«Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области
г. Шебекино»
Если говорить вам сложно –
Музыка всегда поможет !
Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в нашем детском саду базируется на принципе интеграции, т. е. органическом сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской деятельности дошкольников.
В коррекционной работе с детьми , страдающими различными дефектами речи , положительную роль играют совместные занятия музыкального руководителя и учителя-логопеда , представляющие собой объединение системы движений , музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям :
- коррекционно-развивающее ;
Информационно-консультативное.
Выстраивая свою работу , музыкальный руководитель и логопед , учитывают структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на музыкальных и логопедических занятиях. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Можно выделить основные задачи :
Оздоровительные : укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций ; воспитание правильной осанки, походки.
Образовательные : формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, переключаемости, координации движений ; освоение знаний о метроритмике.
Воспитательные : воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке , движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
Коррекционные : развитие дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия и связной речи ; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений :
Учитель-логопед :
Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
Укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- коррекция нарушенных звуков , их автоматизация и дифференциация;
Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи ;
Обучение умению связно выражать свои мысли;
Совершенствование мелкой моторики.
Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию :
Слухового внимания и слуховой памяти;
Оптико-пространственных представлений;
Координации движений ;
Умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок ;
Темпа и ритма дыхания и речи ;
Фонематического слуха.
В начале учебного года при проверке музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят, плохо запоминают тексты песен, их названия, недостаточно согласовывают движения с музыкой , пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий . В связи с этим широко используется ряд упражнений : для развития основных движений ,
мелких мышц руки, активизации внимания,
воспитания чувства музыкального ритма ,
ориентировки в пространстве,
развития «мышечного чувства» и чувства расслабления.
Особое внимание уделяется танцевальным движениям . Сюда включаются игры с пением, хороводы.
Интересны для детей музыкально-дидактические игры , которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры, игры с заданиями на ориентировку в пространстве,
упражнения на различение музыкальных звуков по высоте ,
упражнения на дыхание, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Впервые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых) . Помимо традиционных логопедических заданий используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально -двигательные и коммуникативные игры. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки . Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь . Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми , имеющими нарушения звукопроизношения. Многолетний опыт показывает, что дети дошкольного возраста с нарушением речи и движений прекрасно справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки.
Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
Публикации по теме:
«Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда» «Не упускайте из виду ни одной стороны воспитания».
Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей с детьми, имеющими речевые нарушения Видео Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива,.
Акваигры в коррекционной работе учителя-логопеда МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ФИАЛКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.
Аналитический отчет о работе учителя-логопеда Аналитический отчет за 2013 - 2014 учебный год МБДОУ _ЦРР –д/с № 18___ Ф. И. О. логопеда.
Интегрированная совместная деятельность учителя - логопеда и музыкального руководителя с детьми с ФФНР Цель – социальная адаптация детей с проблемами в речевом развитии. Задачи: Сформировать представление о добрых поступках; Развивать.
Использование ИКТ в работе музыкального руководителя «Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» Доброе утро, в своем выступлении я бы хотела рассказать, о всех возможностях.
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».
Распевание в работе музыкального руководителя. Распевание - это основной метод певческого воспитания в процессе работы над репертуаром. Оно должно быть регулярным, так как его смысл.
Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач,.
Взаимосвязь музыкального руководителя с воспитателями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников / Из опыта работы музыкального руководителя РАФИКОВОЙ ГУЗЕЛЬ АМИРОВНЫ / МДОУ Црр д/с № 300 г. Уфы Современные концепции развития личности.
Библиотека изображений:
София Рамазанова
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе
Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет !
В коррекционной работе с детьми , страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя , представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки . Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия , с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка : дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям :
1. коррекционно-развивающее ;
2. информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу и логопед , и музыкальный руководитель должны учитывать :
Структуру речевого нарушения;
Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
Закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
Всесторонне развивать личность дошкольника.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий :
1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками , имеющими отклонения в развитии
2. Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
3. Принцип всестороннего воздействия
4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий .
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы . Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи .
Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке , движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов .
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений :
Учитель-логопед :
Постановка диафрагмально-речевого дыхания;
Укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
коррекция нарушенных звуков , их автоматизация и дифференциация;
Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
Обучение умению связно выражать свои мысли;
Обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
Развитие психологической базы речи;
Совершенствование мелкой моторики;
Логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель :
Развитие и формирование :
Слухового внимания и слуховой памяти;
Оптико-пространственных представлений;
Зрительной ориентировки на собеседника;
Координации движений;
Умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок .
Воспитание :
Темпа и ритма дыхания и речи;
Орального праксиса;
Просодики;
Фонематического слуха.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами .
План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год .
Журнал взаимодействия .
Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
Участие учителей -логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.
Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений , игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи.
Использование на музыкальных занятиях , праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально -ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально -дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа .
Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель
Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах .
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимики Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Движения с речью под музыку .
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально -ритмические движения.
Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли , инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминалогоией .
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли .
Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях .
1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением , комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
3. Волкова Г. А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М., 1996.
5. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
6. Дурова Н. В. Фонематика – М., 2002.
7. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
8. Крупа-Шушарина С. В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
9. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
10. Лукина Л. А., Сарычева И. Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
11. Щербакова Н. А. От музыки к движению и речи . Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
12. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
13. Воронова А. Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
14. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
15. Рычкова Н. А Логопедическая ритмика – М., 2000.
16. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
17. Гудимов В. П., Лусинян А. А., Ананьева О. П. Поющая азбука – М., 1998.
18. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду » – Волгоград, 2010.
Разделы: Логопедия
Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные | Образовательно-воспитательные | Коррекционные |
Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. |
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. |
Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь. |
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
Воспитание:
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.
Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи | Логопед | Музыкальный руководитель |
Развитие мелкой моторики | Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры. |
Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол бибабо |
Развитие мимики | Массаж лица. Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией |
Развитие выразительности в пении и танце |
Развитие речевого дыхания | Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания | Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце. |
Развитие голоса | Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба | Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей. |
Развитие фонематического слуха | Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. | Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения. |
Развитие артикуляции | Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата(индивидуально) |
Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием |
Развитие грамматического строя речи | Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма |
Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр. |
Развитие словаря | Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. |
Пополнение словаря музыкальной терминалогоией. Обогащение словаря в процессе занятий. |
Развитие диалогической речи | Формирование навыков составления диалога | Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли. |
Развитие монологической речи | Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. |
Разучивание текстов песен |
Развитие коммуникативных навыков | Психологические этюды и коммуникативные игры | Участие детей в музыкальных представлениях. |
«Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя» Мы работаем в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида 68. В коррекционных группах проводится коррекционное обучение и воспитание детей общего недоразвития речи разного уровня. Тяжелые дефекты речи сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций (повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушение ориентировки в пространстве и общей, мелкой моторики, дефицитом внимания и памяти).
Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет! Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой в речевой группе. Цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка. Задачи - развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; - формирования правильного дыхания; - развитие способности ориентироваться в пространстве; - выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; - развитие фонематического слуха; - формирование навыка релаксации; - развитие и коррекция музыкально-ритмических движений В коррекционной работе с детьми с нарушением речи положительную роль играет совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи. Во время проведения совместной деятельности развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что в свою очередь активизируют их познавательную деятельность и эмоциональную сферу. Совместное коррекционное воздействие устраняет нарушение речевых функций, и развивают функциональные системы ребенка: движение, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, который планируется в соответствии с лексическими темами.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79 г. Липецка
Консультация
для музыкального руководителя на тему:
«Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»
Учитель-логопед
Липецк 2015
Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
Коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
Занятия строятся на основе общих положений коррекционно - педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Принцип всестороннего воздействия Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные | Образовательно-воспитательные | Коррекционные |
Укреплять костно-мышечный аппарат. | Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. | Развивать речевое дыхание. |
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
Воспитание:
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.
Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи | Музыкальный руководитель |
|
Развитие мелкой моторики | Упражнения с различным дидактическим материалом. | Игра на детских музыкальных инструментах. |
Развитие мимики | Массаж лица. | Развитие выразительности в пении и танце |
Развитие речевого дыхания | Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания | Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце. |
Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба | Хоровое пение. |
|
Развитие фонематического слуха | Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. | Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения. |
Развитие артикуляции | Упражнения с зеркалом. | Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием |
Развитие грамматического строя речи | Формирование навыков словообразования и словоизменения. | Разучивание текстов песен. Драматизация. |
Развитие словаря | Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. | Пополнение словаря музыкальной терминалогоией. |
Развитие диалогической речи | Формирование навыков составления диалога | Драматизация. |
Развитие монологической речи | Развитие у ребенка желания говорить. | Разучивание текстов песен |
Развитие коммуникативных навыков | Психологические этюды и коммуникативные игры | Участие детей в музыкальных представлениях. |