Данный экзамен, согласно опросам выпускников, считается одним из наиболее сложных. Причин несколько: необходимо оперировать огромным массивом информации, требуется написать сочинение, времени дается немало (около 4 часов), и его оказывается недостаточно, чтобы успешно справиться со всеми заданиями.
В структуру испытания входят задания, которые можно условно поделить на два типа: тестирование и сочинение.
Кодификатор – это список произведений, умений, знаний и определений, необходимых для успешной сдачи выпускного экзамена по литературе. Этот ориентир для учителей и учеников ежегодно публикует ФИПИ, чтобы мы сузили круг своих поисков и остановились на той информации, которая точно пригодится в час икс. В этом перечне содержатся основные элементы, составляющие литературоведение, то есть необходимые термины и сведения из истории науки. Они нужны для проведения грамотного и глубокого анализа книг. Именно навык анализа проверяется в заданиях 16 и 17, где ученик должен дать расширенные ответы на вопросы, рассуждать и приводить аргументы из прочитанного.
А что же нужно прочитать, чтобы сдать экзамен? Перечень произведений на ЕГЭ в 2018 году тоже прилагается к кодификатору. Оказывается, для выпускного испытания понадобятся отнюдь не все книги, которые проходят в школе. Лишь некоторые (и не самые сложные) из них попали в список. Поэтому этап подготовки, посвященный «перечитыванию», займет недолго, если учесть тот факт, что основная масса необходимой литературы была пройдена совсем недавно и еще не успела забыться. Таким образом, кодификатор нужен выпускнику, чтобы сэкономить время и направить свои усилия в правильное русло. Воспользуйтесь им, как основополагающим и общепринятым руководством к самостоятельной подготовке.
Стоит отметить, что для сдачи экзамена выбраны не самые сложные книги. Например, всеми не любимый «Доктор Живаго» встречается в вариантах крайне редко, так как его изучение в кодификаторе произведений названо «обзорным», то есть полномасштабной проверки знания содержания этого романа не будет. Кроме того, в некоторых случаях можно выбрать роман. Например, из прозы Булгакова ученик может предпочесть либо «Мастер и Маргариту», либо «Белую гвардию». Не обязательно читать оба романа, достаточно выбрать попроще. Таким образом, список книг для ЕГЭ по литературе – весьма полезная информация для тех, кто хочет минимизировать затраты времени на подготовку.
Код | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ |
---|---|
1 |
Сведения по теории и истории литературы |
1.1 | Художественная литература как искусство слова. |
1.2 | Фольклор. Жанры фольклора. |
1.3 | Художественный образ. Художественное время и пространство. |
1.4 | Содержание и форма. Поэтика. |
1.5 | Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика. |
1.6 | Историко-литературный процесс. Лит. направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм. |
1.7 | Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры лит-ы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. |
1.8 | Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ. |
1.9 | Деталь. Символ. Подтекст. |
1.10 | Психологизм. Народность. Историзм. |
1.11 | Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. |
1.12 | Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс. |
1.13 | Стиль. |
1.14 | Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. |
1.15 | Литературная критика. |
2 |
Из древнерусской литературы |
2.1 | «Слово о полку Игореве» |
3 |
Из литературы XVIII в. |
3.1 | Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». |
3.2 | Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник». |
4 |
Из литературы первой половины XIX в. |
4.1 | В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». |
4.2 | В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». |
4.3 | А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». |
4.4 | А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». |
4.5 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». |
4.6 | А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». |
4.7 | А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». |
4.8 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». |
4.9 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова». |
4.10 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». |
4.11 | М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». |
4.12 | Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». |
4.13 | Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». |
4.14 | Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». |
5 |
Из литературы второй половины XIX в. |
5.1 | А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». |
5.2 | И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». |
5.3 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…». |
5.4 | А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь». |
5.5 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов». |
5.6 | Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». |
5.7 | Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». |
5.8 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». |
5.9 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение). |
5.10 | Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». |
5.11 | Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». |
5.12 | Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого). |
6 |
Из литературы конца XIX – начала XX в. |
6.1 | А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». |
6.2 | А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад». |
7 |
Из литературы первой половины XX в. |
7.1 | И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». |
7.2 | М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». |
7.3 | М. Горький. Пьеса «На дне». |
7.4 | А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». |
7.5 | А.А. Блок. Поэма «Двенадцать». |
7.6 | В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». |
7.7 | В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах». |
7.8 | С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». |
7.9 | М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»). |
7.10 | О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». |
7.11 | А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». |
7.12 | А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». |
7.13 | М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». |
7.14 | М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». |
7.15А | М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор). |
7.15Б | М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор). |
7.16 | А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…». |
7.17 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»). |
7.18 | Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль». |
7.19 | Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). |
7.20 | А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого). |
7.21 | А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». |
7.22 | А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». |
8 |
Из литературы второй половины ХХ в. |
8.1 | Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору). |
8.2 | Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору). |
8.3 | Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору). |
В программу не входят многие стихи, что тоже облегчает процесс подготовки. Все эти стихотворения связаны между собой тематически. Поэтому планомерное их прочтение гарантирует отсутствие проблем с заданием 16, где надо по аналогии подобрать похожие произведения и рассказать, что же их объединяет с приведенным в вопросе. Учить их наизусть, конечно, не надо, но можно сделать для себя тематические подборки поэтических работ и выписать свои впечатление от каждой из них.
Общая модель экзамена по литературе остается такой же, как в прошлые годы:
Изменение здесь только одно - в последнем задании выпускникам будет предлагаться на выбор четыре темы .
Напомним, что раньше для написания развернутого сочинения на ЕГЭ по литературе предлагается выбрать одну из трех тем, по одной на каждый временной период:
К 2018 году хронологические рамки последнего периода расширяются - он охватывает промежуток с конца XIX по начало XXI века, то есть туда теперь включена и «новейшая» отечественная литература, произведения, увидевшие свет в последние десятилетия.
И, поскольку периодов - три, а тем для сочинения будет предлагаться четыре, на один из них будут «выпадать» две темы различного характера. Наиболее вероятно, что такие «дубли» чаще всего будут относиться к последнему периоду - как в подготовленном ФИПИ демо-варианте, где три классических «программных» темы по Грибоедову, Толстому и Есенину дополнены постсоветской литературой. Однако это не обязательно - в соответствии со спецификациями к экзамену «двойным объемом» тем может быть представлен любой период.
Включение в темы для сочинений постсоветской литературы не означает, что для выпускников становятся обязательным прочтение каких-либо конкретных авторов, не входящих в школьную программу - фамилий современных российских писателей в кодификаторе не появилось. И темы, посвященные литературе конца XX-начала XXI века таким образом будут представлены обзорными вариантами, позволяющими экзаменующемуся раскрывать заданную тему на материале произведения (или произведений) по собственному выбору.
Минимальные изменения модели экзамена не должны вводить учащихся в заблуждение - кардинально новый подход к оцениванию совершенно смещает акценты и требует изменения подхода к подготовке.
Раньше максимальный первичный балл на ЕГЭ по литературе составлял 42 балла, распределявшихся следующим образом:
В 2018 году число первичных баллов за идеально выполненную работу «подскочит» сразу на 15 - до 47 . При этом «удельный вес» заданий изменится очень неравномерно:
Увеличение количества первичных баллов - приятная новость для выпускников, которые претендуют на поступление в топовые вузы и рассчитывают сдать ЕГЭ «по максимуму». Результаты экзамена по литературе станут гораздо более дифференцированными, и одна-две допущенных ошибки уже не будут столь радикально отражаться на позициях в рейтинге. Напомним, что у высокобалльников потеря одного первичного балла по литературе означала потерю сразу 4-5 тестовых, в то время как, к примеру, по русскому «цена ошибки» была существенно ниже и составляла 2-3 балла.
Однако «троечникам» придется поднапрячься. Если раньше гарантированно перейти порог по литературе (соответствовавший 9 первичным баллам) можно было, вызубрив небольшое количество терминов и ограничившись частью с краткими ответами, то теперь сделать этого уже не удастся.
Параллельно с изменением количества баллов меняются и критерии оценки - система начисления баллов (особенно в сопоставительных сочинениях) стала более детализированной и «прозрачной». Кроме того, гораздо более значимым становится умение писать точно грамотно - баллы «за речь» теперь начисляются во всех заданиях с развернутыми ответами. Рекомендованный объем мини-сочинений остается прежним - от 5 до 10 предложений, при этом, если выпускник сможет сформулировать ответ более лаконично (или наоборот - написать более развернутую работу), «выход за рамки» никак не повлияет на оценку - главным является умение дать прямой и четкий ответ на поставленный вопрос.
Мини-сочинения, проверяющие умение анализировать произведение или его отрывок (задания 8 и 15) будут оцениваться по следующим критериям:
«Дорогостоящие» (и довольно сложные для написания) сопоставительные сочинения (задания 9-16) оценивается по трем критериям. При этом первые два являются основными - если хотя бы по одному из них испытуемый получает ноль баллов, задание считается полностью невыполненным и не оценивается. Итак:
Развернутое сочинение по литературе (задание № 17) - задание, которому традиционно уделяется больше всего внимания. Рекомендованный объем работы - от 200 слов (включая местоимения, предлоги, частицы и другие служебные слова). Если в сочинении меньше 150 слов - работа не оценивается, даже если тема раскрыта. Кроме того, для того, чтобы баллы были начислены, работа должна соответствовать теме и раскрывать ее . Кстати, выпускники часто теряют баллы за сочинение из-за невнимательного прочтения формулировки - например, в 2017 году в сочинении, которое должно было опираться на современную литературу, многие выбрали произведения Симонова и Булгакова, выйдя тем самым за рамки заданного периода.
Сочинение на ЕГЭ по литературе в 2018 году будет оцениваться по следующим критерием:
Об изменениях в системе проведения Единого государственного экзамена в 2018 году было известно еще давно. Впервые о больших переменах сообщил бывший глава Министерства образования и науки РФ Дмитрий Литвинов. В частности, новации затронут ЕГЭ по литературе 2018 года.
Новый экзамен, который будут сдавать все выпускники учебного года 2017-2018, будет состоять полностью из заданий творческого характера. Как заявляет действующий министр образования России Ольга Васильева, в следующем году в силу вступит новая перспективная модель единого госэкзамена, специально разработанная ведущими специалистами института ФИПИ.
ФИПИ закончил апробацию новой модели единого государственного экзамена по литературе и выпускники – 2018 уже будут сдавать экзамен совершенно по-новому.
Сотрудники Федерального института педагогических измерений пошли на кардинальные меры, полностью исключив из КИМ тестовые задания. Какие еще нововведения ожидают и без того встревоженных одиннадцатиклассников?
Для начала, давайте разберемся, какие по литературе наиболее важные. Итак, как уже говорилось выше, тесты были извлечены из экзамена.
Причины для такого шага нашлись – по словам разработчиков нового метода, тесты не представляют собой никакой сложности для выпускника, являясь лишним элементом оценивания. В тестовых заданиях существует большая вероятность «угадать» верный ответ, с чем никоим образом не согласны эксперты ФИПИ.
В ЕГЭ по литературе больше не будет тестовых вопросов открытого характера, где от школьника требуется ответ одним словом либо в виде цифровых последовательностей.
Сегодняшний ЕГЭ насчитывает двенадцать таких вопросов из общего числа. Большинство этих вопросов проверяют знание выпускником основных терминов литературоведения.
Однако школьники в наши дни отлично подкованы по этим пунктам. К тому же, задания, где предполагаются развернутые письменные ответы, и так рассчитаны на оперирование терминами, так что дополнительная проверка этих знаний не требуется.
К большой печали выпускников, они теряют гарантированную возможность набрать баллы на одном лишь доскональном знании терминологии. К тому же, полностью рушится стратегия троечников отделаться «малой кровью», то есть сделать одну только часть с заданиями, требующими кратких ответов. Начиная с 2018 года, от каждого экзаменующегося будут ожидать демонстрации умения здраво и красиво излагать свои мысли.
Отныне у выпускников расширится выбор вариантов: вместо трех заданий для развернутого сочинения будет четыре. То есть нужно будет взять одну тему из увеличившегося списка. Получив то или иное произведение для «большого» сочинения школьник может выбрать, на какой вопрос ему интереснее будет отвечать.
В «главном» сочинении будет увеличен минимальный объем требуемого текста. В текущем ЕГЭ по литературе минимальный объем составляет 200 слов, но уже через год нужно будет «положить» на бумагу не менее 250 слов.
Также разработчики нового метода пришли к решению конкретизировать требования к мини-сочинениям. Если сейчас никаких жестких условий касательно числа слов в таких сочинениях нет (при написании мини-сочинений фигурирует рекомендация в 5-10 предложений), то к 2018 году в планах ФИПИ установить минимальный объем в размере 50 слов. Данное требование будет относиться и к сопоставительным заданиям, и к заданиям на анализ текста.
Изменения коснулись и заданий на, так называемое, «погружение в литературный контекст». Если сегодня в ЕГЭ по литературе предлагают сопоставлять текст с двумя текстами, показывая тем самым свой кругозор как читателя, то в 2018 году предлагается упразднить задание, упомянув лишь один текст для сопоставления.
Теперь, когда в ЕГЭ по литературе совсем нет заданий с краткими ответами, автоматическая проверка стала невозможной. В свете этого перед разработчиками перспективного метода единого экзамена по литературе встала важная задача – как достичь максимально объективной оценки знаний ученика?
Теперь ЕГЭ по литературе представляет собой пять сочинений, что приближает его к «традиционному» школьному выпускному экзамену. Эксперты серьезно подошли к делу, проводятся всевозможные заседания, где высказываются пожелания и предложения к подходу оценивания работ. Надо полагать, к моменту сдачи нам станет известно окончательное решение специалистов ФИПИ.
В учебном году 2015-2016 проводился пробный ЕГЭ по литературе с некоторыми внесенными изменениями. Участие в «эксперименте» приняли более 1000 школьников из 60 учебных заведений в 13 субъектах Федерации.
В ходе апробации нового подхода к сдаче ЕГЭ по литературе было выявлено, что 94% учителей выступили за внедрение обновленного экзамена. Кроме того, эксперты подчеркивают тот факт, что новая модель не слишком отличается от предыдущей своей сложностью. Иными словами, школьникам не стоит переживать – принципиально более затруднительной сдача ЕГЭ по литературе в 2018 году не станет.