Проверьте правильность написания безударных окончаний. Безударные падежные окончания имен существительных единственного числа. Закрепление

28.06.2023 История 

Правописание окончаний имен существительных

Чтобы правильно написать безударные окончания существительных, в большинстве случаев (кроме слов, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ) достаточно определить, к какому склонению относится слово, и посмотреть, как пишутся слова с ударными окончаниями из этого же склонения в такой же форме.

При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.

Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.

У существительных женского рода, оканчивающихся на -ИЯ, пишется в родительном, дательном и предложном падежах окончание -И (АРМИЯ – от АРМИИ, к АРМИИ, об АРМИИ; НАТАЛИЯ – от НАТАЛИИ, к НАТАЛИИ, о НАТАЛИИ), у существительных мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже пишется окончание –И (САНАТОРИЙ – о САНАТОРИИ, СОЗВЕЗДИЕ – о СОЗВЕЗДИИ).

КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

1. После суффиксов -УШК-, -ЮШК-, -ЫШК-, -ИШК- у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода пишется окончание –А, например: ЗИМУШКА, СТРАСТИШКА, КУПЧИЩКА, ТРУСИШКА. У существительных среднего рода и неодушевленных существительных мужского рода после этих суффиксов пишется окончание –О, например: ГОРЮШКО, ГОЛОСИШКО, МОЛОЧИШКО, РУБЛИШКО.

2. После суффикса –ИЩ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание –Е, а у существительных женского рода – окончание – А. Например: ВЕЛИКАНИЩЕ, ГОРОДИЩЕ, БОЛОТИЩЕ, БРЕВНИЩЕ, СКУЧИЩА, СИЛИЩА. Во множественном числе после суффикса -ИЩ- у существительных мужского и женского рода пишется окончание –И, а у существительных среднего рода – окончание – А. Например: ЗАБОРИЩИ, САПОЖИЩИ, ЛАДОНИЩИ, БОЛОТИЩА, ОКОНИЩА.

3. Односложные существительные ВИЙ и КИЙ имеют в форме предложного падежа окончание -Е.

4. В личных именах и фамилиях восточного происхождения, оканчивающихся на -ИЯ и имеющих ударение на последнем слоге, пишется в дательном и предложном падеже окончание Е: письмо Зульфие, мечтать об Алие (им. п. - Зульфия, Алия).

Упражнение

Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печал_ ? (А. Пушкин)

«Эй, пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк - от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчищ_ , сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!». (Чингиз Айтматов, Белый пароход)

Опять я на большой дорог_ , стихи_ вольной – гражданин, опять в кочующей берлог_ я думу думаю один. (П. Вяземский)

Нет жалост_ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).

В памят_ моей уж не было подруг_ прежних дней. (Е. Баратынский)

Он медленно поднялся по лестниц_ , медленно вошел в комнату среди почтительно расступившейся публик_ и, здороваясь со знакомыми, вопросительно обвел комнату глазами. (И. Бунин)

«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали_ », - еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)

Счастлив тот, в ком жизн_ цвет холод жизн_ не погубит. (И.Клюшников)

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол_ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)

Нельзя, милостивый государь, - помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк_ вышьем, - сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)

Темперамент, любопытство, силищ_ - все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур_ весело играя. (М. Лермонтов).

Софь_ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)

Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи_ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)

Будь же ты в стихи_ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).

В этом волнени_ , в этом сиянь_ , весь, как во сне, я потерян стою; о, как охотно бы в их обаянь_ всю потопил бы я душу свою. (Ф. Тютчев).

А винищ_ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)

Мне наскучило, девиц_ , одинешенькой в светлиц_ , шить узоры серебром. (К. Аксаков)

В доме и в соседств_ , все, от дворовой девк_ до дворовой собак_ , бежало прочь, его завидя (Н. Гоголь)

Замелькали пожарищ_ , помятые кусты, черные, еще дымящиеся развалины. (Ю. Домбровский, Обезьяна приходит за своим черепом)

И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен_ алкал, в пустын_ блуждая три дня и три ноч_ …(А.Пушкин).

За церковью, поперек проезда, распластался бетонный корпус, весь в стекле и алюмини_ . (Ю. Дружников, Виза в позавчера)

Я замечал, крепился, а тут вдруг, на беду мою (а может, и к счастью!), как снег на голову ремонтер наскакал на наш городишк_ . (Ф. Достоевский, Ползунков)

В задумчивост_ и в каком-то бессмысленном рассуждени_ о странност_ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).

На самом деле это был Скворушк_ , совсем молоденький, желторотый: он даже не знал, что таких гусениц не едят, и был очень горд своей добычей. (Борис Заходер, Сказки для людей)

Урок на тему: Безударные окончания имен существительных

1). Орг. момент

Прозвенел звонок – начинаем наш урок.

Ребята, какое у вас настроение?

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу и скажите: «Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Если будет трудно, справимся вместе всегда ».

Запись числа

Перед письмом вспомним, как нужно правильно сидеть за партой:

«Сяду прямо, не согнусь, на отлично потружусь»

Откройте тетради, запишите число и классная работа

2.Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.

Какое время года хозяйничает сейчас на земле?

Какие ассоциации вызывает это слово? Что представляете?

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Кому принадлежат эти строки? Пушкин

С кем поэт ассоциирует зиму? Как он ее называет?(Волшебницей.)

Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год.

Назовите первую букву слова волшебница.

Какие звуки обозначает буква «в»? Что можете о них рассказать?

в обозначает мягкий согласный звук.

Назовите слоги, в которых буква в обозначает твердый согласный звук.

Напишите красиво эти слоги. (ходить по классу и смотреть кто как пишет и вслух указывать на недостатки, потом одну лучшую тетрадь показать под камерой. Посмотрите, вот у … очень красиво и аккуратно написаны слоги, соблюдены размеры букв, правильно соединены буквы)

3. Словарная работа.

Мы с вами уже сказали, что зима это к…ньки, ин…й , вал…нки, п…льто, с…п…ги, вет…р, м…роз , м…тель.

А что за слова я такие назвала? Почему они называются словарными?

Из данных слов выберите и запишите:

1 вариант: те слова, называющие вещи, которые можно надеть

2 вариант: те слова, которые характеризуют погоду зимой.

А теперь, обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши, будем проверять.

Что написал 1 вариант?, какие буквы вставили?

Что написал 2 вариант? Какие буквы вставили?

Молодцы! Справились почти без ошибок!

4. Сообщение темы и целей урока.

Из земли из избушки

По воде по дороге

На стене на празднике

Из глуши в степи

Чем похожи эти группы слов? (окончаниями е, и)

Чем отличаются группы слов? (в 1 столбике слова с ударными окончаниями

Во 2 столбике с безударными окончаниями)

Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Чему будем учиться на уроке? (Будем проверять безударные гласные в окончании)

Какая цель урока?

Закрепить знания проверки безударных падежных окончаний имен существительных .

5. Работа над темой урока.

Что называется склонением?( Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)

- Сколько склонений в русском языке?

Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры

(Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я.)

Какие существительные относятся ко 2 склонению? Приведите примеры

(Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е или –ё.)

Какие существительные относятся к 3 склонению? Приведите примеры

( Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш.)

Вспомните алгоритм правильного написания безударного окончания существительных. Для этого давайте обратимся к учебнику на стр.37

Молодцы! Теперь мы без ошибок выполим следующее упражнение.

Итак, пишем с комментированием на месте.

Задание: вставь окончания, определи склонение и падеж.

без ошибк.., на пароход…, в пол…, около площад…, в росош…, к рощ…

Умнички! Давайте сделаем вывод, как же проверить безударные окончания имен существительных? Что для этого нужно сделать?

6. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали немножко, давайте отдохнем, а потом опять писать начнем.

7. Закрепление.

Закрепим наши знания, выполнив упражнение в рабочей тетради стр. 29, упр 44.

Вам нужно составить и записать по 2 словосочетания из слов каждой группы. Употребите глаголы в форме прошедшего времени ед.числа, в скобках укажите падеж и склонение существительных.

Скажите на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?

По 1му человеку к доске, с комментированием.

Дальше нам предлагают сравнить окончания сущ.2 скл и 3 скл в П.п. Что вы можете сказать? В чем особенность написаний окончаний у существительных 3го скл? Что же нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе окончаний сущ-х 2 и 3 скл?

А теперь разделимся на группы. Каждой группе дам определённое задание, которое, они в течении 5 минут должны выполнить, затем по 1 человеку о группы выступить с правильным ответом у доски.

У каждой группы на столах лежит текст, в котором в словах пропущены окончания.

1ой группе нужно найти и выписать существительные в Р.п.

2ой группе в Д.п.

3ей группе в П.п.

4ой группе в Р.п.

5ой группе в Д.п.

6ой группе в П.п.

Тексты у всех будут разные.

Время истекло, прошу 1ю группу с ответом. (выходит к доске, на слайде подчеркивает слова, и объясняет свой выбор) и т.д.

Итак, скажите мне еще раз, что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных?

Ну и последнее задание, выполнив которое, я узнаю, как точно вы поняли нашу сегодняшнюю тему, научились ли правильно записывать безударные окончания сущ-х.

Перед вами лежат листочки со словами, в которых пропущены окончания существительных, за 2 минуты, вы должны будете как можно больше и правильно вписать этих окончаний.

Время пошло. Время истекло, положили листочки на край стола, в конце урока вы мне их сдадите.

8. Домашнее задание.

Молодцы, вы сегодня все поработали на отлично! Подошло время задать вам домашнее задание.

1. повторить окончания существительных в каждом падеже.

2. учебник стр. 37, повторить алгоритм написания безудар.окончаний сущ.

3. выполнить уп. 64 на стр. 38. Здесь вам нужно воспользоваться повторенными правилами, правильно вписать окончания существительных, определить склонение, падеж и выделить окончания.

9. Итог Урока.

Чтобы подвести итог нашему уроку, я попрошу вас продолжить предложения.

Я сегодня на уроке узнал___________________

Я научился__________________________

Я повторил______________________________

Мне понравилось больше всего___________________

Я работал с______________настроением

Я испытывал затруднения, когда________________

Спасибо вам за урок!

Просмотр содержимого презентации
«безударные окончания имен существительных»





Словарная работа

К…ньки, ин…й, вал…нки, п…льто, с…п…ги, вет…р, м…роз, м…тель .


Словарная работа

К о ньки, ин е й, вал е нки, п а льто, с а п о ги, вет е р, м о роз, м е тель.


Из земли из избушки

Из глуши в постели


По воде по дороге

На стене на празднике


Из земли из избушки

Из глуши в постели

По воде по дороге

На стене на празднике


Тема урока:

Правописание

безударных

падежных окончаний

имен существительных


Склонение имён существительных

1 склонение

1 склонение

Ж.р. + М.р.

2 склонение

2 склонение

М.р. + Ср.р.

3

склонение

3 склонение

Ж.р.










Д омашнее задание

  • Повторить окончания существительных в каждом падеже.
  • Учебник стр. 37 , повторить алгоритм написания безударных окончаний.
  • Упр. 64, стр. 38

Я сегодня на уроке узнал_______________ .

Я научился_______________ .

Я повторил________________ .

Мне понравилось больше всего___________.

Я работал с _____________настроением.

Я испытывал затруднения, когда _________ .


Какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания -е, -и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.

2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж. Затем определить склонение. Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Пример:

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж.

Озеро (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание -о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание -е. Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере .

Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение: -и, -ы.

2-е склонение: -а, -я.

3-е склонение: -и.

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы - 1-е склонение.

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -у, -ю.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру - 2-е склонение.

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание -и, в дательном - окончание -е.

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание -и.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение: -у, -ю.

2-е склонение: -а, -я.

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю - 1-е склонение.

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение: -ой(-ей).

2-е склонение: -ом(-ем).

3-е склонение: -ю.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой - 1-е склонение.

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -е.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени - 3-е склонение.

Грамотная речь - ключ от многих дверей к успеху. А в деловом мире для ведения переговоров понадобится грамотность в письме. Чтобы не спотыкаться о каждый непростой случай написания слов, следует запомнить несколько правил русского языка.

Например, как проверить безударные окончания существительных. Здесь важно склонение: 1-е - мужской и женский род на -а/-я (книга, семья) ; 2-е - мужской род без окончания (стул, лось) и средний род на -о/-е (дело, сердце) ; 3-е - женский род на -ь (быль) . Окончания в родительном, дательном и предложном падежах в зависимости от склонения будут такими: у 3-го во всех случаях -и; у 1-го в родительном -и/ы, а в двух других -е; у 2-го -а/я, -у/ю и -е соответственно.

А в других трудных случаях как правильно написать окончание? У существительных женского рода на -ия, мужского на -ий и среднего на -ие в предложном падеже (у женского - еще и в родительном и дательном) будет писаться окончание -и (в созвездии) . После суффиксов -ушк-, -юшк, -ишк-, -ышк- у существительных женского и одушевленных мужского рода будет окончание -а (мальчишка) ; а среднего и неодушевленных мужского рода -о (пальтишко) . После суффикса -ищ- в единственном числе у существительных мужского и среднего рода следует писать -е (дубище) , женского -а (силища) ; во множественном числе у мужского и женского рода окончание -и (зубищи, ручищи) , у среднего рода -а (оконища) .

Чтобы понять, как проверить безударные окончания прилагательных, может быть достаточно поставить к ним вопрос "какой? " в нужном падеже и роде: о (каком?) синем небе и т. п. Непростой случай - притяжательные прилагательные на -ий, -ье, -ья, -ьи. В именительном (кроме муж. рода) и косвенных падежах (кроме винительного в муж. роде) у них в окончании обязательно будет мягкий знак: лисьей шубы, заячьего следа и т. п. Есть прилагательные, которые в именительном падеже, единственное число, мужской род будут писаться в краткой форме. Это слова на -йный: буйный - буен.

Главное в том, как определить безударное окончание глагола, - выяснить, к какому спряжению тот относится. Оно в случае безударного окончания определяется по суффиксу инфинитива. Ко 2-му спряжению относятся глаголы на -ить (за исключением "брить", "стелить") , а также "гнать", "дышать", "держать", "слышать", "терпеть", "вертеть", "обидеть", "зависеть", "ненавидеть", "видеть", "смотреть". Все остальные глаголы - 1-го спряжения. Производные глаголов относятся к тому же спряжению, что и те, от которых они образованы.

Итак, со спряжениями понятно. Теперь - как определить личное окончание глагола. Глаголы 1-го спряжения в безударных личных окончаниях заканчиваются на -е, -у/-ю: плачешь, плачет, плачем, плачете, плачут; 2-го спряжения - на -и, -а/-я: гонишь, гонит, гоним, гоните, гонят. Есть несколько так называемых разноспрягаемых глаголов: "бежать", "хотеть", "чтить". То, как они изменяются по лицам и числам. лучше всего просто запомнить: бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут; хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят/чтут.

Грамотный человек многими воспринимается как умный и образованный. А значит, может больше вызывать доверия и уважения к себе. Кроме того, грамотные люди лучше поймут друг друга. А это уже много значит - и не только в деловом мире.

Русский язык всегда был и остается неотъемлемой частью культуры нашего народа. Знание правил поможет сделать речь богатой и насыщенной. Большое значение имеют самостоятельные части речи, в особенности глаголы. Изучение языка начинается в школе. Важно запомнить правила, чтобы не совершать ошибок при написании и составлении предложений. Как проверить окончание глагола? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Глагол в русском языке

Самостоятельная часть речи отвечает на вопросы действия предмета, обозначает состояние, выступает сказуемым. Постоянный признак - вид. Он может быть совершенным, кода действие выполнено, и несовершенным, если его еще не закончили. Все признаки, относящиеся к глаголу, учитывают при определении окончаний.

Возвратность является еще одним признаком глагола, на что указывает суффикс -ся или -сь. Он стоит после морфемы, поэтому называется постфиксом. Переходность - это признак части речи, когда глагол сочетается с местоимением или существительным. Например: люблю (что?) молоко. При непереходности действие на предмет не переходит. Возвратные глаголы всегда являются таковыми (подниматься в гору).

Спряжение - это изменение по лицам и числам. В русском языке существует I и II вид. Часть речи представлена несколькими формами, поэтому важно знать, как проверить окончание глагола. Сюда относится инфинитив (смотреть), причастие (сверкающий), деепричастием (посмотрев), спрягаемые виды (видел). Часть речи отвечает на вопрос что делать? (при несовершенном виде), что сделать? (при совершенном). В русском языке есть отглагольные формы, которые выступают второстепенными членами.

В зависимости от речевой ситуации подбирают нужные формы глаголов. Спрягаемые имеют наклонение, у инфинитива и деепричастия нет числа, в прошедшем времени и сослагательном наклонении имеют род. Формы изъявительного наклонения - время.

Что такое окончание в русском языке?

Прежде чем узнать, как проверить окончание глагола, необходимо понимать, что представляет собой морфема и для чего она служит. Часть слова, которая изменяется, выражает грамматическое значение лица и числа у глаголов. Например, «прыгаю» стоит в 1-м лице в единственном числе. «Прыгаешь» - 1-е лицо, единственное число, «прыгаете» - 2-е лицо, множественное число. Найти окончание не сложно: необходимо склонять или спрягать слово. Изменяемая часть и будет окончанием.

Личная форма тесно связана с лицом, выполняющим действия. Употребляется с существительным и местоимением, трудности возникают лишь при наличии безударной гласной. Для этого и понадобится знание того, как проверить безударные окончания глаголов в простых и сложных предложениях. В грамматике правила разрешают этот вопрос простым образом: глагол переводят в инфинитив.

Какие окончания встречаются в глаголах?

В русском языке различают спряжение I и II вида. В окончаниях ставится буква "е", если это первое; буква "и", если второе. При проверке безударных личных окончаний следует воспользоваться правилами. К первому спряжению относятся слова-инфинитивы с окончанием -ать, -еть, -ять, -уть, -ешь, -ем, -ете. Второе спряжение отличается словами, которые заканчиваются на -ить. В личной форме - окончания с безударными гласными -у (ю), -е. Например: копать - копаю - копаешь - копает - копаете - копаем - копают.

Личная форма глаголов II спряжения отличается окончаниями. К ним относится -и, -а(я), у(ю), -ишь, -им, -ите, -ат, -ят. Например, любить - люблю - любишь - любит - любите - любим - любят. Слова 2-го лица единственного числа имеют окончание с шипящей, после которой ставится мягкий знак (смотришь, смотришься).

Узнать, как проверить окончание глаголов -ешь, -ишь, можно, если обратить внимание на ударение. Правила помогут не совершать ошибок при написании слов, в которых ударение на окончание не падает. Нужно запомнить, что слова II спряжения выражаются глаголами-инфинитивами с окончанием на -ить.

Правила написания части речи с приставкой

У глаголов с приставкой такое же спряжение, как и у однокоренного слова без приставки. Это важно знать, чтобы понять, как проверить окончание глагола. Приставка притягивает на себя ударение. Слово «вылетит» образовали от слова «летит», в котором ударное личное окончание, что указывает на второе спряжение. Безударные буквы в словах с приставкой вы- проверяют, подбирая бесприставочный глагол (выспишься - спишь; выпьешь - пьешь).

Проверка правописания глаголов

Зная, как проверить безударные личные окончания глаголов, можно грамотно писать и общаться. Слова I спряжения с шипящими на конце проверяются ударением. Вместо буквы "о" пишется "е". Например: влечет, жжет.

Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть, -ться, -тся, -чься, -тись. Чтобы отделить слова в третьем лице от инфинитива необходимо задать вопрос. В первом случае это будет - что делает? что делается?, во втором - что делать? что сделать?

  • Моему брату нравится (что делать?) учиться.
  • Он хочет (что сделать?) заняться баскетболом.

Написание повелительного наклонения происходит с мягким знаком в единственном и множественном числе: сядь - сядьте, съешь - съешьте, намажь - намажься. Исключение составляют слова ляг - лягте.

Как пишутся гласные звуки в окончаниях?

Глаголы-инфинитивы и слова в прошедшем времени имеют окончания -ую, -юю в 1-м лице. Их легко отличить по имеющемуся суффиксу -ова-, -ева- (беседовать - беседую; говорить - говорю). Слова в 1-ом лице заканчиваются на -иваю, -ываю. Если их поставить в неопределенную форму в прошедшем времени, окончание будет -и, -ы, ударение на букву -а отсутствует. Например: поливаю - поливать, нажимаю - нажимать. Такая же расстановка окончаний отличается сочетанием -еваю, -евать, ударение будет падать на букву "а" (напевать - напеваю; сочетать - сочетаю).

Не все знают, что в русском языке есть разноспрягаемые глаголы. В них безударные личные окончания могут быть обоих спряжений. В группе находятся слова "бежать", "хотеть" и "чтить". Отличаются окончания в глаголах дать и есть, если изменить лицо и число, однако они не входят в группу разноспрягаемых слов.

Написание окончаний по спряжению глаголов

Настоящее и будущее время глагола подразумевает написание различных окончаний в зависимости от спряжения. Чтобы узнать, как проверить окончание глагола -ет или -ит, нужно изучить правила написания слов, которые относятся к I или II спряжению. В первом случае это будет сочетание -ет, а во втором ставится -ит.

Определяют спряжение после соотношения определенной формы с инфинитивом. Слово «прогонит» образовано от «прогнать», а «прогоняет» - от «прогонять». Повелительное наклонение легко отличить, так как в слове есть суффикс -и-, окончание -те. В повелительном наклонении происходит побуждение к действию: «Вытри пыль. Вынеси мусор». В изъявительном наклонении необходимо определить спряжение. Если это второй вид, глагол совпадет с повелительным наклонением: «Держите крепко, и полка не упадет».

Глаголы-исключения: что нужно запомнить

В русском языке не нужно проверять личные окончания в глаголах, которые не поддаются общим правилам. Сюда относятся слова-исключения и их производные, а также слова с личным окончанием во II спряжении: гнать, держать, дышать и слышать. Важно запомнить, как проверить личные окончания глаголов, чтобы они совпадали с используемыми существительными и местоимениями. Слова ставят в 1-м, 2-м и 3-м лице: я слышу, мы слышим, ты слышишь, вы слышите, он слышит, они слышат.

Если глагол имеет другое окончание, он будет I спряжения. Например, в единственном числе глагол "хотеть". Второе спряжение, если его изменить: хочет, хотим, хочу, хотят, хотите. Производные слова пишутся: гонят, держат, дышат, слышат, вертят, видят, зависят, ненавидят, обидят, смотрят, терпят. Окончания глаголов нужно выучить наизусть и запомнить, так как они не проверяются никаким правилом.

Алгоритм выбора окончания при написании глаголов

Правописание окончаний в глаголах поддается простым правилам. Первое - определить спряжение. В слове определяют ударение, которое может быть в основе или в окончании. Если присутствует приставка вы-, обозначить спряжение можно по синониму без приставки.

Когда ударение падает на окончание, сразу определяют спряжение. Если же это основа, ставят глагол в неопределенную форму. Важную роль играют три последние буквы в слове. При написании помнят об исключениях и разноспрягаемых глаголах. Это позволит не ошибиться в трудных словах, где в процессе произношения могут быть несколько вариантов.

Применение правил и четкого алгоритма позволит правильно обозначить спряжение и выбрать окончание. После этого будет правильно выбрана буква в безударном личном окончании.

Глагол - сложная часть речи, которая не подчиняется общим правилам. Применение знаний поможет в будущем избежать ошибок.