Дом трезини на университетской набережной. Трезини разрабатывает несколько проектов жилых домов в один иди в два этажа, причём габариты дома и размер участка определялись имущественным и социальным положением человека


Собор Петропавловской крепости, названный в честь небесных покровителей города – первый храм Петербурга. Именно он стал императорской усыпальницей династии Романовых, начиная с Петра Великого. Здесь похоронены все русские императоры, за исключением умершего в Москве Петра II и убитого в Шлиссельбургской крепости Иоанна VI Антоновича. При Петре считалось очень важным построить собор выше московской колокольни Ивана Великого, чтобы утвердить возвышение новой столицы над старой. Так и случилось: он превзошел свою соперницу на 32 метра (122, 5 метров!) и оставался самым высоким зданием Петербурга аж до 2012 года.

    Петропавловская крепость, Соборная пл., 1


Этот комплекс государственных учреждений Трезини начал строить в 1722 году: по легенде, здание стоит торцом к Неве исключительно потому, что всю землю вдоль набережной отхватил себе под дворец пронырливый Меньшиков. В течение ста лет тут работали коллежские чиновники: при Павле I тех, кто не выполнил дневной план и не получил об этом удостоверяющий документ, лодочники, по приказу императора, отказывались перевозить через Неву – и ночевать горе-чинушам приходилось на работе. Однако в 1802 году коллегии упразднили, заменив их министерствами, здание передали Педагогическому институту, а с 1835 года и по сей день в нем находится Санкт-Петербургский университет.

    Университетская набережная, 7/9


Этот особняк на Университетской набережной архитектор спроектировал сам для себя. Здесь он не только жил, но и давал первые в российской истории уроки архитектуры. Среди его учеников был будущий известный зодчий Михаил Григорьевич Земцов, создатель Аничкова дворца.

    Университетская набережная, 21


После смерти Петра I Трезини расширил его Зимний дворец, достроив специальные палаты для императрицы Екатерины I. Долгое время этот дворцовый комплекс считался утраченным, так как на его месте впоследствии Джакомо Кваренги возвел Эрмитажный театр. Однако в конце XX века археологи нашли под театральной сценой и в других частях здания несколько сохранившихся помещений, в том числе 12 комнат покоев Екатерины работы Трезини.

    Дворцовая набережная, 32 (в здании Эрмитажного театра)


Очень скромный двухэтажный дворец в Летнем саду, где Петр Первый жил с мая по октябрь в течение двенадцати лет, с 1712 по 1725 годы. Во времена Петра от Фонтанки до входа во дворец прорыли небольшой канал, так что царская резиденция находилась на полуострове. Император любил, когда гости прибывали к нему на лодках. Кстати, об этом дворце и его строителе написал хорошую петербургскую песню бард Александр Городницкий.

    Летний сад, Набережная Кутузова 2


Проект первого и самого крупного монастыря Петербурга тоже разработал Трезини. При этом он учел приграничное положение святого места и заложил в план фортификационную составляющую. По сути монастырь был второй (наряду с Петропавловской) крепостью внутри города.

    Набережная реки Монастырки, 1


Еще одна крепость работы Трезини. Заложенная близ острова Котлин, к югу от Кронштадта, она должна была защитить новую столицу от прежних хозяев этих земель – шведов. С задачей Кроншлот успешно справился, да и позже не подкачал: кстати, во время Крымской войны, когда в Финский залив вошла английская эскадра, от Кроншлота до форта «Петр I» протянулось первое в мире водное минное заграждение.

    Кронштадт, к югу от Купеческой Гавани

Трезини разрабатывает несколько проектов жилых домов в один иди в два этажа, причём габариты дома и размер участка определялись имущественным и социальным положением человека.

Трезини, Меншиков и Пётр I

В числе типовых проектов были варианты дома:

– для «подлых»

– для «зажиточных»

– для «именитых»

– загородных усадеб для застройки участков, прилегавших к рекам.

Дома для подлых предназначались для второстепенных улиц города и могли быть мазанковыми. Сторона участка равнялась длине фасада (10 метров) и ворот (3-4 метра).

Дом для «подлых»

Дома для «подлых» вдоль Фонтанки

Дома для зажиточных предназначались к застройке на крупных улицах столицы. Они имели до 20 метров по фасаду и были разделены на две половины – мужскую и женскую.

Дом для «зажиточных»

Подобными домами в 1720-е годы застраивалась набережная Васильевского острова.

Проект дома для «именитых» имел рекомендательный характер. Если позволяли средства, можно было проявить фантазию и построить шикарный дом, предварительно согласовав рисунок фасада дома в Канцелярии городовых дел.

Дом для «именитых»

На проектах загородных усадеб, в основном, представлены одноэтажные дома с мезонинами. Детально и с вариантами предложены архитектурные украшения садов.



Проекты загородных усадеб Д. Трезини

Проекты были гравированы, напечатаны и в таком виде выдавались застройщикам. На каждом оттиске были нанесены габариты участка, план дома, фасад с воротами и краткое пояснение, в котором указывались размеры участка и дома.

Материал разрешалось выбрать любой, и, хотя старались возводить в основном каменные здания, строили дома и мазанкового типа, и деревянные. Обязательным было лишь соблюдение этажности и общих размеров постройки, а также правильное расположение на участке.

Прославленный архитектор Доменико Трезини, проектировавший Петербург в эпоху правления императора Петра Великого, скончался 282 года назад. Творца не стало 2 марта 1734 года.

Архитектор, получивший образование в Италии, приехал на службу в Россию из Дании без каких-либо рекомендаций. Однако спустя короткое время Трезини благодаря своим личностным и профессиональным качествам добился расположения императора и стал основоположником так называемого «петровского барокко».

сайт подобрал пять самых известных проектов швейцарца, доживших до наших дней.

Петропавловский собор

На берега Невы Трезини прибыл в феврале 1704 года. На тот момент там не было практически ничего - болота, вода и древесина. Петропавловская крепость возвышалась тогда в своем первоначальном варианте - из глины и дерева.

Доменико Трезини сперва направили на укрепление Кронштадтской крепости. Вернувшись, специалист стал главным архитектором новоиспеченной Канцелярии городовых дел. Петр I задумывал, что новое ведомство будет руководить перестройкой одной только Петропавловской крепости - из земляной в каменную. Это было главным занятием Трезини в течение четырех последующих лет.

Каменный Петропавловский собор был заложен в мае 1712 года. На сегодняшний день он является одним из самых значительных и знаменитых творений швейцарца.

Самая примечательная часть собора - устремленная вверх колокольня. Она увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как доминанта в ансамбле строящегося города.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещен во временной часовне внутри еще строящегося на тот момент собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764-м Ивана VI, место захоронения которого неизвестно до сих пор.

Работа над Петропавловским собором стала для Трезини одной из первых в России. Фото: www.globallookpress.com

Здание Двенадцати коллегий

В период с 1722-го по 1733 год Трезини создал еще одно свое знаменитое сооружение, известное сегодня во всей стране - здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, оно имеет двенадцать секций. Каждая из них оформлена как самостоятельный дом.

Здание расположено на Университетской набережной Васильевского острова. В XVIII веке его занимали высшие органы государственного управления. Когда петровские коллегии расформировали, их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.

Здание Двенадцати коллегий строилось для государственных нужд. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin

Летний дворец Петра I

Одно из старейших зданий Петербурга, сохранившееся и по сей день, проектировалось архитектором в течение четырех лет - с 1710-го по 1714 год. Трезини сделал Летний дворец Петра I весьма скромным - 14 комнат и две кухни. Это, прежде всего, было связано с тем, что здание предполагалось использовать лишь в теплое время года. Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером. Петр I посещал дворец до самой смерти.

В годы Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, но затем провели масштабную реставрацию. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею. В настоящий момент оно вновь закрыто на реставрацию и должно открыться в следующем году для посетителей.

Петр I любил проводить летние месяцы в своём дворце. Фото: www.globallookpress.com

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Трезини руководил и разработкой проекта архитектурного комплекса Александро-Невской лавры в 1715 году. Архитектор видел монастырь как симметричный ансамбль каменных строений, занимающих участок между Невой и Черной речкой. По мере возведения монастыря у его стен вырос городок, были разбиты огород и сад. Появились здесь кузница, столярная мастерская, конюшенная и скотный двор.

Впоследствии в стенах Невской лавры было подготовлено не одно поколение архиереев. Многие представители епископата Русской церкви XVIII-XIX вв. в то или иное время служили в этом монастыре.

Император Петр Великий впервые посетил монастырь, спроектированный Трезини, 29 мая 1723 года. Царь повелел перенести мощи князя Александр в Петербург из владимирского Рождественского монастыря. Останки прибыли в новую столицу 30 августа 1724 года. В память об этом в РПЦ ввели праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - место, куда Петр I попросил перенести мощи князя. Фото: www.globallookpress.com

Дом Трезини

По адресу: Университетская набережная, 21, находится здание, именуемое как дом Трезини. Именно здесь, согласно открытым данным, жил известный архитектор.

Император Петр I отдал место для возведения дома для градостроителя, которому доверял настолько, что стал крестным его сына. Утверждается, что проект здания выполнил сам Трезини. Дом представлял собой образец того самого «петровского барокко».

Возведение шло достаточно медленно: фундамент был заложен в 1723 году, но в 1726 году дом еще не был подведен под крышу. В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьей. В двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того как архитектор в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове и детям.

В течение веков здание неоднократно перестраивалось. В 2005 году дом расселили и провели реконструкцию. Теперь здесь размещена гостиница. Два года назад перед домом установили памятник Доменико Трезини, еще раз увековечив архитектора в истории города.

Дом Трезини сегодня является гостиницей. Фото: Commons.wikimedia.org / Надежда Пивоварова

Тип здания Здание рядовой городской застройки Автор проекта Д. Трезини Строитель М. Г. Земцов Первое упоминание 1721 Строительство - годы Известные насельники Д. Трезини с семьёй Статус Объект культурного наследия РФ № 7802312000 Состояние Перестроено Координаты : 59°56′13″ с. ш. 30°17′16″ в. д.  /  59.93694° с. ш. 30.28778° в. д.  / 59.93694; 30.28778 (G) (Я)

Дом Трезини - здание в Санкт-Петербурге, находится по адресу Университетская набережная , д. № 21. Историческая и культурная достопримечательность, место жизни знаменитого архитектора Д. А. Трезини . Участок под строительство дома был выделен Петром I для архитектора в 1721 году .

Общие сведения

Первое упоминание об этом участке датируется 19 сентября 1721 года , когда по указу императора Петра I это место было отдано архитектору Доменико Трезини для строительства собственного дома.

С большой долей вероятности можно утверждать, что проект здания выполнен самим Трезини, при этом строителями здания были Стефен ван Звитен , позже - М. Г. Земцов . Дом представлял собой образец петровского барокко , это было двухэтажное здание с высоким крыльцом, на уровне второго этажа был балкон, в доме был устроен мезонин в три окна.

Строительство шло достаточно медленно: фундамент был заложен в 1723 году , но в 1726 году дом ещё не был подведён под крышу.

В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьёй. В двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того, как Д. Трезини в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове (третьей жене архитектора) и детям .

Долгое время дом сохранялся в неизменном виде, во второй половине XVIII - первой трети XIX веков во дворе были построены флигели жилого и хозяйственного назначения.

В 1830-х годах дом был перестроен по проекту И. К. Лаутера : перестроен фасад и надстроен один этаж. Фасад здания был оформлен в стиле безордерного классицизма , окна второго этажа были решены в виде арок . Дом был украшен аттиком , венчающим ризалит .

Следующая перестройка здания произошла по указанию очередного хозяина дома Е. И. Клочкова. Перестройку осуществлял архитектор Х. И. Грейфан , облик дома был решён в виде эклектики . Фасад был оформлен рустом , окна второго этажа построены в прямоугольных формах, интерьеры обогащены лепниной , ряд комнат приобрёл камины .

Вместе с этим был построен флигель дома, выходящий на Академический переулок . В таком виде здание просуществовало в течение долгого времени .

Напишите отзыв о статье "Дом Трезини"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дом Трезини

Как бы счастлив был Ростов, ежели бы мог теперь умереть за своего царя!
– Вы заслужили георгиевские знамена и будете их достойны.
«Только умереть, умереть за него!» думал Ростов.
Государь еще сказал что то, чего не расслышал Ростов, и солдаты, надсаживая свои груди, закричали: Урра! Ростов закричал тоже, пригнувшись к седлу, что было его сил, желая повредить себе этим криком, только чтобы выразить вполне свой восторг к государю.
Государь постоял несколько секунд против гусар, как будто он был в нерешимости.
«Как мог быть в нерешимости государь?» подумал Ростов, а потом даже и эта нерешительность показалась Ростову величественной и обворожительной, как и всё, что делал государь.
Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.
В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом, как говорил Денисов, проехал мимо государя.
– Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.
Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.

На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».
В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру.