Тяжело учиться в университете что делать. Как максимально эффективно учиться в университете, чтобы учеба приносила наибольшую пользу? Причины апатии к учебе

12.06.2020 История 

Сегодня мы поговорим о том, что делать, если вы занимаетесь не тем, что вам нравится и ситуация кажется безвыходной.

Мне пришло письмо с таким вопросом:

Представим конкретную ситуацию, все взято из жизни - человек учится в институте и ему это не нравится. Не нравится сам процесс сложной учебы, не нравится, как обращаются унизительно преподаватели и т.д. Не нравится. Но он хочет стать, допустим, предпринимателем. Чтобы попасть на эту волну - придется бросить институт, чтобы полностью в волне быть, заняться любимым делом. Но. Получается, что человек остается без образования и в случае провала в своем любимом деле (банкрот)… что ему остается? Тогда как, допустим, этому человеку поступить? Продолжать учиться ради страховки или же с риском на всю оставшуюся жизнь попробовать то, что он хочет?

Дело в том, что я долго работал преподавателем и подобные вопросы слышал часто, правда, в таком безвыходным варианте еще не слышал. Вопрос сформулирован так, что куда ни кинь, всюду клин. Тупик.

Что делать в тупике

Как только вы оказались в трудной ситуации, правильная формулировка проблемы имеет решающее значение. Это важно! Не думайте, что проблему можно излагать как угодно. Совсем нет.

Правильно поставленный вопрос – это половина ответа.

В этом письме сам вопрос поставлен так, что выхода нет. Как это получается? А вот смотрите, во всех альтернативах выбран худший вариант.

  • Учиться жутким наукам.
  • Унижаться перед преподавателями.
  • Бросить институт и остаться без образования.
  • Открыть фирму и обанкротиться.
  • Рискнуть и мучиться всю оставшуюся жизнь.

В такой формулировке задача действительно не решаема. Осталось дописать еще одну альтернативу «Повеситься», написать все варианты на бумажках, положить их в шапку и тянуть с закрытыми глазами.

Впрочем, есть более разумный вариант. Переформулировать проблему.

Как формулировать проблемы

Как только вы оказались не там, где вам хочется, то не надо составлять список всех ужасов, которые могут с вами приключиться. Если же список уже готов – сожгите его.

Формулировать проблемы нужно не перечислением того, чего вы боитесь , а перечислением того, что вы хотите . А затем составьте план, как этого достичь.

Произойти в любой момент может очень много разных ужасов. А может и не произойти. Зачем заранее себя пугать?

В частности, какой смысл говорить о «всей оставшейся жизни»? Мало ли что там будет, в этой жизни. Надо говорить о том, что есть сейчас.

Сейчас есть некоторая неприятная ситуация, из которой нужно найти выход, вот и надо его искать.

Этот принцип подходит к любым житейским проблемам. Посмотрим, что можно сделать в предложенной ситуации.

Выход из тупика

Предположим, что вы оказались на месте студента из этого письма. Первое, с чего вам надо начать, определиться с любимым предметом.

Есть ли любимый предмет, ради которого вы пришли в институт? Если есть, то идем по плану A, если нет, то по плану B.

План A . Переходим к практике

К сожалению, ВУЗ дает слишком много лишних знаний, поэтому нужно выбрать свой предмет и своего преподавателя. После чего подойти на кафедру и попросить дать какую-то реальную задачу.

Суть в том, что Вы сразу начинаете заниматься делом, а не распыляться на все предметы подряд. По остальным предметам вы можете получать и тройки, но вот по вашему любимому предмету вы становитесь лучшим. Реально лучшим.

После чего, продолжая оставаться студентом , вы начинаете искать работу по специальности. Студенту это сделать намного легче, чем кому-либо еще. Идете на любую фирму, заходите сразу к директору и говорите:

Я студент, мне нужно сделать диплом (реферат, контрольную и т.п.), можно я у вас поработаю БЕСПЛАТНО ?

После этого волшебного слова вас возьмут куда угодно. Вы же начинаете работать и приглядываться к будущей работе. Причем, ручаюсь, если вы действительно лучший, то очень скоро вам предложат работать уже за деньги. Я знаю много таких случаев.

Если есть стремление к бизнесу, то студенту нужно его создавать, не покидая ВУЗ . Множество моих студентов открывали фирму, еще находясь в ВУЗе. Опять-таки студенту создавать бизнес намного проще, нужно просто подойти к преподавателю, у которого есть свой бизнес, и попроситься работать к нему на условиях частичной занятости .

Преподаватели в курсе студенческих проблем, поэтому соглашаются на то, что студент будет работать в свободное от учебы время. Я сам часто беру студентов на свою фирму, учу их, а потом они уходят и открывают свой бизнес. От этого выигрываю и я, и студенты.

Вы сразу же резко повышаете свой уровень знаний, потому что абстракция вещь хорошая, но только знания, подкрепленные практикой, дают реальную силу.

Преимущество этого подхода еще и в том, что вы одновременно и получаете знания, и учитесь, как зарабатывать на этих знаниях . Это два различных умения. И вот второму умению, к сожалению, в ВУЗе не учат.

План B. Меняем маршрут

Если любимого предмета нет, то продолжать учиться не стоит. Ведь после учебы по нелюбимой специальности необходимо будет и работать по этой специальности. А это уже надолго…

Но заниматься тем, что вам не нравится – это самое бессмысленное, что может делать человек. Ведь все, что человек делает без желания, он делает очень плохо . А за плохую работу никто хороших денег платить не будет.

Но ведь как раз, будучи студентом можно научиться чему угодно. Поэтому нужно поменять вектор обучения. Вариантом много:

  • Перевестись на другую специальность
  • Перевестись в другой ВУЗ
  • Поехать на обучение в Европу, для студентов это бесплатно (сейчас Евросоюз тратит большие деньги на обучение студентов из России)

У меня были студенты, которые выбирали все эти варианты и у них все получалось. Как видим ситуация, описанная в письме достаточно типична и совсем не тупиковая.

Имя : Анастасия

Мне никогда еще не было так плохо. Друзья от меня отвернулись, родители не поддерживают, а только хуже делают. Я одна, в чужом городе, у меня нет здесь друзей, никого. Мне не нравится специальность, которую я выбрала, про свой поток и группу вообще молчу.
Я не собиралась поступать в лучший вуз страны (Киев, КНУ им.Шевченко) меня взяли на бюджет, да я и не думала особо, все об этом только и мечтают, у нас на Украине. Еще и факультет престижный. Но я просто не могу тут учиться. Вот уже третий месяц я каждый день плачу. Мне так паршиво не было никогда. Я одна, в чужом мире, которы ненавижу просто.
Я не знаю что мне делать. Родители кричат на меня. Мол, какая ты дура, учись и все. А я не могу туда ходить! Для меня там ад!
И так плохо, а еще пол года назад все было так хорошо, я умру в этом аду.
Что мне делать?((
Переводиться? Возможно ли это? Я уже на все готова! Хоть в Мак идти на роботу.

Меня зовут Анастасия, мне 21 год. Я чувствую себя овощем. Школу я закончила в 17 лет.
Учиться мне было легко, т.е. не учиться, а именно получать оценки "за красивые глаза".
Когда я поступила в университет, я просто не смогла учиться. Ребята пришли с багажом
школьных знаний, а я пришла пустая. Я проучилась 2 месяца, потом сбежала из дома, уехав в
другой город к парню, с которым общалась в интернете. Семья - мама, отчим, бабушка,
дедушка еле выжили после удара, который я им нанесла этим поступком. С парнем я тоже
поступила ужасно, ибо просто использовала его. Тогда мне казалось, что он - мой
единственный выход. Были моменты, когда я его любила, ждала, как пес, с работы до ночи, мы
хотели пожениться. Но потом, молитвами матери, видимо, я вернулась домой. С парнем я
рассталась, бросила его. Документы из университета забрала, стала помогать в сестричестве
милосердия. Летом я поступила уже в другой университет на заочное отделение. На первой
сессии я была просто в шоке - мне невероятно понравилось, хорошие одногруппники,
преподавательским составом я вообще восхищаюсь! Но. Учиться я все равно не умела. Сессия
была легкой, все сдала, были только зачеты. Потом устроилась на работу в православный храм
уборщицей. К экзаменам не готовилась, ничего не учила. С тех пор каждая сессия у меня была
с хвостами. Каким-то чудом меня перевели на второй курс. Сейчас у меня куча хвостов за 2-й
курс, на третий не переводят, должны были давно уже отчислить, но держат до последнего. А
я что? Я ничего не учу. Люди, это что-то невероятное!!! Я не знаю, что мне делать. Я
просто не могу себя заставить учиться! Если случается чудо, и я все таки сажусь за
учебники, более полутора часов я не выдерживаю. У меня начинает болеть голова, постоянно
хочется есть и спать. Меня отпустили с работы на сессию на месяц, к занятиям не допустили,
чтобы я сначала хвосты сдала. Вообще-то меня оставили на второй год, но разрешили все таки
сдать хвосты и перевестись на третий курс. Я работаю 2/2 по 12-14 часов в сутки, постоянно
на ногах. Может быть, я просто сильно устала и восприняла психологически сессию, как
долгожданный отпуск? Но не факт. Я в страшном унынии, помогите, умоляю. Что мне делать?
Хотя бы просто помолитесь. Не к кому в реальной жизни обратиться, поэтому посоветуйте вы
мне что-нибудь... Я не могу одна, мне страшно, не знаю, чем все это закончится... При этом
я страшно жалею о том, что учусь на заочном. Мне кажется, что я многое теряю.
Оцените:

Анастасия, возраст: 21 / 29.01.2013

Отклики:

Анастасия, естественно, обучение на заочном отделении сильно отличается от обучения на дневном,
т.к. требует большей самодисциплины и мотивации к получению знаний. Если Вы не чувствуете
склонности к учебе в университете и не можете сами для себя понять, зачем учитесь в высшем
учебном заведении, то и не учитесь. Не всем же получать высшее образование. Главное, быть
порядочным человеком, а уровень образования - это уже вопрос десятый.

Другиня, возраст: без возраста / 31.01.2013

По-моему Вам просто не хватает человека, который бы был для Вас авторитетом и вел за собой, может
быть заставлял делать то что надо. Всем людям нужен пример, желательно живущий в одно время с
нами и под боком. Это могут быть старший брат, друзья, знакомые и другие. Без примеров человек не
может ставить цели и ориентироваться точно, что ему делать. Если Вас что-то не устраивает в Вашей
жизни, то спросите совета у того, кого уважаете, и сделайте так как он скажет, а нюни утрите, они
не идут к вашим красивым глазкам!

Жорже, возраст: 20 / 31.01.2013

Анастасия,

1. Может быть не стоит так убиваться из за университета - я бы Вам порекомендовал пока эту проблему
просто отложить, тем более, что скорее всего как раз проблема может быть совсем не в этом.

2. Подумайте над тем, что Вы хотите в жизни. - для чего Вам высшее образование? ПРОСТО
ПОСТАРАЙТЕСЬ ОСМЫСЛИТЬ СВОИ МОТИВЫ... И не спешите себя здесь ругать и что-то надумывать. Просто
осознайте для начала мотивы, которые Вами руководят, без оценки их, просто сформулируйте. Затем
посоветуйтесь о своих целях и мотивах со знающими, мудрыми и опытными людьми, которым ВЫ можете
доверять. Это может быть родственник или священник или любой другой взрослый человек, но он должен
вызывать доверие у Вас и быть компетентным, иметь жизненный опыт. СФормулируйте их и просто задайте
вопрос: вот хочу примерно то и то, как ВЫ считаете в чем именно мне может помочь высшее образование
и плохо ли, что я не могу учится???
Послушайте просто что он скажет и не спешите с выводами. МОжно посоветоваться и с несколькими
людьми(Если нет близких людей, то ищите хорошего священника (мудрого и доброго).

Возможно это поможет Вам четче расставить мысли в своей голове (мне кажется для Вас это назрело),
что же Вам в данном случае не нравится: то ли Ваши неуспехи в учебе, то ли просто неуважение к
себе, то ли бесцельность жизни, или еще что. Вот здесь со временем Вам нужно определиться.

3. Я бы Вам также порекомендовал задуматься о нравственной стороне Вашей жизни: не знаю конечно
Вашей реальной биографии, но исходя их письма... бросила парня, удар родственникам, в школе оценки
за красивые глаза... Это все мягко говоря нужно менять, а точнее не это, а те черты характера,
которые позволяют Вам так поступать. Если ВЫ ходите в церковь или работаете там, то прислушайтесь к
тому, что говорят священники. Почитайте или посмотрите Осипова А.И., Кураева - мне в свое время
Осипов очень помог. В долгосрочной перспективе нужно воспитывать в себе честность, определенность в
жизни, искренность, доброту, разумность и так далее. Это очень серьезный пункт. Очень.

4. Обратитесь к Богу за помощью искренне и постоянно воспитывайте в себе лучшие свои качества.
Сходите на исповедь, глубже изучите православие. Не на уровне теории, а на уровне практики. Пусть
не все будет по силам сразу, но что-то понемногу вводите в свою жизнь.
Богу важны наши искренние стремления и наше сердце.

5. Я бы также порекомендовал Вам осознать, что важно что-то делать для сейчас, а что-то для потом:
работайте и на решение сиюминутных проблем и для стратегии вашей жизни. Я не психолог, но мне
видится, что Вам СЕЙЧАС нужно просто успокоиться, переосмыслить свои цели, может поставить их уже
немного по взрослому, найти какую то отдушину в виде спорта или фитнеса или другого кружка,
поговорить с разумным человеком. А в перспективе нужно расти как личности. Заниматься своим
физическим и духовным здоровьем постоянно: выстроить хорошие отношения со своими близкими на
сколько это возможно, найти свое место в жизни, ее вкус, найти что то святое в себе, создать семью,
воспитывать в себе качества, которые называются благодетели (доброта, честность..) и так далее.

И последнее: учитесь думать шире и масштабнее, выходить за рамки ситуации, где Вам видится
проблема, познавать жизнь через свой опыт и развиваться разумно, целостно. А в 21 год еще не поздно
менять себя... можно даже сказать, что самое время:)))

Еще раз повторюсь, что я не психолог и немногим старше Вас. Все что я здесь написал основывается
только лишь на моем опыте жизни и возможно что-то неправильно. А написал Вам потому, что сам был в
ситуации тупика и уныния, когда не хочется жить и чтобы встать с постели нужно очень постараться.

Извините, если долго и запутанно. Искренне хотел помочь!!!

Уже не первый год выпуск-ников школ пытаются отвадить массово идти учиться на юристов-экономистов, систематически уменьшая число бюджетных мест на эти специальности. Стране, мол, нужны врачи, учителя и инженеры, а не менеджеры. Это подтвердил новый мониторинг трудоустрой-ства выпускников, проведённый Минобрнауки: почти 40% юристов и около 20% экономистов не находят работу в первый год после окончания вуза. Такого нет ни в одной другой специальности. И «поколение некст» быстро переориентировалось.

Выпускники школ понесли аттестаты и деньги в технические и педагогические вузы. А те, в свою очередь, начали повышать планку. Чтобы поступить в один из ведущих педуниверситетов страны, нужно набрать не менее 240 баллов ЕГЭ в сумме по трём предметам (по итогам 2015 г.). Напомним, что вузы имеют право сами устанавливать минимальные проходные баллы и перечень вступительных испытаний (указывают на сайте). Всего 3-4 предмета (обязательно ЕГЭ по русскому языку, профильному предмету и один-два на выбор вуза либо творческий конкурс (в спорте, музыке, дизайне и т. д.). Меньше возможно только для жителей Крыма на выделенные для них вузом места. «В этом году у нас повысился проходной минимум ЕГЭ по обществознанию - с 42 до 45 баллов, - рассказывает Ольга Князева, ответственный секретарь приёмной комиссии Московского педагогического госуниверситета. - Как всегда, самый большой конкурс на факультете иностранных языков. Резко возросла популярность профессии логопеда, воспитателя, учителя начальной школы, педагога-дефектолога - для них вакансии есть в школах и детсадах, а можно устроиться гувернёром в богатую семью. Вырос спрос на учителей физкультуры».

В инженерных вузах абитуриенты штурмуют модные информационные и нанотехнологии. «В прошлом году самые высокие проходные баллы были на прикладную информатику и математику, электронику и наноэлектронику, на место претендовали до 20 человек, думаю, тенденция сохранится, - делится Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС» . - В этом году минимальный проходной балл вырос с 200 до 210». Однако реальные шансы поступить в хороший технический университет есть у набравших в среднем около 240 баллов ЕГЭ по трём предметам. Чтобы учиться в столичном медвузе, нужно иметь минимум 260 (говоря устаревшим языком, «пятёрки» по всем предметам) - таков был в прошлом году минимальный балл зачисленного во Второй мед - РНИМУ им. Пирогова.

«Несмотря на заявления, что юристов и экономистов выпускается слишком много, конкурс на эти направления всё равно будет высоким. Причём на самых престижных специальностях практически все места могут вновь, как и в прошлые годы, занять льготники и призёры олимпиад. Это юриспруденция, зарубежное регионоведение, международные отношения, - предупреждает Максим Назаров, проректор РАНХиГС . - Кроме того, большой спрос на сложные программы с углублённым изучением языков, математики, экономики и т. д.»

Умников университеты завлекают большими стипендиями. «Для ребят, которые сдали ЕГЭ на высокие баллы, у нас запланированы дополнительные стипендии - до 30 000 рублей в месяц, ведь качественный абитуриент в перспективе повышает признание университета во всём мире», - говорит Владимир Филиппов, ректор РУДН . В «МИСиС» первокурсники с баллом ЕГЭ от 230 и выше будут получать 20 тыс. ежемесячно вдобавок к обычной академической стипендии.

В поисках мозгов

Некоторые вузы поступают хитрее - набирают заведомо больше студентов, чем бюджетных мест, с расчётом на то, что менее умные отсеются в процессе учёбы. Процент отчисленных после 1-го курса может достигать 30%. Потому что баллы ЕГЭ и даже победы в олимпиадах оказываются вовсе не показателем способности выпускника школы учиться в вузе.

«У детей неверные ориентиры: ребёнок учится, чтобы поступить, а не получить образование, - считает Александр Шевкин, учитель математики . - Преподаватель МГУ мне недавно рассказывала историю. Подходят к ней как-то два студента-первокурсника буквально со слезами на глазах и жалуются, что сдали ЕГЭ на 100 баллов, а объяснения профессора не понимают. Школа настроена на то, чтобы натаскивать учеников на ЕГЭ. Дети вместе с родителями опасаются, что не сдадут и не поступят, учителя опасаются, что из-за низких баллов ЕГЭ им уменьшат зарплату. И вместо того чтобы учить как следует математике, самостоятельно думать, учат решать типовые задачи. В результате студент профессора не понимает. И почти весь 1-й курс уходит на доучивание и переучивание того, что было плохо сделано в школе.

Неслучайно ведущие вузы проводят свои дополнительные экзамены. Они хотят отобрать ребят по способности обучения на их профессии. ЕГЭ не отбирает никуда. А потому дети подают документы сразу на несколько профессий - и на стоматолога, и на ветеринара, без разницы, куда возьмут. Это ужасно! Каким же он будет стоматологом, если он был согласен быть и ветеринаром? И каким он будет ветеринаром, если он всю жизнь мечтал быть стоматологом, а приходится тянуть лямку ветеринара?

Наши реформаторы образования берут худшее, что есть на Западе. Там не могут фундаментально обучать детей так, как всегда умели учителя советской школы, и учат узким навыкам, по-модному - компетенциям. Вот и у нас теперь с помощью ЕГЭ довели образование до того, что дети учат только то, что нужно сдавать на госэкзаменах. Надо образование переориентировать на российские интересы, а не на интересы наших «доброжелателей» из-за океана».

В этой статье я буду с удовольствием вспоминать свои студенческие деньки и делиться опытом пяти долгих лет. Всем студентам посвящается!

Любопытная складывается ситуация – студентов в стране миллионы, большинство из года в год испытывает одни и те же проблемы и затруднения, а информации, как с ними справляться в Сети практически нет. Десяток найденных через Гугл страничек просвещает студентов, как правильно готовиться к экзаменам и убалтывать преподавателя – и все! Как будто студенческая жизнь ограничена экзаменами… Скорее, наоборот – экзамены занимают очень незначительное место в жизни студента: “от сессии до сессии живут студенты весело”.

(Хотя: мне также удалось найти переводную статью другого рода, напичканную благоглупостями про и )

Поэтому написать статью про то, как добиваться успеха в вузе и вообще как сделать, чтобы пять (у кого-то шесть) лет учебы не пошли коту под хвост, просто необходимо.

Приступим-с.

Совет номер ноль . Начинаю с нуля, потому что совет адресован выпускникам школ и абитуриентам. Обычно в конце 11-го класса у школьников начинается натуральная горячка: сдать выпускные экзамены (ну, ЕГЭ), протиснуться в универ… Девизом этих дней служит “лишь бы поступить, все равно куда”.Это крайне вредный и неправильный подход. В 17 лет мало кто задумывается над важностью выбора места учебы – а зря, ведь это неслабо влияет на всю оставшуюся жизнь. Поэтому я предлагаю абитуриентам (буде таковые читают статью) ответить на несколько вопросов:

1. Почему я иду поступать в этот вуз? .Чего я жду от учебы?

2. Чем я буду заниматься после вуза? Как знания или знакомства, которые я получил в этом вузе, помогут мне в моих занятиях?

3. Куда бы я стал поступать, если бы точно знал, что поступлю?

4. Куда все же стоит поступать, учитывая мои ответы на предыдущие три вопроса?

Совет номер один . Итак, вы поступили в вуз, отучились там первую неделю, уже не путаете имена-отчества преподов и осведомлены, где можно перехватить кусок между парами. Прекрасно! А теперь пора остановиться и подумать. Для простоты снова предлагаю вопросы:

1. Что изменилось в моем отношении к этому вузу? Что нового (и важного) я про него узнал?

2. Что этот вуз может дать мне в плане знаний? Как и где устраиваются его выпускники?

3. Что помимо знаний может дать мне этот вуз? Знакомства и связи? Опыт общественной деятельности? Старт научной карьеры?

Важно, чтобы вы как можно раньше ответили на эти вопросы и максимально честно определили главное: как учеба здесь соотносится с вашими . Очень часто студент приходит к пониманию, что он слегка промахнулся, выбирая вуз или факультет. Очень часто понимает, что учеба бесперспективна. Не стоит прятаться от таких мыслей. Всегда нужно полностью отдавать себе отчет в ситуации.

Совет номер два . Ваши дальнейшие действия зависят от ответа на вопросы в предыдущем пункте. Вот несколько наиболее вероятных путей:

Ситуация А: вы понимаете, что учеба в данном вузе действительно может дать вам достаточно практических и теоретических знаний, на старших курсах студенты проходят стажировки и практики в хороших организациях и учиться здесь определенно имеет смысл. Что ж, тогда все просто. Выберите предметы, которые потребуются вам для работы после окончания вуза и разбирайтесь в них как следует. На остальные уделяйте ровно столько внимания, сколько надо, чтобы не было лишних “хвостов”.

Ситуация Б:все с точностью наоборот.

— если потрачено немого времени (вы обнаружили, что вуз вам не подходит на 1 курсе) – поступайте в другой. Лучше потерять год, чем 5.

— если времени ушло порядком, то, возможно, менять место учебы будет не слишком разумно.

Совет номер три . Что же делать, если вуз вам не подходит, а менять его поздно?

Я в свое время (к сожалению, это было уже на 4 курсе…) набросал для себя такую программу действий:

1. Минимизировать потери времени в универе.

2. Выжать из родного вуза все, что только можно, раз уж не получается получить хороших знаний.

3. Забыть о том, что я студент и найти себе другое, более полезное дело, которому и буду посвящать максимум времени и сил.

4. Учебу в универе воспринимать как тренинг сообразительности (сдавать экзамены без подготовки), (уговаривать особо злых преподов отпустить с пары) и (сидеть на обязательных парах).

Все это в принципе, получилось у меня неплохо. Вот несколько примеров.

Минимизация потерь времени:

  • в начале семестра я делал рейтинг преподавателей – у кого сколько можно прогуливать без последствий — и прогуливал соответственно;
  • чуть-чуть простудившись, я бежал в поликлинику, делал уставшие глаза и жаловался на слабость – и в итоге получал заветную справочку, разрешавшую мне недельку-другую заниматься своими делами;
  • в отличие от лекций, семинары я посещал аккуратно и не затыкаясь на них разговаривал – что при некотором навыке довольно просто. У преподавателей в голове щелкал рычажок “активный студент” и нажать на кнопку “поставьте автомат” становилось проще простого;
  • на пятом курсе (поздно, поздно…) я слегка занялся, как это сейчас называется, общественной деятельностью – появилась еще одна отличная отмазка на все случаи жизни.

Выжимание из вуза всего, что можно:

  • повышенная стипендия – само собой (помогали автоматы и красивая зачетка);
  • путевка на юг;
  • знакомства и связи.

За последние два курса я также поработал в местах 6-7, отхватил с десяток грамот и дипломов в разных конкурсах вне вуза, успел начать (и провалить, что закономерно) свой как бы бизнес-проект, а также “прокачать” , умение общаться и выступать публично, управлять временем. Единственное, о чем жалею – слишком поздно начал прогуливать и слишком долго был примерным студентом. Вот начать бы курсе на втором! Эх!

В общем, главный совет для студентов, который хотелось бы дать, не блещет оригинальностью, но будет, пожалуй, единственно правильным:

Этот совет: относитесь к учебе осознанно. Всегда ясно понимайте свои долгосрочные цели и следуйте им, даже если это мешает учебе. Свои цели – важнее!

Также могут быть полезны следующие статьи:

p.s. Не заметил, как накатал огромный пост. Тема эффективной, правильной учебы в универе, разумеется, им не исчерпана, так что, возможно, я еще к ней вернусь. Оставайтесь на связи!

Интересно? Полезно? , чтобы быть в курсе! Источник — , при копировании материалов активная индексируемая ссылка обязательна!