Фгос второго поколения - powerpoint ppt presentation. Презентация на тему "фгос начального общего образования" Как получить новый образовательный результат

Слайд 2

Стандарт – общественный договор между семьей, обществом и государством

  • Личностная успешность
  • Социальная успешность
  • Профессиональная успешность

Государство:

  • Национальное единство
  • Безопасность
  • Развитие человеческого потенциала
  • Конкурентоспособность

Общество:

  • Безопасность и здоровье
  • Свобода и ответственность
  • Социальная справедливость
  • Благосостояние
  • Слайд 3

    Главный смысл разработки ФГОС?

    • Cоздание условий для решения стратегической задачи развития российского образования повышения качества образования,достижения новых образовательных результатов.
    • Т.о., результат – новое качество,адекватное современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
  • Слайд 4

    Законы РФ

    • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС)
    • Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»
  • Слайд 5

    Основные характеристики нового стандартаа

    Основные характеристики нового стандарта:

    • новый формат стандарта (рамочный документ)
    • новое содержание стандарта (совокупность требований)
    • расширение функций и пользователей стандарта
    • новое методологическое основание (системно - деятельностный подход)
  • Слайд 6

    Системно-деятельностный подход

    • Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
    • Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
    • Начальная школа: преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю.
  • Слайд 7

    Задачи

    • Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».
    • способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
    • знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
  • Слайд 8

    • Целесообразно оценивать готовность к обучению на новой ступени системы образования не только и не столько на основе знаний, умений, навыков.
    • А сколько на базе сформированности основных видов УУД.
    • Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
  • Слайд 9

    «Универсальные учебные действия»

    • Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем присвоения нового социального опыта.
    • УУД - совокупность способов действия учащегося (также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
  • Слайд 10

    Достижение «умения учиться»

    Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

    • познавательные и учебные мотивы,
    • учебную цель,
    • учебную задачу,
    • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
  • Слайд 11

    Функции универсальных учебных действий

    • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
    • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
  • Слайд 12

    Образование для жизни

    Образование на протяжении всей жизни.

    Слайд 13

    Портрет выпускника начальной школы

    • любознательный,активно познающий мир
    • владеющий основами умения учиться
    • любящий свой край и свою Родину
    • уважающий и принимающий ценности семьи и общества
    • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
    • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение
    • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни
  • Слайд 15

    Виды внеурочной деятельности

    • игровая;
    • познавательная;
    • проблемно-ценностное общение;
    • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
    • техническое творчество;
    • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
    • трудовая (производственная) деятельность;
    • туристско-краеведческая деятельность.
  • Слайд 16

    • Каждое учебное заведение имеет собственные ресурсы для организации этой работы;
    • Помощь школе могут оказывать учреждения, предприятия, общественность, родители, заинтересованные в повышении качества образования подрастающего поколения.
  • Слайд 17

    Требования к результатам освоения основной образовательной программы

    1. Личностным:
      • готовность и способность к саморазвитию
      • мотивация к обучению и познанию
      • ценностно-смысловые установки
      • социальные компетенции, личностные качества
    2. Метапредметным:
      • универсальные учебные действия:
      • познавательные
      • регулятивные
      • коммуникативные
    3. Предметным:
      • опыт деятельности специфической для данной предметной области
      • система основополагающих элементов научного знания
  • Слайд 18

    ФГОС и совершенствование учительского корпуса

    • Внедрение НСОТ: зарплата зависит от качества
    • Педагогическая практика и стажировки на базе инновационных площадок
    • Повышение квалификации: модульный принцип, современные достижения педагогической науки и практики,
    • Подушевое финансирование
    • Педагогическое образование: современная психолого-педагогическая подготовка (базовые центры подготовки педагогов),подготовка профессиональных менеджеров образования
    • Обновление системы аттестации: подтверждение квалификации
    • Обновление квалификационных требований: компетентностный подход
  • Слайд 19

    Система оценки

    Выступают планируемые результаты:

    • составляющие содержание блока
    • «Выпускник научится» для каждой программы, предмета.
    • «Выпускник получит возможность научится».
  • Слайд 20

    Стандарты второго поколения обеспечивают

    Переход от «догоняющей» к «опережающей» модели образования.

    Слайд 21

    Дети должны получать удовлетворение – профессиональная задача учителя! (отличие стандартов второго поколения)

    Слайд 1

    Слайд 2

    2
    5 ноября 2008 года
    Послание Федеральному Собранию
    Президентская инициатива: «Наша новая школа»
    «Если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». С передовых позиций мы откатились. Слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом»

    Слайд 3

    Основные
    направления
    развития
    Переход на новые образовательные стандарты
    Совершенствование учительского корпуса
    Развитие системы поддержки талантливых детей
    Изменение школьной инфраструктуры
    Сохранение и укрепление здоровья школьников
    «Наша новая школа» включает в себя пять пунктов:
    ФГОС

    Слайд 4

    4
    Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования начнется во всех образовательных учреждения РФ в 1-х классах с

    Слайд 5

    ФГОС
    5
    СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность
    ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние
    стандарты

    Слайд 6

    Поэтапное введение ФГОС общего образования
    Переход на ФГОС начального общего образования общеобразовательных учреждений: 1 класс -2011г. 2 класс-2012г. 3 класс-2013г. 4 класс-2014г.

    Слайд 7

    Слайд 8

    ФГОС

    Предоставить каждому учащемуся возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни.
    Новое поколение образовательных стандартов

    Слайд 9

    Слайд 10

    Переход на новые образовательные стандарты
    3 группы требований:
    требования к структуре образовательных программ требования к условиям реализации образовательных программ требования к результатам их освоения
    Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться

    Слайд 11

    к результатам освоения основной образовательной программы
    к структуре основной образовательной программы
    к условиям реализации основной образовательной программы
    организация и содержание
    планируемые и достигаемые результаты
    ресурсы и условия
    Требования ФГОС:

    Слайд 12

    Требования ФГОС:
    Личностные результаты
    Метапредметные результаты
    Предметные результаты
    Личностные результаты (система ценностных отношений, интересы, мотивации учащихся и др.)
    Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях)
    Предметные результаты знания и умения, опыт творческой деятельности и др.

    Слайд 13

    ФГОС
    Цель образования:
    1 поколение ФГОС 2004г.
    Усвоение знаний, умений, навыков
    2 поколение ФГОС 2010г.
    Общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся
    Новое поколение ФГОС базируется на системно-деятельностном подходе

    Слайд 14

    ФГОС
    Цель образования:
    Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

    Слайд 15

    ФГОС
    Деятельностный подход
    – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

    Слайд 16

    Новой школе – новые стандарты
    Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа
    Традиционная дидактика
    Деятельность учителя
    Деятельность ученика
    Новая дидактика
    Совместная деятельность учителя и ученика

    Слайд 17

    ФГОС
    Система дидактических принципов
    Принцип целостного представления о мире. у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
    Принцип непрерывности. преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
    Принцип минимакса. школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
    Принцип психологической комфортности. снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».
    Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
    Принцип творчества (креативности). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
    Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

    Слайд 18

    ФГОС
    ФГОС
    Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат. Что это означает? Раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.

    Слайд 19

    способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Слайд 20

    Передача готовых знаний
    Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания
    Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей
    Необходимо исключить
    Развитие умений по применению знаний
    Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через содержание УМК.
    Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.
    цель
    текст
    методика
    Нужно стремиться

    Слайд 21

    УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

    Слайд 22

    самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение) смыслообразование (ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать); нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.)

    Слайд 23

    (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.) целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция

    Слайд 24

    общеучебные универсальные действия (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, и т.д.) логические (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; действия постановки и решения проблем.) постановка и решение проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.)

    Слайд 25

    (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов, принятие решения и его реализации; управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    Слайд 26

    ФГОС
    ФГОС

    Слайд 27

    результаты промежуточной аттестации
    результаты итоговых работ
    Две составляющие итоговой оценки
    ФГОС

    Слайд 28

    ФГОС
    Проведение контрольных испытаний (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образованием); Представления выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.

    Слайд 29

    ФГОС
    Индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

    Слайд 30

    ФГОС
    Портфолио ученика 1-4 класса составляется родителями; Портфолио ученика 5 – 6 класса составляется учеником при участии родителей; Портфолио ученика 7 – 9 класса составляется учеником, оформляется при участии родителей; Ведение портфолио обязательно для учащихся 9 и 11 классов, учащихся предпрофильных и профильных классов. Работа с портфолио ведется под контролем классного руководителя, с привлечением учителей предметников. Портфолио ученика 10 – 11 класса составляется и оформляется учеником.

    Слайд 31

    ФГОС
    Раздел 1. Общие сведения Раздел 2. Основные сферы деятельности Раздел 3. Успеваемость Раздел 4. Общественная деятельность Раздел 5. Успешность Раздел 6. Перспективы

    Слайд 32

    Слайд 33

    ФГОС
    любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    Слайд 34

    ФГОС
    ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
    Пояснительная записка
    Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
    Учебный план
    Внеурочная деятельность
    Программа формирования универсальных учебных действий
    Программа духовно-нравственного развития, воспитания
    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
    Программа коррекционной работы
    Система оценки достижения планируемых результатов
    5.
    7.
    8.
    9.
    10.
    3.
    4.
    1.
    2.
    6.
    Программы отдельных учебных предметов, курсов
    Основная Образовательная программа

    Слайд 35

    ФГОС
    Учебный план

    Слайд 36

    Требования к разделам основной образовательной программы
    Внеурочная деятельность
    4
    Организуется по направлениям развития личности:
    Спортивно-оздоровительное
    Духовно-нравственное
    Социальное
    Общеинтеллектуальное
    Общекультурное

    Слайд 37

    ФГОС
    Внеурочная деятельность
    № п/п Название курса Учитель Кол – во часов в неделю
    1. Доноведение Моисеева И. Н. 1
    2. Почемучка Моисеева И. Н. 1
    3. Риторика Чернякова Е. Е. 1
    4. Подвижные народные игры Чернякова Е. Е. 1
    5. Юный исследователь Щербаченко Т. А. 2
    6. Волшебная палитра Лекомцев С. И. 2
    7. Музыкальный театр Лопатченко Л. Н. 1
    8. Информатика в играх и задачах Мамонтова Л. В. 1

    Слайд 38

    ФГОС
    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
    Финансы
    Кадры
    Учебно-методическое и информационное обеспечение
    Материально-технические условия
    Информационно-образовательная среда

    Слайд 39

    ФГОС
    Направления национальной образовательной инициативы
    Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, привлечение нового поколения учителей.
    Совершенствование учительского корпуса

    Слайд 40

    ФГОС
    Новое качество образования в современной России
    «Мы должны получить новых учителей и новых учеников (в переносном смысле этого слова), то есть подготовленных учителей, независимо от их возраста, которые любят свое дело и хотят работать в школе…» Д.А. Медведев

    Слайд 41

    ФГОС
    Ключевой фигурой Новой школы и является учитель, на которого возлагается основная ответственность за качество и доступность образования. Новый учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в этом информационном пространстве. Человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу, а не просто урокодатель.
    Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Вот поэтому необходимо начать преобразование школы с учителя (в частности с учителя начальных классов), т.к. переход на ФГОС осуществляется именно в начальной школе. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций.Изменение школьной инфраструктуры
    ФГОС старшей школы (преемственность и развитие)

    Слайд 50

    ФГОС
    ФГОС старшей школы (преемственность и развитие)
    Из Концепции профильного обучения (2002 год): обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения индивидуальных учебных планов расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования

    Слайд 1

    ФГОС основного общего образования: методология, структура, требования

    Слайд 2

    Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
    Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается
    Требуется умение отбирать главное в море информации
    ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
    Функции мобильного телефона
    Набор товаров в магазине
    Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
    Инструкция к новой технике

    Слайд 3

    В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?
    Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками
    Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

    Слайд 4

    Проблемы российского образования
    Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

    Слайд 5

    ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?
    СТАНДАРТ - НЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, а ЦЕЛЕВОЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, РАЗВИВАЮЩИЙ!
    СТАНДАРТ РЕЗУЛЬТАТОВ!

    Слайд 6

    Стандарты и новая парадигма управления
    Управление «на входе» (ресурсы)
    Управление «на выходе» (результаты)
    Обеспечение качества путем разного рода предписаний (программ, методичек, учебных планов и т.п.), то есть ресурсов (качественные учебники, оснащение школы …)
    Стремление сделать качество результатов видимым и постигаемым, то есть приведение результатов в измеримое состояние, а использование ресурсов эффективным

    Слайд 7

    ФГОС – это эволюция, так как идеи развивающего образования давно разрабатывались российскими педагогами
    НОВЫЙ СТАНДАРТ – РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ?
    ФГОС – это революция, так как произошла смена образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий

    Слайд 8

    Требования к кадрам, финансам, оборудованию и и т.д.
    КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ ФГОС?
    ФГОС – это совокупность требований к
    СТРУКТУРЕ
    РЕЗУЛЬТАТАМ
    основной образовательной программы
    УСЛОВИЯМ реализации
    ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ (конкретизируют, дополняют, регламентируют, создают правовую основу ФГОС)
    БОП когда, что и сколько изучать
    Фундаментальное ядро что знать к окончанию школы
    Модель оценки как оценивать результат
    Примерные рабочие программы по предметам что должно быть изучено
    Программа развития УУД чему должны научиться на всех предметах
    Федеральный перечень учебников какими книгами пользоваться
    Программа духовно-нравственного развития и воспитания какие ценности вырастит в себе ребенок

    Слайд 9

    Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира
    Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия
    Личностные ценностно-смысловые установки личностной позиции, соц. компетентности, основы российской гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация
    ФГОС: новый образовательный результат
    Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества
    РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Слайд 10

    ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату?
    Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное
    КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
    Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? «Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз В. Элиот
    ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?

    Слайд 11

    ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
    организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников:
    СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
    умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)
    способность к самоорганизации в решении учебных задач.
    прогресс в личностном развитии

    Слайд 12

    В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
    ФГОС: I. Общие положения. п. 5

    Слайд 13

    представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
    Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:

    Слайд 14

    Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
    Как учить? обновление средств обучения
    Ради чего учить? ценности образования
    Чему учить? обновление содержания
    Системно-деятельностный подход
    Вектор смещения акцентов нового стандарта
    Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
    формирование универсальных способов действий

    Слайд 15

    Системно-деятельностный подход предполагает:
    ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования

    Слайд 16

    Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом
    Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки
    Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач
    Оценивается
    В образовательном процессе реализуется

    Слайд 17

    : подходы к отбору
    Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовые и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

    Слайд 18

    Базовые технологии стандартов второго поколения
    Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

    Слайд 19

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
    Базовые образовательные технологии
    Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества
    Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом

    Слайд 20

    ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
    Базовые образовательные технологии
    Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность
    образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

    Слайд 21

    Учебные ситуации: подходы
    структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; содержательная основа – планируемые результаты; учет возрастных особенностей

    Слайд 22


    Учебные ситуации с элементами игровой деятельности: соревнования – командные и индивидуальные; сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …

    Слайд 23

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры
    Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: «Пишем книгу»; «Готовим праздник» «Делаем подарки» «Сообщаем вам …» …

    Слайд 24

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры
    Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие) проведение мини-исследований описание и оценка

    Слайд 25

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры
    Ежедневно используемые учебные ситуации: Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение Русский язык и литература: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение Естествознание: Дневник наблюдений

    Слайд 26

    УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
    Базовые образовательные технологии
    Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания.
    Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

    Слайд 27


    Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.

    Слайд 28

    Базовые образовательные технологии
    В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.

    Слайд 29

    Уровни усвоения знаний Первый уровень: воспроизведение и запоминание Второй уровень: применение знаний в знакомой ситуации по образцу Третий уровень: применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески
    Уровни сформированности способов действий Первый уровень: следование образцу, правилу, алгоритму без необходимости понимать, почему надо действовать именно так. Второй уровень: действие с пониманием оснований того способа, который необходим для решения задачи Третий уровень: преобразование освоенного способа действия применительно к новому контексту
    Уровневый подход

    Слайд 30

    Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками
    Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками
    Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми

    Слайд 31

    Какие УУД прежде всего развивает проблемный диалог?
    Организационные – умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалог Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

    Слайд 32

    Портреты выпускников
    Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
    Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

    Cлайд 1

    Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Колганова В.И. зам.директора по УВР МОУ «Лицей №7» г.о.Электросталь

    Cлайд 2

    Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий «Сведения науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся…» Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм (1790-1866) немецкий педагог-демократ.

    Cлайд 3

    Основные задачи современного образования. Формирование системы культурных ценностей. Формирование мышления через обучение деятельности. Формирование целостной картины мира.

    Cлайд 4

    ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества;

    Cлайд 5

    ФГОС: I. Общие положения. п. 7 признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

    Cлайд 6

    ФГОС: I. Общие положения. п. 7 разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

    Cлайд 7

    ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

    Cлайд 8

    Процесс обучения двусторонний - обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников - обучение как цель - получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

    Cлайд 9

    Универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» «Я сам»

    Cлайд 10

    Универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» «Я могу»

    Cлайд 11

    Универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему» «Я учусь»

    Cлайд 12

    Универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия «Всегда на связи» «Я и Мы» «Мы вместе»

    Cлайд 13

    Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов Образовательные результаты: Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, не-скольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета,знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей

    Cлайд 14

    ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? «Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз В. Элиот ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?

    Cлайд 15

    Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

    Cлайд 16

    Cлайд 17

    Что мешает учителю работать на новый результат? Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания

    Cлайд 18

    ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

    Cлайд 19

    ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии

    Cлайд 20

    Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П. Волков)

    Cлайд 21

    Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

    Cлайд 22

    ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

    Cлайд 23

    Учебные ситуации: подходы структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; содержательная основа – планируемые результаты; учет возрастных особенностей

    Cлайд 24

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами игровой деятельности: соревнования – командные и индивидуальные; сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …

    Cлайд 25

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: «Пишем книгу»; «Готовим праздник» «Делаем подарки» «Сообщаем вам …» …

    Cлайд 26

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие) проведение мини-исследований описание и оценка

    Cлайд 27

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Ежедневно используемые учебные ситуации: Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение Русский язык и чтение: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение Окружающий мир: Дневник наблюдений

    Cлайд 28

    Некоторые примеры учебной деятельности: Математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, решение задач

    Cлайд 29

    Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.) «Золотые правила» использования приемов технологий Учитель начальной школы Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса Организация работы учащихся Оценочная деятельность ИКТ-компетентность Cлайд 36 Портреты выпускников Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

    Cлайд 37

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…» 2 Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785) 2. ФГОС основного общего образования – утвержден приказом от 17.12.2010 года № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 года №19644) 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии доработки (проект стандарта опубликован 15.02.2011 года) 3 Введение федерального государственного стандарта общего образования Обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года. 4 Введение федерального государственного стандарта общего образования Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года в 10 классах – с 2013/14 учебного года 5 Введение федерального государственного стандарта общего образования - введение ФГОС по мере готовности - обязательное введение ФГОС 2010-11 уч.год - продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности 1 М О 2011-12 уч.год 1 2 Н И 2012-13 уч.год 1 2013-14 уч.год 1 2 3 4 5 6 10 2014-15 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 10 11 2015-16 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 10 2 3 5 Т О Р И Н Г 11 И 2016-17 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 2017-18 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 10 11 О 9 Т Ч 2018-19 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 2019-20 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Е Т Н О 2020-21 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 С Т 2021-22 уч.год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Ь 6 Основные характеристики нового стандарта Новый стандарт включает требования к структуре, условиям освоения и результатам общего образования Новый стандарт учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, включая потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и детей-инвалидов) Новый стандарт учитывает значимость ступени общего образования для развития детей 7 Основные характеристики нового стандарта Начальная школа (1-4 класс) – фундамент всего последующего образования результат – научиться учиться Основная школа (5-9 класс) – получение образования и воспитания для дальнейшего развития результат – научиться общению, принятию решений, выбору, креативности Средняя школа (10-11 класс) – достаточная и необходимая подготовка для продолжения обучения результат – реализация выбора с целью социализации и профессионального самоопределения 8 Организаторы введения Стандарта федеральные, региональные и муниципальные органы управления образованием; федеральный ресурсный центр; региональные и муниципальные ресурсные центры; образовательные учреждения общего образования; иные заинтересованные учреждения и ведомства 9 Основные мероприятия в рамках введения ФГОС ООО создание нормативного обеспечения введения ФГОС; создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС; создание организационного обеспечения введения ФГОС; создание кадрового обеспечения введения ФГОС; создание информационного обеспечения введения ФГОС; создание материально-технического обеспечения введения ФГОС 10 Нормативное обеспечение введения ФГОС ООО ООП ООО образовательного учреждения; нормативная база ОУ, в том числе определение списка учебников и учебных пособий; план – график введения ФГОС в ОУ. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ООО разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих надбавок, доплат, порядка и размеров премирования; заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педработниками. 11 Кадровое обеспечение введения ФГОС ООО план-график повышения квалификации; внутришкольное повышение квалификации (научнометодические семинары); обновление должностных инструкций работников ОУ. Организационное обеспечение введения ФГОС ООО координация деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения; реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей; модернизация системы методической работы; привлечение органов ГОУ к проектированию ООП. 12 Информационное обеспечение введения ФГОС ООО изучение общественного мнения; публичный отчет; сайт ОУ; обсуждение (www.standart.edu.ru; www.isiorao.ru) официальные документы (www.mon.qov.ru) Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО требования к объектам инфраструктуры ОУ, их оснащению; оборудование помещений; учебно-методические комплекты, ЭОР; банк программ, разработки занятий, дидактические материалы. 13 Алгоритм деятельности руководителя ОУ по введению ФГОС ООО Введение стандарта требует работы по алгоритму. Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГТ и ФГОС, является: - научно-методическое сопровождение; - информационное сопровождение; - консультирование всех участников данного процесса. 14 Алгоритм деятельности руководителя ОУ по введению ФГОС ООО Организовать мероприятия по изучению педагогическим коллективом ФГОС. Создать рабочую группу по разработке основной образовательной программы ОУ. Разработать план работы рабочей группы и план мероприятий по подготовке к введению ФГОС. Привести в соответствие нормативную базу образовательного учреждения. Организовать методическое и информационное сопровождение работы по подготовке к введению ФГОС. Определить оптимальные потребности для обеспечения условий реализации ФГОС, выстроенные на основе анализа учебно-дидактических и материальных ресурсов ОУ. 15 Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Разработана и утверждена основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материальнотехническое обеспечение и т.п.) Приведены в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения 16 Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС основного общего образования Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей) 17 Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС Осуществлено повышение квалификации педагогов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС) Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. 18