Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог. Для успешной учебной и воспитательной деятельности в структуре специального образования недостаточно обычной педагогической подготовки.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки - он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогической культуры в сфере специального образования, которая интегрируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способностей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогическое мастерство - сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.
Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетентен в выполнении следующих видов профессиональной деятельности:
Преподавательской;
Конструктивно-организаторской;
Диагностико-аналитической;
Консультативной;
Проективной;
Гностической;
Психопрофилактической;
Коррекционно-развивающей;
Просветительской;
Научно-исследовательской;
Воспитательской;
Координаторской.
Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:
Умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, выявления имеющихся образовательных достижений;
Методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психологического диагноза);
Умением осуществлять педагогическое консультирование детей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразовательных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников;
Приемами и способами адаптации и трансформации учебного и дидактического материала и образовательных условий в соответствии с возможностями и потребностями детей и подростков, имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением создавать, поддерживать и эффективно использовать специальную образовательную среду;
Технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в различных организационных формах процесса специального образования;
Навыками обеспечения экологически благоприятной, психологически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;
Знаниями приемов профилактики и методов коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;
Способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;
Организаторскими умениями взаимодействия и сотрудничества с родителями с целью повышения их психологической культуры;
Навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
Применительно к каждой дефектологической специальности эти общие компетенции дополняются в соответствии с особенностями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями. К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и осмысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.
Педагоги-дефектологи трудятся в специальных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях профессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопедических пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляя коррекционно-педагогическую работу с разными категориями обучающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях и осуществлять надомное визитирование для оказания ранней комплексной помощи семье, имеющей ребенка с нарушениями развития.
Заметно возросла потребность образовательных учреждений общего назначения в специальных психологах и педагогах в условиях развития интеграции и дифференцированного подхода к учащимся. Для педагога-дефектолога (особенно олигофренопедагога) в силу специфики его профессионального образования не составляет труда компетентно организовать процесс обучения и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, в то же время, как учитель массовой школы испытывает затруднения в работе с детьми, обнаруживающими признаки школьной дезадаптации.
Необходимый уровень профессиональной компетентности педагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-практиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.
Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важнейшей его задачей является пополнение теоретических знаний и профессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соответствии с регулярным обновлением, дополнением и совершенствованием Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, требованиям которых необходимо всегда соответствовать.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подготовка к ведению нового вида профессиональной деятельности) дефектологов осуществляется в институтах повышения квалификации (институтах усовершенствования) работников педагогического образования, в Академии повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педагогических вузов (факультеты повышения квалификации и переподготовки). Деятельность этой системы направлена не только на модернизацию уже имеющейся профессиональной квалификации, но и на расширение круга специализаций в соответствии с профессиональными потребностями самого специалиста или образовательного учреждения, в котором он работает.
Занимающиеся в системе повышения квалификации дефектологи могут участвовать в формировании содержания образовательных программ в соответствии со своими потребностями и интересами и выбирать по согласованию с обучающим подразделением дисциплины для факультативной или индивидуальной формы обучения.
Анна Дорошенко
Самоанализ профессиональной деятельности учителя - дефектолога
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района
«Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
633623, р. п. Сузун, Партизанская, 213.
Тел. (838346) 2-14-17, 2-25-77, факс (838346) 2-25-77
Электронный адрес : [email protected]
Самоанализ
учителя – дефектолога
Выполнила : учитель – дефектолог
МКОУ «Сузунская ОШ – И»
Дорошенко Анна Александровна
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно
любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ю. Ключевский
«Все профессии хороши – выбирай на вкус» . Под таким призывом всегда неизменно вставал вопрос о выборе будущей профессии , пожалуй, перед каждым выпускником школы. Профессия – учитель , таков был мой выбор. Это сложная и ответственная профессия , не для равнодушных людей, так как требует много душевных и эмоциональных затрат. Быть учителем – это значит постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы каждый день. Быть учителем для меня – это значит, достучаться до каждого ученика, думать над тем, что значит учение для конкретного ребенка, и что я могу дать этому ученику. Быть учителем – это быть с детьми такой, какая я есть, но в душе остающейся немного ребенком : часто чего-то не знающим, колеблющимся, ошибающимся, ищущим. Учить и учиться все время , решать, создавать, творить вместе с детьми. Ведь учитель учит до тех пор , пока сам учится . Учитель должен идти в ногу со временем : использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но любовь и доверие детей невозможно завоевать, вооружившись только современными методиками. Профессия учителя – это и труд , и призвание.
В настоящее время работаю в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» в должности учитель – дефектолог . В нашей школе обучаются дети с умственной отсталостью разной степени тяжести и обучающиеся с ЗПР.
Темой моего самообразования является адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Цель моей работы - своевременное выявление и оказание помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющим трудности в усвоении программного материала.
Задачи :
1. Выявление обучающихся, испытывающих трудности в овладении школьной программой в условиях коррекционного обучения.
2. Динамическое изучение уровня умственного развития обучающихся и результатов коррекционного воздействия.
3. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся .
4. Консультация педагогов, родителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, выбору оптимальных форм, методов, приёмов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
Основными направлениями моей деятельности , как учителя- дефектолога являются :
- диагностическое направление : выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития обучающихся с ОВЗ с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием обучающихся; распределение обучающихся на группы по ведущему дефекту ; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на каждого обучающегося;
- коррекционное направление : преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно - образовательного процесса;
- аналитическое направление : сравнение и обработка результатов успешности усвоения программ коррекционных занятий, с учётом анализа результатов;
Консультативно - просветительское и профилактическое направление : оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;
Организационно - методическое направление : участие в подготовке и проведении ШПМПк, методических объединений, семинаров, педагогических советов, научных конференций, оформление документации учителя- дефектолога .
В своей коррекционно - педагогической деятельности , как учитель- дефектолог руководствуюсь следующими принципами :
Развивающего обучения, направленного на развитие личности обучающегося, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях;
Воспитывающего обучения, способствующего развитию в ребёнке с ОВЗ необходимых моральных и волевых качеств, с целью формирования его характера;
Систематичности и системности в обучении, предполагающем концентрический принцип изучения материала;
Доступности, позволяющий раскрыть содержание материала на доступном для ребенка с ОВЗ уровне;
Дифференцированного подхода, позволяющий осуществлять обучение детей по подгруппам в зависимости от их потенциальных возможностей;
- деятельностного подхода , определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учётом ведущей для каждого возрастного периода деятельности ;
Индивидуализации обучения, позволяющий осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка в зависимости от его психофизических характеристик.
По роду своей деятельности я работаю с обучающимися начальных классов, имеющих умеренную и тяжёлую степень умственной отсталости, сочетанную с различными физическими и психическими нарушениями.
У данной категории детей статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно диф-ференцируются, нарушена координация, точность и темп движений. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на формирование навыков самообслуживания , требующих тонких движений пальцев. У всех нарушено внимание. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели.
Сенсорная сфера (ощущения, восприятия, как правило, значительно нарушена. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Имеются грубые аномалии зрения и слуха. Однако и при их сохранности многие не умеют ими пользоваться для более полной ориентировки в происходящем. Плохо перерабатываются даже получаемые сведения, поступающие в большем количестве. Коррекция формирующихся способностей сенсорной сферы позволяет улучшить абилитацию этих детей.
У данной категории детей запас сведений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у них конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления.
У этих обучающихся медленно, запаздывая на 3-5 лет, развиваются понимание и использование речи. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений.
Память развита недостаточно. Ее объем мал. С трудом освоенные знания обычно применяются механически, как заученные штампы. Наиболее типичные особенности личности таких субъектов - отсутствие инициативы, самостоятельности , косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности , сочетающаяся с инертностью и тугоподвижностью.
Планирование коррекционно - педагогической деятельности и ее содержательная направленность определяется, прежде всего, психолого-педагогическими особенностями данной категории обучающихся, структурой дефекта , степенью его выраженности, возрастом обучающихся.
Для работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения мною разработаны программы : «Особый ребёнок» 1 – 4 класс (ФГОС О УО (ИН, «Особый ребёнок» 1 (дополнительный) класс (ФГОС О УО (ИН, «Мы познаём мир» для работы с обучающимися, имеющими умеренную степень умственной отсталости первого (дополнительного) – девятого года обучения (http://s_intern.suz.edu54.ru/p56aa1.html) . Данные программы были составлены на основе : «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, программы «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью» авторского коллектива Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарина, Н. Д. Соколовой. Кроме того, мною используются практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии Н. В. Верещагиной «Особый ребенок в детском саду» , методические пособия Т. П. Медведевой, И. А. Панфиловой, Е. В. Поле «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна : групповые и индивидуальные занятия», О. А. Чистовой, «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» Е. А. Стребелевой др.
В процессе реализации коррекционно – развивающих программ, в своей практической деятельности использую разнообразные технологии :
технология коррекции сенсорного, сенсомоторного и психомоторного процессов;
технология коррекции познавательных процессов и высших психических функций;
здоровьесберегающие технологии;
образовательные технологии;
технология диагностического обследования детей с интеллектуальными нарушениями;
технология анализа развития ребёнка;
игровые технологии;
ИКТ технологии;
технология формирования лексико – грамматического строя речи;
цифровые образовательные ресурсы.
Применение вышеперечисленных технологий способствует укреплению здоровья, максимально возможной коррекции интеллектуальной недостаточности и оказывает положительное влияние на различные стороны психического и соматического развития обучающихся.
Имеется отдельный кабинет для работы учителя – дефектолога (Приложение 1) . Кабинет представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы. Он состоит из одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета создаёт для обучающихся атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, оснащен пособиями, играми, тренажерами. Родители имеют свободный доступ к кабинету.
Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам, которые решаю в процессе своей профессиональной деятельности . Кабинет соответствует критериям, по которым происходит организация рабочего пространства :
Научность – обеспечение методической базы, соблюдение квалификационных и методических требований;
Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа;
Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям обучающихся;
Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния.
Созданы рабочие зоны :
по отношению к детям (в соответствии с видами работ с обучающихся)
Учебная зона;
Двигательная зона;
Игровая зона;
По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя- дефектолога )
Диагностическая зона;
Коррекционно-развивающая зона;
Консультативная зона;
Методическая зона (пособия, программы, монографии и документация специалиста) .
Структура дефектологических занятий интересна и разнообразна. Набор развивающих игр настолько велик, что дети, с большим интересом занимаясь, не замечают, что чему-то целенаправленно учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности , моторики, речи, фонетического слуха и др. (Приложение 2) . На занятиях дети рисуют, лепят, на ощупь угадывают предметы и определяют материалы, работают с крупами (Приложение3) .
Используя разнообразные формы проведения занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, целевые экскурсии и прогулки, опираюсь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и детской гигиены, обеспечиваю охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса (провожу разнообразные, в том числе и музыкальные, физкультминутки, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику и т. д.)
В процессе работы добиваюсь эффективной положительной мотивации обучающихся к исправлению дефектов развития . В этом мне помогают :
опора на положительное;
создание благоприятной психологической атмосферы;
знание психосоматических особенностей обучающихся;
разнообразное построение образовательной деятельности , максимальное включение анализаторов, использование различной наглядности, мультимедийных презентаций;
применение различных методов оценивания.
Результативность моей работы, как учителя- дефектолога , определяется успешностью усвоения, сроками прохождения программного материала, положительной динамикой в развитии личности обучающегося в целом (Приложение 4) . За период моей работы можно выделить обучающихся, образовательный уровень которых (труд, продуктивные виды деятельности , коммуникация, социализация, сенсорное развитие, развитие мыслительных процессов, ФЭМП, ознакомление с окружающим и социальное развитие, игра) повысился :
от низкого уровня до среднего : Кирилл П., Андрей П., Дмитрий Р., Эдуард Г. ;
от низкого уровня до уровня ниже среднего : Ирина Г., Вероника А. ;
от уровня ниже среднего до уровня выше среднего : Валентина Н., Светлана Д., Кирилл М., Софья А. ;
уровень остался прежним : Анна Т., Егор Н., Владимир Е., Алина С.
Одним из важнейших направлений в коррекционно – педагогической деятельности учителя – дефектолога является работа с родителями, как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации обучающегося, имеющего интеллектуальные нарушения. Для того чтобы работа с родителями осуществлялась конструктивно, привлекаю их к активному участию в педагогическом процессе. Моя задача, как учителя - дефектолога – ориентировать родителей на социальное благополучие своих детей, которое предусматривает раскрытие и развитие возможностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в социальной адаптации, формирование социальных и учебных компетенций.
Система работы с родителями включает в себя :
Информационно – аналитическую часть : сбор сведений (анкетирование, опросы) о родителях, уровне образования, наличие или отсутствие специальных знаний, отношение в семье к детям с ОВЗ, потребность родителей в психолого – педагогической информации и помощи;
- познавательную часть : совместная работа с родителями (домашние задания, открытые занятия, родительские собрания, консультации, посещение родителями индивидуальных занятий);
Наглядно – информационную часть : ознакомление родителей с особенностями коррекционно - образовательного процесса (буклеты, стенд, индивидуальные консультации) ;
Сложившаяся система работы позволяет не только оказывать педагогическую поддержку родителям обучающихся, но и привлекать к коррекционно – педагогической деятельности всю семью ребенка .
Формы работы с родителями, которые я использую в своей работе :
Классные часы;
Круглые столы;
Индивидуальные консультации;
Родительские собрания (Приложение 5) .
В целях повышения профессионального роста с 2016 года являюсь участником «Ассоциации дефектологов Новосибирской области» .
Являюсь оператором по заполнению Единой базы учёта детей с ОВЗ и детей инвалидов в школе – интернате (Приказ №221 от 31.08.2015года) .
Принимаю активное участие в работе конференций, семинаров
Уровень и название конференции, семинара и др. Форма участия Тема выступления Дата
Областная научно – практическая конференция «Внедрение ФГОС» слушатель 2014
Районная научно – практическая конференция, организованная совместно с НИПКиПРО «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта» (Приложение 6) стендовый доклад
Сенсорное развитие детей с нарушениями интеллекта 2014
Районная научно – практическая конференция «Образовательное пространство Сузунского района. Инновационные подходы как фактор обеспечения нового качества образования» (Приложение 7) доклад
Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе 2016
Являюсь членом ШПМПк с 2014 года. Принимаю активное участие в проведении консилиумов внутри учреждения : по определению уровня готовности первоклассников к школьному обучению, по уточнению, изменению образовательного маршрута и т. д., посещаю семинары и практикумы, проходящие в Сузунском филиале ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого – педагогической медико-социальной помощи, Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования» .
В рамках работы над темой самообразования были проведены
год Наименование темы
Результаты работы
2015-2016гг. «Сравнительный анализ психического развития детей школьного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости». Выступление с докладом - презентацией на спецсеминаре, посвященном проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выступление с докладом – презентацией на методическом объединении воспитателей внутри ОУ.
«Использование электронных презентаций на занятиях по социальной адаптации». Подбор компьютерных игр и презентаций по основным образовательным областям.
Выступление с отчетом – презентацией «Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ » на МО учителей начальных классов внутри ОУ.
Обобщение и распространение опыта
Форма Уровень Тема Дата проведения
Открытое занятие Внутри учреждения для педагогов Образовательная область : познание (сенсорное развитие)
«Фрукты - яблоко»
октябрь 2016г.
В настоящее время первый год работаю в классе для обучающихся со сложными дефектами (умеренная и тяжёлая умственная отсталость, осложненная соматическими и неврологическими заболеваниями (гидроцефалия, атрофия головного мозга, РДА, ДЦП, гиперкинетический синдром и др.)
Принимаю активное участие в творческой жизни педагогического коллектива. Оказываю помощь коллегам в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, выставок, творческих вечеров. Принимаю участие в районных и областных мероприятиях.
Являлась классным руководителем обучающихся с 2014 по 2015 учебный год. Классный коллектив состоял из 9 человек – 5 мальчиков, 4 девочки. При работе с классом пользовалась программой воспитательной работы «Взросление» , которая включала в себя следующие разделы :
Патриотическое воспитание – «Моя Родина Россия» ;
Здоровьесберегающий - «ЗОЖ» ;
- профориентационный - «Все профессии важны » ;
Нравственное воспитание - «Толерантность» .
Все выпускники после окончания МКОУ «Сузунская ОШ – И» поступили в ПУ, успешно адаптировались в новом коллективе. На данный момент успешно осваивают профессии швеи , штукатура – маляра, принимают активное участие в творческой и спортивной жизни ПУ.
Наряду с профессиональной деятельностью , принимаю активное участие во многих мероприятиях, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях школы, поселка, области, стараюсь помочь там, где нужен мой опыт, знания. С огромным вниманием отношусь к проектам, направленным на улучшение жизни людей, всегда открыта для содействия им. Очень точно и метко написал об учителе известный писатель Соловейчик : «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе ». Стараюсь личным примером заразить своих учеников, коллег, привлечь их к занятию социально полезной деятельностью (Приложение 8) .
Другой, не менее актуальной проблемой является работа с родителями обучающихся. Не все родители обучались в ОУ, некоторые не умеют писать, читать, что значительно осложняет сбор информации, нет возможности применять наглядно – информационные материалы. Ведущую роль в данной ситуации отводится индивидуальным беседам, консультациям, разъяснениям. Зачастую родители не желают становиться участниками образовательного процесса, не понимают всю значимость необходимости выполнения домашних заданий, направленных на повторение, закрепление материала, что значительно усложняет закрепление и применение на практике полученных ЗУН.
Перспективные направления работы
Разработка программы обучения начальным навыкам пользования компьютером детей со сложными дефектами ;
Разработка дополнительных параметров к критериям психолого - педагогической диагностики младших школьников с нарушением интеллекта в зависимости от года обучения по утвержденной образовательной программе;
Разработка стандартного перспективно – тематического планирования по годам обучения, согласно образовательной программе;
Изготовление и приобретение пособий, дидактического материала для детей со сложными дефектами ;
Учитель – дефектолог
МКОУ «Сузунская ОШ-И» Дорошенко А. А.
Ольга Стукалова
Эссе «Профессия дефектолог-это…»
Как представители профессии типа «человек-человек» дефектологи , чтобы быть профессионально успешными , должны развить в себе такие профессионально значимые умения и качества личности, как рефлексивность, интерес к другому человеку, стремление к общению, коммуникабельность, доброжелательность, бесконфликтность, эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми, адаптивность, произвольность поведения, способность оказывать эмоциональное воздействие, отзывчивость, выдержку, собранность, пунктуальность
Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом : порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
Личностные характеристики и успешность деятельности
Чтобы стать хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Он должен быть внимательным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Для овладения профессией и дальнейшей работы необходимо иметь хорошую память, высокие коммуникативные способности. Нужна грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, стрессоустойчивость, крепкая нервная система.
Дефектология – наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения. Учитель-дефектолог – педагог , занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.
Дефектология тесно связана с такими науками как : психология, медицина, педагогика и др.
На занятиях дефектолог , дефектолог -логопед осуществляют работу по следующим направлениям :
Развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое) ;
Развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное) ;
Развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая) ;
Развитие и коррекция мышления;
Развитие и коррекция речи (устная, письменная) ;
Развитие и коррекция моторики (моторной функции) ;
Развитие и коррекция зрения;
Развитие и коррекция слуха;
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
Восполнение пробелов в познавательной сфере;
Развитие и формирование элементарных математических представлений;
Развитие и формирование конструктивной деятельности.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
дефекты речи , слуха у специалиста данной профессии ;
Необщительность;
Отсутствие склонности к работе с детьми;
Эмоциональная неуравновешенность;
Агрессивность;
Корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации
Социальная помощь (по определению Л. И. Аксеновой) - это система гуманитарных услуг (правоохранных здравоохранительных, образовательных, психотерапевтических, реабилитационных, консультационных, благотворительных) представителям экономически не обеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Социально-педагогическая деятельность (по определению В. А. Никитина) состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче ребенку знаний освоении им) социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования.
Профессиональные и личностные качествам педагога-дефектолога , работающего с детьми
Умение быстро принимать решения;
Организаторские способности;
Практицизм;
Развитая интуиция;
Любовь к детям;
Психологическая устойчивость;
Жизнерадостность;
Высокий уровень культуры;
Активная жизненная позиция.
Публикации по теме:
Я и моя профессия Воспитатель – человек душой размером с океан… Чье сердце в окружении детьми Все начинает биться чаще, В глазах которого лишь доброта Усталость.
Выбор жизненного пути…. На свете есть много различных профессий, И в каждой есть прелесть своя. Но нет благородней, нужней и чудесней Чем.
Моя профессия воспитатель Эссе «Я и моя профессия» Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в.
Моя профессия-воспитатель Почему я выбрала профессию воспитатель? С самого раннего возраста я мечтала заниматься с детьми. Когда мне было 4 года примером для воспитания.
Профессия - военный «Профессия – военный» В. – Дети, что необходимо для того, чтобы люди спокойно жили, трудились, чтобы дети могли спокойно ходить в детский.
Профессия воспитатель В течение всей своей жизни ребенок встречается с множеством людей, которые так или иначе оказывают на него влияние. Что же касается педагогов,.
Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог. Для успешной учебной и воспитательной деятельности в структуре специального образования недостаточно обычной педагогической подготовки.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотера-
1 Азбукин Д. И. 20 лет подготовки педагогов-дефектологов // Советская педагогика. - 1939. - № 8-9. - С. 188.
1 Кащенко В. П. На помощь дефективным детям // Народный учитель. - 1918. - №33-34.-С. 6.
Певтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели -■ содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки - он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогической культуры в сфере специального образования, которая интегрируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способностей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогическое мастерство - сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.
Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетентен в выполнении следующих видов профессиональной деятельности:
Преподавательской;
Конструктивно-организаторской;
Диагностико-аналитической;
Консультативной;
Проективной;
Гностической;
Психопрофилактической;
Коррекционно-развивающей;
Просветительской;
Научно-исследовательской;
Воспитательской;
Координаторской.
Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:
Умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, выявления имеющихся образовательных достижений;
Методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психологического диагноза);
Умением осуществлять педагогическое консультирование детей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразовательных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников;
Приемами и способами адаптации и трансформации учебного и дидактического материала и образовательных условий в соответствии с возможностями и потребностями детей и подростков,
имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением создавать, поддерживать и эффективно использовать специальную образовательную среду;
Технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в различных организационных формах процесса специального образования;
Навыками обеспечения экологически благоприятной, психологически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;
Знаниями приемов профилактики и методов коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;
Способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;
Организаторскими умениями взаимодействия и сотрудничества с родителями с целью повышения их психологической культуры;
Навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
Применительно к каждой дефектологической специальности эти общие компетенции дополняются в соответствии с особенностями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями. К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и осмысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.
Педагоги-дефектологи трудятся в специальных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях профессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопедических пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляя коррекционно-педагогическую работу с разными категориями обучающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях и осуществлять надомное визитирование для оказания ранней комплексной помощи семье, имеющей ребенка с нарушениями развития.
Заметно возросла потребность образовательных учреждений общего назначения в специальных психологах и педагогах в условиях развития интеграции и дифференцированного подхода к учащимся. Для педагога-дефектолога (особенно олигофренопедаго-
Га) в силу специфики его профессионального образования не составляет труда компетентно организовать процесс обучения и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, в то же время, как учитель массовой школы испытывает затруднения в работе с детьми, обнаруживающими признаки школьной дезадаптации.
Необходимый уровень профессиональной компетентности пе-дагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-практиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.
Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важнейшей его задачей является пополнение теоретических знаний и профессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соответствии с регулярным обновлением, дополнением и совершенствованием Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, требованиям которых необходимо всегда соответствовать.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подготовка к ведению нового вида профессиональной деятельности) дефектологов осуществляется в институтах повышения квалификации (институтах усовершенствования) работников педагогического образования, в Академии повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педагогических вузов (факультеты повышения квалификации и переподготовки). Деятельность этой системы направлена не только на модернизацию уже имеющейся профессиональной квалификации, но и на расширение круга специализаций в соответствии с профессиональными потребностями самого специалиста или образовательного учреждения, в котором он работает.
Занимающиеся в системе повышения квалификации дефекто-логи могут участвовать в формировании содержания образовательных программ в соответствии со своими потребностями и интересами и выбирать по согласованию с обучающим подразделением дисциплины для факультативной или индивидуальной формы обучения.
15.3. Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов
Современное педагогическое образование имеет широкий спектр соответствующих педагогических специальностей:
тифлопедагогика - получение квалификации педагога для обучения слепых и слабовидящих (тифлопедагог);
сурдопедагогика - получение квалификации педагога для обучения глухих и слабослышащих (сурдопедагог);
олигофренопедагогика - получение квалификации педагога для работы с детьми и подростками, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития - от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);
логопедия - получение квалификации педагога, работающего с людьми, имеющими речевые расстройства различного генеза (логопеда, фониатра);
специальная дошкольная педагогика - с квалификацией педагога для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в развитии;
специальная психология - с квалификацией психолога для психологического обеспечения и сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
В педагогических колледжах можно получить специальность воспитателя дошкольного или школьного (школы-интерната) специального учреждения для детей с особыми образовательными потребностями.
Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными категориями людей, имеющих отклонения в развитии в пределах данной типологической группы, начиная с раннего и дошкольного возраста и заканчивая социально-педагогической работой со взрослыми. Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать квалифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.
Педагог-дефектолог получает глубокое и разностороннее образование. Системообразующим критерием комплекса необходимых научных и практических знаний выступает антропологический принцип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию знаний о человеке и его социализации в норме, а затем и при отклонениях в развитии в контексте специальной педагогики с последующей внутридисциплинарной конкретизацией применительно к той или иной специальной предметной области.
Важнейшими характеристиками современного образования пе-дагога-дефектолога являются фундаментализация, гуманизация и стандартизация, а также дедуктивный путь освоения профессии.
Фундаментализация предполагает такое построение профессионального образования, при котором на основе широкой общенаучной профессиональной подготовки происходит постепенный переход к специализации в области конкретной отрасли знаний (например, логопедии), а затем и к овладению методологией и методами научных исследований в этой сфере.
Гуманизация рассматривается как социально-педагогический принцип современной системы образования, который особым
образом ориентирует задачи, стоящие перед педагогом. Если раньше главным было передать ученику необходимые знания, то гуманизация требует от учителя всемерного содействия разностороннему развитию и саморазвитию ребенка, его социализации и социальной адаптации. Профессиональное образование педагога-дефек-толога призвано подготовить его к специфике будущей профессиональной деятельности в этом направлении.
Широкий спектр особых образовательных потребностей, соответствие которым и их удовлетворение предусматривает профессиональная деятельность дефектолога, в конечном счете сводится к социальному адаптированию человека и интеграции его в социум, к обеспечению ему (с учетом характера ограничений) максимально полной социализации и достижения возможно более высокого уровня достойной и независимой жизни.
Реформирование высшего профессионального образования в 90-х гг. XX в. положило начало стандартизации системы отечественного высшего педагогического, в том числе и дефектологического, образования и приближения его к мировым образовательным стандартам.
Назначение образовательных стандартов состоит в том, чтобы четко определить контуры федерального образовательного пространства, которое должно быть единым для всей страны, чтобы российская высшая школа могла вписаться в мировое культурно-образовательное пространство, получить необходимые правовые средства для вхождения в международные механизмы признания собственных документов об образовании и таким образом решить проблему конвертирования дипломов о высшем образовании.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования устанавливает:
Структуру (уровни) высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;
Общие требования к основным профессиональным образовательным программам и условия их реализации;
Нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем;
Академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания профессионального образования;
Общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;
Порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) в качестве федерального компонента;
Правила государственного контроля за соблюдением требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Каждый вуз самостоятельно строит учебный процесс в соответствии со своими возможностями и потребностями своей региональной подсистемы специального образования, интересами преподавателей и самих студентов. Государственные стандарты выступают в качестве наиболее общего регулирующего начала, которое, сохраняя возможности для многообразия высшего образования, гарантируют его необходимый уровень.
Основная образовательная программа предусматривает изучение студентами следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию.
1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.
2. Общие математические и естественно-научные дисциплины.
3. Общепрофессиональные дисциплины.
4. Дисциплины предметной подготовки (по той или иной отрасли специальной педагогики).
5. Дисциплины дополнительной специальности (или специализации).
6. Факультативы.
Содержание образования и последовательность его усвоения выстроены таким образом, что дисциплины фундаментального научного знания, необходимые для понимания процесса и механизма социализации нормально развивающегося человека, приобретают на последующих этапах обучения прикладные аспекты, связанные с проблематикой воспитания, обучения и социализации человека с ограниченными возможностями (такие дисциплины, например, как специальная психология, специальная педагогика и др.), а затем выходят на соответствующие отрасли научного знания непосредственно в специальной педагогике (логопедию, тифлопедагогику и др. - в соответствии с профилем специальности).
Большое значение в содержании профессионального образования дефектологов имеет практическая деятельность. В разные исторические периоды объем практической профессиональной подготовки был различным, и, как показывает опыт, недостаток ее практической направленности отрицательно сказывался на профессиональной компетентности дефектолога.
В отличие от других педагогических специальностей дефекто-логу надо усвоить ряд умений специального (применительно к детям с ограниченными возможностями в целом) и специфиче-
Ского (применительно к конкретной категории) характера. Некоторые из этих умений формируются достаточно долго (например, понимание устной речи маленьких глухих детей, навыки различения на слух дефектов речи и др.), обеспечивая необходимый уровень профессионализма только в условиях непосредственной и регулярной практической деятельности с той или иной категорией детей и подростков с ограниченными возможностями. Все это требует длительного и регулярного педагогического взаимодействия с воспитанниками. Не менее продолжительным и трудоемким является процесс формирования навыков воспитательной работы с детьми и подростками, имеющими особые образовательные потребности.
В системе профессиональной подготовки педагогов-дефекто-логов практическая компетентность отчасти достигается как в условиях специально организованной педагогической практики, имеющей на разных этапах различающиеся цели и задачи, так и с помощью современных технических средств - соответствующих компьютерных программ, аудио- и видеотехники, тренажеров, позволяющих отрабатывать те или иные специальные умения в моделируемых условиях.
Владение необходимой профессиональной компетенцией теоретического и практического характера еще не является достаточным условием успешной профессиональной деятельности дефек-толога. Требуется личностная и профессиональная воспитанность, предполагающая наличие нравственной, познавательной, художественной культуры, определяющей потребностно-мотивацион-ную сферу личности.
Современная профессиональная подготовка дефектолога предусматривает обязательное профессиональное воспитание, которое реализуется через индивидуально-личностный подход к студенту, через воздействие на его личность не только обучающими средствами, но и привлечением к участию в благотворительных акциях, волонтерской деятельности в специальных (коррекцион-ных) учреждениях.
Большим воспитывающим потенциалом обладает знакомство студентов с профессиональными традициями, с биографиями выдающихся представителей специальной педагогики, как отечественных, так и зарубежных, с судьбами трудовых династий в осваиваемой ими области (например, династия сурдопедагогов Pay). Известен воспитывающий эффект творческой атмосферы в «академической среде» высшего учебного заведения, когда в процесс научных поисков и открытий активно вовлекаются и студенты. Именно в такой атмосфере происходит подлинное приобщение будущих педагогов к профессиональным ценностным установкам, у них формируется чувство причастности и преданности избранной сфере деятельности.
В последние годы в содержании профессиональной подготовки дефектолога наметились изменения, связанные с развитием интеграционных процессов в системе специального образования. В подготовке педагогов на смену ориентации на работу в учреждениях закрытого типа приходят все более заметные тенденции подготовки специалистов нового типа, способных решать проблемы интегрированного образования детей и подростков с ограниченными возможностями и, следовательно, готовых трудиться в учреждениях инновационного характера, осваивать иные аспекты деятельности (например, работа в структурах, оказывающих раннюю комплексную помощь, работа с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения, или с обучающимися на дому). В арсенал профессиональных знаний дефектолога обязательно входят навыки глубокого и серьезного взаимодействия с родителями и близкими родственниками детей. Определенное место занимает и социально-педагогическая подготовка, так как дефектолог в первую очередь ответственен за создание экологически благоприятной социальной микро- и макросреды, в которой существуют и сам ребенок, и члены его семьи.
Как и обычные дети ребёнок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной пед. помощи, которую может оказывать только специально подготовленный учитель - дефектолог. Профессиональная деятельность учителя - дефектолога выходить за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействует с различными видами соц.-пед., реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной и д. р. видами деятельности, направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его соц. адаптации и интеграции средствами спец. образования.
Педагогическое образование содержит широкий спектр пед. специальностей:
Тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слеп. и слабовид. (тифлопедагог).
Сурдопедагогика - с получ. Квалиф. и педагога глухих и слабослыш. (сурдопедагог).
Олигофренапед-ка - с получ. квалиф. педагога для работы с лицами имеющими различные виды наруш. умственного разв-я (олигофренопедагог).
Логопедия - с получением квалификации логопеда;
Спец. дошколь. пед-ка - с квалиф. педагога для работы с детьми дошколь. возраста с откл-ми.
Спец. психология - психология обеспечивающая психологическое сопровождение лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Учитель-дефектолог работает в спец. образ. учреж-и, в психолого-медико-соц-х, реабилитационных, консультативно - диагностических центрах, ПМПК, на логопунктах, а также в О.У. общего назначения, в дет. домах и школах-интернатах для введения корр-пед работы с различными категориями обучающихся и воспитанников, они могут вести индивид. обучение и воспит-е детей с откл. в раз-ии в домаш. условиях.
Учитель - дефектолога - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с огран. Возможностями жизнедеятельности. Оптимизм профессионала прояв-ся в его социально активном отношении и к субъекту пед. воздействия (ребёнку или взрослому с огранич. возмож), и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники учителя - дефектолога, м к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с проблемами.
Проф. опыт учителя - дефектолога обеспечивает ему квалифицированную проф. деятельность в различных коллективах, соц. группах - учащихся, воспитанников, их родителей, студентов, коллеги т.д.
Сферы проф. деловой компенсации уч-дефектолога: профилактическая работа, пед. диагностика, консультирование, спец. пед. просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи; образовательная и соц-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием и т.д.
Существует противопоказание к данной деятельности для тех кто имеет отклонения в состояние здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно - сосудистой и иммунной системе так как деятельность уч-дефектолога оказывает влияние на состояние здоровья. Необходима и физич. выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивость психического здоровья. Необходимо иметь правильную речь бездефективное произношение звуков.
Важнейшие черты профессионального уч. - дефектолога: доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уверенность в своей работе, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Не должен распространять информацию о своих воспитанниках и их семьях, все должно быть конфиденциально.
Профессиональная компетентность педагога-психолога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей деятельности и характеризует его профессионализм.
Квалификационная характеристика - это свод обобщенных требований к педагогу-психологу на уровне его теоретического и практического опыта.
Психолого-педагогическая готовность заключается в:
Знании методологических основ и категорий педагогики и психологии;
Знании закономерностей социализации и развития личности;
Знании целей и технологий воспитания и обучения;
Законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.
Психолого-педагогическая готовность является основой гуманистически ориентированного мышления педагога-психолога.
Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения.
Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности педагога-психолога. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:
1. Умение ставить задачи.
2. Умение построить педагогическую систему (планирование, обоснованный отбор содержания, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации).
3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания.
4. Умение учета и оценки результатов психолого-педагогической деятельности:
самоанализ, самоотчет и т.д.
Аналитические умения - осмысление, диагностика, педагогическая задача (психологическая проблема) и способы их решения.
Прогностические умения - прогнозирование результатов психолого-педагогической деятельности.
Проективные умения - учет при определении задач и отборе содержания деятельности; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью...
Рефлексивные умения - анализ собственных действий и состояний и т.п. Содержание практической готовности:
Мобилизационные умения - создание специальных ситуаций, интерес к деятельности.
Информационные умения - сбор информации, анализ источников и т.п. Развивающие умения предполагают определение ЗБР (Л.С. Выготский), стимулирование познавательной самостоятельности. Ориентационные умения - формирование научного мировоззрения. Перцептивные умения (Бодалев) - восприятие, понимание, оценка педагогами-психологами социальных объектов (группах людей, групп, самих себя). Умения педагогического общения - коммуникативная культура педагога-психолога