Что такое военно политический блок нато. Что такое нато и кто туда входит? Вооруженные силы нато

Официальная эмблема НАТО

Точное происхождение данной эмблемы неизвестно. Но есть сведенья о том, что идею дизайна эмблемы и флага предложил один из работников Международного секритариата.

Эмблема НАТО (белый компас на тёмно-синем фоне) была 4 октября 1953 г. принята Североатлантическим советом в качестве официального символа Североатлантического альянса.

Окружность символизирует единство и сотрудничество, а компасная роза - общий путь к миру, который избрали 19 стран-членов Североатлантического альянса.

Девиз НАТО придумал Андре де Старк. Он много лет занимал пост посла Бельгии в НАТО (1952-1976) и был великолепным дипломатом. Когда в 50-е годы тогдашний Генеральный секретарь НАТО Поль-Анри Спаак попросил его подобрать для Североатлантического альянса подходящий девиз, то Андре де Старк вспомнил фразу “Animus in consulendo liber”, что в переводе означает “В совете дух свободен”. Эту фразу он узнал ещё в детстве во время поездки в Сан-Джиминьяно, Италия. С тех пор эти слова украшают зал заседаний Совета НАТО.

Что такое НАТО

Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политический союз North Atlantic Treaty Organization, NATO; Organisation du traite de l\"Atlantique Nord, OTAN.

НАТО (аббр.) - Организация Североатлантического Договора (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l"Atlantique Nord, OTAN)- это военно-политический союз, создание которого было официально оформлено 4 апреля 1949 года с подписанием в Вашингтоне двенадцатью государствами (США, Канадой, Исландией, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Норвегией, Данией, Италией и Португалией) Североатлантического договора, более известного, как Вашингтонский договор, предусматривающий коллективную безопасность и взаимную защиту стран-членов от внешних угроз. Главным источником угроз в то время считался Советский Союз.

(В статье 5 Североатлантического договора говорится, что в случае «вооружённого нападения» на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь стране или странам, подвергшимся «нападению», путём осуществления такого действия, какое они «сочтут необходимым, включая применение вооружённой силы»).

(Сами вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в связи с войной в Корее. В декабре того же года сессия Совета НАТО приняла решение о роспуске военной организации Западного союза (Брюссельского пакта) ввиду ее слияния с военной организацией НАТО). Договор о совместной деятельности в экономической, социальной и культурной сферах и коллективной самообороне(Брюссельский пакт, подписанный 17 марта 1948 г., и измененный Парижским соглашением от 23 октября 1954 г.)

Следует отметить, что три государства-члена этого альянса (Франция, Испания, Греция) имели «особые» периоды отношений с военной структурой НАТО- они не принимали в ней участия: Франция с 1967 по 2009 год, Греция с 1974 по 1980 год, Испания- с момента своего вхождения в НАТО до 1996 года. Исландия является единственным государством-членом НАТО, у которого нет собственной армии, но она имеет своего гражданского представителя в Военном комитете альянса.

Согласно уставу НАТО, альянс открыт для вступления новых членов, способных развивать принципы Договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и принятие действий, направленных на предотвращение конфликтов между ее членами и партнерами; защита ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

(С середины 90-х годов прошлого века, в связи с окончанием «холодной войны» и исчезновением главного источника угроз - Советского Союза, НАТО стал реализовывать политику «открытых дверей» в отношении бывших стран социалистического лагеря, расширяясь на восток-все ближе к границам России. Обоснованием такого расширения стал вывод, сделанный в ходе специального исследования НАТО, о появлении потребности и уникальной возможности по совершенствованию безопасности в Евроаталантическом регионе без возобновления линии разграничения).

В настоящее время членами НАТО являются 28 государств:

Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция -страны основатели альянса;

Греция, Турция - страны первой волны расширения (февраль 1952 года);

Германия-участник второго расширения (май 1955 года);

Испания- участник третьего расширения (май 1982 года);

Венгрия, Польша, Чехия - страны четвертой волны расширения (март 1999 года);

Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония – участники пятого расширения (март 2004 года);

Албания, Хорватия – страны шестой волны расширения (апрель 2009 года).

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Высшим политическим органом НАТО является сессия Североатлантического совета (Совета НАТО), которая проводится на уровне глав государств и правительств. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов. Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО. Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО.

В рамках НАТО создана программа Партнерство ради мира (ПРМ) и Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП). Благодаря этим инициативам государства-члены НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами (в том числе и Россией).

Генеральный секретарь НАТО – Андерс Фог Расмуссен

Новым председателем Военного комитета НАТО стал датский генерал Кнуд Бартелс (Knud Bartels).

Официальные языки НАТО - английский и французский.

Штаб-квартира Совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия) .

История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политического союза

Причины возникновения НАТО:

· Послевоенный раскол Европы на восточную и западную сферы влияния, ставшим будущим плацдармом для Хол.Войны м/у США и СССР;

· Программа послевоенного экономического урегулирования, которая вылилась в План Маршалла, послуживший первым этапом консолидирования западноевропейских стран под крылом США;

· Лоббирование США идеи о наступлении «красной угрозы», кот. Обозначила нового общего врага – СССР;

Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. "плану Маршалла", в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. В то же время, нарастало политическое, военное соперничество между СССР и США за европейское пространство. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г., приведшие к отставке действующего президента Э. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.), ухудшение социально-экономического положения в других странах Европы. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага".

В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией , который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение.

Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.). Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграло желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, лежит желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

сокращенно НАТО) - военный агрессивный блок ряда капиталистических государств под руководством США, созданный в 1949 году и носящий характер, явно враждебный социалистическим странам. В блок вошли США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Канада, Норвегия, Дания, Исландия, Португалия. В 1952 году в НАТО вступили Греция, Турция, а в 1954 году и Западная Германия. Договор (пакт) о Северо-атлантическом союзе заключен сроком на 20 лет. Верховный руководящий орган НАТО - Атлантический совет, состоящий из министров (иностранных дел, финансов, обороны, военных министров) каждой из стран - участниц договора. Создано единое верховное командование вооруженными силами НАТО в Европе. Важные командные посты заняли бывшие гитлеровские генералы из возрожденного бундесвера. На территории стран - участниц пакта США создали много военных, военно-воздушных и военно-морских баз, в том числе оборудованных для ведения ракетной войны с применением ядерного вооружения против СССР и других стран социализма. Создание Северо-атлантического союза привело к усилению гонки вооружений и международной напряженности. К 1960 году участники пакта израсходовали на военные нужды около 550 миллиардов долларов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ СОЮЗ

агрессивный империалистический блок во главе с США, направленный на разжигание третьей мировой войны - против Советского Союза и стран народной демократии; договор о С.-а. с. подписан 4. IV 1949. Подготовка к созданию агрессивного антисоветского союза началась еще во время второй мировой войны, когда английские правящие круги выдвинули проект блока западноевропейских держав. Враждебные Советскому Союзу замыслы, содержавшиеся уже в этих первоначальных планах, подчеркивались присоединением к активным сторонникам "западного блока" фашистского диктатора Испании ген. Франко, вступившего в переписку по этому вопросу с Черчиллем. По окончании войны реакционные печать и политические деятели Великобритании, Франции и других западноевропейских стран стали открыто обсуждать проекты "западного блока". Правительство США также приняло участие в создании этого блока. Американские правящие круги выдвинули прямое требование, чтобы предоставление кредитов по "плану Маршалла" было обусловлено созданием антисоветского блока западноевропейских государств. Одним из главных этапов подготовки "западного блока" явилось Лондонское совещание 1948 (см.) по германскому вопросу. Вслед за тем, 4-12. III 1948, в Брюсселе состоялось совещание представителей Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга. Подготовленный на этом совещании т. н. Брюссельский пакт о политическом, экономическом и военном сотрудничестве сроком на 50 лет был подписан 17. III министрами иностранных дел указанных пяти держав. Первые три статьи пакта включают обязательства договаривающихся сторон координировать их экономическую и торговую деятельность. Но истинный смысл пакта заключен в его 4-й статье, посвященной военным обязательствам. Согласно этой статье договаривающиеся стороны обязуются предоставить друг другу "всякую военную и другую помощь и содействие, находящиеся в их распоряжении". Содержащаяся в этой статье ссылка на ст. 51 устава ООН, в соответствии с которой якобы предполагается оказывать помощь, служит лишь для маскировки действительных целей агрессивного военного блока, наносящего удар принципам организации Объединенных наций. Брюссельский пакт отнюдь не направлен против германской агрессии; участники пакта еще до его подписания отказались от той политики в отношении Германии, которая была принята Крымской и Потсдамской конференциями, и, напротив, решили отвести недавнему агрессору - Германии - роль основной экономической и военно-стратегической базы "западного блока". С другой стороны, учредители "западного блока" не только с самого начала исключили возможность участия в нем стран народной демократии и Советского Союза, но и не скрывали в своих выступлениях, что пакт направлен именно против этих стран. "Западный блок" предусматривает также совместные действия его участников против прогрессивных сил в каждой из стран, подписавших Брюссельский пакт. В то же время правительства стран "западного блока" стремятся использовать эту военно-политическую группировку для подавления национально-освободительного движения в их колониях. На основе Брюссельского пакта в 1948 были созданы руководящие органы "западного блока": т. н. Консультативный совет в составе представителей пяти государств в Лондоне, военный комитет и штаб "западного блока" во главе с британским фельдмаршалом Монтгомери в Фонтенебло. США включили во все органы "западного блока" своих наблюдателей. Заключения военного комитета о стратегических планах и военных потребностях должны были представляться на утверждение американскому военному ведомству. Таким образом, уже на этой стадии США фактически примкнули к "западному блоку". Однако англо-американские правящие круги ставили перед собой значительно более широкие цели, чем создание западноевропейской группировки. Эти цели были провозглашены еще в марте 1946 в речи Черчилля на митинге в Фултоне, происходившем под председательством Трумэна. Как указывается в заявлении Министерства иностранных дел СССР, опубликованном 29. I 1949, эти цели "теснейшим образом связаны с планами насильственного установления мирового англо-американского господства под эгидой Соединенных Штатов Америки". Исходя из этих целей, американское правительство добивалось превращения "западного блока" в еще более широкую группировку империалистических держав. 17. III 1948, в день подписания Брюссельского пакта, президент США Трумэн заявил, что США окажут полную поддержку "западному блоку". И. VI 1948 американский конгресс принял т. н. "резолюцию Ванденберга", призывающую правительство стать на путь прямой поддержки западного военного союза. Одновременно государственный департамент США приступил к переговорам со странами "западного блока" о создании С.-а. с. с участием США и Канады. Чтобы помочь реакционным правительствам Италии, Дании, Норвегии и других стран преодолеть сопротивление парламентской оппозиции и прогрессивных общественных организаций, не желающих втягивания этих стран в военные блоки, в январе 1949 было объявлено об, образовании "Европейского совета", не связанного будто бы с "западным блоком" и не имеющего военных целей. На деле "Европейский совет" был призван способствовать дальнейшей ликвидации суверенитета западноевропейских государств, дальнейшему подчинению Западной Европы Соединенным Штатам Америки и облегчить привлечение Западной Германии, а также Италии и других стран к участию в С.-а. с. под флагом "европейского сотрудничества". Англо-американская дипломатия широко использовала разведку и печать для запугивания малых стране целью привлечения их к С.-а. с. Особое внимание при этом уделялось скандинавским странам, из которых две - Норвегия и Швеция - расположены в непосредственной близости к границам СССР. 29. I 1949 Советское правительство обратилось к правительству Норвегии с просьбой разъяснить позицию норвежского правительства в вопросе о С.-а. с, а 5. II-с предложением о заключении пакта ненападения между Норвегией и СССР. Норвежское правительство, однако, отклонило предложение Советского Союза и продолжало вести переговоры о С.-а. с. Договор о С.-а. с. был подписан в Вашингтоне представителями США, Канады, Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга, Италии, Норвегии, Дании, Исландии и Португалии. Пакт состоит из преамбулы и 14 статей; срок его действия - 20 лет. Статьи пакта предусматривают предоставление военной помощи каждой стране-участнице С.-а. с, в случае если она "подвергнется нападению" какой-либо другой державы. Ст. 4, предусматривающая совместные действия стран, подписавших пакт, в случае угрозы их "политической независимости или безопасности", призвана оправдать вмешательство Соединенных Штатов Америки во внутренние дела тех стран, в которых народ передаст власть в руки демократических партий. С.-а. с. - "орудие прямой, непосредственной подготовки новой империалистической войны" (Г. М. Маленков). В соответствии с условиями пакта о С.-а. с. был создан Совет по осуществлению пакта и Комитет обороны - военный штаб, в задачу которого входит разработка планов агрессии. "Целые государства, особенно из числа расположенных поблизости от границ СССР, приспособлены к тому, чтобы обеспечить более удобные плацдармы для англо-американских военно-воздушных сил и для других возможностей нападения на СССР" (из заявления Министерства иностранных дел СССР о Североатлантическом пакте). Инициаторы С.-а. с. немедленно после его создания начали еще более энергично проводить политику раскола Германии и восстановления ее военно-промышленного потенциала, рассчитывая использовать Западную Германию в качестве плацдарма, арсенала и поставщика пушечного мяса для планируемой ими войны против Советского Союза. Создание С.-а. с. знаменует грубое нарушение США и Англией международных обязательств, взятых ими на себя в ходе второй мировой войны и после ее окончания. Этот агрессивный блок явно противоречит основным принципам устава организации Объединенных наций и открыто демонстрирует стремление агрессивных государств к мировому господству, Он служит орудием правящих кругов США и Великобритании в их политике разжигания новой войны. В качестве вспомогательных военных группировок, призванных наряду с С.-а. с. помочь выполнению экспансионистских планов США, государственный департамент США приступил к созданию и других блоков - Тихоокеанского блока, блока средиземноморских государств и т. д. Еще раньше, в 1947, США сколотили агрессивный союз стран Латинской Америки (см. Рио-де-Жанейро конференция 1947). Агрессивная политика империалистических держав была разоблачена как в заявлении Министерства иностранных дел СССР о Северо-атлантическом пакте, так и в меморандуме правительства СССР, переданном в конце марта - начале апреля 1949 большинству правительств, подписавших пакт. Показав, что США, Великобритания и Франция отказались от политики сотрудничества с Советским Союзом и другими миролюбивыми странами, Советское правительство констатировало, что "так называемое "новое направление" внешней политики правящих кругов этих государств заключается в том, что они вернулись к тому старому антисоветскому курсу внешней политики, строившейся на проведении изоляции СССР, которого они придерживались в годы, предшествовавшие второй мировой войне, и который чуть не довел цивилизацию Европы до катастрофы". Сторонники сохранения мира, составляющие большинство населения во всех странах, резко осудили англо-американских поджигателей войны и создаваемые ими блоки. Воля трудящихся Франции, Италии, Англии и других государств к миру была выражена руководителями коммунистических партий и других демократических организаций этих стран, заявивших, что народы Западной Европы никогда не будут воевать против Советского Союза. В борьбе за мир объединились сотни миллионов трудящихся, которые повели решительную борьбу против С.-а. с, против поджигателей новой мировой войны.

НАТО (от англ. NATO, North Atlantic Treaty Organization — Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду.

Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Все стороны обязываются коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение.

Фактически, начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие СССР и, позднее, также странам-участницам возглавлявшегося СССР Варшавского договора, заключённого в 1955 г.

Когда был основан?

НАТО был основан 4 апреля 1949 года в США с целью защиты Европы от советского влияния. Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после его ратификации.

Кто сейчас входит в НАТО?

В настоящее время членами НАТО являются 28 стран. Это Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция, Чешская Республика, Хорватия, Эстония.

Помимо этого ряд европейских стран и организаций имеют партнерские отношения с НАТО.

Среди них участники соглашения « Партнерство ради мира»: Австрия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызская Республика, Мальта, Республика Молдова, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швейцария, Швеция.

«Средиземноморский диалог» включает следующие страны: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко, Тунис Стамбульская инициатива о сотрудничестве: Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты.

Глобальными партнерами НАТО являются государства: Австралия, Афганистан, Ирак, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан, Республика Корея, Япония

Другие международные организации, сотрудничающие с НАТО: Организация Объединенных Наций, Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Кто может стать членом НАТО?

Членом НАТО может стать «любое другое европейское государство, способное развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона».

В НАТО существует так называемый «План подготовки к членству», призванный обеспечить практические рекомендации и целенаправленную помощь странам, поставившим перед собой цель вступить в организацию. В свою очередь, эти страны должны соответствовать определенным ключевым требованиям.

Какие организации входят в структуру НАТО?

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия). Высшим должностным лицом и главным официальным представителем НАТО является генеральный секретарь. С 1октября 2014 года эту должность занимает Йенс Столтенберг (Норвегия).

У каждой страны-члена организации имеется постоянное представительство при политической штаб-квартире НАТО. Каждое представительство возглавляется «послом», представляющим правительство своей страны в процессе консультаций и принятия решений в Североатлантическом союзе.

Военной составляющей структуры НАТО являются органы военного управления. Они подключаются к деятельности организации в случаях, когда осуществление политических решений имеет военные последствия.

Кто составляет вооруженные силы НАТО?

Как заявляют в НАТО, у альянса практически нет собственных постоянных вооруженных сил. На нужды операций, санкционированных САС, членами НАТО выделяются воинские контингенты, которые возвращаются в пункты изначального базирования по завершении этих операций.

Вооружённые силы НАТО делятся на:

  • объединённые вооружённые силы, переданные в распоряжение блока;
  • вооружённые силы, остающиеся в национальном подчинении.

На 2010 г. в вооружённых силах стран НАТО было около 3,8 млн военнослужащих.

Какие вооруженные операции и миссии совершает сейчас НАТО?

Согласно официальным данным НАТО, его текущими военными операциями и миссиями являются:

  • международные силы содействия безопасности (МССБ), Афганистан
  • силы для Косово (СДК)
  • операция «Активные усилия» в Средиземном море
  • операция «Оушен шилд» (от англ. «Ocean Shield» — океанский щит) в Аденском заливе и у берегов Африканского Рога
  • содействие Африканскому союзу
  • штаб в Боснии и Герцеговине и бывшей югославской Республике Македонии
  • операции по ликвидации последствий гражданских чрезвычайных ситуаций.

Полковник В. Витров

3-4 апреля 2009 года во французском г. Страсбург и германском г. Кель прошел юбилейный саммит Североатлантического союза, посвященный 60-летию этой организации. Статья, публикуемая в номере, показывает в основном историю создания и основные этапы развития военно-политического блока НАТО. Материал о прошедшей встрече, вопросах, которые рассматривались на ней, и проблемах, обсуждавшихся в ходе саммита, будет опубликован в одном из ближайших номеров журнала.

Североатлантический союз (North Atlantic Treaty Organization - Организация Североатлантического договора, сокращенно НАТО) является военно-политической структурой европейских государств, США и Канады, созданной по инициативе Соединенных Штатов Америки на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 года в Вашингтоне руководителями 12 стран (США, Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Франция). Вашингтонский договор вступил в силу 24 августа 1949 года и является бессрочным. В 1952 году к блоку присоединились Греция и Турция, в 1955-м -ФРГ, в 1982-м - Испания. В 1999 году оформлено членство в НАТО Венгрии, Польши и Чехии, в 2004-м в нее были приняты Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, а в 2009-м - Албания и Хорватия.

Подписание Вашингтонского договора

Североатлантический союз был создан под предлогом необходимости объединить усилия стран Запада для обеспечения коллективной защиты от возможной агрессии со стороны Советского Союза.

Заявленными целями деятельности альянса являются коллективная оборона, сохранение мира и поддержание безопасности, а также обеспечение стабильности в Евро-Атлантическом регионе. Однако анализ целей создания Североатлантического союза свидетельствует, что США стремились, во-первых, сколотить под своим руководством военный блок капиталистических государств, направленный непосредственно против Советского Союза и других стран социалистического лагеря; во-вторых, усилить свое политическое, экономическое и военное влияние на страны Западной Европы и не допустить наличия в этой части земного шара самостоятельной группировки государств, которая в какой-то мере могла бы противопоставить себя Соединенным Штатам.

На современном этапе развития международных отношений, характеризующемся поиском новой, более эффективной системы безопасности, руководство ведущих стран Запада стремится превратить альянс в основную структуру, отвечающую за реализацию планов «продвижения демократии» и урегулирование кризисов практически во всех регионах мира.

Особенностью Североатлантического союза в отличие от других военных коалиций государств является наличие объединенных вооруженных сил (ОВС), а также постоянно действующих руководящих центральных и региональных (периферийных) органов управления с многочисленным рабочим аппаратом, сфера деятельности которых охватывает военную, военно-политическую и военно-экономическую области, а кроме того, затрагивает внешнюю и внутреннюю политику стран блока.

В интересах обоснования необходимости сохранения военной структуры НАТО западными экспертами выдвигается тезис о появлении в мире новых угроз, для предупреждения и устранения которых требуется наращивание и совершенствование военного потенциала организации.

В настоящее время в состав НАТО входят 28 государств. До начала работы саммита альянса в г. Страсбург/Кель (3-4 апреля с. г.) было завершено юридическое оформление процесса приема в организацию Албании и Хорватии, которые в июне 2008 года подписали протоколы о присоединении к блоку. В перспективе ожидается расширение его состава за счет приема новых членов.

Руководящими органами альянса являются: Совет НАТО (политические вопросы), Комитет военного планирования (военно-политические вопросы), Военный комитет (военные вопросы). Общее руководство и координацию работы структур управления блока осуществляет генеральный секретарь НАТО. Штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Зона ответственности альянса включает в себя территории государств -членов блока (за исключением США, Канады и Франции) и принадлежащие им острова, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского, Средиземного, Черного и Азовского морей, зоны проливов - Балтийских, Черноморских, Гибралтарского, Ла-Манш, северную часть Атлантического океана (к северу от тропика Рака), а также воздушное пространство над ними. Однако в целях нейтрализации угроз безопасности Североатлантического союза его руководство рассматривает возможность дальнейшего расширения географических рамок задействования ОВС НАТО за пределы его зоны ответственности до КНДР, Индии, государств Северной Африки и Африканского Рога.

Становление системы основных руководящих органов альянса проходило в период с 1949 по 1966 год. В сентябре 1949 года был учрежден высший политический орган блока - Совет НАТО, работой которого руководил председатель (с 1950-го по 1957-й - постоянный председатель) Совета НАТО. В октябре того же года создан высший военный орган - Военный комитет НАТО. В период между его заседаниями до 1966 года контроль за выполнением принятых решений и координацию деятельности военных органов осуществляла Постоянная группа Военного комитета, состоявшая из представителей генеральных штабов США (председатель), Великобритании и Франции.

В соответствии с решением Лиссабонской сессии Совета НАТО в 1952 году были созданы постоянные консультативные и исполнительные структуры (комитеты, секретариаты, управления), определены их состав, задачи и полномочия. Тогда же была учреждена должность генерального секретаря НАТО, на которую Советом НАТО назначаются известные политические деятели.стран блока. В своей работе генеральный секретарь опирается на подчиненный ему Международный секретариат (создан в 1951 году), а с 1957-го он председательствует на заседаниях Совета НАТО.

Весьма важное влияние на положение в альянсе оказало объявленное французским правительством в марте 1966 года решение Франции о выходе из военной организации блока и последовавшие затем практические мероприятия по его осуществлению. Основу противоречий этой страны с США, ФРГ и Великобританией по проблемам НАТО составляло стремление французских правящих кругов ослабить влияние Соединенных Штатов на решение политических, экономических и военных проблем в капиталистическом мире, особенно в Европе, и одновременно повысить роль и влияние своей страны. Исходя из этого, с 1 июля 1966 года Франция официально вышла из военной организации НАТО и осталась лишь членом политической организации блока* .

Параллельно с высшими руководящими органами НАТО создавались объединенные вооруженные силы блока и система управления ими. Решение о начале формирования военных структур альянса было принято в мае 1950 года на саммите НАТО в Лондоне. В декабре того же года американский генерал Дуайт Эйзенхауэр назначен первым верховным главнокомандующим ОВС НАТО в Европе. В апреле 1951 года в пригороде Парижа начал работу его штаб, которому были подчинены главные командования (ГК) на Северо-Европейском, Центрально-Европейском и Южно-Европейском ТВД. В июне того же года страны - участницы Североатлантического союза подписали соглашение о статусе своих вооруженных сил, определяющее правовое положение и порядок действий национальных воинских контингентов на территории других государств.

В апреле 1952 года учреждено верховное главное командование ОВС НАТО на Атлантике (Норфолк, США) во главе с американским адмиралом. Ему были подчинены два главных командования - в Восточной и Западной Атлантике. В том же году было образовано ГК в зоне пролива Ла-Манш, а после присоединения к блоку Греции и Турции - ГК ОВС НАТО на Средиземноморском ТВД.

В связи со вступлением в НАТО ФРГ (1955) расширились полномочия верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, и в 1961 году было создано командование ОВС НАТО в зоне Балтийских проливов, подчиненное главному командованию ОВС НАТО на Северо-Европейском ТВД.

В 1961 году началось формирование объединенной системы ПВО блока в Европе, в состав которой были включены четыре зоны - Северная, Центральная, Южная и Атлантическая. Границы первых трех зон совпадали соответственно с границами Северо-Европейского, Центрально-Европейского и Южно-Европейского ТВД. Атлантическая зона охватывала территорию Великобритании (включая Шетландские и Гебридские о-ва), а также Фарерские о-ва и акватории омывающих их морей.

В августе 1961 года для решения внезапно возникающих задач, а также для демонстрации единства и готовности стран блока совместно защищать интересы Запада были созданы мобильные силы НАТО, использование которых предусматривалось в случае резкого обострения обстановки в первую очередь на флангах блока.

В 1967 году в составе ГК ОВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД были сформированы два командования - объединенных сухопутных войск и объединенных ВВС. ГК на Средиземноморском ТВД было реорганизовано в командование и подчинено главному командованию на Южно-Европейском ТВД, а ГК в зоне пролива Ла-Манш в оперативном отношении подчинено главному командованию в Восточной Атлантике. Тогда же было создано новое командование ОВС НАТО - в Иберийской Атлантике, которое в 1982 году было преобразовано в главное.

Со второй половины 1960-х годов проводились мероприятия по укреплению флангов альянса. В этих целях в январе 1968 года было создано постоянное соединение ОВМС НАТО на Атлантике, в мае того же года - командование базовой авиации ОВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД, а в мае 1973-го - постоянное соединение минно-тральных сил блока в зоне пролива Ла-Манш.

В середине 1960-х годов руководство Североатлантического союза приступило к практическому созданию ядерных сил альянса и формированию органов управления ими. В ноябре 1965 года был создан Комитет ядерного планирования («Комитет Макнамары») в составе представителей Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Италии, Канады, Нидерландов, США, Турции и ФРГ. В соответствии с его рекомендациями в декабре 1966 года были сформированы консультативные органы ядерного планирования НАТО - Комитет по вопросам ядерной обороны и Группа ядерного планирования (ГЯП).

В состав Комитета по вопросам ядерной обороны вошли представители стран - членов НАТО (за исключением Исландии, Люксембурга, Португалии и Франции). Заседания этого органа проводились на уровне министров обороны один-два раза в год под председательством генерального секретаря НАТО.

В ГЯП первоначально входили на постоянной основе представители США, Великобритании, Италии и ФРГ, а также три-четыре представителя из числа других членов Комитета по вопросам ядерной обороны, избираемых на 18 месяцев. В 1979 году, после принятия решения о развертывании в Европе новых американских ракет средней дальности, руководство блока включило в состав Группы ядерного планирования в качестве постоянных членов представителей всех стран, входящих в военную организацию НАТО. Расширение ГЯП до уровня Комитета по вопросам ядерной обороны привело к дублированию работы двух органов и прекращению деятельности последнего.

К началу 70-х годов были разработаны и реализованы меры, направленные на повышение оперативности, гибкости и эффективности системы управления блока. В 1971 году начато развертывание автоматизированной системы связи «Нике», предназначенной для обеспечения надежной связью как высшего военно-политического руководства НАТО, так и органов управления ОВС блока в стратегическом и оперативно-тактическом звеньях. В целях повышения эффективности боевого применения объединенных ВВС альянса в стратегических операциях на Центрально-Европейском ТВД в 1973 году было создано командование ОВВС НАТО на театре. Одним из главных мероприятий долгосрочной военной программы по повышению боевых возможностей ОВС альянса в Европе явилось развертывание системы ДРЛО и управления авиацией AWACS-HATO, включающей созданное в 1982 году командование ДРЛО и сеть наземных радиолокационных постов.

С учетом изменений военно-политической обстановки, произошедших в мире в конце 1980-х - начале 1990-х годов (роспуск Организации Варшавского Договора и распад СССР), была существенно пересмотрена и направленность военной политики Североатлантического союза. В ноябре 1991 года на Римском саммите была принята коалиционная стратегия, которая отражала трансформацию концептуальных взглядов руководства НАТО на строительство и применение ОВС блока. Согласно этой стратегии прямая конфронтация альянса со странами СНГ считалась маловероятной. Возможность развязывания крупномасштабного военного конфликта в Европе рассматривалась прежде всего как следствие обострения локальной кризисной ситуации, в процесс урегулирования которой могло бы быть втянуто большинство европейских государств.

В связи с этим был сделан вывод о необходимости развития диалога со всеми странами Европы и вовлечения их в сферу деятельности альянса. С этой целью в 1991 году был образован Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), в рамках которого осуществлялось взаимодействие НАТО со странами Центральной и Восточной Европы, а также с независимыми государствами, образовавшимися на территории бывшего СССР. В мае 1997 года в г. Синтра (Португалия) министры иностранных дел государств НАТО и стран-партнеров приняли решение о преобразовании ССАС в Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), а также подписали основной документ СЕАП.

Наряду с концептуальными изменениями в военной политике блока началась реорганизация системы управления, предусматривавшая повышение централизации управления в оперативном звене за счет ликвидации промежуточных структур управления и создания новых, более крупных коалиционных командований и штабов.

В этих целях в 1994 году главное командование ОВС НАТО на Северо-Европейском ТВД было преобразовано в ГК ОВС НАТО на Северо-Западном Европейском (СЗЕ) ТВД (штаб в Хай-Уиком, Великобритания), которому были переданы также функции расформированного главного командования ОВС НАТО в зоне пролива Ла-Манш. Одновременно были упразднены командования ОВС НАТО в Северной и Южной Норвегии, а также командование ОВВС блока в Великобритании. Командование ОВС НАТО в зоне Балтийских проливов было передано в подчинение главного командования ОВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД.

В структуре ГК на Центрально-Европейском ТВД были упразднены управления Северной и Центральной групп армий, а также 2-е и 4-е объединенные тактические авиационные командования. На их базе были сформированы два командования - объединенных сухопутных войск и объединенных ВВС.

Кроме того, в соответствии с новыми задачами блока осуществлен переход ОВС НАТО на трехкомпонентную структуру, включающую силы реагирования, главные оборонительные силы и войска усиления.

В контексте продолжения политики сближения со странами Центральной и Восточной Европы, а также с республиками бывшего СССР в январе 1994 года на Брюссельской сессии Совета НАТО была принята программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), предполагающая развитие связей в области безопасности между странами НАТО и их партнерами. В настоящее время участниками этой программы помимо государств - членов блока являются 24 страны Европы и Азии.

Расширению зоны влияния Североатлантического союза также способствовало принятие в декабре 1994 года так называемой инициативы Средиземноморского диалога, предусматривающей установление двусторонних политических связей со странами региона в сочетании с участием каждой из них в конкретных мероприятиях научного, гуманитарного и военно-технического характера. В феврале 1995 года приглашения подключиться к диалогу были направлены Египту, Израилю, Мавритании, Марокко и Тунису, а в ноябре того же года - Иордании. В марте 2000 года к Средиземноморскому диалогу НАТО подключился Алжир.

Особое внимание в этот период руководство альянса уделяло налаживанию сотрудничества в военной сфере с Российской Федерацией. После завершения длительных переговоров 27 мая 1997 года в Париже Президентом РФ, генеральным секретарем НАТО и главами государств и правительств стран-участниц был подписан «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», в соответствии с которым был создан Совместный постоянный совет Россия - НАТО. В компетенцию этого органа входило обеспечение механизма двусторонних консультаций при принятии совместных решений и координации действий в отношении вопросов безопасности.

В мае 1997 года в Киеве был официально открыт Центр информации и документации НАТО, который стал первым подобным органом на территории государства, не входящего в блок. В рамках развития двусторонних отношений в июле того же года подписана Хартия об особом партнерстве между НАТО и Украиной, создавшая предпосылки для расширения деятельности альянса в республике. Одновременно был образован рабочий орган двустороннего сотрудничества, получивший название «Комиссия НАТО - Украина». С 1998 года на территории этой страны действует военная миссия связи НАТО, а в 1999-м образована совместная рабочая группа НАТО - Украина по вопросам военной реформы. При этом Яворовский общевойсковой полигон (50 км от Львова) получил статус учебного центра программы «Партнерство ради мира», предназначенного для подготовки военнослужащих объединенных вооруженных сил альянса, став первым его полигоном на постсоветском пространстве.

Начиная с 1997 года руководство альянса в рамках реализации программы реформирования Североатлантического союза продолжало проводить мероприятия по перестройке системы управления ОВС НАТО. Основная их цель заключалась в реорганизации многоступенчатой и громоздкой структуры органов военного управления и придании ей способности осуществлять эффективное руководство войсками (силами) как в ходе крупномасштабных военных действий, так и при проведении миротворческих операций различного характера и масштаба.

Программа реформирования включала развертывание трехуровневой системы управления в Европе и двухуровневой на Атлантике, что планировалось достичь путем объединения и укрупнения ряда органов военного управления, а также ликвидации командно-штабных структур тактического звена. Создание новой системы управления ОВС НАТО предполагало формирование стратегического (стратегические командования ОВС НАТО в Европе и на Атлантике), оперативно-стратегического (региональные командования) и оперативного (субрегиональные и видовые командования) уровня управления.

Реформирование структуры органов управления ОВС НАТО осуществлялось с учетом концепции «Многонациональные оперативные силы» (МНОС). В целях реализации этой установки в коалиционных штабах всех уровней были образованы специальные группы, на базе которых предусматривается развертывать штабы МНОС. Созданная в 1955 году Североатлантическая ассамблея (межпарламентская организация, объединяющая парламентариев государств -членов блока и так называемые ассоциированные делегации от стран-партнеров) в январе 1999 года была переименована в Парламентскую ассамблею НАТО.

Руководство Североатлантического союза на состоявшемся в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 года саммите приняло новую стратегическую концепцию НАТО, которая определяет цели и задачи альянса в новом столетии, а также приоритеты строительства ОВС блока. В соответствии с ней военная сила рассматривается в качестве главного инструмента реализации странами Запада своих интересов и достижения политических и экономических целей.

Важнейшим событием, раскрывшим сущность НАТО как военного блока, явилась агрессия альянса против Югославии в 1999 году. В ходе операции Североатлантический союз своими действиями нарушил Устав ООН, положения Хельсинкского акта 1975 года и основополагающего акта Россия - НАТО, учредительные документы самого альянса, а также сложившиеся после Второй мировой войны нормы международного права.

В результате по решению руководства РФ отношения с НАТО были «заморожены», прекращены практически все контакты, выходящие за пределы взаимодействия российских воинских контингентов и блока в многонациональной миротворческой операции в Косово. Россия также приостановила свое участие в деятельности СЕАП и программе ПРМ.

В целях закрепления позиций Североатлантического союза в Юго-Восточной Европе (ЮВЕ) с середины 1999 года НАТО реализует так называемую инициативу для Юго-Восточной Европы, предусматривающую организацию тесного регионального сотрудничества с созданием условий для последующего вступления стран региона в альянс. Одновременно под эгидой СЕАП был создан рабочий орган для реализации этой инициативы - специальная рабочая группа по региональному сотрудничеству в ЮВЕ.

ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1949 Г. И ОБРАЗОВАНИЕ НАТО

Президентские выборы ноября 1948 г. в США и победа на них кандидата демократической партии Г.Трумэна, оставшегося президентом на второй срок (первый срок он исполнял обязанности президента после смерти в 1945 г. Ф.Д.Рузвельта как его вице-президент) и развязали руки американской администрации. Это позволяло осуществить рывок к закреплению американского преобладания в Западной Европе не только экономическими, но и военно-политическими методами. В новой администрации пост государственного секретаря занял Дин Ачесон, который придерживался более наступательных взглядов, чем заболевший и удалившийся от дел Дж. Маршалл. Он устремился к реализации самой революционной внешнеполитической идеи США со времен вильсоновской Лиги Наций – плану создания в Европе в мирное время и на постоянной основе военно-политического союза под главенством США. После принятия «резолюции Ванденберга» в 1948 г. реализовать такую идею было проще, так как резолюция создала правовую базу для отказа США от изоляционизма. Оставалось сломить колебания западноевропейских союзников.

Участником блока предполагалось сделать и Канаду, формально остававшуюся британским доминионом, но на деле давно ставшую независимой во внешней политике. В мае 1948 г., как уже отмечалось, американские дипломаты стали обсуждать практические аспекты возможных американских гарантий безопасности для стран Европы с представителями Франции и Британии. США, Канада и страны Брюссельского пакта начали переговоры о создании нового военно-политического блока.

14 января 1949 г. представители госдепартамента США впервые открыто заявили о существовании угрозы для безопасности стран Западной Европы и о неэффективности ООН из-за принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности. 18 марта 1949 г. был опубликован проект Североатлантического договора, а уже 4 апреля в Вашингтоне собралась конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, а также Дании, Исландии, Норвегии и Португалии. В Вашингтонской конференции приняла участие и Италия, которая впервые после окончания войны вернулась в семью западных стран, откуда она исключила себя, вступив перед войной в союз с Германией. В тот же день делегаты подписали Североатлантический договор. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г.

Несколько лет союз существовал как политико-правовой феномен, организации как таковой не было. Но в начале 50-х годов НАТО превратилась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжение которого были выделены контингенты различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация. В дальнейшем, в 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ, в 1982 г. – Испания (она не входила в военную организацию НАТО до 1997 г.), в 1998 г. после распада СССР и Варшавского договора – Чехия, Венгрия и Польша.

По формулировкам Вашингтонский договор был сильным. Он содержал весьма жесткие военные обязательства. В его тексте (ст. 5) говорится: «...Вооруженное нападение на одну или более сторон в Европе или Северной Америке будет считаться вооруженным нападением на всех их вместе; ...и если такое вооруженное нападение произойдет, то каждая из сторон... окажет помощь стороне или сторонам, подвергшимся нападению, посредством немедленного принятия индивидуально или совместно с другими сторонами мер, которые окажутся необходимыми, включая применение вооруженной силы...»

Такая формулировка означала, что страны-участницы должны оказывать друг другу военную помощь незамедлительно, как если бы нападению подверглись они сами. Между тем, как правило, союзные договоры, которые заключали США, предусматривали в случае нападения на одну из сторон или угрозы такого нападения проведение странами-участницами консультаций о принятии совместных мер защиты в соответствии с конституционными процедурами. Это означало, что прежде чем начать оказание практической помощи какой-либо стране администрация США должны была получить разрешение сената, что не было гарантированно и могло потребовать много времени.

Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 30 дней вернуть американских военнослужащих в места постоянной дислокации. Согласно ст. 5 Североатлантического договора получалось, что президент США мог использовать американские вооруженные силы для защиты западноевропейских стран и Канады, действуя по упрощенной процедуре, как если бы нападению подверглись сами США.

Участники договора обязались развивать между собой военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, на цели которого американский конгресс в августе 1949 г. выделил огромную по тем временам сумму в 4 млрд долл. Соединенные Штаты приняли на себя основную часть расходов по военному строительству в странах Западной Европы, что делало Североатлантический договор очень привлекательным для западноевропейских государств. Штаб-квартира НАТО была размещена в Париже.

Вашингтонский договор было знаком победы атлантического начала в обеспечении европейской безопасности.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

http://www.diphis.ru/i_obrazovanie_nato-a871.html

ОБРАЗ НАТО В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ

Зайчишка получил от Волка приглашенье

Пожаловать к нему с супругой на банкет.

Другой бы отписал: «…Примите уверенья…

Я нездоров… Мерси… Пардон… Привет…»

Но данный Волк, хоть не был гуманистом,

На зайцев не рычал, когда встречал,

Их не травил в лесу, не трогал в поле чистом,

На их поклон поклоном отвечал…

Вот почему, польщённый приглашеньем,

Сказав Зайчихе: «Причешись! Пойдём!»,

Придумав громкий тост, предвидя угощенье,

И, преисполненный почтенья,

Явился Заяц к Волку на приём.

Хозяин гостю рад: «Как долго не видались!

Да вы поправились!» -

«На целый килограмм!»

Пока в прихожей зайчики топтались,

Хозяин подмигнул зубастым поварам…

Я тот банкет описывать не буду.

Для полной ясности я лишь сказать могу,

Что повара к столу подали блюдо,

И это было… заячье рагу!

Сравнение моё, быть может, грубовато,

Но я имел в виду зайчат в системе НАТО.

С.Михалков. Волк-дипломат

http://pritchi.net/pritchi/basni/volkdiplomat-sergeja-mihalkova.html

После смерти И.В.Сталина во внешней политике Советского Союза произошли серьезные изменения. Успешные разработки СССР в области создания атомной и водородной бомб ликвидировали монополию США на обладание оружием массового уничтожения. В международных отношениях острая конфронтация с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции - в Берлинском кризисе и Корейской войне - сменилась некоторым потеплением.

В марте 1954 года советское правительство обратилось к правительствам США, Великобритании и Франции с предложением о создании системы коллективной безопасности в Европе - заключении Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе и возможном вступлении СССР в НАТО. В мае Москва получила ноты западных держав, аналогичные по содержанию, с отрицательным ответом на свои предложения. В последующие месяцы 1954 года обмен мнениями продолжился: за нотой советской стороны от 24 июля последовали ноты трех держав от 10 сентября, на которые СССР, в свою очередь, откликнулся 23 октября.

Можно предположить, что, несмотря на публичные заявления с критикой угрожающих действий НАТО, отношение Москвы к этому блоку не было исключительно осуждающим. В статье Н.И.Егоровой приводится запись беседы И.В.Сталина с послом Франции Л.Жоксом 25 августа 1952 года. На свой вопрос о характере НАТО, с точки зрения Ш. де Го л ля, советский лидер услышал ответ о мирном характере союза и заключении его в рамках Устава ООН. "Сталин рассмеялся и спросил присутствовавшего на беседе Вышинского, не следует ли в таком случае СССР к нему присоединиться. Скорее всего, это была просто ирония, но не исключено, что... у Сталина имелись какие-то скрытые намерения", - пишет Егорова.

Вряд ли можно согласиться с этим тезисом об иронии Сталина; скорее, факты позволяют говорить о "скрытых намерениях" кремлевского лидера. На предварительном совещании в Париже заместителей министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции А.А.Громыко неоднократно (25 мая и 21 июня 1951 г.) заявлял: "Если бы этот пакт был направлен против возрождения немецкой агрессии, СССР сам бы присоединился "к НАТО. Примечательно, что основные положения вышеуказанных заявлений и директив содержались в записке Третьего Европейского отдела министру от 29 марта 1954 года. Кроме того, необходимо отметить, что вопрос о возможном присоединении СССР к НАТО поднимался даже до формального создания последнего. Например, в английском Парламенте с подачи представителей Компартии и независимых лейбористов в первые месяцы 1949 года велась дискуссия, направлять ли приглашение Советскому Союзу.

10 марта 1954 года А.А.Громыко направляет В.М.Молотову проект докладной записки в Президиум ЦК КПСС Г.М.Маленкову и Н.С.Хрущеву (подготовленный Г.М.Пушкиным, А.А.Соболевыми А.А.Солдатовым соответственно в Третьем Европейском отделе, Отделе стран Америки и Отделе по делам ООН). В нем в рамках работы по продвижению проекта основ Общеевропейского договора констатировалось: "В качестве главного аргумента против нашего предложения выдвигается тезис о том, что советский проект направлен на вытеснение США из Европы и на то, что СССР, заняв место США, стал бы доминирующей державой в Европе". В этой связи авторы документа считали целесообразным внести "изменения, предусматривающие равноправное участие США в Общеевропейском договоре".

Направляя записку в Инстанцию, МИД предложил не заявлять в ноте "прямо о готовности СССР присоединиться к Североатлантическому договору, а ограничиться выражением готовности рассмотреть совместно... вопрос об участии СССР" в договоре (в одном из рабочих проектов был заметно отличающийся вариант - "ограничиться лишь указанием на такую возможность, что не мешало бы Советскому Союзу в дальнейшем, в случае если вопрос о присоединении... не нашел бы положительного разрешения, продолжать борьбу против него, как агрессивного договора").

О значении, которое придавалось советским руководством данной инициативе, можно судить и по такому факту. При формировании подкомитета Комиссии ООН по разоружению в указаниях советскому представителю А.Я.Вышинскому в начале апреля 1954 года сообщалось: "Именно в данный момент мы не заинтересованы в развертывании работы Комиссии по разоружению... попытка оживления Комиссии... может быть использована для отвлечения внимания от нашей ноты 31 марта".

После получения ответных нот трех держав в МИД была развернута работа по подготовке новых дипломатических документов (были составлены План ответной ноты советского правительства на ноту правительства США от 7 мая 1954 года, Указания для печати и т.д.). Их содержание убедительно показывает, что главным направлением действий в условиях категорического неприятия Западом советских идей о системе коллективной безопасности в Европе становится пропаганда.

"Основной мыслью" новой ноты должно было стать обоснование "цели советских предложений - вместо создания противопоставленных друг другу военных группировок, что ведет к войне, создать систему коллективной безопасности в Европе, что ведет к упрочению мира". Предполагалось также "отвести довод трех держав об Атлантическом пакте как об организации "одинаково мыслящих стран", "показать возможность и необходимость сотрудничества в деле поддержания мира... государств с различным общественным строем". Один из пунктов проекта Указаний для печати определял, что "главный упор выступлений в печати и радио следует направлять на разоблачение расхождений между миролюбивыми словами и немиролюбивыми делами правящих кругов США". Вполне понятны и призывы, что "выступления в печати должны быть боевыми, наступательными". Пропагандистский уклон появился в положениях проекта ответной ноты СССР, где разъяснялся смысл "политики силы" США: "... во взаимоотношениях между государствами на первый план выдвигается не принцип сотрудничества между странами, а принцип диктата, причем переговоры между государствами все более и более пытаются заменить угрозами и ультиматумами".

В завершение уместно привести весьма красноречивое описание сложившейся ситуации, данное в одном из первых проектов ответа (от 16 мая 1954 г.) на ноту трех держав: "Можно было ожидать, что правительство США, а также правительства Англии и Франции, поскольку они заявляют о своем стремлении способствовать разрядке в международных отношениях и укреплению мира, положительно отнесутся к этой инициативе советского правительства. Однако на деле получилось иное".

Таким образом, сравнительный анализ архивных документов (в том числе проектов записок и прилагающихся к ним нот) позволяет сделать вывод о том, что во внешнеполитическом ведомстве, рассматривая перспективы реализации данной инициативы, не исключали категорически возможного вхождения в состав НАТО. В то же время при выработке дипломатических решений неизменным постулатом был агрессивный, наступательный характер блока.