

Более 1000 лет назад жила эта женщина, которую помнит и почитает русский народ. В 1547 г. православная церковь причислила княгиню к лику святой равноапостольной. «Святая Ольга стала духовной матерью русского народа», - написано в «Житии св. Ольги» .

Святая княгиня Ольга была мудрой и милосердной правительницей: она установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей (затем по погостам стали строить храмы); положила начало каменному строительству на Руси (первые каменные здания в Киеве - городской дворец и загородный терем княгини). В 945 г. Ольга установила размеры «полюдья» - податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты - «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор - «тиун». Вместо прежних языческих богов с жестокими обрядами жертвоприношения Ольга одной из первых открыла для языческой Руси христианскую культуру, дважды ездила в Константинополь с целью завязать матримониальные связи.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость...».

63.3(2)4
П 421
Ф 14380-ОЧЗ
Ф 14508-КХ

Повесть временных лет / пер. Д. С. Лихачева; худож. М. М. Мечев. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - 200 с.

63.3(2)4
П 925
К 538021-ОЧЗ

Пчелов, Е. В. Первая русская святая // Рюриковичи: история династии: / Е. В. Пчелов. - Москва: Олма-Пресс, 2003. - С. 58-66.

63.3(2)4
Р 764
К 539600-ОЧЗ

[Давыдов, М. Г.] Ольга // Российские государи, 862-1598 / [авт.-сост. М. Г. Давыдов]. - Смоленск: Русич, 2003. - С. 41-46. - (Популярная историческая библиотека).

63.3(2)4
Р 93
К 419444-КХ
К 419445-ОЧЗ
К 411767-ОЧЗ

Рыбаков, Б. А. Укрепление державы // Мир истории: нач. века рус. истории / Б.А. Рыбаков; худож. К. Сошинская. - Москва: Молодая гвардия, 1984. - С. 100-131.

63.3(2)4
П 312
К 507876-ОЧЗ
К 510061-КХ

Петрухин, В. Я. Игорь Старый и Ольга. Конфликт племенного и государственного права // Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков / В. Я. Петрухин. - Смоленск: Русич; Москва: Гнозис, 1995. - С. 143-154.

63.3(2)4
Б 959
К 556915-ОЧЗ

Бычков, А. А. Ольга // Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?: легенды и мифы / А. А. Бычков. - Москва: Олимп: АСТ: Астрель, 2005. - С. 135-165.

84Р1
О-834
К 485839-ОЧЗ

Княгиня Ольга // Откуда пошла земля русская, кто в Киеве начал первым княжить и как прославилась русская земля: сказания Рус. Летописи / сост. Карпов А. - Москва: Молодая гвардия, 1995. - С. 42-52.2: ил. - (Русская гимназия).

63.3(2)4
С 458
К 521974-ОЧЗ
К 521975-КХ

Скрынников, Р. Г. Крещение княгини Ольги // Русь IХ-ХVII века: учеб. пособие для абитуриентов вузов и учащихся ст. кл. / Р. Г. Скрынников. - Санкт-Петербург: Питер, 1999. - С. 27-28.

63.3(2)
К 15
К 560204-ОЧЗ

Кайдаш-Лакшина, С. Н. Княгиня Ольга, основательница русского государства // Судьбы великих русских женщин / С. Н. Кайдаш-Лакшина. - Москва: Мартин, 2005. - С. 7-30.

63.3(2)4
В 35
К 521213-ОЧЗ
К 521214-КХ

Вернадский, Г. В. Передышка: Ольга // Киевская Русь / Г. В. Вернадский; пер. с англ. Е. П. Берштейна и др. - Тверь: ЛЕАН, М.: АГРАФ, 1999. - С. 47-50.

63.3(2)4
М 801
К 553307-ОЧЗ

Морозова, Л. Е. Месть княгини // Русские княгини: женщины и власть / Л. Е. Морозова. - Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. - С. 33-39. - (Историческое расследование).

67.3
П 733
К 492847-ОЧЗ
К 496066-ОЧЗ
К 515596-КХ

Пресняков, А. Е. Княжое право в Древней Руси: очерки по истории X-XII столетий: лекции по рус. истории: Киев. Русь / А. Е. Пресняков; подгот. текста, ст. и примеч. М. Б. Свердлова; Рос. АН. - Москва: Наука, 1993. - 632с. : ил.,1 л. портр. - (Памятники исторической мысли).

63.3(2)4
М 422
К 584660-ОЧЗ

Мединский, В. Р. Особенности национального пиара: PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра: [на основе курса закрытых лекций в МГИМО] / В. Р. Мединский. - 2-е изд. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 602, с: ил., портр.

Ее называли «начальницей веры» и «корнем Православия», поскольку именно она стала предтечей христианства на Руси. Ряд исследователей предполагает, что жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась 1050 лет назад . Существует и устойчивое мнение, что крестилась равноапостольная княгиня в Киеве в 955 г., (поскольку сюжет этот подробно описан в «Повести временных лет» именно под 955 годом), а путешествие в Византию предприняла в 957 г., будучи христианкой. Документальные исторические источники не дают однозначного ответа на этот вопрос.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечений, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания».

Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа».

Поручив Киев подросшему сыну Святославу, Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хожением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге»,- повествуется в житии святой Ольги.

Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956 гг.), а восприемником из купели (крестным отцом) стал император Константин Багрянородный (912-959 гг.), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII в. русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».

Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня» . (После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна.) При крещении княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены (древнегреч. «факел».- С. М. ), много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами, а главное - с твердой решимостью обратить свой народ в христианство. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого киевского князя-христианина. С проповедью веры она отправилась на родной Север, во Псковские земли, откуда была родом. Действительно, это ведь псковская деревенька Выбуты (вверх от Пскова по реке Великой) подарила «дивную в девицах», принявшую христианство за три десятилетия до крещения Руси ее внуком Владимиром. Иоакимовская летопись уточняет, что Ольга (Хельга, Вольга) принадлежала к роду князей Изборских - одной из древнерусских княжеских династий.