Описание педагогической деятельности учителя дефектолога. Государственное общеобразовательное учреждение ярославской области "багряниковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только спе­циально подготовленный педагог. Для успешной учебной и вос­питательной деятельности в структуре специального образования недостаточно обычной педагогической подготовки.

Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не­учительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции сред­ствами специального образования.

Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки - он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогичес­кой культуры в сфере специального образования, которая инте­грируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способно­стей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогиче­ское мастерство - сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.

Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетен­тен в выполнении следующих видов профессиональной деятель­ности:

Преподавательской;

Конструктивно-организаторской;

Диагностико-аналитической;

Консультативной;

Проективной;

Гностической;

Психопрофилактической;

Коррекционно-развивающей;

Просветительской;

Научно-исследовательской;

Воспитательской;

Координаторской.

Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:

Умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, вы­явления имеющихся образовательных достижений;

Методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психоло­гического диагноза);

Умением осуществлять педагогическое консультирование де­тей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразователь­ных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизнен­ного и профессионального самоопределения воспитанников;

Приемами и способами адаптации и трансформации учебно­го и дидактического материала и образовательных условий в соот­ветствии с возможностями и потребностями детей и подростков, имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением созда­вать, поддерживать и эффективно использовать специальную об­разовательную среду;


Технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в раз­личных организационных формах процесса специального образо­вания;

Навыками обеспечения экологически благоприятной, психо­логически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;

Знаниями приемов профилактики и методов коррекции при­вычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблаго­приятного влияния социальной среды;

Способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го происхождения;

Организаторскими умениями взаимодействия и сотрудниче­ства с родителями с целью повышения их психологической куль­туры;

Навыками организации и проведения научно-исследователь­ской работы.

Применительно к каждой дефектологической специальности эти общие компетенции дополняются в соответствии с особенно­стями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями. К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и ос­мысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.

Педагоги-дефектологи трудятся в специальных образователь­ных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях про­фессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопеди­ческих пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляя коррекционно-педагогическую работу с разными категориями обу­чающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обу­чение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домаш­них условиях и осуществлять надомное визитирование для оказа­ния ранней комплексной помощи семье, имеющей ребенка с на­рушениями развития.

Заметно возросла потребность образовательных учреждений об­щего назначения в специальных психологах и педагогах в услови­ях развития интеграции и дифференцированного подхода к уча­щимся. Для педагога-дефектолога (особенно олигофренопедагога) в силу специфики его профессионального образования не со­ставляет труда компетентно организовать процесс обучения и вос­питания детей в классах коррекционно-развивающего и компен­сирующего обучения, в то же время, как учитель массовой школы испытывает затруднения в работе с детьми, обнаруживающими признаки школьной дезадаптации.

Необходимый уровень профессиональной компетентности педагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-прак­тиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.

Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важней­шей его задачей является пополнение теоретических знаний и про­фессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соот­ветствии с регулярным обновлением, дополнением и совершен­ствованием Государственных образовательных стандартов высше­го профессионального образования, требованиям которых необ­ходимо всегда соответствовать.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подготовка к ведению нового вида профессиональной деятель­ности) дефектологов осуществляется в институтах повышения ква­лификации (институтах усовершенствования) работников педа­гогического образования, в Академии повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педаго­гических вузов (факультеты повышения квалификации и пере­подготовки). Деятельность этой системы направлена не только на модернизацию уже имеющейся профессиональной квалификации, но и на расширение круга специализаций в соответствии с про­фессиональными потребностями самого специалиста или образо­вательного учреждения, в котором он работает.

Занимающиеся в системе повышения квалификации дефекто­логи могут участвовать в формировании содержания образователь­ных программ в соответствии со своими потребностями и интере­сами и выбирать по согласованию с обучающим подразделением дисциплины для факультативной или индивидуальной формы обучения.

Анна Дорошенко
Самоанализ профессиональной деятельности учителя - дефектолога

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района

«Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

633623, р. п. Сузун, Партизанская, 213.

Тел. (838346) 2-14-17, 2-25-77, факс (838346) 2-25-77

Электронный адрес : [email protected]

[email protected]

Самоанализ

учителя – дефектолога

Выполнила : учитель – дефектолог

МКОУ «Сузунская ОШ – И»

Дорошенко Анна Александровна

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно

любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В. Ю. Ключевский

«Все профессии хороши – выбирай на вкус» . Под таким призывом всегда неизменно вставал вопрос о выборе будущей профессии , пожалуй, перед каждым выпускником школы. Профессия – учитель , таков был мой выбор. Это сложная и ответственная профессия , не для равнодушных людей, так как требует много душевных и эмоциональных затрат. Быть учителем – это значит постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы каждый день. Быть учителем для меня – это значит, достучаться до каждого ученика, думать над тем, что значит учение для конкретного ребенка, и что я могу дать этому ученику. Быть учителем – это быть с детьми такой, какая я есть, но в душе остающейся немного ребенком : часто чего-то не знающим, колеблющимся, ошибающимся, ищущим. Учить и учиться все время , решать, создавать, творить вместе с детьми. Ведь учитель учит до тех пор , пока сам учится . Учитель должен идти в ногу со временем : использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но любовь и доверие детей невозможно завоевать, вооружившись только современными методиками. Профессия учителя – это и труд , и призвание.

В настоящее время работаю в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» в должности учитель – дефектолог . В нашей школе обучаются дети с умственной отсталостью разной степени тяжести и обучающиеся с ЗПР.

Темой моего самообразования является адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Цель моей работы - своевременное выявление и оказание помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющим трудности в усвоении программного материала.

Задачи :

1. Выявление обучающихся, испытывающих трудности в овладении школьной программой в условиях коррекционного обучения.

2. Динамическое изучение уровня умственного развития обучающихся и результатов коррекционного воздействия.

3. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся .

4. Консультация педагогов, родителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, выбору оптимальных форм, методов, приёмов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.

Основными направлениями моей деятельности , как учителя- дефектолога являются :

- диагностическое направление : выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития обучающихся с ОВЗ с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием обучающихся; распределение обучающихся на группы по ведущему дефекту ; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на каждого обучающегося;

- коррекционное направление : преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно - образовательного процесса;

- аналитическое направление : сравнение и обработка результатов успешности усвоения программ коррекционных занятий, с учётом анализа результатов;

Консультативно - просветительское и профилактическое направление : оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;

Организационно - методическое направление : участие в подготовке и проведении ШПМПк, методических объединений, семинаров, педагогических советов, научных конференций, оформление документации учителя- дефектолога .

В своей коррекционно - педагогической деятельности , как учитель- дефектолог руководствуюсь следующими принципами :

Развивающего обучения, направленного на развитие личности обучающегося, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях;

Воспитывающего обучения, способствующего развитию в ребёнке с ОВЗ необходимых моральных и волевых качеств, с целью формирования его характера;

Систематичности и системности в обучении, предполагающем концентрический принцип изучения материала;

Доступности, позволяющий раскрыть содержание материала на доступном для ребенка с ОВЗ уровне;

Дифференцированного подхода, позволяющий осуществлять обучение детей по подгруппам в зависимости от их потенциальных возможностей;

- деятельностного подхода , определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учётом ведущей для каждого возрастного периода деятельности ;

Индивидуализации обучения, позволяющий осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка в зависимости от его психофизических характеристик.

По роду своей деятельности я работаю с обучающимися начальных классов, имеющих умеренную и тяжёлую степень умственной отсталости, сочетанную с различными физическими и психическими нарушениями.

У данной категории детей статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно диф-ференцируются, нарушена координация, точность и темп движений. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на формирование навыков самообслуживания , требующих тонких движений пальцев. У всех нарушено внимание. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели.

Сенсорная сфера (ощущения, восприятия, как правило, значительно нарушена. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Имеются грубые аномалии зрения и слуха. Однако и при их сохранности многие не умеют ими пользоваться для более полной ориентировки в происходящем. Плохо перерабатываются даже получаемые сведения, поступающие в большем количестве. Коррекция формирующихся способностей сенсорной сферы позволяет улучшить абилитацию этих детей.

У данной категории детей запас сведений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у них конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления.

У этих обучающихся медленно, запаздывая на 3-5 лет, развиваются понимание и использование речи. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений.

Память развита недостаточно. Ее объем мал. С трудом освоенные знания обычно применяются механически, как заученные штампы. Наиболее типичные особенности личности таких субъектов - отсутствие инициативы, самостоятельности , косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности , сочетающаяся с инертностью и тугоподвижностью.

Планирование коррекционно - педагогической деятельности и ее содержательная направленность определяется, прежде всего, психолого-педагогическими особенностями данной категории обучающихся, структурой дефекта , степенью его выраженности, возрастом обучающихся.

Для работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения мною разработаны программы : «Особый ребёнок» 1 – 4 класс (ФГОС О УО (ИН, «Особый ребёнок» 1 (дополнительный) класс (ФГОС О УО (ИН, «Мы познаём мир» для работы с обучающимися, имеющими умеренную степень умственной отсталости первого (дополнительного) – девятого года обучения (http://s_intern.suz.edu54.ru/p56aa1.html) . Данные программы были составлены на основе : «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, программы «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью» авторского коллектива Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарина, Н. Д. Соколовой. Кроме того, мною используются практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии Н. В. Верещагиной «Особый ребенок в детском саду» , методические пособия Т. П. Медведевой, И. А. Панфиловой, Е. В. Поле «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна : групповые и индивидуальные занятия», О. А. Чистовой, «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» Е. А. Стребелевой др.

В процессе реализации коррекционно – развивающих программ, в своей практической деятельности использую разнообразные технологии :

технология коррекции сенсорного, сенсомоторного и психомоторного процессов;

технология коррекции познавательных процессов и высших психических функций;

здоровьесберегающие технологии;

образовательные технологии;

технология диагностического обследования детей с интеллектуальными нарушениями;

технология анализа развития ребёнка;

игровые технологии;

ИКТ технологии;

технология формирования лексико – грамматического строя речи;

цифровые образовательные ресурсы.

Применение вышеперечисленных технологий способствует укреплению здоровья, максимально возможной коррекции интеллектуальной недостаточности и оказывает положительное влияние на различные стороны психического и соматического развития обучающихся.

Имеется отдельный кабинет для работы учителя – дефектолога (Приложение 1) . Кабинет представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы. Он состоит из одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета создаёт для обучающихся атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, оснащен пособиями, играми, тренажерами. Родители имеют свободный доступ к кабинету.

Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам, которые решаю в процессе своей профессиональной деятельности . Кабинет соответствует критериям, по которым происходит организация рабочего пространства :

Научность – обеспечение методической базы, соблюдение квалификационных и методических требований;

Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа;

Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям обучающихся;

Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния.

Созданы рабочие зоны :

по отношению к детям (в соответствии с видами работ с обучающихся)

Учебная зона;

Двигательная зона;

Игровая зона;

По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя- дефектолога )

Диагностическая зона;

Коррекционно-развивающая зона;

Консультативная зона;

Методическая зона (пособия, программы, монографии и документация специалиста) .

Структура дефектологических занятий интересна и разнообразна. Набор развивающих игр настолько велик, что дети, с большим интересом занимаясь, не замечают, что чему-то целенаправленно учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности , моторики, речи, фонетического слуха и др. (Приложение 2) . На занятиях дети рисуют, лепят, на ощупь угадывают предметы и определяют материалы, работают с крупами (Приложение3) .

Используя разнообразные формы проведения занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, целевые экскурсии и прогулки, опираюсь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и детской гигиены, обеспечиваю охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса (провожу разнообразные, в том числе и музыкальные, физкультминутки, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику и т. д.)

В процессе работы добиваюсь эффективной положительной мотивации обучающихся к исправлению дефектов развития . В этом мне помогают :

опора на положительное;

создание благоприятной психологической атмосферы;

знание психосоматических особенностей обучающихся;

разнообразное построение образовательной деятельности , максимальное включение анализаторов, использование различной наглядности, мультимедийных презентаций;

применение различных методов оценивания.

Результативность моей работы, как учителя- дефектолога , определяется успешностью усвоения, сроками прохождения программного материала, положительной динамикой в развитии личности обучающегося в целом (Приложение 4) . За период моей работы можно выделить обучающихся, образовательный уровень которых (труд, продуктивные виды деятельности , коммуникация, социализация, сенсорное развитие, развитие мыслительных процессов, ФЭМП, ознакомление с окружающим и социальное развитие, игра) повысился :

от низкого уровня до среднего : Кирилл П., Андрей П., Дмитрий Р., Эдуард Г. ;

от низкого уровня до уровня ниже среднего : Ирина Г., Вероника А. ;

от уровня ниже среднего до уровня выше среднего : Валентина Н., Светлана Д., Кирилл М., Софья А. ;

уровень остался прежним : Анна Т., Егор Н., Владимир Е., Алина С.

Одним из важнейших направлений в коррекционно – педагогической деятельности учителя – дефектолога является работа с родителями, как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации обучающегося, имеющего интеллектуальные нарушения. Для того чтобы работа с родителями осуществлялась конструктивно, привлекаю их к активному участию в педагогическом процессе. Моя задача, как учителя - дефектолога – ориентировать родителей на социальное благополучие своих детей, которое предусматривает раскрытие и развитие возможностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в социальной адаптации, формирование социальных и учебных компетенций.

Система работы с родителями включает в себя :

Информационно – аналитическую часть : сбор сведений (анкетирование, опросы) о родителях, уровне образования, наличие или отсутствие специальных знаний, отношение в семье к детям с ОВЗ, потребность родителей в психолого – педагогической информации и помощи;

- познавательную часть : совместная работа с родителями (домашние задания, открытые занятия, родительские собрания, консультации, посещение родителями индивидуальных занятий);

Наглядно – информационную часть : ознакомление родителей с особенностями коррекционно - образовательного процесса (буклеты, стенд, индивидуальные консультации) ;

Сложившаяся система работы позволяет не только оказывать педагогическую поддержку родителям обучающихся, но и привлекать к коррекционно – педагогической деятельности всю семью ребенка .

Формы работы с родителями, которые я использую в своей работе :

Классные часы;

Круглые столы;

Индивидуальные консультации;

Родительские собрания (Приложение 5) .

В целях повышения профессионального роста с 2016 года являюсь участником «Ассоциации дефектологов Новосибирской области» .

Являюсь оператором по заполнению Единой базы учёта детей с ОВЗ и детей инвалидов в школе – интернате (Приказ №221 от 31.08.2015года) .

Принимаю активное участие в работе конференций, семинаров

Уровень и название конференции, семинара и др. Форма участия Тема выступления Дата

Областная научно – практическая конференция «Внедрение ФГОС» слушатель 2014

Районная научно – практическая конференция, организованная совместно с НИПКиПРО «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта» (Приложение 6) стендовый доклад

Сенсорное развитие детей с нарушениями интеллекта 2014

Районная научно – практическая конференция «Образовательное пространство Сузунского района. Инновационные подходы как фактор обеспечения нового качества образования» (Приложение 7) доклад

Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе 2016

Являюсь членом ШПМПк с 2014 года. Принимаю активное участие в проведении консилиумов внутри учреждения : по определению уровня готовности первоклассников к школьному обучению, по уточнению, изменению образовательного маршрута и т. д., посещаю семинары и практикумы, проходящие в Сузунском филиале ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого – педагогической медико-социальной помощи, Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования» .

В рамках работы над темой самообразования были проведены

год Наименование темы

Результаты работы

2015-2016гг. «Сравнительный анализ психического развития детей школьного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости». Выступление с докладом - презентацией на спецсеминаре, посвященном проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выступление с докладом – презентацией на методическом объединении воспитателей внутри ОУ.

«Использование электронных презентаций на занятиях по социальной адаптации». Подбор компьютерных игр и презентаций по основным образовательным областям.

Выступление с отчетом – презентацией «Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ » на МО учителей начальных классов внутри ОУ.

Обобщение и распространение опыта

Форма Уровень Тема Дата проведения

Открытое занятие Внутри учреждения для педагогов Образовательная область : познание (сенсорное развитие)

«Фрукты - яблоко»

октябрь 2016г.

В настоящее время первый год работаю в классе для обучающихся со сложными дефектами (умеренная и тяжёлая умственная отсталость, осложненная соматическими и неврологическими заболеваниями (гидроцефалия, атрофия головного мозга, РДА, ДЦП, гиперкинетический синдром и др.)

Принимаю активное участие в творческой жизни педагогического коллектива. Оказываю помощь коллегам в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, выставок, творческих вечеров. Принимаю участие в районных и областных мероприятиях.

Являлась классным руководителем обучающихся с 2014 по 2015 учебный год. Классный коллектив состоял из 9 человек – 5 мальчиков, 4 девочки. При работе с классом пользовалась программой воспитательной работы «Взросление» , которая включала в себя следующие разделы :

Патриотическое воспитание – «Моя Родина Россия» ;

Здоровьесберегающий - «ЗОЖ» ;

- профориентационный - «Все профессии важны » ;

Нравственное воспитание - «Толерантность» .

Все выпускники после окончания МКОУ «Сузунская ОШ – И» поступили в ПУ, успешно адаптировались в новом коллективе. На данный момент успешно осваивают профессии швеи , штукатура – маляра, принимают активное участие в творческой и спортивной жизни ПУ.

Наряду с профессиональной деятельностью , принимаю активное участие во многих мероприятиях, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях школы, поселка, области, стараюсь помочь там, где нужен мой опыт, знания. С огромным вниманием отношусь к проектам, направленным на улучшение жизни людей, всегда открыта для содействия им. Очень точно и метко написал об учителе известный писатель Соловейчик : «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе ». Стараюсь личным примером заразить своих учеников, коллег, привлечь их к занятию социально полезной деятельностью (Приложение 8) .

Другой, не менее актуальной проблемой является работа с родителями обучающихся. Не все родители обучались в ОУ, некоторые не умеют писать, читать, что значительно осложняет сбор информации, нет возможности применять наглядно – информационные материалы. Ведущую роль в данной ситуации отводится индивидуальным беседам, консультациям, разъяснениям. Зачастую родители не желают становиться участниками образовательного процесса, не понимают всю значимость необходимости выполнения домашних заданий, направленных на повторение, закрепление материала, что значительно усложняет закрепление и применение на практике полученных ЗУН.

Перспективные направления работы

Разработка программы обучения начальным навыкам пользования компьютером детей со сложными дефектами ;

Разработка дополнительных параметров к критериям психолого - педагогической диагностики младших школьников с нарушением интеллекта в зависимости от года обучения по утвержденной образовательной программе;

Разработка стандартного перспективно – тематического планирования по годам обучения, согласно образовательной программе;

Изготовление и приобретение пособий, дидактического материала для детей со сложными дефектами ;

Учитель – дефектолог

МКОУ «Сузунская ОШ-И» Дорошенко А. А.

Ольга Стукалова
Эссе «Профессия дефектолог-это…»

Как представители профессии типа «человек-человек» дефектологи , чтобы быть профессионально успешными , должны развить в себе такие профессионально значимые умения и качества личности, как рефлексивность, интерес к другому человеку, стремление к общению, коммуникабельность, доброжелательность, бесконфликтность, эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми, адаптивность, произвольность поведения, способность оказывать эмоциональное воздействие, отзывчивость, выдержку, собранность, пунктуальность

Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом : порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

Личностные характеристики и успешность деятельности

Чтобы стать хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Он должен быть внимательным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Для овладения профессией и дальнейшей работы необходимо иметь хорошую память, высокие коммуникативные способности. Нужна грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, стрессоустойчивость, крепкая нервная система.

Дефектология – наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения. Учитель-дефектолог – педагог , занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Дефектология тесно связана с такими науками как : психология, медицина, педагогика и др.

На занятиях дефектолог , дефектолог -логопед осуществляют работу по следующим направлениям :

Развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое) ;

Развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное) ;

Развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая) ;

Развитие и коррекция мышления;

Развитие и коррекция речи (устная, письменная) ;

Развитие и коррекция моторики (моторной функции) ;

Развитие и коррекция зрения;

Развитие и коррекция слуха;

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

Восполнение пробелов в познавательной сфере;

Развитие и формирование элементарных математических представлений;

Развитие и формирование конструктивной деятельности.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности

дефекты речи , слуха у специалиста данной профессии ;

Необщительность;

Отсутствие склонности к работе с детьми;

Эмоциональная неуравновешенность;

Агрессивность;

Корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации

Социальная помощь (по определению Л. И. Аксеновой) - это система гуманитарных услуг (правоохранных здравоохранительных, образовательных, психотерапевтических, реабилитационных, консультационных, благотворительных) представителям экономически не обеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Социально-педагогическая деятельность (по определению В. А. Никитина) состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче ребенку знаний освоении им) социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования.

Профессиональные и личностные качествам педагога-дефектолога , работающего с детьми

Умение быстро принимать решения;

Организаторские способности;

Практицизм;

Развитая интуиция;

Любовь к детям;

Психологическая устойчивость;

Жизнерадостность;

Высокий уровень культуры;

Активная жизненная позиция.

Публикации по теме:

Я и моя профессия Воспитатель – человек душой размером с океан… Чье сердце в окружении детьми Все начинает биться чаще, В глазах которого лишь доброта Усталость.

Выбор жизненного пути…. На свете есть много различных профессий, И в каждой есть прелесть своя. Но нет благородней, нужней и чудесней Чем.

Моя профессия воспитатель Эссе «Я и моя профессия» Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в.

Моя профессия-воспитатель Почему я выбрала профессию воспитатель? С самого раннего возраста я мечтала заниматься с детьми. Когда мне было 4 года примером для воспитания.

Профессия - военный «Профессия – военный» В. – Дети, что необходимо для того, чтобы люди спокойно жили, трудились, чтобы дети могли спокойно ходить в детский.

Профессия воспитатель В течение всей своей жизни ребенок встречается с множеством людей, которые так или иначе оказывают на него влияние. Что же касается педагогов,.

Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только спе­циально подготовленный педагог. Для успешной учебной и вос­питательной деятельности в структуре специального образования недостаточно обычной педагогической подготовки.

Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотера-

1 Азбукин Д. И. 20 лет подготовки педагогов-дефектологов // Советская педа­гогика. - 1939. - № 8-9. - С. 188.


1 Кащенко В. П. На помощь дефективным детям // Народный учитель. - 1918. - №33-34.-С. 6.

Певтической, собственно коррекционной и другими видами «не­учительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели -■ содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции сред­ствами специального образования.

Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки - он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогичес­кой культуры в сфере специального образования, которая инте­грируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способно­стей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогиче­ское мастерство - сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.

Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетен­тен в выполнении следующих видов профессиональной деятель­ности:

Преподавательской;

Конструктивно-организаторской;

Диагностико-аналитической;

Консультативной;

Проективной;

Гностической;

Психопрофилактической;

Коррекционно-развивающей;

Просветительской;

Научно-исследовательской;

Воспитательской;

Координаторской.

Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:

Умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, вы­явления имеющихся образовательных достижений;

Методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психоло­гического диагноза);

Умением осуществлять педагогическое консультирование де­тей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразователь­ных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизнен­ного и профессионального самоопределения воспитанников;

Приемами и способами адаптации и трансформации учебно­го и дидактического материала и образовательных условий в соот­ветствии с возможностями и потребностями детей и подростков,


имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением созда­вать, поддерживать и эффективно использовать специальную об­разовательную среду;

Технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в раз­личных организационных формах процесса специального образо­вания;

Навыками обеспечения экологически благоприятной, психо­логически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;

Знаниями приемов профилактики и методов коррекции при­вычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблаго­приятного влияния социальной среды;

Способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го происхождения;

Организаторскими умениями взаимодействия и сотрудниче­ства с родителями с целью повышения их психологической куль­туры;

Навыками организации и проведения научно-исследователь­ской работы.

Применительно к каждой дефектологической специальности эти общие компетенции дополняются в соответствии с особенно­стями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями. К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и ос­мысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.

Педагоги-дефектологи трудятся в специальных образователь­ных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях про­фессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопеди­ческих пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляя коррекционно-педагогическую работу с разными категориями обу­чающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обу­чение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домаш­них условиях и осуществлять надомное визитирование для оказа­ния ранней комплексной помощи семье, имеющей ребенка с на­рушениями развития.

Заметно возросла потребность образовательных учреждений об­щего назначения в специальных психологах и педагогах в услови­ях развития интеграции и дифференцированного подхода к уча­щимся. Для педагога-дефектолога (особенно олигофренопедаго-

Га) в силу специфики его профессионального образования не со­ставляет труда компетентно организовать процесс обучения и вос­питания детей в классах коррекционно-развивающего и компен­сирующего обучения, в то же время, как учитель массовой школы испытывает затруднения в работе с детьми, обнаруживающими признаки школьной дезадаптации.

Необходимый уровень профессиональной компетентности пе-дагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-прак­тиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.

Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важней­шей его задачей является пополнение теоретических знаний и про­фессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соот­ветствии с регулярным обновлением, дополнением и совершен­ствованием Государственных образовательных стандартов высше­го профессионального образования, требованиям которых необ­ходимо всегда соответствовать.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подготовка к ведению нового вида профессиональной деятель­ности) дефектологов осуществляется в институтах повышения ква­лификации (институтах усовершенствования) работников педа­гогического образования, в Академии повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педаго­гических вузов (факультеты повышения квалификации и пере­подготовки). Деятельность этой системы направлена не только на модернизацию уже имеющейся профессиональной квалификации, но и на расширение круга специализаций в соответствии с про­фессиональными потребностями самого специалиста или образо­вательного учреждения, в котором он работает.

Занимающиеся в системе повышения квалификации дефекто-логи могут участвовать в формировании содержания образователь­ных программ в соответствии со своими потребностями и интере­сами и выбирать по согласованию с обучающим подразделением дисциплины для факультативной или индивидуальной формы обучения.

15.3. Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов

Современное педагогическое образование имеет широкий спектр соответствующих педагогических специальностей:

тифлопедагогика - получение квалификации педагога для обу­чения слепых и слабовидящих (тифлопедагог);


сурдопедагогика - получение квалификации педагога для обу­чения глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

олигофренопедагогика - получение квалификации педагога для работы с детьми и подростками, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития - от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);

логопедия - получение квалификации педагога, работающего с людьми, имеющими речевые расстройства различного генеза (логопеда, фониатра);

специальная дошкольная педагогика - с квалификацией педаго­га для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими откло­нения в развитии;

специальная психология - с квалификацией психолога для пси­хологического обеспечения и сопровождения людей с ограничен­ными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

В педагогических колледжах можно получить специальность вос­питателя дошкольного или школьного (школы-интерната) спе­циального учреждения для детей с особыми образовательными потребностями.

Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными категориями людей, имеющих отклонения в развитии в пределах данной типологической группы, начиная с раннего и дошкольного возраста и заканчивая социально-педаго­гической работой со взрослыми. Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать ква­лифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.

Педагог-дефектолог получает глубокое и разностороннее обра­зование. Системообразующим критерием комплекса необходи­мых научных и практических знаний выступает антропологиче­ский принцип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию зна­ний о человеке и его социализации в норме, а затем и при откло­нениях в развитии в контексте специальной педагогики с после­дующей внутридисциплинарной конкретизацией применительно к той или иной специальной предметной области.

Важнейшими характеристиками современного образования пе-дагога-дефектолога являются фундаментализация, гуманизация и стандартизация, а также дедуктивный путь освоения профессии.

Фундаментализация предполагает такое построение профессио­нального образования, при котором на основе широкой общена­учной профессиональной подготовки происходит постепенный переход к специализации в области конкретной отрасли знаний (например, логопедии), а затем и к овладению методологией и методами научных исследований в этой сфере.

Гуманизация рассматривается как социально-педагогический принцип современной системы образования, который особым

образом ориентирует задачи, стоящие перед педагогом. Если раньше главным было передать ученику необходимые знания, то гумани­зация требует от учителя всемерного содействия разностороннему развитию и саморазвитию ребенка, его социализации и социаль­ной адаптации. Профессиональное образование педагога-дефек-толога призвано подготовить его к специфике будущей профессио­нальной деятельности в этом направлении.

Широкий спектр особых образовательных потребностей, соот­ветствие которым и их удовлетворение предусматривает профес­сиональная деятельность дефектолога, в конечном счете сводится к социальному адаптированию человека и интеграции его в соци­ум, к обеспечению ему (с учетом характера ограничений) макси­мально полной социализации и достижения возможно более вы­сокого уровня достойной и независимой жизни.

Реформирование высшего профессионального образования в 90-х гг. XX в. положило начало стандартизации системы отече­ственного высшего педагогического, в том числе и дефектологи­ческого, образования и приближения его к мировым образова­тельным стандартам.

Назначение образовательных стандартов состоит в том, чтобы четко определить контуры федерального образовательного про­странства, которое должно быть единым для всей страны, чтобы российская высшая школа могла вписаться в мировое культурно-образовательное пространство, получить необходимые правовые средства для вхождения в международные механизмы признания собственных документов об образовании и таким образом решить проблему конвертирования дипломов о высшем образовании.

Государственный образовательный стандарт высшего профес­сионального образования устанавливает:

Структуру (уровни) высшего профессионального образова­ния, документы о высшем образовании;

Общие требования к основным профессиональным образова­тельным программам и условия их реализации;

Нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного за­ведения и ее объем;

Академические свободы высшего учебного заведения в опре­делении содержания профессионального образования;

Общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;

Порядок разработки и утверждения государственных требова­ний к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) в качестве фе­дерального компонента;

Правила государственного контроля за соблюдением требова­ний Государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования.


Каждый вуз самостоятельно строит учебный процесс в соот­ветствии со своими возможностями и потребностями своей регио­нальной подсистемы специального образования, интересами пре­подавателей и самих студентов. Государственные стандарты вы­ступают в качестве наиболее общего регулирующего начала, ко­торое, сохраняя возможности для многообразия высшего образо­вания, гарантируют его необходимый уровень.

Основная образовательная программа предусматривает изуче­ние студентами следующих циклов дисциплин и итоговую госу­дарственную аттестацию.

1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисцип­лины.

2. Общие математические и естественно-научные дисциплины.

3. Общепрофессиональные дисциплины.

4. Дисциплины предметной подготовки (по той или иной от­расли специальной педагогики).

5. Дисциплины дополнительной специальности (или специа­лизации).

6. Факультативы.

Содержание образования и последовательность его усвоения выстроены таким образом, что дисциплины фундаментального научного знания, необходимые для понимания процесса и меха­низма социализации нормально развивающегося человека, при­обретают на последующих этапах обучения прикладные аспекты, связанные с проблематикой воспитания, обучения и социализа­ции человека с ограниченными возможностями (такие дисцип­лины, например, как специальная психология, специальная пе­дагогика и др.), а затем выходят на соответствующие отрасли на­учного знания непосредственно в специальной педагогике (лого­педию, тифлопедагогику и др. - в соответствии с профилем спе­циальности).

Большое значение в содержании профессионального образо­вания дефектологов имеет практическая деятельность. В разные исторические периоды объем практической профессиональной подготовки был различным, и, как показывает опыт, недостаток ее практической направленности отрицательно сказывался на про­фессиональной компетентности дефектолога.

В отличие от других педагогических специальностей дефекто-логу надо усвоить ряд умений специального (применительно к детям с ограниченными возможностями в целом) и специфиче-

Ского (применительно к конкретной категории) характера. Неко­торые из этих умений формируются достаточно долго (например, понимание устной речи маленьких глухих детей, навыки различе­ния на слух дефектов речи и др.), обеспечивая необходимый уро­вень профессионализма только в условиях непосредственной и регулярной практической деятельности с той или иной категори­ей детей и подростков с ограниченными возможностями. Все это требует длительного и регулярного педагогического взаимодей­ствия с воспитанниками. Не менее продолжительным и трудоем­ким является процесс формирования навыков воспитательной работы с детьми и подростками, имеющими особые образова­тельные потребности.

В системе профессиональной подготовки педагогов-дефекто-логов практическая компетентность отчасти достигается как в ус­ловиях специально организованной педагогической практики, имеющей на разных этапах различающиеся цели и задачи, так и с помощью современных технических средств - соответствующих компьютерных программ, аудио- и видеотехники, тренажеров, позволяющих отрабатывать те или иные специальные умения в моделируемых условиях.

Владение необходимой профессиональной компетенцией тео­ретического и практического характера еще не является достаточ­ным условием успешной профессиональной деятельности дефек-толога. Требуется личностная и профессиональная воспитанность, предполагающая наличие нравственной, познавательной, худо­жественной культуры, определяющей потребностно-мотивацион-ную сферу личности.

Современная профессиональная подготовка дефектолога пре­дусматривает обязательное профессиональное воспитание, кото­рое реализуется через индивидуально-личностный подход к сту­денту, через воздействие на его личность не только обучающими средствами, но и привлечением к участию в благотворительных акциях, волонтерской деятельности в специальных (коррекцион-ных) учреждениях.

Большим воспитывающим потенциалом обладает знакомство студентов с профессиональными традициями, с биографиями выдающихся представителей специальной педагогики, как отече­ственных, так и зарубежных, с судьбами трудовых династий в осваиваемой ими области (например, династия сурдопедагогов Pay). Известен воспитывающий эффект творческой атмосферы в «ака­демической среде» высшего учебного заведения, когда в процесс научных поисков и открытий активно вовлекаются и студенты. Именно в такой атмосфере происходит подлинное приобщение будущих педагогов к профессиональным ценностным установкам, у них формируется чувство причастности и преданности избран­ной сфере деятельности.


В последние годы в содержании профессиональной подготовки дефектолога наметились изменения, связанные с развитием ин­теграционных процессов в системе специального образования. В подготовке педагогов на смену ориентации на работу в учрежде­ниях закрытого типа приходят все более заметные тенденции под­готовки специалистов нового типа, способных решать проблемы интегрированного образования детей и подростков с ограничен­ными возможностями и, следовательно, готовых трудиться в уч­реждениях инновационного характера, осваивать иные аспекты деятельности (например, работа в структурах, оказывающих ран­нюю комплексную помощь, работа с детьми, имеющими тяже­лые и множественные нарушения, или с обучающимися на дому). В арсенал профессиональных знаний дефектолога обязательно вхо­дят навыки глубокого и серьезного взаимодействия с родителями и близкими родственниками детей. Определенное место занимает и социально-педагогическая подготовка, так как дефектолог в первую очередь ответственен за создание экологически благопри­ятной социальной микро- и макросреды, в которой существуют и сам ребенок, и члены его семьи.

  • Административная ответственность лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  • Б) матчи, в которых футболист не мог принять участие в связи с травмой или болезнью, которые не были напрямую связаны с его профессиональной деятельностью в качестве футболиста...
  • Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью
  • Билет № 12. Деятельность Иоганна Гутенберга. Изобретение европейского способа книгопечатания.
  • Как и обычные дети ребёнок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной пед. помощи, которую может оказывать только специально подготовленный учитель - дефектолог. Профессиональная деятельность учителя - дефектолога выходить за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействует с различными видами соц.-пед., реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной и д. р. видами деятельности, направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его соц. адаптации и интеграции средствами спец. образования.

    Педагогическое образование содержит широкий спектр пед. специальностей:

    Тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слеп. и слабовид. (тифлопедагог).

    Сурдопедагогика - с получ. Квалиф. и педагога глухих и слабослыш. (сурдопедагог).

    Олигофренапед-ка - с получ. квалиф. педагога для работы с лицами имеющими различные виды наруш. умственного разв-я (олигофренопедагог).

    Логопедия - с получением квалификации логопеда;

    Спец. дошколь. пед-ка - с квалиф. педагога для работы с детьми дошколь. возраста с откл-ми.

    Спец. психология - психология обеспечивающая психологическое сопровождение лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

    Учитель-дефектолог работает в спец. образ. учреж-и, в психолого-медико-соц-х, реабилитационных, консультативно - диагностических центрах, ПМПК, на логопунктах, а также в О.У. общего назначения, в дет. домах и школах-интернатах для введения корр-пед работы с различными категориями обучающихся и воспитанников, они могут вести индивид. обучение и воспит-е детей с откл. в раз-ии в домаш. условиях.

    Учитель - дефектолога - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с огран. Возможностями жизнедеятельности. Оптимизм профессионала прояв-ся в его социально активном отношении и к субъекту пед. воздействия (ребёнку или взрослому с огранич. возмож), и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники учителя - дефектолога, м к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с проблемами.

    Проф. опыт учителя - дефектолога обеспечивает ему квалифицированную проф. деятельность в различных коллективах, соц. группах - учащихся, воспитанников, их родителей, студентов, коллеги т.д.

    Сферы проф. деловой компенсации уч-дефектолога: профилактическая работа, пед. диагностика, консультирование, спец. пед. просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи; образовательная и соц-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием и т.д.

    Существует противопоказание к данной деятельности для тех кто имеет отклонения в состояние здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно - сосудистой и иммунной системе так как деятельность уч-дефектолога оказывает влияние на состояние здоровья. Необходима и физич. выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивость психического здоровья. Необходимо иметь правильную речь бездефективное произношение звуков.

    Важнейшие черты профессионального уч. - дефектолога: доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уверенность в своей работе, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Не должен распространять информацию о своих воспитанниках и их семьях, все должно быть конфиденциально.

    Профессиональная компетентность педагога-психолога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей деятельности и характеризует его профессионализм.

    Квалификационная характеристика - это свод обобщенных требований к педагогу-психологу на уровне его теоретического и практического опыта.

    Психолого-педагогическая готовность заключается в:

    Знании методологических основ и категорий педагогики и психологии;

    Знании закономерностей социализации и развития личности;

    Знании целей и технологий воспитания и обучения;

    Законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.

    Психолого-педагогическая готовность является основой гуманистически ориентированного мышления педагога-психолога.

    Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения.

    Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности педагога-психолога. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:

    1. Умение ставить задачи.

    2. Умение построить педагогическую систему (планирование, обоснованный отбор содержания, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации).

    3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания.

    4. Умение учета и оценки результатов психолого-педагогической деятельности:

    самоанализ, самоотчет и т.д.

    Аналитические умения - осмысление, диагностика, педагогическая задача (психологическая проблема) и способы их решения.

    Прогностические умения - прогнозирование результатов психолого-педагогической деятельности.

    Проективные умения - учет при определении задач и отборе содержания деятельности; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью...

    Рефлексивные умения - анализ собственных действий и состояний и т.п. Содержание практической готовности:

    Мобилизационные умения - создание специальных ситуаций, интерес к деятельности.

    Информационные умения - сбор информации, анализ источников и т.п. Развивающие умения предполагают определение ЗБР (Л.С. Выготский), стимулирование познавательной самостоятельности. Ориентационные умения - формирование научного мировоззрения. Перцептивные умения (Бодалев) - восприятие, понимание, оценка педагогами-психологами социальных объектов (группах людей, групп, самих себя). Умения педагогического общения - коммуникативная культура педагога-психолога


    | 2 | | | |