Понятие политической культуры. Темы планов по разделу социология Вопросы и задания к источнику

Памятка для работы с текстом С1-С4

Текст №1

https://pandia.ru/text/79/022/images/image010_6.gif" align="left" width="528" height="72">

С3.

https://pandia.ru/text/79/022/images/image017_3.gif" align="left" width="572" height="156">С4.

Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование . Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности…

Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.

Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно-практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной.

Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость . Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее, прежде всего и главным образом к духовным ценностям?

В тексте приводится ряд значений слов «дух», «духовный». Укажите четыре из них.

Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора о том, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность.

Автор рассматривает книгу в качестве примера предмета, в котором неразрывно соединены материальная и духовная стороны. Какие свойства позволяют относить книгу, прежде всего, к продуктам духовной культуры? Назовите три таких свойства

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) показано соотношение социальной и духовной деятельности: духовная деятельность – одна из сторон социальной деятельности;

2) указана направленность духовной деятельности: «обработка «людей людьми», то есть, в конечном счете, изменение качеств самих социальных субъектов»;

3) указан результат духовной деятельности: формирование духовных ценностей.

В правильном ответе должны быть приведены примеры , подтверждающие связь указанных профессий с духовной деятельностью, допустим:

1) учитель, рассказывая о героических страницах нашего прошлого, влияет на формирование патриотических чувств молодежи;

2) убедительная игра актеров в фильме по классическому произведению побуждает многих обратиться к первоисточнику;

3) проповедь священника способствует обращению паствы к нравственным ценностям, праведной жизни;

4) журналист, публикующий материалы о проблемах страны, воздействует на гражданское сознание читателей.

Могут быть приведены другие уместные примеры.

  1. Что понимается под политическим участием?
  2. Каковы его формы?
  3. Раскройте содержание понятия «политическая культура».
  4. Какие типы политической культуры вам известны?
  5. В чем особенности российской политической культуры?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».

2. Демократическая политическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как толерантность, гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому перечню? Ответ поясните.

3. Ученые среди функций политической культуры особо отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регулятивную, интеграционную, инновационную. Как вы понимаете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культур ы.

4. Представьте, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сообщение по итогам проведенной работы.

Поработайте с источником

Прочитайте рассуждения современного российского ученого Е. В. Шестопал о политической социализации личности в Великобритании. Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и школой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер - национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

мВ политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится прежде всего к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» к ачества, но вовлеченность, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характерцстика обычного человека.

Шестопал Е. В. Личность и политика. - М., 1988. - С. 94.

Вопросы и задания к источнику

  1. Что представляет собой политическая социал изация личности?
  2. Какие институты способствуют политической социализации англичан?
  3. Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культур ы.
  4. Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

Задание B1 o Запишите слово, пропущенное в таблице. Ветви властиВысшие органы государственной власти РФ ЗаконодательнаяФедеральное Собрание РФ Исполнительная Решение: Исполнительной властью в Российской Федерации является Правительство РФ Ответ: Правительство РФ. Содержание


Задание B2 o Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «искусство». Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию. Решение: Искусство не может быть обоснованным. Ответ: Обоснованность. Содержание


Задание B3 o Установите соответствие между стадией экономической деятельности и её проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца: ПРОЯВЛЕНИЕ СТАДИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) начисление банковского процента по вкладам 1) распределение Б) покупка акций 2) обмен В) получение прибыли Г) продажа именных облигаций Решение: Верной последовательностью является следующая: 1212 Ответ: Содержание


Задание B4 o Найдите в приведенном списке конституционные обязанности граждан РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны: 1) сохранять природу и окружающую среду 2) получить специальное образование 3) платить законно установленные налоги и сборы 4) разрешать споры в судебном порядке 5) защищать Отечество Решение: Получить специальное образование и решать споры в судебном порядке - не является конституционной обязанностью граждан РФ. В то время, как граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, платить законно установленные налоги и сборы, защищать Отечество. Ответ: 135. Содержание


Задание B5 o Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS- зависимость». (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Решение: Верной последовательностью является следующая: АБАА Ответ: АБАА Содержание


Задание B6 o Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (1). Это явление получило название социальной ________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (4). ________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.» А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт Д) статус Е) вертикальная Ж) группа З) стратификация И) маргинализация Решение: Верной последовательностью является следующая: ДБВАЕГ Ответ: ДБВАЕГ Содержание


Текст к заданиям C1-С4 o Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности… Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста. Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно-практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной. Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее, прежде всего и главным образом к духовным ценностям (А. В. Захаров) Содержание С1 С2 С3 С4


Задание С1 o Как, по мнению автора данного текста, соотносятся духовная и социальная деятельности? На что, по мнению А.В.Захарова направлена духовная деятельность. Каков результат духовной деятельности? Прочитать статью Решение: Элементы правильного ответа: 1) показано соотношение духовной и социальной деятельностей. А именно: духовная деятельность является одной из сторон соц. Деятельности; 2) показана направленность дух. деятельности: нацелена на обработку "людьми людей", т.е., в конце концов, изменение качеств самих соц. Объектов; 3)показан результат дух. деятельности: формирование дух. ценностей. Содержание


Задание С2 o В тексте было приведено несколько значений слов "духовный", "дух". Указать четыре из них. Прочитать статью Решение: 1) духовное - связанное с церковью, религией; 2) духовное - творчество, способность к творчеству; 3) представления о смысле жизни и высших целях; 4) представление о нравственности личности. Содержание


Задание С3 o На основании текста, фактов общественной жизни и личного опыта, подтвердите с помощью трех примеров справедливость высказывания автора о том, что труд журналиста, педагога, священника, артиста олицетворяет духовную деятельность. Прочитать статью Решение: Вот варианты уместных примеров: 1. учитель, повествуя о героических страницах прошлого, воспитывает патриотические чувства у молодежи; 2. убедительная игра актеров в фильме побуждает многих зрителей познакомиться с первоисточником; 3. священник, посредством своей проповеди, способствует обращению к праведной жизни, к нравственным ценностям; 4. журналист, пишущий статью о проблемах страны, способен воздействовать на гражданское сознание граждан. Содержание


Задание С4 o Автор говорит о книге, как о предмете, в котором духовная и материальная стороны неразрывно соединены. Назовите три свойства, позволяющие отнести книгу к продуктам духовной культуры. Прочитать статью Решение: Вот вариант верных свойств: 1) художественная книга является отражением внутреннего мира, ценностной системы автора; 2) научная книга содержит знания, в ней сохраняется и передается опыт поколений; 3) главным в книге является ее содержание, обращенное к запросам, личному опыту, интересам читателя, т.е. к его духовному миру. Содержание


Задание С5 Что подразумевается обществоведами под понятием "социальная группа"? С помощью знаний курса обществоведения Вам необходимо составить два предложения, в которых содержится информация о соц. группах в обществе. Решение: 1) Дадим определение понятия "социальная группа". Оно может быть, например, таким: "социальной группой называется любая совокупность людей, которая имеет общий значимый соц. признак«; 2) Приведем два предложения. - Соц. группы подразделяются по способу организации, численности, характеру взаимодействия, степени организованности, характеру, продолжительности существования, полу и возрасту. - Находясь в группе, человек может реализовать свою социальную сущность. Содержание


Задание С6 o Назовите три любые эконом. функции государства. Проиллюстрируйте каждую из них примером. Решение: Пример верного ответа: 1. Функция - создание общественных благ. Примеры - связь, транспорт, оборона. 2. Функция - перераспределение доходов. Пример - бюджетно-налоговая политика. 3. Функция - правовое регулирование финансовых и экономических отношений. Пример - антимонопольное законодательство. Содержание


Задание С7 o Звезда телесериалов снялся в черно-белом некоммерческом кино, сложного содержания. Фильм получил высокие оценки у кинокритиков, но сборы в прокате были малыми. К какой форме культуры вы бы отнесли этот фильм? Приведите два признака, свидетельствующие об этом. С помощью знаний из курса обществоведения, приведите еще хотя бы один признак данной формы культуры. Решение: 1. Данное кино относится к элитарной форме культуры. (форма культуры) 2. Признаки: - сложное содержание; - нацеленность не на получение прибыли Пример дополнительного признака: - достаточная подготовленность зрителей. Содержание


Задание С8 o Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. Решение: При анализе ответе учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли; - отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Какие проблемы стали глобальными для человечества? 2) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами 3) Чем вызван экологический кризис? 4) Проявления и последствия экологического кризиса 5) Пути преодоления экологического кризиса? а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) движения «зеленых». Содержание



Политические культуры могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, американские ученые Г. Ал-монд (род. в 1911 г.) и С. Верба (род. в 1932 г.) на основе выявленного своеобразия отдельных стран и регионов выделили три «чистых» типа политической культуры.

Во-первых, патриархальную культуру . Для этой культуры характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования. Во-вторых, подданническую культуру , где сильны ориентации на политические институты и лояльность к ним, но невысок уровень индивидуальной активности граждан. В-третьих, культуру участия , отражающую критическое отношение граждан к власти, их заинтересованность в политическом участии и политической активности.

На практике эти типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной является синтетическая культура, названная учеными гражданской культурой . В ней доминируют установки подданнической культуры, порождающие поддержку государственной власти, а также установки культуры участия, порождающие требования к властным структурам. Тем самым создается баланс, необходимый для обеспечения стабильности политической системы. Гражданской культурой именуют сегодня политическую культуру развитых демократических стран.

Политическая культура, будучи важной частью политической системы, во многом определяется ее типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах политических систем. Иными словами, в тоталитарных, авторитарных и демократических политических системах господствуют тоталитарный, авторитарный и демократический типы политической культуры.



В тоталитарном типе политической культуры формируется убежденность граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделен на два враждебных лагеря – «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, а борьба воспринимается как универсальный метод решения сложных политических проблем. Наблюдается обожествление личности политического руководителя (вождя), возникает чувство слияния с властью, что является одной из составляющих ее легитимности и в значительной степени определяет стабильность режима. В политическом поведении элиты преобладают мотивы всемогущества, в поведении граждан – скромность, энтузиазм, а их участие в политической жизни имеет мобилизационный характер.

Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознает отчуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. Поскольку опорой авторитарного режима чаще всего выступает армия, обожествление личности политического руководителя как фактор легитимности власти отсутствует. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, известная отстраненность от политики.

В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. По отношению к власти преобладают настроения критичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентация на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.

Политическая культура современной России еще не устоялась. С одной стороны, она сохраняет свои традиционные черты: подданническое отношение к любому центру политической власти; низкая самодисциплина и самоорганизованность; недоверие к государству; склонность к анархии при одновременной жажде сильной власти; слабое уважение к закону, правам личности. По-прежнему многие россияне предпочитают радикализм и революционные методы в политике мерам эволюционного, реформистского типа. Сохраняется уверенность в возможности простых и быстрых решений сложных политических проблем.

С другой стороны, происходит постепенное принятие политического плюрализма как необходимого качества политической жизни и гарантии необратимости демократических преобразований. Налицо открытое выражение различных политических ориентации и предпочтений (при пока еще традиционно широчайшем разбросе политических крайностей: от монархизма до анархизма). Растет понимание значения личной ответственности, стремление к самостоятельности в политических оценках и решениях. Иначе говоря, наблюдается преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа.

Основные понятия: политическое участие, политическая культура, типы политической культуры.

Термины: политическая роль, политическая субкультура.

1. Составьте таблицу «Типология политической культуры».

2. Демократическая политическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как толерантность, гуманность, критичность. Что еще вы добавили бы к этому перечню? Ответ поясните.

3. Ученые среди функций политической культуры особо отмечают: ценностно-ориентационную, нормативно-регулятивную, интеграционную, инновационную. Как вы понимаете эти функции? Раскройте их на примере одного из типов политической культуры.

4. Вообразите, что вам поручено организовать небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими единомышленниками. Сделайте сообщение по итогам проведенной работы.

Поработайте с источником

Прочтите рассуждения современного российского ученого Е. Б. Шестопал о политической социализации личности в Великобритании.

Многие рядовые англичане воспитаны (и семьей, и школой, и пропагандой) в убеждении, что активность, деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. Деятельный характер – национальная черта. Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

В политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится, прежде всего, к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлеченность, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характеристика обычного человека.

Шестопал Е. Б. Личность и политика. – М., 1988. – С. 94.

Вопросы и задания к источнику:

1) Что представляет собой политическая социализация личности? 2) Какие институты способствуют политической социализации англичан? 3) Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культуры. 4) Схожи ли процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.