О пользе старины. Область научных интересов

14.04.2020 Природа

кандидат экономических наук

Контактная информация
тел.: 41-97-54 (1-48, 1-90)
e-mail: [email protected]
каб. 132, 136

Присутственные дни на кафедре:

Биография:

Родилась в 1976 году в р. п. Николаевка Ульяновской области. В 1997 году окончила Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Московского университета потребительской кооперации. Работает на кафедре финансов Чебоксарского кооперативного института с 1997 г. Ученая степень: кандидат экономических наук (2007) Кандидатская диссертация: “Государственная поддержка сельского хозяйства” (Марийский государственный технический университет, 2007) В настоящее время, являясь старшим преподавателем кафедры финансов, выполняет все виды учебной нагрузки по дисциплинам «Финансы» и «Финансы организаций». Постоянно осуществляет научную, организационную и методическую работу, является куратором студентов финансового факультета. С целью повышения качества подготовки студентов применяет в учебном процессе информационные технологии и методы активного обучения. Областью научных интересов являются государственная поддержка сельского хозяйства и совершенствование организации финансов предприятий. Участвовала в работе международных, всероссийских и региональных научных конференций. Опубликована 41 научная и учебно-методическая работа, в т. ч. монография. Имеет почетные грамоты и благодарности

Т.В. Богатова

В.В. БОГАТОВ: ВОЙНА РАЗДЕЛИЛА ЖИЗНЬ НАДВОЕ

Великая Отечественная оставила свой след в каждой семье. У кого-то забрала сыновей, мужей, отцов, братьев, а по судьбам тех, кому повезло вернуться, прошлась таким ураганом, последствия которого сохранились в памяти на всю жизнь.

Недавно, разбирая архивы отца, обнаружила любопытный документ (назовем его «размышления»): неполная страничка, написанная от руки, не датированная, однако по некоторым упоминаемым в ней фактам ее можно отнести к 1995 году. В том январе ему исполнилось 70 лет. Возможно, юбилей и навел на эти размышления. Отец писал о себе в третьем лице, как бы глядя со стороны и подводя итоги:

Богатов Виталий Васильевич (18.1.1925) - ветеран войны и факультета, майор в отставке, доктор философских наук, профессор. Вся его жизнь разделена на две неравные половины: до сентября 1945 г. - первые 20 лет жизни, и после того - остальные 50 лет.

Первый период - Великая Отечественная война, которую ему удалось познать в ее трех ипостасях: июль 1941 г. - рытье противотанковых рвов между Смоленском и Оршей: ошеломление жестокостью войны (на Соловьевской переправе), первые уроки предательства близких и верности и порядочности случайных попутчиков выхода из окружения; октябрь 41 - март 42 - эвакуация детей Бауманского р-на Москвы в Моло-товскую область и месяц в дороге до ст. Куяда; наконец - февраль 43 - октябрь 44 -сама война. После пережитого в 41-42 годах ее сложности и трудности уже не были фатальными и, будучи ужасными, не казались безнадежными. Был шофером, был на Курской дуге, освобождал Смоленск. В октябре 44-го уже был дома после госпиталя. Ему было 19 лет. Мальчик ли? Нет, таковым себя не считал. В январе-июне 1945 г. с четвертой попытки закончил 10-й класс (до войны успел 9 классов)».

Виталий Васильевич происходил из крестьянской семьи. Его отец, Василий Михайлович Богатов, в молодости также крестьянствовал, затем работал инспектором волостной РКИ, а после службы в армии (1924-1925) занимался хозяйственной, советской, партийной работой. Мать, Анастасия Ивановна (урожденная Захарова) в 1930-е годы работала заведующей детской площадкой, затем заведующей городским детсадом в городе Михайлове, была домохозяйкой. Школьные годы Виталия Васильевича начались в 1932 году в селе Виноградове (Московской области). Через год, когда отца перевели на работу в город Михайлов (в то время Московской, а ныне Рязанской области), мальчик продолжил учебу в михайловской средней школе № 2, где в 1939 году вступил в комсомол, а весной 1941-го закончил девятый класс. А потом началась война. И летом, в июле, старшеклассников направили на строительство укреплений в Смоленскую область. Помню, как отец рассказывал мне, еще школьнице, как они работали на рытье противотанковых рвов под Смоленском, как на обратном пути попали под сильнейшую бомбежку, какое потрясение испытали уцелевшие от зрелища многочисленных погибших товарищей, разорванных бомбами... И лишь сейчас, прочитав листок с «размышлениями», начала понимать, что если противотанковые рвы они рыли между Оршей, уже в середине июля оказавшейся в руках немцев, и Смоленском, который наши войска оставили в первых числах августа, то действительно скорее всего попали в окружение, о котором отец здесь и пишет. наверное, впервые в своей жизни. Нигде (ни в анкетах, ни в других автобиографиях, ни устно) отец никогда не говорил и не писал о выходе из окружения. И понятно, почему: вначале - из естественных опасений тех последствий, которые ждали всех, побывавших в окружении, затем, видимо, уже по привычке. Рассказав об одной страшной бомбежке, он, судя по всему, умолчал о многом из того, что в конце жизни уместилось в од-

ном фрагменте фразы-воспоминания о «первых уроках предательства близких и верности и порядочности случайных попутчиков выхода из окружения».

Вернувшись домой, в Михайлов, осенью 1941 года начал учиться в 10 классе, но «приближение фронта вынудило семью (за исключением отца, который обкомом партии был направлен в южные районы области эвакуировать государственные ценности) в октябре эвакуироваться в г. Ашап Ординского района Молотовской (ныне Пермской) области». Так Виталий Васильевич напишет в 1951 году в одной из первых своих автобиографий. А в листочке «размышлений» вспоминает тамошнюю станцию Куяда, до которой в товарных вагонах добирались почти месяц. Там, в Молотовской области, семья - мать с тремя младшими детьми (старший, Вячеслав, в то время был курсантом Армавирского летного училища) - прожила всю зиму. Дети пытались учиться: Виталий поступил здесь вновь в десятый класс и одновременно работал - в эвакуированном сюда из Москвы интернате для детей Бауманского района столицы. После освобождения нашими войсками в декабре 1941 города Михайлова в результате зимнего наступления под Москвой решили возвращаться домой и в марте 1942 вновь проделали длинный путь через полстраны. Видимо, сказались все трудности, лишения и дорожная антисанитария: в конце пути юношу свалил тиф, и вместо дома он попал в больницу. А через некоторое время врачи сказали матери: «Забирайте домой, он не выживет». Но мать выходила, и к концу лета 1942 года больной начал вставать. Младший брат, Владимир Васильевич, впоследствии вспоминал: «В конце августа Виталий смог встать с постели и буквально заново начал учиться ходить. Даже одноклассники поначалу его не узнавали - так он похудел и ослаб за время болезни». Однако молодой организм победил, и в начале зимы Виталий начал учиться - снова в десятом классе. И вновь доучиться не удалось: в начале февраля (сразу после 18-летия, которое отметили 18 января) пришла повестка - он призывался в армию. Однако сказались последствия болезни: его признали нестроевым и отправили на 3 месяца обучаться на шофера в 11-й отдельный учебный автополк. Далее, как он пишет в той же автобиографии 1951 года, «в июне 1943 года в числе лучших выпускников был откомандирован в 444 отдельный дивизион связи резерва Главного командования в качестве шофера пункта сбора донесений. Эта часть в августе 1943-го была направлена в район Орловско-Курской дуги, затем в состав Западного фронта (впоследствии вошла в 3-й Белорусский фронт). В этой части пробыл до начала июня 1944 года. В середине июня по болезни был направлен в госпиталь и эвакуирован в г. Баку, где находился на излечении до ноября 1944 г.». Эти строчки биографии требуют пояснения: упоминаемая здесь болезнь была вызвана контузией, которая привела к тяжелым последствиям и сложной операции (трепанации черепа), блестяще выполненной бакинским хирургом. После этой операции он всю оставшуюся жизнь мог слышать только одним ухом (слуховой аппарат из другого был удален). Потом, после войны, специалисты-отоларингологи удивлялись: операция была сделана так мастерски, что ни разу не возникло ни осложнений, ни воспалительных рецидивов. А юноша, вернувшись домой и немного придя в себя, в январе 1945 вновь сел за парту, в четвертый раз предприняв попытку окончить десятый класс - на этот раз успешно.

Победу встретил дома, однако радость была омрачена: старший брат Вячеслав, летчик, в боях под Харьковом в августе 1943 года, возвращаясь с задания, был сбит и пропал без вести. Когда в семью пришло об этом известие, мама была беременна (на седьмом месяце). От горя и потрясения у нее начались преждевременные роды. Родился мальчик, который умер, прожив всего один час. Так что можно считать, что война взяла у этой семьи двух сыновей и чудом не отняла третьего...

«И начался второй период его жизни - осенью 45 года поступил на философский факультет...» («размышления»). Много позднее я спрашивала у отца: почему именно этот факультет он выбрал? «Знаешь, - отвечал он, - хотелось разобраться в жизни, многое понять. Например, как, почему удалось все же победить в такой тяжелой войне? Мне думалось, что философский факультет, философия мне в этом поможет».

Поступать приехал в конце августа, экзамены проводились в начале сентября. Поскольку приказ Всесоюзного комитета по делам высшей школы № 284 от 30 мая 1945 года о зачислении в вузы участников Великой Отечественной войны без экзаменов касался лишь тех, кто имел аттестаты отличника, Виталию Васильевичу пришлось полностью сдавать все пять экзаменов. Сохранились его дневниковые записи этого периода: человек, прошедший войну, переживал по поводу возможных ошибок в сочинении, как вчерашний школьник. Приведем некоторые странички этого дневника.

«Москва, 2.9.1945.

Вот я и в Москве. Приехал сдавать экзамены для поступления в университет... Я привез все мне необходимое: книги, бумагу и питание. Кажется, в моем распоряжении все, что нужно. Только сдавай. Так оно и есть. Я начал сдавать.

Вчера писали сочинение. Пришел в университет к девяти часам утра... Нам дали шесть тем. Я выбрал четвертую, которая гласила: «Отцы и дети Тургенева и отцы и дети в Великой Отечественной войне». Тема нелегкая. С содержанием, я считаю, справился, но... Страшно даже подумать, как обстоит у меня дело с грамотностью. Это меня беспокоит больше всего. <... > Вот будет для меня «праздник», если мне влепят двойку. Ну куда мне тогда деваться. Я даже не представляю себе другого института или факультета, кроме мною избранного. Да о других институтах и профессиях и думать не хочу. Я чувствую и знаю, что в других специальностях я не найду своего призвания. А работа без желания просто мученье. Обман себя и государства; работа, не интересующая человека, будет тяготить, в ней не будет интереса, не будет желания ее как следует делать. Она будет только промыслом для жизни, без пользы для государства. (Интересно, многие ли сегодняшние абитуриенты задумываются о своей пользе для государства? -Прим. Т.Б.) От письменной работы зависит все. До тех пор, пока я не узнаю ее результатов, я не могу быть спокойным... Необходимо готовиться к экзаменам по другим предметам, но я не могу. Мысли о сочинении сидят в голове... и парализуют мою волю к другой работе. Хотел сегодня съездить в университет, но подумал и пришел к выводу, что сегодня выходной и там не будет никого. <... > Вот действительно «муки Тантала». Честно признаться, никогда не было со мной того, что творится сейчас. <... >

В Москву приехал 30 августа 1945 г. после мучительной поездки в поезде и не менее тяжелой работы по перевозке вещей. Ну все же добрался благополучно, полный самых радужных надежд на будущее. 31 августа был в «Восток-кино», смотрел «Берлинскую конференцию» и «Парад Победы». <... >

Сегодня выступал тов. Сталин. Сообщил народу и поздравил с победой над Японией и полным окончанием войны во всем мире. Народ ждал этого конца с 1941 г. и наконец дождался. Завтра «Праздник победы над Японией». Нерабочий день и, по-видимому, мы завтра не будем сдавать экзамены <... > Завтра будет салют, отправлюсь на Красную площадь. <... >

Эти дни прошли для меня неплохо. Испытания идут хорошо. То, чего я так боялся в отношении сочинения, не оправдалось. По сочинению у меня «отлично», значит, ошибок нет. Я читал его, и действительно [их] нет. Преподаватель, принимающая литературу и русский язык, осталась очень довольна и сочинением, и устным ответом.

Ну вот, кончил сдавать испытания. Вчера вечером сдал последний предмет - немецкий язык. Результаты испытаний следующие: русский яз. - отлично, литература - отлично, история - отлично, география - отлично и немецкий - резкий скачок вниз: только «пос». Да, немецкий яз. меня здорово подкузьмил. Выходит дело, что из 25 возможных баллов я набрал - 23. Но все же результат для инвалида неплохой. Сегодня поеду узнавать результаты: зачислен или нет. <...>

Теперь я студент философского факультета МГУ. Сбылось то, о чем я так долго мечтал и из-за чего пришлось так волноваться и переживать. Зачислен в число студентов 1 курса с предоставлением общежития. . Вчера получили ордер на общежитие и вчера же получили комнату, но, видимо, на временное пользование. Неразбериха там, в общежитии, ужасная. Но мне главное иметь там койку, а остальное пустяки. <... >

Сегодня последний свободный день, который отделяет меня от того дня, когда я войду в аудиторию университета и начнется моя последняя стадия учебы, последняя и решающая. Она определит мое будущее. Что будет дальше, определенно сказать трудно, но я чувствую, что из меня не получится убежденного приверженца существующего строя, мои мысли и думы о современном положении страны не такие, какие должны быть. Но может быть, изучение классической философии и политэкономии поможет мне найти пути, чтобы выйти из того тупика, куда зашла моя мысль. <... >

Двенадцать дней отделяет меня от того дня, когда я писал в дневник. А сколько произошло событий за эти дни? Много, очень много.

Я начал свои занятия в университете. 17 сентября пришел первый раз на лекции, но занятий не было. Профессора и преподаватели, заведующие кафедрами знакомили нас с теми предметами, которые они будут нам преподавать. Впечатление осталось такое, как будто они нас хотели запугать, хотя и в действительности материала для изучения очень много. 18-го были занятия по плану. Но это продолжалось недолго. 21 сентября нас распустили, т.к. весь первый курс, за исключением инвалидов Отечественной войны, должен был ехать в Красновидово на подсобное хозяйство - копать картошку. Таким образом, у меня оказалась свободная неделя, которую я должен был плодотворно провести, оформить свои дела с устройством в Москве своего пребывания».

И еще запись - уже по окончании первого курса:

«Пятница, 28.6.46.

Кончился год обучения в университете, окончен 1 курс философского факультета. <...>

Год ознакомления с обстановкой, год закладки фундамента знаний и основательного формирования определенного мировоззрения, год трудной, но наполненной событиями и страстями жизни.

Первый курс, только один неполный год, но как он сильно влияет на сознание человека, который стремится к определенной цели, и в учебе он находит пути к ней и облегчение своих теоретических и практических исканий. Этот год, пожалуй, был первый год по-настоящему самостоятельной жизни, и нужно признаться, что он перевернул многие мои понятия и отношения как к самой жизни, так и в понимании ее законов и случайностей. То же можно сказать и про общее развитие - духовное.

Если до учебы мне что-нибудь было неясно или туманно, то теперь вырисовывается в более резком и ясном виде. Это в первую очередь относится к самому главному - познанию основ учения Маркса - Энегльса - Ленина - Сталина. Познанная мною азбука этой теории открыла мне глаза на многое, что представлялось мне неясным, а порой неправильным. Эта теория заставила меня сменить мои представления о законах общественного развития. Это произошло быстро и безболезненно с одной стороны потому, что она нашла во мне подходящую почву, почву советского человека, а вернее сказать, что я, советский человек, нашел в марксистской теории как раз то, что искал и, нашедши ее, стал ее последователем... Я считаю это главнейшим, важнейшим результатом года.

Да, теперь многое мне стало понятно и осмысленно так, что сейчас уже кажется странным - как я мог думать по-другому.

Но я не принимаю марксизм на веру, слепо, заучивая его основные положения. Изучая теорию, я всегда стараюсь найти ей подтверждение в жизни, как в настоящей, так и в прошедшей и всегда она (теория) применительно к конкретным условиям целиком и полностью подтверждалась.

Но у меня осталось только одно беспокойство. Это относится к политике правительства в деревне. Вопрос, который был краеугольным камнем российской политики; по-моему, он не нашел еще своего полного разрешения и сейчас.

Я объясняю это низким уровнем общественного сознания наших народных масс -крестьянства. Они, привыкшие к собственности (частной), еще никак не могут понять, что колхозная собственность - их собственность. А отсюда вытекает их плохое отношение к государственному добру, т.е. к своему добру. Неправильное отношение к своим обязанностям ведет к упадку хозяйства, это вызывает упадок их благосостояния, это, в свою очередь, пагубным образом действует на их сознание, которое, опускаясь все ниже, болезненно, даже катастрофически действует на состояние сельского хозяйства в стране. <... >Только честное отношение к своим обязанностям обеспечивает успех в работе. Что нужно для того, чтобы поднять на ноги советскую деревню, советское сельское хозяйство?

По-моему, следующее:

1) оказать большую помощь деревне в снабжении промтоварами, хотя бы самыми необходимыми и по доступной цене, обеспечивающей каждому крестьянину возможность приобретения необходимых предметов ширпотреба;

2) постепенно усиливать культурно-просветительную работу в деревне, развернуть агитацию и пропаганду за укрепление колхозов и совхозов;

3) реорганизовать МТС; МТС в большинстве не обеспечивают лучших сроков проведения с/х работ, сообразно с агротехническими правилами. <... > Начало работ слишком рано или слишком поздно пагубно отражается на состоянии урожаев.

Нужно добиться того, чтобы каждый колхоз имел свои тракторы и весь... необходимый инвентарь. Отсюда вытекает отмирание МТС как государственной организации.

Только при этих условиях можно организовать по-настоящему жизнь и работу в деревне. Только тогда, когда в одинаковой мере город и деревня будут нуждаться друг в друге, можно будет говорить о стирании граней между ними.

Вот, по моему мнению, самый злободневный вопрос советской действительности, требующий немедленного разрешения. Он больше всего меня волнует и служит причиной колебаний в осознании правильности политики партии и правительства в деревне. <... >

В осознании всего этого и состоит главный, основной результат первого учебного года в университете.

Кроме того, факультет многое дал и по другим отраслям знаний: биологии, истории, логике и языкам (немецкий и латынь). По существу, только теперь начинаешь сознавать, какую огромную роль играет знание языков для образованного человека. Поэтому вопрос об изучении языков я поставил одной из основных задач на будущее время».

Когда читаешь эти строки сегодня, то оцениваешь в первую очередь то, что молодой человек весьма серьезно в личном дневнике обсуждает мировоззренческие и политические вопросы - сегодня этим «грешит» далеко не всякий юноша. Но если вспомнить, к тому же, что написано это в 1946 году, когда в стране начинала раскручиваться новая кампания «охоты на ведьм» и космополитов, когда и гораздо более безобидные высказывания, чем приведенные здесь сомнения в правильности политики партии в деревне, вызывали арест и громкие процессы (или тихое исчезновение критика), то начинаешь по-другому относиться и к тому человеку, кто это написал, и к его ближайшему окруже-

нию: ведь найдись в общежитской комнате на пятерых, где жил тогда Виталий Васильевич, хотя бы один «доброхот», желавший раскрыть заговор или вывести на чистую воду «немецкого шпиона», не сносить бы головы ни автору записок, ни его друзьям.

Быстро пролетели студенческие годы, на излете их, в апреле 1950 года, Виталий Васильевич был принят кандидатом в члены ВКП(б), а два года спустя, в мае 1952, стал членом партии. Виталий Васильевич всегда был общественно активным человеком, не чурался организационной работы; и партийная деятельность - живая, не бюрократическая - получалась: несколько лет был секретарем парторганизации кафедры, возглавлял партком факультета, дважды избирался членом парткома МГУ (1963-1965), был председателем профкома факультета.

Между тем студенческие годы плавно перетекли в аспирантуру на кафедре истории русской философии. На втором году аспирантуры (в октябре 1951 года) Виталий Васильевич начал преподавать историю философии сначала почасовиком, а когда диссертация («Мировоззрение Н.А. Некрасова») была завершена и успешно защищена в срок, оставлен на факультете.

С 1953 годом в жизни Виталия Васильевича связано многое: не только в профессиональном плане (окончание аспирантуры, успешная защита, начало работы в штате факультета), но и в личном (в декабре он женился). С будущей женой Галиной (урожденной Жуковой), тоже рязанкой, познакомился в Рязани, куда приезжал к родителям (к этому времени его отец был переведен на работу в Рязань). Летом 1953 года после окончания Рязанского пединститута она готовилась в городской библиотеке к поступлению в аспирантуру в Москву (в Институт русского языка АН СССР). В библиотеке они и познакомились. Молодая семья почти сразу получила комнату в доме преподавателей (так до сих пор неофициально называют построенный одновременно с новым зданием МГУ на Ленинских горах жилой дом для профессоров и преподавателей на Ломоносовском проспекте).

Молодой кандидат наук много и с удовольствием работал: был сначала ассистентом (всего год), затем старшим преподавателем, а с мая 1958 года избран доцентом. Читал лекции по истории русской философии на юридическом, историческом и других факультетах МГУ, вел семинарские занятия, начал руководить дипломными, затем аспирантскими работами. В 1960-е годы читал историю философии уже философам сначала на вечернем отделении, а затем разделы общего курса на дневном. После творческого отпуска в 1967-1969 годах и выхода монографии «Философия П.Л. Лаврова» Виталий Васильевич в 1972 году защитил докторскую диссертацию (с тем же названием), а год спустя был избран профессором. В 1972-1983 годах был заместителем декана философского факультета МГУ по научной работе, с 1983 в течение двух лет исполнял обязанности заведующего кафедрой истории русской философии.

Тогда же, в 1970 году, ему был поручено чтение лекций по истории русской философии для основного потока студентов третьего года обучения. Этот курс, один из базовых для студентов-философов, Виталий Васильевич дополнил разработанным им разделом по истории русского теизма XIX века и идеологии «православия, самодержавия, народности»; ввел через публикации новый материал и интерпретации идей их основных представителей. В 1956 году было издано его первое в стране методическое пособие по курсу истории русской философии.

Виталий Васильевич любил и умел работать с молодежью - студентами, аспирантами. Будучи строгим экзаменатором, умел и заинтересовать дипломника темой, подсказать, где найти материал, как его интерпретировать, помочь аспиранту подготовить публикацию, подсказать интересные источники, дать совет относительно организации основного текста в диссертации. Одним словом, был руководителем, неравнодушным к делам своих подопечных. Оттого среди учеников - десятки дипломников, более 30 кандидатов и три доктора наук.

Из опубликованных трудов В.В. Богатова: «Философия П.Л. Лаврова» (М., 1972), «Основные черты мировоззрения выдающихся представителей движения петрашевцев» (М., 1958), «М.И. Михайлов - мыслитель и революционер» (М., 1959), «Социологические взгляды Н.А. Серно-Соловьевича» (М., 1961); а также статьи в сборниках и журналах, главы в коллективных монографиях - всего более 100 научных работ.

В 1990 году, когда по состоянию здоровья Виталию Васильевичу пришлось отказаться от чтения лекций, он особенно много внимания уделяет аспирантам, передавая накопленный опыт и знания новому поколению. К этому же времени относится и еще одна его автобиография, где он сам как бы оценивает и подводит итоги своей научной деятельности:

«Основные научные интересы связаны с историей отечественной философской и общественной мысли XVIII и XIX веков, главным образом историей радикальной (революционной) и материалистической мысли, также с историей теистической мысли России XIX века.

Изучение философии и социологии русского народничества позволило автору прийти к новым выводам и оценкам этого широкого течения отечественной мысли, преодолеть упрощенный, одномерный подход к нему как исключительно идеологическому течению. Пример деятельности П.Л. Лаврова свидетельствует, что в среде народников были крупные научные деятели. Нельзя творческое наследие Лаврова свести к политической деятельности, к идеологическому обоснованию народнических программ. Было показано, что Лавров был оригинальным мыслителем-энциклопедистом, крупным ученым-антропологом, историком науки (гл. образом - естествознания), историком человеческой мысли, предшественником В.И. Вернадского в решении проблемы роли геологического периода развития человеческой цивилизации. Лавров не был ни эпигоном позитивизма, ни субъективистом в социологии, он занимал реалистическую позицию в философии и социологии».

В своих «размышлениях» Виталий Васильевич не случайно отметил в своей жизни два главных периода, две неравных половины: война и университет. И то, и другое было для него свято. Поэтому, начав с его слов о первой половине жизни, закончим рассказ о нем его же словами о второй половине:

«...И начался второй период его жизни: осенью 45-го поступил на философский факультет, и с тех пор это его дом, его жизнь, его прошлое, настоящее и будущее - в результатах его педагогической, научной, воспитательной работы аспирантом, доцентом, профессором.

Рад, что удалась дочь, сотрудник химического факультета, кандидат химических наук, рад, что получился приличный внук, ученик 10 класса Лицея информационных технологий.

И вообще Виталий Васильевич считает, что его жизнь состоялась».

И в этом весь Виталий Васильевич - с его оптимистичным ощущением жизни (несмотря на весь трудный жизненный опыт, он не раз говаривал: «Мне в жизни часто везло, я удачливый человек»), с его преданностью университету и науке, семейному очагу и Родине.

Богатова Т.В., Зефирова О.Н., Зайцева Е.А. Преподавание истории химии в Московском университете: социально-политические аспекты. – ВИЕТ. 2000. №3. С. 67-81.

Богатова Татьяна Витальевна – кандидат химических наук, химический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова; Зайцева Елена Анатольевна – кандидат химических наук, химический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова; Зефирова Ольга Николаевна – кандидат химических наук, химический факультет Московского университета им. М.В.Ломоносова.

Источник: Богатова Т.В., Зефирова О.Н., Зайцева Е.А. Преподавание истории химии в Московском университете: социально-политические аспекты. – ВИЕТ. 2000. №3. С. 67-81.

Тематика материала: история химии в России и СССР; научно-техническая политика в России и СССР; наука и идеология; история Московского университета.

Реферат: В статье на основе большого количества архивных материалов прослежена история преподавания в Московском университете истории химии, начиная с конца Х1Х в. и до наших дней. При этом рассмотрено то, как менялись характер и содержание читаемых курсов в зависимости от господствовавшей в стране идеологии. В статье отмечено, что интерес к истории был характерен для ученых-химиков Московского университета еще в Х1Х в. и некоторые курсы по теоретической химии имели по сути историко-научный характер. Специальные историко-химические курсы студентам читали М.И.Коновалов в 1892-94 гг., А.Н.Реформатский в 1894-95 гг., А.Г.Дорошевский в 1898-1901 гг., В.И.Вернадский в 1902-1903 гг., А.Е.Чичибабин в 1903-1904 гг., Д.В.Алексеев в 1912-1914 гг., П.И.Вальден в 1915-1916 гг. В это время среди студенческих курсовых и дипломных работ появляются работы обзорного и исторического характера, однако отсутствие программ и учебных пособий сдерживало в предреволюционные десятилетия развитие истории химии, а чтение курсов было скорее результатом частной инициативы преподавателей. Отношение к истории химии и других естественных наук резко меняется в 20-е гг., когда на изучение эволюции этих наук начинают влиять соображения идеологии. Так, в 1926 г. в университете была создана кафедра истории и философии естествознания, руководителем которой стал доцент физико-математического факультета А.А.Максимов, стремившийся к тому чтобы «марксизм начал проникать в специальные научно-исследовательские институты при физмате». Характер изучения и преподавания истории науки начинает меняться в 30-е гг., когда появляются весьма серьезные и обстоятельные работы, в том числе и по истории химии (И.П.Роцен, Б.Н.Выропаев, И.Я.Тюрин, Н.И.Родный и др.). При этом начинают меняться и идеологические требования к истории науки. Так, после постановления ЦК ВКП(б) 1934 г. о реформе исторического образования акценты начинают смешаться от идей пролетарского интернационализма к воспитанию патриотизма, что находит отражение в работе кафедры истории естествознания. В то же время, декан химического факультета (этот факультет выделился из физико-математического в 1929 г.) Профессор А.В.Раковский ратовал за такую перестройку курса истории химии, которая помимо идеологических установок даст студентам и глубокие профессиональные знания. Причем Раковский подчеркивал. Что такие знания по истории химии могут дать только те преподаватели, которые имеют богатый опыт исследовательской работы в самой химии. В послевоенные годы произошло дальнейшее смещение акцентов в сторону подчеркивания роли русских и советских ученых, что отразилось на содержании читаемых курсов. В 1948 г. началась организация кафедр истории науки на факультетах, а в 1949 г. заведующим кафедрой истории химических наук был утвержден профессор Н.А.Фигуровский, многолетняя деятельность которого подробно рассмотрена в статье. В 1948-49 уч.г. был впервые объявлен прием в аспирантуру по специальности – история химии. Первым аспирантом по этой специальности был Г.В.Быков, ставший впоследствии видным специалистом по истории органической химии. В 1955 г. кафедры по истории наук были преобразованы в соответствующие кабинеты, а объемы читаемых курсов существенно сокращены. Однако в конце 50-х гг. внимание к истории науки вновь начинает усиливаться, а приказом по Министерству высшего образования СССР №139 от 4 мая 1957 г. Советам естественных факультетов было разрешено принимать к рассмотрению диссертации по истории науки и присуждать их авторам ученую степень, соответствующую профилю факультета.

Сведения о себе:

Закончила химический факультет в 1978 г., специализировалась в Кабинете истории химии, где под руководством проф. Н.А.Фигуровского выполнила дипломную работу на тему "Развитие химии алкалоидов (на примере подгрупп морфина и хинина)". После этого работала на химфаке в должности младшего научного сотрудника, затем инженера, научного сотрудника, ассистента. В 1988 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему "Основные этапы и направления развития химии терпенов" (рук. проф. Н.А.Фигуровский, с.н.с. Т.А.Комарова). С 2003 г. – старший преподаватель кафедры физической химии. Опубликовано более 100 научных работ.

Основные работы последних лет :

Обзорные работы:

  • Зефирова О. Н., Зайцева Е. А., Богатова Т. В. Преподавание истории химии в Московском университете: лекторы и их курсы. Часть 1. (К 100-летию профессора Н.А.Фигуровского) // Вестник Московского ун-та . Сер. Химия. 2002, № 2, с. 87-92.
  • Лунин В.В., Преподавание истории химии в Московском университете: лекторы и их курсы. Часть 2. (К 100-летию профессора Н.А.Фигуровского) // Вестник Московского ун-та . Сер. Химия. 2002, № 2, с. 93-99.
  • Богатова Т.В., Зайцева Е.А., Зефирова О.Н. . М.: ТЕРРА-Календер, 2005, с. 218-222.

    Публикации в электронных СМИ:

  • Богатова Т.В. Фундаментальное дело химиков. Независимая газета / Наука , 12 января 2005, с. 11, 13 (http://www.ng.ru/science/2005-01-12/11_chemistry.html)
  • Богатова Т.В., Чуприна Г.И. ALMA MATER. Славный юбилей первого университета. Сайт www.voskres.ru , 3.03.2005 (http://www.voskres.ru/school/Bogatova.htm)
  • Богатова Т.В. В мае празднуем и скорбим… Университетские химики в дни испытаний и торжеств. Ж. "Наша власть: дела и лица ", 2005, № 4, с. 22-23. (http://www.nashavlast.ru/archive/2005/04/8.htm)
  • Богатова Т.В. (вводная часть). Н.А.Фигуровский. В мае 1945-го (фрагмент из "Автобиографических записок и воспоминаний" об участии в Великой Отечественной войне). Сайт www.voskres.ru , 6.05.2005 http://www.voskres.ru/economics/figurovski.htm
  • Богатова Т.В. Озон-окислитель. Независимая газета / Наука , 22 июня 2005, с. 15 http://www.ng.ru/science/2005-06-22/15_ozon.html

    Основные научные публикации:

  • Богатова Т.В. Развитие химии терпеновых соединений. М., 1991, 189 с. Деп. ВИНИТИ , № 3394-В91 от 7.8.1991.
  • Богатова Т.В. Александр Абрамович Воскресенский: новые архивные материалы. //, 1992, № 4, с. 133-136.
  • Богатова Т.В., Ланшина Л.В. Н.А.Фигуровский и П.А.Ребиндер: плодотворное сотрудничество. // В сб.: Академик Петр Александрович Ребиндер. К 100-летию со дня рождения . Москва: Новый век, 1998, с. 102-106.
  • Богатова Т.В., Зефирова О.Н., Зайцева Е.А. Преподавание истории химии в Московском университете: социально-политический аспект. // Вопросы истории естествознания и техники , 2000, № 3, с. 67-84.
  • Зефирова О.Н., Богатова Т.В. (составители). Введение в историю химической науки (периоды, факты, фрагменты). Методическая разработка к курсу "Введение в историю и методологию химии. История Химического факультета" (для студентов второго года обучения). Отв.ред. акад. В.В.Лунин. М., 2000, 24 с.
  • Богатова Т.В. Развитие основных положений конформационного анализа //Химия , 2002, № 15, с. 1-3.
  • Зефирова О. Н., Богатова Т. В. Евгений Иванович Шпитальский (к семидесятилетию со дня трагической кончины). // Вестник Московского ун-та. Сер. Химия. 2002, № 2, с. 119-123.
  • Богатова Т.В. "Химический некрополь" в Москве (места захоронения химиков Московского университета). // Химический факультет МГУ: путь в три четверти века . М.: ТЕРРА-Календер, 2005, с. 250-260.
  • Богатова Т.В., Зайцева Е.А., Зефирова О.Н. История химии: преподавание, кафедра, кабинет // Химический факультет МГУ: путь в три четверти века. М.: ТЕРРА-Календер, 2005, с. 218-222.
  • Богатова Т.В. Архивные фонды духовного ведомства как источник для историко-научных и биографических исследований (на примере биографии химика А.А. Воскресенского) // Вестник ПСТГУ , 2006 (в печати).

    Публикации в СМИ:

  • Богатова Т.В. Позабытый дедушка русской химии. // Тверские ведомости , 1991, 24 окт., № 95, с.3
  • Богатова Т.В. Храм, к которому привела дорога. //Московский церковный вестник , 1991, № 19, ноябрь, с. 8-9.
  • Богатова Т.В. "Дедушка русской химии". Историческая школа и школа Истории. // Независимая газета , 24.05.1994, с. 6.
  • Богатова Т.В. Университетские юбилеи. Главный вуз страны имеет "химическое" происхождение. // Независимая газета , 25.01.1995, с. 4.
  • Богатова Т.В. Три храма на тверской земле. // Московский журнал , 1995, № 7, с. 37-40
  • Богатова Т.В. Вычислительный кластер для химиков. // PC Week /RE, 2001, № 11, с. 32, 34.
  • Богатова Т.В. Книга к юбилею Победы. // Московский университет , 2005, №20, май, с.6.
  • Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

    Можно искать по нескольким полям одновременно:

    Логически операторы

    По умолчанию используется оператор AND .
    Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

    исследование разработка

    Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

    исследование OR разработка

    Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

    исследование NOT разработка

    Тип поиска

    При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
    По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
    Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

    $ исследование $ развития

    Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

    исследование*

    Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

    " исследование и разработка"

    Поиск по синонимам

    Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
    В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
    В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
    Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

    # исследование

    Группировка

    Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
    Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

    Приблизительный поиск слова

    Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

    бром~

    При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
    Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

    бром~1

    По умолчанию допускается 2 правки.

    Критерий близости

    Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

    " исследование разработка"~2

    Релевантность выражений

    Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
    Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
    Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

    исследование^4 разработка

    По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

    Поиск в интервале

    Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
    Будет произведена лексикографическая сортировка.

    Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
    Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.