«важная зона мировой политики»: к чему может привести вмешательство ес и нато в дела стран бывшей югославии. Сербии не нужно вступать в нато, потому что нато вступила в сербию Вступление сербии в нато

Перед визитом в Москву сербский президент Томислав Николич сказал в интервью агентству «Sputnik», что его страна не намерена вступать в НАТО. Кроме того, он поделился с журналистами мыслями о возможностях одновременного сотрудничества и с Североатлантическим альянсом, и с ОДКБ. По словам Николича, русские знают, что сербы не стремятся в НАТО. Между тем аналитики напоминают: позиция у Николича - сложнейшая, поскольку Сербия окружена странами НАТО и не имеет выхода к морю.


9 марта на англоязычном сайте агентства вышло интервью с президентом Сербии Томиславом Николичем.

Сербия участвует в партнёрстве НАТО ради мира, однако Белград не имеет намерений вступать в ряды этого военного блока.

По словам Томислава Николича, Белград не собирается вступать в Организацию Североатлантического договора. «Мы не будем делать этого», - сказал Николич в интервью.

Сербия имеет большие возможности для сотрудничества как с НАТО, так и с другими организациями, например, Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), подчеркнул он. «В своё время я лично настаивал на том, что мы должны направить делегацию в Парламентскую ассамблею ОДКБ. Россияне не требовали этого, хотя наша делегация уже присутствовала на заседаниях Парламентской ассамблеи НАТО», - напомнил президент.

Россия знает, что сербские граждане не хотят, чтобы их страна вступала в НАТО, отметил Николич.

Агентство напоминает, что наряду с другими бывшими югославскими республиками Сербия является частью партнёрства НАТО во имя мира. План действий индивидуального партнёрства для этой страны вступил в силу в январе 2015 года.

Кроме того, Сербия является государством-наблюдателем ОДКБ с апреля 2013 г.

В 2007 г. сербские законодатели приняли резолюцию относительно обеспечения нейтрального статуса республики по отношению к военным союзам.

«Ухудшение [наших] отношений с Россией для меня неприемлемо, - сказал Николич агентству «Sputnik». - Во-первых, нет никаких оснований для этого, [а], во-вторых, нам нужна Россия».

Напомним, визит в Москву Томислава Николича был запланирован с целью вручению президенту Сербии награды Фонда единства православных народов, а также для проведения переговоров с Владимиром Путиным и патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

На повестке дня Владимира Путина и Томислава Николича - обсуждение вопросов стратегического партнёрства, обмен мнениями по важным аспектам сотрудничества в политической сфере и ряд актуальных международных вопросов, указывает со ссылкой на сообщение пресс-службы Кремля.

Кроме того, позднее может состояться официальный визит Николича в РФ (в октябре; дата обсуждается).

Прибыв в Москву, господин Николич первым делом заявил, что Сербия не намерена вступать в НАТО, а также высказал мнение о том, что России достаточно устных гарантий того, что Сербия не стремится в Североатлантический альянс.

Однако ранее президент Сербии подписал подтверждение соглашения между Сербией и НАТО, напоминает РИА « ». 12 февраля парламент страны ратифицировал документ о дипломатическом иммунитете для представителей НАТО и логистической поддержке на территории республики.

Известно и ещё одно интервью Николича, данное им в Белграде корреспондентке ТАСС накануне визита в Россию. Оно тоже касается отношений Сербии с Россией и НАТО. Интервью появилось на сайте 8 марта.

На вопрос о месте России в списке внешнеполитических приоритетов Сербии президент Сербии ответил так: «Здесь существует двоякое отношение. Сербия заняла позицию полного нейтралитета. Военный нейтралитет закреплен решением Скупщины (парламента), но существует и наше общее желание иметь и определённый политический нейтралитет, что, может быть, несколько труднее осуществить, чем военный нейтралитет. С военным нейтралитетом всё ясно. Не присоединяемся ни к одному, ни к другому союзу, работаем и с одними, и с другими. С одними - немного больше, с другими - немного меньше. С одними больше совместных военных учений, с другими меньше. Сотрудничают наши специализированные подразделения. Здесь прилично держится хорошее политическое равновесие». «Неудобно то, - добавил президент, - что мы действительно очень часто обращаемся к России за политической поддержкой и помощью в международных организациях, в которых участвуем, особенно в Совете безопасности ООН, где роль России в сохранении территориальной целостности и суверенитета Сербии, думаю, ключевая, прямая». При этом «для Сербии в том окружении, в котором она сейчас находится, стать членом ЕС - императив», поскольку Сербия «просто не может остаться в окружении стран - членов ЕС, не будучи сама одной из них».

«Возможно, кто-то в России может сказать: «Для чего мы им столько помогаем, если они хотят в Европейский союз?» А в ЕС кто-то может сказать: «А зачем мы ведём с ними переговоры, если они так тяготеют и привержены России, говорят, что так её любят, что не будут вводить в отношении неё никаких санкций?» Это очень сложная ситуация».

Вместе с тем Николич считает, что политические отношения Сербии с Россией «исключительны», и они исключительны «ещё и потому, что у России есть понимание по отношению к Сербии».

Что касается НАТО, то президент напомнил, что «нет достаточного количества граждан Сербии, которые бы захотели, чтобы Сербия была в военном союзе».

Правительство Сербии готово убедить российское правительство в том, что Сербия никогда не будет членом НАТО.

«А тем из НАТО скажем: «В чём проблема? Если мы с вами имеем договор, то почему бы нам не иметь его с ОДКБ или напрямую с Россией? Это знак нейтральности. Или ни с кем соглашения, или со всеми соглашения».

Таким образом, ясно, что Сербия находится в сложнейшей политической ситуации.

Сербия со всех сторон окружена странами НАТО, и не имеет выхода к морю, сказала сербская журналистка Татьяна Стоянович.

По её словам, «сближение Сербии с НАТО - процесс очень противоречивый». Такое сотрудничество «идёт в вялотекущей форме ещё с окончания бомбёжек Югославии». «Дальше, собственно, ни Белграду, ни Брюсселю идти не к спеху: обе стороны удовлетворены существующим уровнем отношений», - отметила журналистка.

А что Россия может предложить Сербии взамен? Если Россия и Сербия хотят сближаться на деле, им обеим придётся менять парадигму отношений не только между собой, но и с третьими странами, в первую очередь с членами ЕС и НАТО. «В рамках же существующей парадигмы у Белграда и Москвы нет пространства для какого-то манёвра», - убеждена Стоянович.

Сербский политолог Миодраг Миликич напомнил «Ридусу», что Николич не раз заявлял, что Сербия хочет дружить с Востоком, и с Западом. Однако дружба с Востоком идёт больше на словах; с Западом же - на деле: «Войска НАТО получили от Белграда дипломатический иммунитет. То есть они могут перемещаться по территории Сербии куда и когда им угодно, минуя досмотры на таможне. Но когда из Москвы попросили дать аналогичный статус подразделениям российского МЧС, Белград эту просьбу проигнорировал».

Складывается впечатление, что Белград пытается сгладить не совсем «ровные» отношения с Москвой, подпорченные стремлением государства в ЕС и партнёрством с НАТО «во имя мира», подразумевающим дипломатический иммунитет для военнослужащих альянса. Николич беспрестанно твердит: мол, русские знают, что сербы не стремятся в НАТО, однако по факту страна скорее сближается с НАТО, чем с ОДКБ.

Портить же отношения с Россией сербам никак нельзя: Сербия получает от русских газ, да и сербские товары продаются в Российской Федерации. И первое, и второе - архиважно. Однако важными для Белграда являются и отношения с Западом: их ухудшение во имя полноценного стратегического партнёрства с Россией привело бы к неминуемому тяжёлому экономическому кризису в Сербии: ведь эта страна находится, можно сказать, в окружении государств, входящих не только в ЕС, но и в НАТО. В альянс входят и Албания, и Болгария, и Венгрия, и Румыния.

Генсек альянса читает лекции студентам, а президент Вучич благодарит его за поддержку. Сотни жертв бомбардировок 1999 года как будто позабыты. Белград провозглашает нейтралитет и одинаковое сотрудничество с НАТО, Россией и Китаем . Но возможно ли оставаться «неприсоединившимся» в современном мире?

Украинские активисты и их друзья по эту сторону границы очень любят рассуждать о «навечно испорченных отношениях» не просто между нашими странами, а между нашими народами. Мол, украинцы никогда не простят - и так далее.

Отметим, что ни одна российская бомба пока не упала и, хочется верить, никогда не упадёт ни на Киев, ни на Львов , ни на любой другой украинский город. Даже те, кто истово верит в «сто тысяч бронетанковых бурятов», якобы сдерживающих победоносную украинскую армию под Донецком , не могут этого оспорить. Украинские города бомбила только украинская авиация. Это факт. Как и то, что Крым перешёл под контроль России абсолютно мирным путём.

Авиация НАТО бомбила Сербию и Черногорию , тогда еще называвшихся Югославией, два с половиной месяца. Было совершено более 37 тысяч боевых вылетов, атаковано 900 целей с применением более 21 тысячи тонн взрывчатых веществ, в том числе боеприпасы с обеднённым ураном. Точное количество погибших неизвестно - сербские власти говорят о 2,5 тысячах жертв, среди них 89 детей. Большинство погибших - мирные жители. Международные организации называют более скромные, но всё равно огромные цифры: например, Human Rights Watch подтвердила гибель около 500 мирных жителей.

Бежать из Косова были вынуждены сотни тысяч сербов - опять-таки точных цифр нет.

Со дня окончания бомбардировок прошло немногим более 19 лет. Черногория всё простила, всё забыла и вошла в НАТО. Теперь солдаты этой страны служат под руководством американских офицеров, которые, возможно, сбрасывали бомбы на их колыбели. А в Сербии с большим почётом принимают действующего генерального секретаря НАТО. Йенса Столтенберга в аэропорту встречал министр обороны Сербии Александр Вулин . Для высокого гостя был организован ряд мероприятий, в том числе - встреча со студентами философского факультета.

Как передает телеканал RTS, основной темой беседы стали «норвежские язык, культура и литература», но, разумеется, не обошлось без вопросов про НАТО.

Столтенберг, в частности, поведал сербской молодёжи, что НАТО - это оборонительная организация, которая ни на кого не нападает. Что же касается бомбардировок 1999 года, то генсек НАТО сказал, что понимает, «в Сербии многие по-прежнему плохо относятся к этим ударам, но это было сделано для того, чтобы защитить мирных граждан и остановить режим Милошевича». Но самое главное, к чему призвал Столтенберг - это «смотреть в будущее».

При этом генсек НАТО накануне визита заявил, что его поездка запланирована давно и не связана с последним обострением, но дежурно призвал стороны к диалогу, и пообещал, что натовская миссия KFOR продолжит обеспечивать безопасность в Косово. Пресечь последнее обострение, как и десятки других до того натовцам, напомним, не удалось.

Как минимум равнодушная реакция сербских студентов на заявление генсека НАТО о том, что, мол, их родителей убивали для того, чтобы «защитить от Милошевича», а также благодарность Вучича по отношению к Столтенбергу свидетельствуют о том, что в Сербии тоже отлично знают поговорку «ласковый теленок двух маток сосёт» и следуют её во внешней политике. Белград хочет и разнообразной поддержки от России, и всестороннего сотрудничества с НАТО.

Примеры нейтральных стран в Европе есть и эти страны даже регулярно путают: Швейцария и Швеция последний раз воевали с внешним врагом во время Наполеоновских войн. Но и в Первой, и, в особенности, во Второй мировой войне их «вооруженный нейтралитет» был, по сути, фикцией: экономически они поддерживали фашистскую Германию.

Однозначного нейтралитета в нынешней ситуации разделённого мира и нарастающей холодной войны тоже быть не может. Любая страна должна определиться, на чьей она стороне.

Даже миллиардной Индии, которая также пытается проводить «политику ласкового телёнка» и закупать оружие у России, а технологии - у США, придётся сделать выбор.

Зачем-то существующее до сих пор «Движение неприсоединения», в числе главных инициаторов создания которого в 1961 году были, к слову, как раз Югославия и Индия, могло успешно действовать только в условиях двухполярного мира, когда США признавали СССР если не равной себе, то, по крайней мере, близкой по мощи сверхдержавой.

«Неприсоединившиеся» успешно балансировали между двумя мощными полюсами и играли на их противоречивых интересах.

В условиях однополярного мира, как видят себе нынешнюю ситуацию в Вашингтоне или многополярного, к которому стремятся в Москве или Пекине, ценность «неприсоединения» теряется. Спасибо откровенности Дональда Трампа , всё больше и больше стран понимают, что выбор крайне прост: либо полное подчинение США и оплата их услуг «мирового жандарма», либо опора на собственные силы. Клинтон, Буш и Обама не так настойчиво требовали денег, но были не менее жестки по части требования признания гегемонии.

Никто не спорит, что маленькой Сербии, лишенной выхода к морю и уже почти полностью окруженной странами НАТО, сложно проводить действительно независимую политику. В России, к тому же, отлично помнят, что стало поводом для Первой мировой войны, поэтому бездумно поддерживать Сербию и однозначно одобрять все инициативы Белграда также не готовы.

Но от позиции «ласкового теляти» один шаг до фиктивного «нейтралитета» в стиле Швеции и Швейцарии. А то и до позиции Болгарии - которая, будучи освобождена Россией от многовекового турецкого ига, во всех последующих войнах была на стороне врагов нашей страны. А после развала СССР бегом вступила в НАТО и присоединилась к экономической войне против Москвы, заблокировав строительство «Южного потока» (о чем руководство этой страны теперь очень жалеет).

Бомбардировки Югославии со стороны НАТО стали первой после 1945 года негражданской войной в Европе и первым прецедентом насильственного передела границ при активном участии войск неевропейского государства (впрочем, США подписали Заключительный актСовещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который устанавливает нерушимость этих самых границ).

В России это отлично помнят. Если же Югославия по совету Столтенберга продолжит исключительно «смотреть в будущее», то это будущее может оказаться для Сербии совсем неинтересным.

НАТО — расшифровывается как «Организация Североатлантического договора». Это военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния». Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства - члена НАТО или защиту от нее.

Какие страны входят в НАТО? Всего членами Североатлантического альянса является 28 стран , пять государств участвуют в программах НАТО по расширению партнерства, Сербия ведет переговоры о присоединении к программе индивидуального плана партнерства с НАТО, а Финляндия заявила о возможности присоединения к НАТО в будущем. Военные расходы всех членов НАТО в совокупности составляют более 70 процентов от общемирового объема.

Штаб-квартира : Брюссель, Бельгия.
Генеральный секретарь : Йенс Столтенберг.
Официальный сайт : nato.int
НАТО в социальных сетях : Twitter , Facebook , YouTube

Страна Численность ВС (тыс. чел) Расходы на ВС в % от ВВП Расходы на ВС на душу населения, $
1 Албания 20 1.47 55
2 Бельгия 34 1.05 504
3 Болгария 68.45 1.46 121
4 Канада 62.3 1.24 530
5 Хорватия 51 1.70 214
6 Дания 22.88 1.41 818
7 Эстония 5.51 2.00 381
8 Франция 259.05 1.80 924
9 Германия 200.77 1.35 602
10 Греция 177.6 1.72 551
11 Венгрия 33.4 0.83 122
12 Исландия 0 0.13 37
13 Италия 230.55 1.69 529
14 Латвия 5.5 0.92 138
15 Литва 13.51 0.97 101
16 Люксембург 0.90 0.60 402
17 Норвегия 29.1 1.40 1405
18 Польша 105 1.91 241
19 Португалия 44.9 1.29 442
20 Румыния 93.6 1.29 116
21 Словакия 26.2 1.12 183
22 Словения 9 1.18 274
23 Испания 177.95 0.86 267
24 Чехия 57.05 1.08 202
25 Нидерланды 53.13 1.27 612
26 Великобритания 187.97 2.49 908
27 США 1477 4.35 2008
28 Турция 726 2.31 234
29 Черногория 1.9 1.6 -
Дата Страна Общее количество членов
1949 год Бельгия, Голландия, Франция, Люксембург, Великобритания, США, Канада, Португалия, Италия, Норвегия, Дания, Исландия 12
1952 год Греция, Турция 14
1955 год Германия 15
1982 год Испания 16
1999 год Чехия, Венгрия, Польша 19
2004 год Эстония, Болгария, Литва, Латвия, Румыния, Словакия, Словения 26
2009 год Албания, Хорватия, Франция (заново присоединилась к структурам военного командования) 28
2017 год Черногория 29
Страна Ускоренный диалог
1 Украина Да
2 Македония Нет
3 Черногория Нет
4 Грузия Да
5 Босния и Герцеговина Нет
6 Азербайджан Нет
7 Армения Нет
8 Казахстан Нет
9 Молдавия Нет

Страны-члены НАТО договорились придерживаться принципов, установленных Вашингтонским договором. Страны, желающие присоединиться к Альянсу должны пройти многоступенчатый процесс, включающий политический диалог и военную интеграцию, а также соответствовать определенным требованиям, а именно:

  • решать международные споры мирным путем;
  • демонстрировать преданность принципам верховенства права и прав человека;
  • решать мирным путем межэтнические конфликты и внешние территориальные споры, спорные вопросы внутренней юрисдикции, в соответствии с принципами ОБСЕ и с целью стремление к установлению добрососедских отношений;
  • устанавливать надлежащий демократический и гражданский контроль над своими вооруженными силами;
  • воздерживаться от угрозы силой или применения силы каким-либо образом, не соответствующим целям ООН;
  • способствовать развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных институтов и благодаря содействию укреплению стабильности и благополучия;
  • продолжать оказывать полную поддержку и участвовать в работе Совета евроатлантического партнерства, в программе «Партнерство ради мира» и развития сотрудничества со странами-партнерами, которые не являются членами НАТО;
  • демонстрировать преданность делу укрепления стабильности и благополучия через соблюдение принципов экономической свободы, социальной справедливости и ответственности за охрану окружающей среды;
  • вносить свой вклад военного характера в коллективную оборону и в исполнение новых задач, стоящих перед Альянсом, а также быть готовыми взять на себя обязательства по постепенному совершенствованию своей обороноспособности;
  • должным образом участвовать в работе учреждений НАТО;
  • стремиться к осуществлению стандартизации и достижения оперативной совместимости;
  • создавать через национальную программу необходимую структуру по вопросам планирования и выполнения таких военных бюджетов, соответствующих определенным приоритетам в сфере обороны и предусматривали соответствующие схемы обучения для ознакомления персонала с существующими в НАТО практикой и процедурами с целью подготовки к возможной в будущем участия в работе структур альянса;
  • знакомиться с соответствующими правовыми механизмами и соглашениями, которыми руководствуется НАТО для обеспечения сотрудничества в своей структуре и формальным юридическим процессом, предшествующий членству.

НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнерство ради мира ». В этой программе участвуют 22 страны, не являющиеся членами НАТО. Кипр является единственным членом Европейского союза, не участвующим в программе. Турция, не признающая Республику Кипр, препятствует сотрудничеству этого государства с НАТО, поскольку конфликт между турецкой и греческой частями Кипра остаётся нерешённым.

Страна Начало участия
1 Австрия Февраль 1995
2 Азербайджан Май 1994
3 Армения Октябрь 1994
4 Белоруссия Январь 1995
5 Босния и Герцеговина Декабрь 2006
6 Грузия Март 1994
7 Ирландия Декабрь 1999
8 Казахстан Май 1994
9 Киргизия Июнь 1994
10 Македония Ноябрь 1995
11 Мальта Апрель 1995 (до октября 1996); Апрель 2008
12 Молдавия Май 1994
13 Россия Июнь 1994, приостановлено с апреля 2014
14 Сербия Декабрь 2006
15 Таджикистан Февраль 2002
16 Туркмения Май 1994
17 Украина Февраль 1994
18 Узбекистан Июль 1994
19 Финляндия Май 1994
20 Черногория Декабрь 2006
21 Швейцария Декабрь 1996
22 Швеция Май 1994

#gallery-1 { margin: auto; } #gallery-1 .gallery-item { float: left; margin-top: 10px; text-align: center; width: 25%; } #gallery-1 img { border: 2px solid #cfcfcf; } #gallery-1 .gallery-caption { margin-left: 0; } /* see gallery_shortcode() in wp-includes/media.php */

Йенс Столтенберг, генсек НАТО Саммит стран НАТО, 2002 Герб НАТО напротив штаб-квартиры
Штаб-квартира в Брюсселе Карта ВС НАТО в Европе Солдат НАТО

В отличие от других западнобалканских партнеров, Сербия не стремится
присоединиться к Североатлантическому союзу. Однако страна углубляет
политический диалог и сотрудничество с НАТО по вопросам, представляющим
общий интерес. Поддержка демократических, институциональных и оборонных
реформ является важным направлением партнерства НАТО с Сербией.

Основные моменты

НАТО и Сербия последовательно наращивают сотрудничество и диалог с тех
пор, как страна присоединилась к программе «Партнерство ради мира » и к
Совету евроатлантического партнерства в 2006 году.
НАТО полностью уважает политику военного нейтралитета Сербии.
Косово остается ключевой темой для диалога, учитывая присутствие сил KFOR под
руководством НАТО, которые продолжают обеспечивать безопасную обстановку.

Союзники приветствуют прогресс, достигнутый благодаря диалогу между
Белградом и Приштиной при содействии Европейского Союза, и приверженность
обеих сторон к нормализации отношений.
В январе 2015 года Сербия согласилась углубить сотрудничество с НАТО посредством индивидуального плана действий партнерства (IPAP).

Основные направления сотрудничества Сербии и НАТО

Сотрудничество в области безопасности

Подготовка кадров является важной частью сотрудничества в области
безопасности, и сербский персонал участвует в мероприятиях, организуемых
в рамках программы Партнерство ради мир а (ПРМ ). Совместное обучение и
учения с НАТО и отдельными союзниками по НАТО помогают обеспечить
сербскому военному персоналу возможность эффективно и безопасно работать
в миссиях ООН и ЕС, в которых они служат.

Кроме того, учебный центр Сербии по химическим, биологическим,
радиологическим и ядерным вопросам (ХБРЯ) в Крушеваце был признан в
качестве учебного и Образовательного Центра партнерства в 2013 году,
открыв свою деятельность для союзников и партнеров.

Косово, конечно, остается ключевой темой диалога НАТО с Сербией.
Североатлантический союз предпринял военное вмешательство в начале 1999
года, чтобы положить конец насилию в Косово, а затем развернул
возглавляемые НАТО силы КФОР для обеспечения безопасной обстановки и
содействия восстановлению.

KFOR по-прежнему играют решающую роль в обеспечении безопасности в
Косово и будут оставаться в Косово на основе резолюции 1244 Совета
Безопасности Организации Объединенных Наций в целях обеспечения
безопасных условий, включая свободу передвижения для всех людей.

Сербские вооруженные силы на протяжении многих лет сотрудничают с КейФОР
через Совет по совместному выполнению (Joint Implementation Council -
JIC ) действующего на основе военно-технического соглашения 1999 года
между KFOR и сербскими вооруженными силами (Кумановское Соглашение).

Реформа сектора обороны и безопасности

Важным инструментом такого сотрудничества является Группа по обронной
реформе Сербия/НАТО (Serbia/NATO Defence Reform Group — DRG ). Эта группа
была совместно сформирована в феврале 2006 года для предоставления
сербским властям консультаций и помощи по вопросам реформирования и
модернизации Вооруженных сил Сербии и создания современной, простой и
контролируемой демократическим путем оборонной структуры.

Страны НАТО поддержали ряд проектов целевого фонда НАТО/ПРМ в Сербии. К
ним относятся проект по уничтожению 28 000 единиц стрелкового оружия и
легкого вооружения, который был завершен в 2003 году, и проект по
безопасному уничтожению 1,4 миллиона сухопутных мин и боеприпасов,
который был завершен в июне 2007 года. Готовится третий проект Целевого
фонда по уничтожению приблизительно 2000 тонн излишков боеприпасов и
взрывчатых веществ.

Еще один проект Целевого фонда по переподготовке бывших военнослужащих
сербских вооруженных сил было завершен в 2011 году. Исполнителем этого
проекта является международная организация по миграции (МОМ). Этот
проект, осуществлявшийся в течение пяти лет и стоивший 9,6 млн. евро,
помог почти 6000 уволенным военнослужащим в Сербии открыть малые
предприятия.

Научное сотрудничество в области безопасности

Сербия активно участвует в программе НАТО «Наука во имя мира и
безопасности » (Science for Peace and Security — SPS ) с 2007 года.
Программа способствует тесному сотрудничеству по вопросам, представляющим
общий интерес, в целях укрепления безопасности НАТО и стран-партнеров.
Содействуя международным усилиям, в частности региональным, программа
направлена на решение возникающих проблем в области безопасности,
поддержку операций под руководством НАТО и заблаговременное
предупреждение и прогнозирование в целях предотвращения стихийных
бедствий и кризисов.

Сегодня ученые и эксперты из Сербии работают над решением широкого круга
вопросов безопасности, в частности, в области энергетической
безопасности, борьбы с терроризмом и защиты от средств ХБРЯ. В ходе
недавней серии семинаров, финансируемых SPS под руководством Сербии и
Соединенных Штатов, эксперты разработали систему показателей для
осуществления резолюции 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных
Наций о Женщинах в мире и безопасности. Этот набор показателей поможет
оценить, как НАТО и страны-партнеры учитывают гендерную проблематику в
военных операциях.

Рамки сотрудничества
Индивидуальный план действий партнерства (ИПАП), подписанный в январе
2015 года, представляет собой совместно Согласованные рамки, в которых
страна-партнер излагает свои цели реформы и области, в которых НАТО может
оказать помощь для достижения этих целей. План поможет организовать
двустороннее сотрудничество, гарантируя, что НАТО и отдельные страны НАТО
смогут оказать поддержку Сербии в достижении ее целей реформ. ИПАП
предлагает важный шаг вперед в отношениях, позволяя НАТО и Сербии
углублять как свои политические консультации, так и практическое
сотрудничество.

Отделение военной связи НАТО в Белграде, созданное в
декабре 2006 года, оказывает поддержку сербским оборонным реформам,
содействует участию Сербии в деятельности в рамках программы «Партнерство
ради мира» и оказывает содействие деятельности НАТО в области
общественной дипломатии в регионе.

Александр Бовдунов

Балканы превращаются в одну из ключевых зон мировой политики, считают опрошенные RT эксперты. Интересы великих держав снова пересеклись в «пороховом погребе Европы». За последнюю неделю регион посетили российский министр иностранных дел, главы оборонных ведомств Германии и США. Визиты сопровождались обвинениями со стороны Запада во вмешательстве России в дела суверенных государств и ответной критикой Москвы в адрес западных стран. На грани масштабного кризиса находится Македония, где предстоящий референдум о вступлении в НАТО и ЕС может привести к конфликту. Такие тенденции наблюдаются в Боснии, Косове, а также в отношениях между косовскими властями и Белградом. Как новый рост напряжённости на Балканах повлияет на мировую политику, выяснял RT.

  • Протест против ЕС и НАТО в Сербии
  • ALEXA STANKOVIC

Россия считает, что никто из внешних игроков на Балканах не должен претендовать на единоличный контроль над регионом. Об этом 21 сентября в ходе визита в Боснию и Герцеговину заявил российский министр иностранных дел Сергей Лавров.

«Все внешние игроки не должны создавать на Балканах каких-то конфронтационных ситуаций. Никто из этих внешних игроков не должен претендовать на то, что он контролирует Балканы, а остальным сюда вход заказан», — отметил глава МИД России.

Заявление главы российского дипведомства прозвучало на фоне деклараций стран Запада о нежелательности усиления влияния Москвы в регионе. 17 сентября в ходе визита в Македонию министр обороны США Джеймс Мэттис во вмешательстве во внутренние дела этого балканского государства.

Несколькими днями ранее президент Черногории Мило Джуканович также вспомнил о Москве. Выступая по поводу своего конфликта с Сербской православной церковью, к которой относится большинство православных его страны, Джуканович назвал религиозную организацию «кулаком идеологов Великой Сербии и имперской России».

До этого входящий в структуру ЕС Институт исследований в области безопасности , в котором подчеркнул, что в случае разворота стран региона в сторону России их ждут новые конфликты и экономический спад. В апреле 2018 года о необходимости не допустить усиления России на Западных Балканах говорил президент Франции Эммануэль Макрон.

«Балканы были и остаются очень важной зоной мировой политики. Это зона, где пересекаются транспортные, энергетические и миграционные пути, — отметила в интервью RT профессор МГИМО, политолог Елена Пономарёва. — Россия какое-то время оставила Балканы без внимания, а наши западные партнёры никогда не забывали и скрупулёзно работали, наращивая там своё влияние. Особенно серьёзную активность проявляли британцы, немцы, в конце XX века появились американцы. В последние годы набирает силу Китай, хотя китайцы не представлены активно на политическом поле».

НАТО идёт ва-банк

Как заявил в интервью RT эксперт Института европейских исследований в Белграде Стеван Гайич, усилия, предпринимаемые сейчас Западом в отношении Балкан, направлены на то, чтобы включить все балканские страны в НАТО.

Именно название, идентичное наименованию северогреческой провинции, служило причиной, по которой Македония не могла начать диалог о присоединении к ЕС и НАТО почти 30 лет. Греция всё время накладывала вето.

  • Протест против переименования Македонии в Скопье
  • Reuters

В июле текущего года македонские и греческие власти всё же нашли решение — переименовать бывшую югославскую республику в Северную Македонию (так называемое Преспанское соглашение). Решение не устроило многих ни в Греции, ни в самой Македонии, однако, несмотря на акции протеста, было согласовано правительствами обеих стран. Сейчас в ходе плебисцита население государства должно одобрить смену названия и поддержать вступление в Евросоюз и НАТО.

По словам Стевана Гайича, то, что сложная проблема, выхода из которой не находили в течение многих лет, вдруг оказалась разрешённой почти в одночасье, вызвано беспрецедентным давлением извне как на Афины, так и на Скопье.

«Греция и Македония были вынуждены под давлением НАТО и ЕС срочно договориться насчёт названия», — подчеркнул эксперт.

Открыто агитировали за вступление в Североатлантический альянс посетившие на днях Македонию глава Пентагона Джеймс Мэттис и его коллега из ФРГ Урсула фон дер Ляйен.

«Посмотрите на количество западных визитёров, которые посетили Македонию буквально в этом месяце. Это руководители многих европейских стран, представители руководства Соединённых Штатов. И все они в публичных выступлениях в Скопье не стесняются агитировать за голосование на референдуме в пользу Преспанского соглашения. Если это не вмешательство во внутренние дела, тогда я даже не знаю, что можно назвать вмешательством», — заявил 21 сентября, выступая в Баня-Луке, глава российского МИД Сергей Лавров.

Ранее соглашение между Македонией и Грецией, открывающее для Скопье дорогу в НАТО и ЕС, публично поддержали президент США Дональд Трамп, канцлер Германии Ангела Меркель, её австрийский коллега Себастьян Курц, главный дипломат ЕС Федерика Могерини, генсек НАТО Йенс Столтенберг и даже экс-президент Соединённых Штатов Джордж Буш — младший.

Сербские партизаны

Как отметила Елена Пономарёва, экспансия евро-атлантических структур на Балканах направлена в первую очередь против России, а среди балканских народов главными проигравшими будут сербы, которые дольше остальных сопротивлялись наступлению Запада.

«Сербию и Республику Сербскую (государственное образование в составе Боснии и Герцеговины. — RT ) до недавнего времени можно было называть партизанами в тылу НАТО», — заявила политолог.

Именно поэтому главная задача НАТО на Балканах, по словам эксперта, — поглощение сербских земель, которое уже началось с присоединением к Североатлантическому альянсу , поскольку черногорцы представляют собой не что иное, как ветвь сербского народа.

«Россия была и остаётся историческим противником коллективного Запада: чем больше он укрепляет свои военно-политические позиции, тем большую опасность для нас представляет, — констатировала Пономарёва. — А лишение нас исторических союзников на Балканах — это серьёзнейшая угроза».

С пониманием данного фактора, по мнению эксперта, связано особое внимание, которое Россия в своей дипломатии уделяет сербскому вопросу, о чём свидетельствует недавний визит Сергея Лаврова в Боснию 21 сентября.

Тогда, помимо встреч с руководством Республики Сербской, а также Боснии и Герцеговины, министр иностранных дел России провёл переговоры со своим сербским коллегой Ивицей Дачичем. По их итогам уровень отношений Москвы и Белграда был охарактеризован российским МИД как стратегическое партнёрство. Россия традиционно поддерживает Сербию в вопросе Косова, активно развивает военно-техническое, экономическое и гуманитарное сотрудничество с Белградом.

  • Министры иностранных дел России и Сербии Сергей Лавров и Ивица Дачич
  • Reuters

Так, по итогам визита сербского президента Александра Вучича в РФ в феврале 2018 года Россия согласилась выделить Сербии €2 млн на обучение пилотов истребителей МиГ-29. В октябре 2017-го Москва передала сербской стороне в рамках военно-технической помощи шесть истребителей МиГ-29, а в июне 2016 года — два вертолёта Ми-17. В сербском городе Ниш действует российско-сербский гуманитарный центр МЧС. Нынешнее руководство Сербии также стремится заручиться поддержкой Москвы — и, хотя оно нацелено на присоединение к ЕС, выступает против европейских санкций в отношении России.

Активно развивает Москва связи и с Республикой Сербской. 21 сентября именно в этой стране с рабочим визитом находился глава МИД России. В ходе визита в Боснию и Герцеговину (БиГ) Сергей Лавров подчеркнул, что РФ поддерживает Дейтонские соглашения 1995 года, завершившие войну в Боснии и Герцеговине, так как они гарантировали равноправие двум субъектам в составе БиГ — Республике Сербской и мусульмано-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины. Одновременно Россия выступила за ликвидацию внешнего контроля над политикой БиГ в лице высокого представителя по Боснии и Герцеговине, имеющего мандат ООН, но де-факто находящегося под влиянием США и ЕС.

«В Боснии и Герцеговине сейчас идёт медленная ревизия Дейтонских соглашений, поэтому Сергей Викторович и обратил на это внимание, — отметила Пономарёва. — Происходит постепенное размывание полномочий сербского образования. Оно уже не имеет ни своей армии, ни собственной полиции, всё это передано на федеральный уровень. Следующий шаг — превращение границ Республики Сербской в чисто административные. В таком государстве сербы окажутся в меньшинстве — и любое голосование в парламенте по вступлению в НАТО пройдёт на ура».

Кризисные тенденции

Однако втягивание балканских стран в НАТО не приносит долгожданного умиротворения в исторически неспокойном регионе. Так, вступление Черногории в Североатлантический альянс сопровождалось в 2005—2016 годах массовыми протестами оппозиции.

Попытки навязать Сербии и Косову соглашение, которое открыло бы для Белграда и Приштины дорогу в НАТО и Евросоюз, не находят понимания не только среди сербов, но и среди косовских албанцев. С начала 2018 года в Косове продолжается политический кризис — и партии, оппозиционные президенту Тачи, а также премьер-министр Рамуш Харадинай отвергают любые попытки пойти на компромисс с Сербией.

Сербская сторона и сама взяла тайм-аут в переговорах с Приштиной. Из-за попыток косоваров помешать визиту Александра Вучича в сербские районы Косова была отменена его встреча с Хашимом Тачи в Брюсселе, назначенная на 7 сентября. Сербия отмечает, что албанские власти Косова так и не выполнили достигнутых ранее соглашений с Белградом, не создав в установленный срок Объединение сербских общин в непризнанном государстве.

Зато они пытаются с помощью натовских сил KFOR создать , вопреки всем заключённым ранее договорённостям и основополагающей для разрешения косовской проблемы резолюции ООН №1244.

  • Хашим Тачи, Федерика Могерини, Александр Вучич
  • European Concil

По мнению Стевана Гайича, стоит ожидать, что после референдума о названии страны, а также о вступлении в НАТО и ЕС в новую горячую точку на карте Балкан превратится Македония.

«Есть потенциал больших волнений, эта ситуация может привести к конфликту, — утверждает политолог. — Причём не только к конфликту по линии славяне — албанцы, но и между самими македонскими славянами».

По мнению Пономарёвой, если балканские элиты, особенно власти Сербии и Боснии и Герцеговины, возьмут окончательный курс на вступление в ЕС и НАТО, стоит ожидать новых конфликтов и на сербских территориях.

«Балканы будут полыхать. К 2030 году точно, потому что значительная часть сербов не признает решения о вступлении в НАТО, — отметила эксперт. — Можно ожидать начала партизанских действий, как в 1990-х, и активизации террористических исламистских ячеек, особенно в Боснии и Герцеговине».

Выходом, по мнению политолога, может быть усиление роли России в регионе и выделение Балкан в приоритетную зону российской внешней политики.

«Защита наших границ начинается на дальних рубежах, и, если мы потеряем балканский рубеж, это будет одной из главных трагедий последних лет», — заключила Пономарёва.