Тренировочные упражнения правописание приставок на з с. Правописание приставок. Ошибки допущены в рядах

14.01.2020 Досуг 

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Буквы –з и –с на конце приставок».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология: технология деятельностного метода

Цели урока:

- обучающие: формирование представления о способе выбора написания согласных букв з и с на конце приставок; формирование навыка морфемного разбора;

- развивающие: закрепление знаний об этапах учебной деятельности и их содержании; развитие умения самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя;

- воспитательные: формирование коммуникативной культуры учащихся.

Задачи урока:

-дидактическая: создать условия для самостоятельного выделения и формулирования учащимися познавательной цели урока, осознанного построения речевого высказывания в устной форме, структурирования знаний.

- учебная: создать условия для усвоения учащимися условий выбора согласной з и с на конце приставок.

Оборудование: алгоритм действий; карточки для индивидуальной работы учащихся; презентация.

Ход урока:

    Самоопределение к учебной деятельности. (слайды №1 и2)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжим путешествие по стране морфем. Ребята, а что должен сделать путешественник, прежде чем отправиться в дорогу?

(Проверить свой багаж)

Что нам нужно сделать, чтобы проверить наш багаж?

(Повторить необходимый материал)

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (слайд № 3)

Заглянем в чемодан уже накопленных о стране морфем знаний. Всё ли на месте?

(Нет.)

Чтобы навести порядок, необходимо завершить данные высказывания: (слайды № 4 – 8)

    Приставка, корень, суффикс, окончание – это ……….

    Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – ……….

    При образовании однокоренных слов получаются слова с разным ……………. значением.

    Замену одних звуков другими в одной и той же части слова называют ………………….

    Части слов, в которых имеются чередования звуков, называют…………..

Молодцы, ребята! Вы навели идеальный прядок в чемодане знаний. (слайд № 9)

Скажите, ребята, а связана ли морфемика с орфографией?

А что вы знаете об орфографии? Что представляет собой этот раздел науки о языке?

(Это раздел науки о языке, который изучает правила написания слов.)

Какие орфограммы в приставках вам уже известны?

(Правописание гласных и согласных в приставках.)

Чтобы сесть на поезд, который повезет нас дальше по стране Морфемике, нам нужен билет. Купить билет мы сможем, вспомнив это правило и выполнив задание на его повторение. (слайд № 11)

Задание. Запишите данные словосочетания, вставив пропущенные буквы. Объясните их написание. (слайд№ 12)

Н..писать сочинение

С..рвать цветок

П..ласкать котёнка

Пр..дсказывать погоду

Тправиться в поход

Д..ехать до деревни

Кто хочет поработать у доски?

(Учащиеся по очереди выходят к доске, также задание выполняется в рабочих тетрадях.)

Отлично, билеты в путешествие по стране Морфемике мы приобрели. Занимаем места в вагонах поезда и отправляемся.

А вот и первая станция. Узнать название станции мы сможем, если обратим внимание на то, что написано на здании вокзала. Оно зашифровано, некоторые буквы пропущены. (слайды № 13 – 14)

Задание. Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их написание.

Ра..писать стены

Ра..ровнять землю

В..лететь по облака

В..кинуть руки

Бе..людный парк

Бе..платный вход

(Учащиеся выполняют задание в карточках.)

Удалось ли вам справиться с задание?

(Нет.)

Почему вам не удалось выполнить задание? В чём затруднения?

(Мы не можем объяснить написание букв з и с.)

    Постановка учебной задачи. (слайд №14)

В какой части слова находятся пропущенные буквы?

(В приставке)

Всё ли мы знаем о правописании приставок?

(Нет. Нам неизвестно правило написания букв з и с на конце приставок.)

Какова же цель нашего путешествия сегодня?

(Узнать условия написания букв з и с на конце приставок.)

Как же называется станция, на которую мы прибыли? Её название и будет темой нашего урока. Сформулируйте тему урока.

(Буквы з и с на конце приставок.)

Запишите тему урока в рабочих тетрадях.

(слайд №15)

    Построение проекта выхода из затруднения. (слайд № 16)

Какие знания о стране Морфемике нам понадобятся для достижения цели нашего путешествия?

(Умение выделять приставку в слове, знания о том, что морфемы могу иметь варианты, умение видеть условия выбора варианта морфемы, умение комментировать написание приставок)

Для определения условий написания букв з и с на конце приставок предлагаю вам поработать в группах. Но что мы должны сделать, прежде чем вы приступите к работе?

(Составить план действий.)

Каким будет ваш первый шаг? (Выделить приставку)

Второй? (Определить, какая буква пишется после приставки)

Третий? (Сделать вывод)

(План действий выводится на слайде презентации.)

    Реализация построенного проекта. (слайд №16)

Разделитесь на четыре группы и, следуя алгоритму, поработайте в карточках. Выделите приставку в слове и обратите внимание на то, какая буква пишется после приставки.

Учащимся раздаются карточки со совами.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Безбрежный

Взглянуть

Возлагать

Бесценный

Раскидать

Вспылить

Воспарить

Время вышло. Посмотрим, что у вас получилось. Вывесите результаты своей работы на доску. Все ли группы справились с заданием? (Да.)

Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание букв з и с на конце приставок?

(Да. Написание букв з и с зависит от того, какая буква пишется после приставки.)

Сформулируйте, пожалуйста, правило написания букв з и с на конце приставок.

Как нам оформить правило, чтобы было легче его запомнить?

(Составить цепочку действий, алгоритм.)

Каким будет первый шаг?

(Учащиеся проговаривают шаги алгоритма, учитель фиксирует его, выводит на слайд презентаци) )

(слайд №17)

Теперь проверим правильность наших выводов. Откройте учебник, внимательно прочитайте правило и проверьте цепочку. Все ли верно?

Вернёмся к названию нашей станции и выполним в тетрадях задание, с которым в начале вы не смогли справиться. (слайд № 18).

Ученики вставляют пропущенные в приставках буквы и комментируют условия их написания, работу выполняют в тетрадях.

    Первичное закрепление во внешней речи. (слайд № 19)

- Теперь ваша задача научиться применять это правило на практике. Выполним упражнение.

(Учащимся предлагается выполнить упражнение на новое правило из учебника. (Упр. 423) Учащиеся выполняют упражнение рабочих тетрадях, проговаривая по цепочке условия написания букв –з и –с на конце приставок.)

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- А теперь проверим, насколько внимательными вы были в путешествии и что усвоили. Для этого вы должны поработать самостоятельно. Для вас оставлено несколько заданий, решив их вы сможете продолжить путешествие по стране Морфемике.

Задание. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

Самостоятельная работа.

I вариант

II вариант

Бе..ропотный

Ра..сердить

Ра..статься

Бе..звучный

Ра..считывать

В..хлипнуть

Бе..толковый

И..царапать

Бе..предельный

Бе..жалостный

Ра..чесать

Ра..винтить

Бе..сердечный

Ра..плести

И..следовать

В..лететь

Ра..сказать

И..черпать

Ра..ведать

Ра..чистить

Ра..крутить

Образец проверки. (Слайд № 20)

I вариант

II вариант

Эталон проверки.

I вариант

II вариант

Безр опотный

Расс ердить

Расс таться

Безз вучный

Расс читывать

Всх липнуть

Бест олковый

Исц арапать

Бесп редельный

Безж алостный

Расч есать

Расс вет

Разв интить

Изл ить

Бесс ердечный

Расп лести

Исс ледовать

Разж ечь

Взл ететь

Расс казать

Исч ерпать

Разв едать

Расч истить

Раск рутить

(Учащиеся выполняют задание в индивидуальных карточках, затем проверяют его по образцу и оценивают свои работы, используя образец проверки и критерии оценивания.)

    Включение в систему знаний и повторение. (слайд № 21)

Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?

(Это правило останется в нашем багаже знаний, оно пригодится нам в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

Тем, кто справился с самостоятельной работой отлично и уверен в своих знаниях, я предлагаю выполнить более сложное задание.

Дополнительное задание.

Вставьте пропущенные буквы и запишите данные слова в два столбика:

1) с приставкой, оканчивающейся на –з и –с (объясните условия выбора согласных на конце приставки);

2) с приставками, неизменяющимися на письме.

Ра..считывать, о..блеск, от..брать, бе..хитростный, з..лепить, бе..шумный, з..держать, ра..ведать, в..бежать, ра..думать, пре..почтение, и..подтишка, в..бросить, н..думать, бе..звездный, п..бежать, ра..дразнить, п..дбегать.

(Учащиеся получают карточки с заданием, 2-3 минуты работают самостоятельно)

Тем, кто допустил ошибки в самостоятельной работе, я предлагаю обратиться к эталону проверки, проанализировать свои работы и выполнить упражнение из учебника №424. (слайд № 22)

(Ученики допустившие ошибки выполняют упражнение из учебника, по которому идёт работа, аналогичное заданию из самостоятельной работы. Один из учеников работает у доски.

Учащиеся, получившие дополнительное задание, по цепочке озвучивают ответы.)

    Рефлексия учебной деятельности. (слайд № 23)

Наше путешествие заканчивается, пора подвести итоги.

Какую цель мы поставили в начале путешествия?

(Узнать условия написания букв –з и –с на конце приставок.)

Достигли мы этой цели? (Да.)

Что мы узнали? (Учащиеся озвучивают изученное на уроке правило)

С какими трудностями мы столкнулись в путешествии?

(Учащиеся называют затруднения, вызванные на этапе пробного действия.)

    Домашнее задание.

- Учитывая полученные вам сегодня знания и те затруднения, которые вы испытали в путешествии, я предлагаю вам выполнить дома следующие задания:

1) выучит правило и алгоритм действия;

2) выполнить упражнение 427,

(Учащиеся, выполнившие самостоятельную работу без ошибок, выполняют данное в тексте упражнения творческое задание; учащиеся, допустившие ошибки в самостоятельной работе, вставляют пропущенные буквы и объясняют условия их выбора)

Наше путешествие окончилось. Спасибо всем, кто принял в нем участие.

Тема:

В приставках, оканчивающихся на з,- без-, вз-, из-, низ-, раз-, чрез-, через- согласная запишется перед гласными и звонкими, согласными, но заменяется буквой с перед глухими (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), например: безобидный, безжалостный - бесшумный; взимать, взбивать - вспахать; возыметь, возбудить - воспринять; изыскать, издать - исцарапать; низвергнуть - ниспадать; разахаться, разгромить - расщепить; розыск, роздых - роспуск. При этом на стыке приставки и корня могут удваиваться согласные з или с: воззрение - воссоздание, раззадорить - рассказать, череззерница - чересседельник и т. п.

Примечания.

1. В словах низкий, низший и близсидящий пишется з, так как низ и близ не являются приставками.

2. Правописание слов расчет, расчесть - рассчитать, рассчитывать и др. регулируется особым правилом: с пишется перед корнем -чет-, се - перед корнем -чит-. В словах разевать, разорить конечный согласный приставки выпал, поэтому они пишутся с одним з.

Упражнение 131. Образуйте от данных слов с помощью приставок новые слова.

а) Без-/бес-: бедный крайний, сердечный, болезненный, форменный, жизненный, ценный;

б) вз-/вс-: думать, метнуть, пучить, ломать, карабкаться, дуть, кинуть, брыкнусь;

в) воз-/вос-: зрение, торжествовать, делать, питать, кликнуть, вращать, соединить, звание;

г) из-/ис-: адить, тратить, пытать, водить, резать, черпать, сушить, бежать, сследовать, сечь; д) низ-/нис-: вести, послать, ринуться, пускать, ходить;

е) раз-/рас-: пускать, крыть, бить, пить, вести, дуть, дать, четный, считывать;

ж) чрез-, через-/чрес-, черес-: мерный, полосица, чур.

Упражнение 132. Перепишите слова, подчеркните приставки и объясните их правописание. Особо отметьте случаи удвоения согласных на стыке приставки и корня.

Беспомощный, беззаветный, беспокойный, бездумный, беспрерывный, беззащитный, взмолиться, всколыхнуться, встать, взвести, взволновать, воздеть, воспеть, восхвалить, возгордиться, испещренный, исторгнутый, извоз, иззябнуть, иссякнуть, нисторгнуть, низвержение, разгореться, рассудить, разбранить, развеять, рассеять, расчет, рассчитываться, расцвет, рассвет.

Упражнение 133. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Важно одно - оживить, привести в движение нетронутый слой тех личных впечатлений бытия, который лежит в душе каждого и обычно и…гнивает бе…плодно. (Горьк.) 2. Таня поглядела на другие лица и увидела, что многие одновременно и улыбаются, и всхлипывают, глядя на проходивших курсантов. (Сим.) 3. Если через неделю не услышу, что сам на фронт пошел, имей в виду, посодействую, чтоб ра…бронировали. (Сим.) 4. Виктор Сидорович и без Каплиных напутствий сидел на пленуме с железной внутренней установкой: не поддаваться нажиму, а взять обязательство, и…ходя из реальных возможностей. (Алекс.) 5. Во…пылавший было жаждой отмщения, гость вел себя сейчас более чем тихо и скромно. (Алекс.) 6. Клинок вошел в доску легко и бе…звучно, как в масло. (Рек.) 7, Николай сожмурился от яркого полдневного света и ра…смеялся - чтобы выразить это приятное чувство, чтобы в…пугнуть окружающую тишину. (Рек.) 8. Николай уже не раз в…тречал здесь, на Севере, таких непонятных ребят. Вроде бы они и стиляги, а вроде бы работают не хуже других. И лезут в тайгу без страха - прощупать там в…рывами землю. И кормят комарье на болотах - и…следуют грунтовые воды. И ничего, не жалуются. Только ра…певают самодельные песенки, от которых либо краснеют, либо плачут девчата … (Рек.)

Упражнение 39.

Арх..быстро, арх..плут, на..высший, на..скосок, р..зыскной, р..зыскать, пр..отцовский, пр..исшествие, пр..бороздить, р..збег, в..зблагодарить, б..залкогольный, д..петровская (эпоха), об..сславить, пр..американ- ский, ультр..звук, п..обсохнуть, пр..матерь, пр..изнесение, пр..образ, светон..пр..ницаемый, с..звучие, к..нгениальный, с..противление, пер..в..оружить, суп..рарбитр, р..зоружение.

Упражнение 40. Вставьте пропущенные гласные буквы и или е . Обратите внимание на значение слов. Распределите слова по графам в зависимости от значения приставки.

Пр..амурский, пр..танцовывать, пр..баутка, пр..вадить, пр..вередливый, пр..выкнуть, пр..ключение, пр..спешник, пр..спичить, пр..стойный, пр..страстие, пр..сягать, пр..тить, пр..мадонна, пр..мат, пр..митивный, пр..ватный, пр..ват-доцент, пр..ватизация, пр..вилегия, пр..оритет, пр..сесть, пр..лечь, пр..бавленный, пр..ближённый, пр..брежный, пр..лгать, пр..мёрзший, пр..нарядиться, пр..ниженный, пр..вышение, пр..мудрый, пр..огромный, пр..рваться, пр..успевать, пр..жечь, пр..гнать, пр..воз, пр..корм, пр..катить, пр..говорить, пр..порученный, пр..поднесение, пр..следовать, пр..спокойный, пр..волжский, пр..озёрный, пр..целиться, пр..хватить, пр..шелец, пр..сказка, пр..порошенный, пр..стань, пр..тронуться, пр..отворённый, пр..вратить, пр..грешение, пр..датель, пр..дседатель, пр..имущество, пр..красный, не пр..минуть ответить, пр..исподняя, пр..кословить, пр..кратить, пр..льщать, пр..ображать, пр..пятствие, пр..словутый, пр..смыкаться, пр..стол, пр..тить, пр..зидиум, пр..зидент, пр..мьер, пр..мьера, пр..людия, пр..валировать, пр..вентивный, пр..зентация, пр..зентабельный, пр..зумпция невиновности, пр..йскурант, пр..лат, пр..парат, пр..рогатива, пр..стиж, пр..тендент, пр..тензия, пр..фект, пр..цедент, пр..пухший, пр..совокупить, пр..тихший, пр..ломить, пр..поднести, пр..подавать, пр..странный, пр..рванный, пр..следовать, пр..сыщение, пр..станище, пр..поданный (урок), пр..вносить, пр..клонить голову к подушке, пр..чудливый, пр..граничный, пр..ступить к делу, пр..входящие обстоятельства, пр..мять, пр..гнуть, пр..охотиться, пр..топнуть, пр..великий, пр..учить, пр..ручить, пр..искать.

Упражнение 41. Вставьте пропущенные гласные буквы и или е . Обратите внимание на значение слов.

Не пр..давать никакого значения, пр..дать друга, пр..даваться бесплодным мечтаниям, старинное пр..дание, пр..даное невесты, церковный пр..дел, пр..дел мечтаний, пр..дельная скорость, беспр..дельные возможности, пр..ёмник для больных собак, М.Ю. Лермонтов - пр..емник А.С. Пушкина, гостепр..имный хозяин, пр..емственность, пр..вратное понимание, старый пр..вратник, пр..бытие поезда, пр..бывание в городе, пр..творить дверь, пр..творить мечту в жизнь, пр..творщик, пр..творное веселье, пр..пирать дверь палкой, пр..пираться с отцом, не потерплю никаких пр..пирательств, пр..пирать к стенке, пр..зреть и обогреть убогого, относиться с пр..зрением, дом пр..зрения, пр..зрительная усмешка, пр..зирать опасности, пр..ходить вовремя, пр..ходящая няня, пр..входящие обстоятельства, пр..ходящие трудности, пр..ходящие радости, пр..ходящие обстоятельства, пр..ступить к работе, пр..ступить закон, пр..ступление, непр..ступная крепость, пр..ступник, пр..ложить усилия, непр..ложная истина, пр..ложиться к руке священника, непр..ложный закон, слегка пр..уменьшить его заслуги, явно пр..уменьшать значение открытия, пр..ставить лестницу к забору, святой пр..ставился, светопр..ставление, непр..менимые правила, непр..менное условие, искать пр..станища, беспр..станные хлопоты, пр..клонный возраст, непр..клонный характер, пр..клониться к подушке, пр..клоняться перед поэтом, пр..клонять колени, пр..терпеться к неудобствам, пр..терпеть много горестей, взгляды пр..терпели изменения, пр..исполниться уважением, непр..одолимое желание, пр..смиреть, пр..смирный, пр..подаватель, камень пр..ткновения.

Упражнение 42. Вставьте пропущенные согласные буквы д или т . Выделите приставки в словах.

О..цедить, по..садить, о..грузить, о..цепить, по..крепить, о..жимание, о..сохнуть, по..тягивание, о..дача, по..ключить, пре..посланный, пре..приятие, о..делка, о..греметь, по..сказка, пре..стартовый, по..сматривать, пре..праздничный, по..скочить, по..шить.

Упражнение 43. Вставьте пропущенные согласные з или с . Выделите приставки в словах.

И..жечь, и..чахнуть, ни..вергнуть, ни..посланный, ни..шедший, ра..щепление, и..жога, бли..сидящий, ни..ходящий, чре..вычайный, чере..чур, ..дание, бе..винный, бе..временье, бе..перебойный, ни..ги, ..дороваться, пере..дать, и..щипать, ни..провержение, обе..покоиться, прои..шествие, прои..текший, чере..полосица, и..черна-синий, не..добровать, чере..седельник, ..битень, чре..мерный, ..дравница, ..балансированный, ..ближение, ..жиженный, бе..дыханный, ..горяча, ..грузить, бе..плановый, бе..письменный, бе..толковый, во..вестить, во..браняться, ..бываться, во..пламеняться, во..жёгший, во..буждение, ..брошенный, ..жалиться, бе..перебойный, бе..культурье, бе..умолчный, бе..плодность, ..зади, ..дружиться, ..дунуть, ..даваться, ..гущённый, бе..классовый, бе..компромиссный, и..веданный, и..гладить, и..вестить, и..калечить, и..пещрить, и..менник, и..покон (веков), и..польщина, ра..брызгать, ра..ветвлённый, ра..графить, ра..формировать, ра..цвет, ра..квартировать, ра..хвалить, ра..писка, ра..ценка, ра..жать, ра..чёска, во..палённый, бе..челюстной, бе..вкусица, и..чезать, и..подтишка, и..подлобья, и..колесить, во..шествие.

Упражнение 44. Вставьте, где необходимо, двойную согласную. Выделите корни и приставки в словах.

Без..вучно, обес..лавить, под..анный (России), под..анный (к ужину салат), пред..ипломный, (фанера) с..охлась, новов..едение, от..оргнуть, черес..едельник, от..ереть пятно, порас..просить, светорас..еяние, с..адить (с поезда), с..ыпать (зерно из трёх банок в одну), с..удить (преступника), с..удить (денег другу), с..ечь сухие ветки дерева, с..ечь (розгами), рас..ориться, пос..ориться, с..уда, без..емельный, без..ымянный, бес..ловесный, вос..оединённый, вос..тание, воз..вание, вос..лавить, вос..ход, воз..реть, рас..екреченный, рас..ольник, рас..читанный, рас..чёт, рас..красавец, раз..адорить, рас..казать, рас..ортировать, рас..ыпаться, рас..хвалить, рос..писи, рос..казни, рос..ыпи, рас..чётный, бес..чётный, о..бивка (для кресел), раз..еваться, (народные) под..елки, под..ержать (законопроект), раз..евать (рот), под..разнивать (друга), под..ержанные (вещи), под..елать (паспорт).

Упражнение 45. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Широко вокруг меня ра..стилалась пустота, уп..равшаяся в молчаливое пр..зрение (Вс. Иванов). 2. Коми..сия строга. Бракует бе..чётно (Авдеев). 3. В первых числах августа начинались у него пер..экзаменовки и пр..ёмные экзамены (Чехов). 4. Я пр..творился спящим, но в самом деле з..снул уже тогда, когда з..снула мать (Ажаев). 5. Всё прошлое пр..дано з..бвению (Чехов). 6. В немецкой литературе не нашлось пр..емников не только Гёте, но даже и Гофману (Чернышевский). 7. К нашим сказкам, милый рыцарь, пр..клоните слух (Блок). 8. Ольга Павловна едва не упала в обм..рок, но страх пр..дал ей сил (Гаршин). 9. Осень ж..стоко изуродовала сорную глинистую землю, пр..творив её в рыжую смолу, цепко хватающую за ноги (М. Горький). 10. Эта жен..щина пр..зирала не только меня, но и мою мать и всех резалок, которых сч..тала существами ни..шей породы, недостойными даже пр..ближаться к её крыльцу (Гладков). 11. Ра..чёты сложнейших об..ектов и конструкц..й. Тон..чайшая, хрустальная работа (Луговской). 12. Вороб..и широко и молча ра..зевали свои клювы (Хелемский). 13. Перед ним ра..ступились, и меня перестали бить (М. Горький). 14. Гостепр..имные хозяева поднялись из-за стола (Ефремов). 15. И не требовал этот царь от своих по..данных ни пр..клонения, ни чре..мерного ув..жения к себе (В. Гончаров). 16. Скворцов разошёлся и самым бе..жалостным обр..зом ра..пёк просителя (Чехов). 17. Бе..конеч..ные войны во..высили Наполеона; они же ни..вергли его (Чернышевский). 18. Брови его..двинулись, по лбу пошли м..рщины (А.Н. Толстой). 19. Ни п..шевелиться он не может, ни ра..жать рук он не может (Тургенев). 20. Всё было ра..бросано и в бе..порядке, в особенности детское бел..ё (Достоевский). 21. В глубочайшей ч..рноте г..рели бе..численные звёзды (Ефремов). 22. Бе..страс..ный голос пер..водчика продолжал звучать (Ефремов). 23. Он ра..ст..гнул план..шет, вынул карту, огл..делся, на чём бы её ра..ст..лить (Чаковский). 24. Напр..жение поля стало в два раза выше ра..чётного (Ефремов). 25. Мне страс..но хотелось ра..говориться с нею, ра..спросить её (Гаршин). 26. Оба конца улицы з..городили..двинутыми возами (А.Н. Толстой). 27. Нянька кинула на меня с..рдитый, п..давляющий взгляд и что-то в..рчала бе..зубым шамкающим ртом (Короленко). 28. Это вы, ни..кий человек, может быть, п..ёте, а не я! (Достоевский) 29. Она с бе..покойством вглядывалась в бе..страс..ное лицо механика (Рыбаков). 30. Кричали п..тухи в мутном ра..свете (А.Н. Толстой). 31. Он хр..нитель университетских пр..даний (Чехов). 32. Д..яч..к пр..творил дверь (А.Н. Толстой). 33. Всё мое двухчасовое пр..бывание на пустыре пр..вратилось в подлинную пытку (Катаев). 34. У стен Ленинграда д..визия пр..умножила свою славу, стала гвардейской (Чаковский). 35. В этом больше блеску, но это было пр..ходящее (Блок). 36. Скромность Белинского была непр..творна и чистос..рдеч..на (Тургенев). 37. А т..перь пр..смирел и не слыхать его (Чехов). 38. Бе..численные огон..ки мел..кали в поле, где ра..положились б..вуаком войска (Далинин). 39. И никакой ра..чёт, и никакая жалость не удержали од..чалых рук (Исаковский). 40. Ра..суждения этого по..ростка з..бавляли её (Рыбаков). 41. Подарков он не пр..нимал, потому что нечем было о..дарить (Гончаров). 42. Мужик в красной рубашке, стоя в лодке, о..талкивался длинным ш..стом от берега (Гладков). 43. Я пр..мостилась около пр..открытых дверей папиного каб..нета (Сац). 44. И вспомнить вновь не пр..мину мой первый город деревенский (Твардовский). 45. Пусть от пр..пятствий молодеет дух (Шефнер). 46. В каменные в..рота пр..ёмника в..ехал автом..биль (Авдеенко). 47. От долгого пр..бывания в воде Дымов и Кирюха стали лиловыми (Чехов). 48. Защита от др..хления в пр..клонные годы - пр..выч..ный размеренный труд (Кочетов). 49. Их услышав, пр..смирели пташек резвые четы, на тр..с..ник стрекозы сели, пр..клонились цветы (А.Н. Толстой). 50. Но артисты пр..одолели весёлое настроение в зале (А.Н. Толстой). 51. Часовой пр..градил ему дорогу (Шолохов). 52. Он охотно прот..нул нам пр..словутую ас..игнацию и также охотно и даже т..ропливо, старясь никого не з..труднить, вышел из вагона (Паустовский). 53. Вдруг, в один пр..красный день, баронес..а убедилась, что жизнь, в сущ..ности, пр..скверная вещ.. (Тургенев). 54. Он не желает использовать пр..в..легию своего иностранного по..данства (Лесков). 55. Всё живое пр..легло, по..жалось, пр..таилось, каждая точ..ка, каждая ямка стала з..щитой (А.Н. Толстой). 56. Марфинька, глядя на неё, и..по..тишка посмеивалась (Гончаров).

Тест по русскому языку «Готовимся к ЕГЭ-2016. Задание 09. Правописание приставок» №2 для 11 класса

Слова записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Пр..увеличивать, пр..школьный

И..черпать, бе..цельный

Пре..писание, о..бросить

Пр..ютить, пр..кратить

Р..зыграть, с..ставить

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..морский, пр..клеить

Бе..порядочный, ра..жигать

Под..брать, пр..бабушка

Пр..гласить, пр..ступник

О..даление, на..пись

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..тормозить, пр..одолеть

Бе..донный, ра..чесать

Под..брать, пр..консультировать

Пр..выкнуть, пр..дательство

Пр..образ, пр..матерь

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..готовить, пр..гнуться

Во..клицание, бе..выходный

Над..рваться, р..списание

Пр..горелый, пр..образование

С..провождение, пр..дедушка

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..свистывать, пр..мудрый

В..кружить, бе..корыстный

О..гадать, пре..усмотреть

Пр..клеить, пр..неприятный

О..ключить, по..пустить

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Ра..буженный, бе..причинный

Пр..кратить, пр..слониться

Пре..сказать, на..писать

Не..плаченный, пр..родина

Пр..забавный, пр..глушил

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Не..жатый, бе..заветный

С..звучно, р..ссказать

Пр..граждать, пр..следовать

Во..хождение, ра..дать

Пр..обрёл, пр..небрегать

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

С..гласие, поз..вчера

В..помнить, не..говорчивый

Пр..неприятный, пр..винтить

И..виниться, не..гибаемый

Пр..забавный, пр..школьный

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..усадебный, пр..интересный

И..пользовать, ни..вергнуть

На..кусить, по..сказать

Не..хватный, р..зместить

Пр..клонный, пр..шнуровать

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

По..солнечник, о..бросить

Пр..вязанность, пр..морье

Ра..хаживать, в..бодриться

Не..деланный, ра..гневанный

Пр..возмочь, пр..сесть

Тест № 3

1.

1)пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града 2) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

3)о..далённый, на..треснутый, на..пиленный 4)из..мать, дез..нформация, от..граться

2.

1) в …дании театра, не…доровый вид, бе…жизненный 2) пр…сутствовать, пр…сечь, пр…ступление

3)спорт...нвентарь, контр...гра, без…звестный 4) в...южный, с...ёмка, от…явленный

3.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр…одолевать, пр…лежание, пр...беречь 2) с…митировать, без…мянный, с…грать

3)нера…чётливый, ра…плескать, бе…дельник 4)об…ективный, под...ем, интер…ер

4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)грузопод...ёмность, из…явить, в...юга 2)переи…дание, во…главил, ра…четливый

3) пр…рвать, пр…ступить закон, пр…образиться 4)чере…чур, бе…жалостный, ра…мешать

Тест №4

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

и…подлобья, ра…мечтался, ра…жаловать

на пр…еме, пр…небрегать, пр…обладание

кинос..емка, раз..яренный, суб…ективный

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

вз…мать налоги, без…нерционный, раз…скать

из…бличить, от…гнать, пр…дедушка

пр…мерить, пр…обрести, пр…дать форму

в …дании вокзала, ра…бираться, бе…компромиссный

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

пр...игрыватель, нед…ступный, пр…родина

под…емник, пред…экзаменационный, об…емный

пр…бежище, пр…ступник, пр…образились

во…препятствовать, бе…трепетный, бе… чувственный

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

под…скать, небез…звестный, меж…нститутский

пред…ставить, пр…дедушка, п…строить

пр…вратить, пр…ступить к занятиям, пр…образить

ра…четливый, бе…перспективный, ему не…добровать

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

ад…ютант, об…ективный, в…ющийся

без…мянный, без…сходное, супер…гра

непр…метный, воспр…имчивый, пр…обрести

бе…покойство, …дешние жители, …добная булка

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

распр…дажа, нед…стижимый, пр…бабушка

меж…нститутский, без…мянный, из…скать

пр…рвать заседание, пр…ступить закон, пр…образиться

во…главить, во…никнуть, бе…чувственный

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

из…бразить, от…гнать, пр…дедушка

вз…мать налоги, без…дейность, раз…скать

пр…грозить, пр…вратник, пр…дать суду

бе...рассудный, не...дешний, не видно ни...ги

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

роз…ск, без…мянный, с…митировать

пред…пределять, п…ддержка, н…дкусить

пр…грозить, пр…ступить закон, пр…образиться

ра…ценить, чере...полосица, не...дешний

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

преп…давать, от…звать, подн…дзорный

небез…нтересный, без…сходное, меж…нститутский

непр…ступная крепость, невоспр…имчив, пр…обрести

бе…вкусие, …десь холодно, …добная булка

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

п..дписать, с..гласие, поз..вчера

ра...положиться, бе..деятельный, в..помнить

пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

без..скусный, без..нициативный, супер..гра

пр..страстный, пр..тормозить, пр..вышение (скорости)

бе..перспективный, в..помнить, неи..бежность

с..причастность, пр..контролировать, под..брать

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

пр..вращение, пр..высить, пр..огромный

и..брать, не..гибаемый, ра..бросать

под..грывать, раз..скать, сверх..нтересный

н..право, п..днимать, под..рвать (доверие)

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

нен..глядный, с..звучие, безз..ветно

пр..морье, непр..миримый, пр..обрести

бе..дорожье, в..будоражить, не..жатый

небез...нтересный, сверх...зысканный, под..грать

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать

под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный

и..кажённый, бе..жалостный, ни..послать

по..веска, пре..чувствие, по..зарядка

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

расп..рядиться, с...причастный, н...верное

в...дрогнуть, ро...сказни, ...бросить

пр..ломление, пр..скучный, пр..пятствие

без..ядерный, раз..ём, прем..ера

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

и..числять, бе...компромиссный, не..гибаемый

о..брасывать, на..пись, по..черкнуть

пр..забавный, сопр..косновение, пр..школьный

из..явить, обез..яна, меж..языковой

Упражнения по теме «Правописание приставок»

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.

Упражнение 2. Объясните написание приставок. Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние. Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу.

Упражнение 3. Подчеркните приставки пре- и при-, объясните их написание. Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст.Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на пояку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стейу, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия.

Упражнение 4 . Вставьте пропущенные буквы.Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию; пр_емник традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты – пр_зор; пр_зирать угрозы – пр_зирать детей, потерявших родителей; пр_ображенный – пр_обретенный; пр_творить в жизнь – пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень – пр_ткнуться в уголок; пр_увеличивать – пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент – пр_ходящий медработник; пр_дел в храме – пр_дел всему; пр_клонить ветви – пр_клонить колена; пр_падать к земле – пр_подать урок; пр_скорбный факт – пр_светлый образ.

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы. Д…бежать до калитки, …бхитрить противника, пр…чувствие беды, …тдых на море, посторонним вход в…спрещён, пр…гулка на воздухе, п…бежать н…п…регонки, взять н…прокат вещи, д…заправка самолёта, п…загорать на солнце, н…дпись на камне, з…прокинуть голову, бе…заботная жизнь, пр…ветренная комната, бе…дарный артист, бе…толковый ответ, и…ношенный механизм, и…следовать причины, ра…кидывать вещи, и…порченный телефон, чре…мерные усилия, в…дремнуть немного, пр…драссветная мгла, бе…форменные очертания, н…ожиданная р…звязка, дружные в…ходы на полях, стремительный ра…бег, пр…ехать на ярмарку, в ра…цвете сил, …долеть пр…грады, удачная …делка, пр…бить к потолку, …делать зарядку, пр…вокзальная площадь, пр…даное невесты, ра…калённый металл, пр…стегнуть значок, …тдать долги, пр…восходный ра…сказчик, …дельная работа, чере…чур сильно, д…веренность, …жечь дотла (что-нибудь), з…движка, ра…творить песок, в…зраст, …бить с ног, р…списка, з…явление.

Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы в приставках. Бе…вкусица, …жечь дотла (что-нибудь), бе…жалостный, бе…форменный, бе…шумный, о…текаемый, во…зрение, во…становление, на…смотрщик, н…слаждение, во…торжествовать, п…дучить, о…блеск, и…жога, и…подтишка, по…писчик, по…шипник, бе…кормица, пр…исшествие, ни…падать, пр…свещать, …дельщина, пре…почтение, пре…шественник, чере…полосица, чере…седельник, з…движка, з…чинщик, пер…мирие, пер…шеек, ра…знакомиться, ра…творять, ра…щелина, д…веренный, д…верчивый, ра…чет, ра…считать, ра…хвораться, бе…кровный.

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы. Пре…ставлять, п…радеть, о…ходиться, о…крывать, о…гадывать, о…переться, архи(плут), о…водить, (архи)ерей, по…ходящий, (анти)вегетарианец, по…бородок, (вице)король, (контра)бас, (экс)министр, (контр)революционный, (де)классированный, (фельд)комендант, (контр)адмирал, (супер)фосфат, (суб)ординация, (архи)быстро, (до)петровская эпоха, (кон)гениальный, (контр)удар, меж…американский, о…бивка, обес…лавить, о…севки, о…грузить, о…цедить, по…данный, по…садить, пр…отцовский, пре…дипломный, пр…американский, ра…прекрасный, с…противление, (ультра)звук, пр…щур, о…тереть, о…сохнуть, по…ключить.

Упражнение 8. Вставьте пропущенные буквы. Без…глый, без…дейность, без…нвентарный, без…скровый, без…тоговый, вз…мать, вз…скать, дез…нформация, контр…гра, небез…звестный, об…ндеветь, об…сканный, под…тожить, пост…мпрессионистский, пред…юльский, сверх…зысканный, спорт…гра, с…здавна, с…змала, с…мпровизировать, транс…орданский, без…скрый, без…нициативный, дез…нфекция, меж…нститутский, над…ндивидуальный, небез…нтересный, об…граннный, от…менный, пан…сламист, пред…мпрессионистский, пред…стория, сверх…ндустриализация.

Упражнение 9. Вставьте, где это необходимо, разделительные Ъ и Ь. Кон…юнктура, суб…ект, сверх…естественный, волеиз…явление, с…узить, всеоб…емлющий, об…явление, дез…инфекция, об_явление, сверх_естественный, раз_яренный, необ_ятный, пред_убеждение, кинос_емка, меж_ярусный, раз_яснить.

Тест по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

1.

1) Пр_брежный; 2) пр_остановиться;3) пр_прятать;4) пр_увеличить.

2.

1) Пр_успеть; 2) пр_вращать;3) пр…жать; 4) пр_провождать.

3. Найдите вариант с орфографической ошибкой.

1) Президент2) презирать3) преоритет4) президиум

4. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…морский2) пр…землиться3) пр…пятствие4) пр…сесть

5. В каком слове пишется приставка при-?

1) Пр…умолкла2) пр…рвали3) пр…лестный4) пр…клонить колени

6. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…бирать2) пр…растать3) пр…влекательный4) пр…большой

7. В каком слове пишется приставка при-?

1) пр…возносить2) пр…вратиться3) пр…сесть4) пр…уменьшить

8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?

1) Пр…хорошенький2) пр…брежный3) пр…стегнуть4) пр…открыть

9. В каком слове приставка обозначает «приближение»?

1) Пр…хлынут2) пр…лечь3) пр..милый4) пр…пятствие

10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?

1) Пр…слушиваться2) пр…нахмурилась3) пр…давать4) пр…летел

Правописание приставок

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) непр..одолимый, пр..влекательный, пр..вязать

2) и..гиб, ра..бросать, рас..просить

3) вз..йти, нед..едание, пр..бабушка

4) под..тожить, без..дейный, об..грать

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..землиться, пр..вратник, пр..зидент, пр..ключение

2) и..бежать, во..горание, в..дохнуть, и..давна

3) меж..нститутский, сверх..нтересный, под..грать

4) пр..ехать, пр..родители, пр..медление, раз..нравиться

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..вычка, пр..бывать (в городе), пр..каз

2) во..глас, во..становить, в..брыкнуть

3) об..рваться, п..равняться, п..здороваться

4) меж..нститутский, сверх..нтересный, пред..юльский

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ра..гадать, ра..пространять, бе..вкусная

2) пр..крикнул, пр..смирившаяся, пр..знание

3) бе..конечный, и..бежать, ни..вергать

4) на..пись, по..бежать, о..дернуть

5. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) пр..вратник, пр..забавно

2) пр..дставитель, пр..клонить (ветку)

3) пр..сытиться, пр..творить (осуществить)

4) пр..следовать, пр..ступить (начать)

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..церемонный, и..давна, не..дешний

2) пр..городный, пр..вычка, пр..рвать

3) пред..ставленный, д..брести, поз..прошлый

4) вз..йти, расп..ложить, нед..делать

7. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) не..говорчивый, бе..цельный, во..делывать

3) пр..одолевающий, пр..готовления, пр..храмывать

4) пр..бывать (в город), пр..бывать (в городе), пр..ключения

8. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) расп..ложиться, з..облачный, пр..бабушка

2) беспр..ютный, пр..стройка, пр..волжский

3) с..ронизировать, об..скивать, со..скатель

4) не..держанный (тон), ра..гром, ра..бежаться

9. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) не..говорчивый, бе..цельный, в..делывать

2) пр..дгрозовой, вн..классный, пер..мены

3) с..здать, н..топить, п..искать

4) пр..одолевающий, пр..готовление, пр..храмывать

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) без..мянный, воз..меть, на..грыш

2) бе..вредный, ра..пробовать, и..подтишка

3) пер..шагнуть, вн..очередной, пр..дубеждение

4) пр..мудрый, непр..ятность, пр..увеличить


пишутся с буквой з перед гласными и перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н,р) и с буквой с перед глухими согласными {к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безгласный - бесклассовый, возбуждение - воспоминание, взбежать - вскружить, изгнать - испортить, низводить - нисходить, раздать - растратить, чрезмерный - чересседельник.
  1. В приставке раз- {рас-) - роз- {рос-) без ударения пишете;; а, под ударением - о. Например: раздать - розданный.
  2. Приставка с- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными. Например: спрятать - сбежать, столкнуть - сделать.
Упражнение 158. Вставьте пропущенные буквы.
Бе...голосый, бе...печный, бе...вкусный, бе...платный, бе...корыстный, бе...пощадный, бе...дорожный, бе...церемонный, бе...характерный, бе...мятежный, бе...нравственный, бе...толковый, безгрешный, бе...жизненный, бе...численный, бе...шумный, безропотный, бе...предельный, бе...лиственный.
Упражнение 159. Образуйте слова со следующими приставками:
воз вое- (препятствовать, славить, дать, требовать, гордиться, хвалить, стать, жечь);
из ис- (жить, зябнуть, сохнуть, чахнуть, лить, царапать,
шарить);
раз рас- (думать, звонить, колоть, пороть, спросить, цвести,
чесать, шевелить).
Упражнение 160. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Как эта лампада бледнеет пред ясным во...ходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бе...смертным ума (П.). 2. В бе...людной улице за версту слышно, как разговаривают двое-трое между собой (Гонч.). 3. Наступила весна, все зазелейело, ра...пустилось, ра...цвело (Акс.). 4. Предра...светный ветер подул, и тихо в...плывает багровое солнце (Т.). 5. ...жатые губы Илюши не шевелились, ...двинутые брови не ра...ходились (Т.). 6. Хорь не все ра...сказывал, он сам меня о многом ра...спрашивал (Т.). 7. Я беспощадно погонял измученного коня (Л.). 8. Поглядев на звезды, Хаджи Мурат ра...читал, что было уже за полночь (Л. Т.). 9. Ни...- кие бе...конечные камыши тянулись до самых гор (Л. Т.). 10. Во сне даже сильный человек кажется бе...защитным и бе...помощным (М. Г.). И. Пламя колебалось, дрожало, точно бе...звучно ра...сказывало о чем-то (М. Г.). 12. Изредка в просвет ни...падали солнечные лучи, в...пыхивал по-летнему синий клочок неба (Шол.). 13. По- хорошему...дружился поваренок с черномазым кубовщиком (И.О.).
  1. Ра...судительный и серьезный матрос терпеливо выслушивал все ра...сказы о житье-бытье (Н. О.). 15. Рука Алексея бегала по ватману, выводя карандашом длинный ра...чет (Аж.).
Для справок. Различие в написаниях расчет - рассчитать связано с правилом: перед -чет пишется одно с (кроме слова бессчетный), перед -чит два с.
Упражнение 161. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; поставьте ударение.
Р...зыграть, р...зыгрыш, р...списание, р...спись, р...спустить, р...спуск, р...звальни, р...звалиться, р...зыск, р...зыскать, р...сказать, р...сказни, р...списка, р...списной, р...ссыпи, р...ссыпать.
Упражнение 162. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; выделите корни в приводимых ниже словах.
Ни...кий, НИ...ШИЙ, ра...шить, ...делать, ...дание, ...дача, ...доба, ...дешний, ...гибать, не видно ни...ги, со...дать, ...дружиться, ра...дружиться, ...жечь, ...доровье, ...жать, ра...жать, ...двоить, ра...двоить, ...дравствовать.

Еще по теме 1. Приставки на з- и приставка с-:

  1. § 36. Приставки и их роль в образовании форм совершенного вида по учению А.А.Шахматова
  2. § 41. Приставки совершенного вида с реальными временными и количественными значениями
  3. § 36. Приставки и их роль в образовании формсовершенного вида по учению А. А. Шахматова