Проверить свою эрудицию 500 вопросов. Как легко развить интеллект, креативность и эрудицию: упражнения. Стратегия «Многое обо всем»

01.01.2020 История 

Который проверит вашу логичность и эрудированность

Если вам удастся дать 16–18 верных ответов из 20, то вы настоящий интеллектуал! Прежде, чем начинать, потратьте пару минут на подготовку: сядьте поудобнее, выбросите лишние мысли из головы и, по возможности, обеспечьте тишину вокруг себя. Чтобы справиться с тестом, вам придётся хорошенько раскинуть мозгами, напрячь память и чутьё. Приступайте и помните: ошибиться не страшно, страшно не попробовать!

Кто может пройти без ошибок?

Как показывает практика, сделать это практически невозможно, но бывают исключения. Нужно быть всесторонне образованным человеком, разбираться в географии, биологии, древней и новой истории. А также для идеального прохождения теста необходимо обладать прокачанным логическим мышлением. Таких людей действительно единицы!

О чём поведают итоги теста?

Вы узнаете диапазон и ещё кое-что о творческих способностях. Прошли тест без запинки? Это невероятно и потрясающе! Пока остальные пытаются производить впечатление и казаться умнее, чем есть, вы развиваете свой мозг и добиваетесь подлинных результатов. Определённо, вы можете с полным правом называть себя эрудитом!

1. Как перевести фразу: "Ой ты, гой еси, добрый молодец!"?

Ответ: Будь богатым, добрый молодец.

2. Что в переводе с испанского означает фамилия Колумб?

Ответ: Голубь.

3. Какое растение во французском переводе сказок "Тысячи и одной ночи" означает "сезам"?

Ответ: Кунжут.

4. Единственная птица, у которой есть ушные раковины.

Ответ: Сова.

5. Древние римляне носили тунику. А что они носили, когда наступали холода?

Ответ: Несколько туник - одна поверх другой.

6. Александр III любил угощать своих генералов водкой, припрятанной от жены в широких голенищах своих сапог.
Как назывались в те времена голенища?

Ответ: Халява.

7. Мы, в основном, пользуемся только началом этой поговорки, а ее конец: "...только хвостом подавился". Вспомните начало.

Ответ: Собаку съел...

8. По этому предмету одежды легко узнавали варваров.

Ответ: Штаны.

9. По-гречески неделимый - атом. А как по-гречески - разделяющий на части?

Ответ: Анатом.

10. Скажите по-датски "Закрой глаза".

Ответ: Оле Лукойе.

11. Почему унитаз называют унитазом?

Ответ: Серийное производство унитазов впервые предприняла в начале 20 в. испанская фирма Единство (по-испански Унитас с ударением на и).

12. Как называется русская сестра японской национальной куклы?

Ответ: Матрешка.

13. Кровать, кран, нож с вилкой, телефонная трубка. Что это все означает?

Ответ: Дорожные знаки сервиса.

14. Как называют французы первый выстрел по мишени?

Ответ: Дебют.

15. Как звали русскую женщину, первой оторвавшейся от земли на аппарате тяжелее воздуха?

Ответ: Баба-Яга.

16. На борту поднятого корабля 18-го века в вещах врача был обнаружен большой деревянный молоток.
А что используют вместо него сейчас?

Ответ: Наркоз.

17. Юлий Цезарь приказал своим солдатам украсить щиты и оружие драгоценностями. Зачем?

Ответ: Чтобы воинам было жаль бросать их при отступлении.

18. Как по-татарски будет "обувь"?

Ответ: Башмак.

19. Как мы привыкли называть китайское яблоко?

Ответ: Апельсин. Апель - яблоко по-голландски, син - китайский.

Ответ: Горилла.

21. Вы находитесь в комнате, на 100% заполненной газом метаном. Что будет, если вы зажжете спичку?

Ответ: Ничего. В комнате нет кислорода.


Еще вопросы на эрудицию:

  1. Она - прозвище руководителя крестьянского восстания в Западной Украине в 1490-92 гг.
  2. Люди тратят немало сил на борьбу с ней.
  3. Она может быть комнатной, мясной и базарной.
  4. Она сыграла важную роль в генетике.
  5. Её некоторые любят превращать в млекопитающее семейства хоботовых.
  6. Он то молод, то стар, то снова молод.
  7. С 1991 года он - вице-президент РАН.
  8. Он может быть синодическим и драконическим.
  9. В некоторых песнях и стихах неверно утверждается о его возможности излучать электромагнитные волны.
  10. В метоновом цикле их 235.
  11. Он может состоять из 28, 29, 30 или 31 одинаковых частей.
  12. В этом бывает конь.
  13. О нём упоминается ещё в Ветхом Завете.
  14. Его рекомендовала добавлять в салат героиня Светланы Немоляевой в фильме "Служебный роман".
  15. Оно падает недалеко.
  16. Оно способствовало открытию важного закона.
  17. Есть такая фракция.
  18. О её кулинарных способностях мы знаем с раннего детства.
  19. Она - живописец, ученик Венецианова.
  20. Герцен обвинял её в совершении уголовно наказуемого преступления.
  21. Она - старинный русский женский головной убор.
  22. Так называли в России многоствольное орудие шестнадцатого века.
  23. В её названии более двадцати одинаковых букв.

В век высоких технологий умственные способности человека являются базовым фундаментом для жизненного успеха. Умение быстро запоминать и воспроизводить информацию, эрудированность, компетентность – все эти признаки относятся к понятию «интеллект». Давайте разберемся, что подразумевается под данным термином, а также узнаем как развить интеллект.

Суть понятия

Впервые интеллект и его составляющие описал немецкий ученый Вильгельм Штерн в начале XX века. Затем появилось множество шкал и методик для диагностики умственных способностей, знаменитый тест IQ, – в том числе.

Интеллект определяют как устойчивую совокупность мыслительных способностей человека, позволяющих ему адаптироваться в окружающей среде, познавать и изменять ее.

Нельзя приравнивать это понятие к познавательным, умственным способностям. Они являются лишь рабочим инструментом интеллекта.

Наиболее развернутую модель для этого термина предложил американский психолог Джой Пол Гилфорд. По его мнению, интеллект включает в себя 120 факторов.

Все они могут быть классифицированы по трем показателям:

  1. содержание (мыслительная работа человека);
  2. операции (способ переработки информации);
  3. результат.

Развитие интеллекта возможно, если осуществлять работу по всем этим пунктам. Однако в обычной жизни у человека может быть множество идей, которые он всячески анализирует, но в жизнь реализовать не может. Просто у него нет навыка для этого. Здесь очень важно знание как повысить свой интеллектуальный уровень по всем направлениям. Но об этом чуть позже.

Зарядка для ума

Рассмотрим более подробно как развить интеллект с помощью специальных действий. Прежде чем перейти к конкретным примерам, следует отметить, что развитие интеллекта невозможно без умения полноценно отдыхать.

Мозг человека должен быть активным, перерабатывать большой объем информации. Это невозможно без хорошего сна. В норме человеку достаточно 8 часов, но все зависит от индивидуальных особенностей. Главное, чтобы индивид чувствовал себя отдохнувшим и полным жизненной энергии к совершенствованию своего интеллекта и развитию креативности.

Кроме того, важен и активный отдых. Для этого идеально подходят пешие прогулки, бег, катание на велосипеде, плавание. Голова при этом имеет возможность на время отключиться от решения глобальных задач.

А теперь перейдем непосредственно к упражнениям и способам развития интеллекта:

  • Настольные игры

Это самый известный и древний способ по совершенствованию умственных способностей человека. Игра в шахматы, шашки и нарды позволяет , задействует интеллект и креативность. Здесь активно работает мышление, память, воля, эмоции. Игрок логически планирует свои ходы, пытается предугадать ответные действия противника.

Кроме известных игр, хорошо повышают интеллект и психологические настольные действия. К ним относят игры «Мафию», «Эволюцию», «Dixit» и другие. В таких играх важны не только знания, но в большей степени коммуникативная компетентность, чтобы донести до других свою точку зрения, почувствовать игроков.

  • Головоломки

Само название говорит о том, что мозгу придется поработать. К головоломкам относят кубик Рубика, пазлы, разгадывание кроссвордов и сканвордов, математические и другие загадки.

Благодаря этому, можно грамотно организовать интеллектуальный досуг как для взрослых, так и для детей. Ведь очень важно приобщать ребенка к мыслительным операциям с детства. При решении головоломок включается работа и мелкой моторики, благодаря чему развивается соотношение зрительного анализа, мысли и действия.

  • Изоискусство

Здесь наиболее четко прослеживается взаимосвязь интеллекта и изобразительной креативности. Пока человек занимается творчеством, мозг активно работает и может найти решения для очень важных задач. Это еще называют озарением или инсайтом.

Дело в том, что при рисовании и лепке индивид впадает в легкое трансовое состояние, отрешается от обыденности. Это и помогает задействовать бессознательные импульсы, которые отвечают за гениальные идеи.

Умение рисовать и лепить в этом смысле не имеет никакого значения. Главное – отдаться творческому процессу. Можно просто рисовать пятна и линии, раскрашивать картинку под приятную мелодию.

  • Иностранные языки

Как развить интеллект с помощью изучения иностранных языков, понятно всем. Чем больше знаний, тем обширнее поле для их применения. Здесь важно не количество, а качество.

Человек должен испытывать интерес к изучаемому языку и самой культуре данной страны, находить созвучия слов, сочинять стихи, песни на этом языке. Вот это и задействует связку «интеллект и креативность».

  • Чтение

Книги для развития интеллекта – незаменимый помощник. Через чтение человек не только узнает новое, но и погружается в необычные миры, знакомится с секретами науки, постигает новые культуры. Как развивать интеллект в процессе чтения, ведь это обычное человеческое занятие?

Здесь важен правильный подбор книг. Как уже было описано выше, читать надо вдумчиво и с удовольствием. Если книга неинтересна, не стоит себя насиловать. Такое чтение не принесет радости, а значит пойдет впустую.

  • Разрыв шаблона

Человек, жизнь которого подчиняется четкому распорядку, часто действует по инерции. Работа и существование на автомате не дают индивиду даже задуматься о том, как повысить интеллект, и надо ли это вообще делать. К сожалению, большинство людей живут именно так.

Важно найти в себе силы, чтобы разорвать этот замкнутый круг. Начинать обычно надо с малого. Например, изменить маршрут до работы. Вечером в течение часа прогуливаться в парке. В выходные делать то, чего раньше не делали. Вместо домашних дел съездить в детский дом или в соседний город. Разрыв шаблона позволяет по-другому посмотреть на мир, актуализирует мыслительную деятельность.

В данной статье даны лишь некоторые способы того, как повысить интеллект. В этом процессе самое важное понять, как изменится жизнь, когда интеллектуальный уровень станет выше. Что тогда произойдет с внутренним миром, семьей, как изменится достаток, взаимоотношения с окружающими? Если картинка позитивная, значит – это верный путь развития.

Связь интеллекта с психическими процессами

Человеческая психика – это комплексная структура, поэтому все процессы в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В частности, на интеллект в большей степени оказывают влияние следующие внутренние реалии:

  • Мышление

Некоторые ученые даже считали эти понятия синонимами. Но это в корне неверно. Мышление – это процесс познания и переработки информации, а интеллект – умение грамотно применить знания в нужный момент. Без мыслительных операций интеллектуальный уровень человека был бы весьма низким.

Волевые усилия нужны именно для того, чтобы осваивать новый материал, изучать важные книги, доводить мысли до конечного результата.

  • Память

Умение сохранять, хранить и воспроизводить информацию – неотъемлемая часть интеллекта.

  • Внимание

Интеллектуальных людей отличает внимательное отношение к окружающему миру. Они способны замечать мельчайшие детали, анализировать и изучать их. Развитие интеллекта тесно связано с совершенствованием внимания человека.

  • Креативность

Об этой сладкой парочке: интеллект и креативность, писал еще Гилфорд. Под этим термином подразумевается умение человека мыслить творчески, то есть нестандартно, синтезировать оригинальные идеи.

Основные показатели интеллекта

Психологи выделили четыре ключевых характеристики интеллекта:

  1. Глубина ума – способность докапываться до сути явлений и событий.
  2. Пытливость – любознательность, стремление узнавать новое.
  3. Гибкость и подвижность – умение действовать нестандартно, обходить барьеры, преодолевать трудности.
  4. Логичность – способность обосновывать свою точку зрения, грамотно излагать материал.

Эрудиция и интеллект

Развитие интеллекта тесно связано с таким понятием, как эрудиция. Разберемся, что это такое?

Эрудиция – это совокупность глубоких знаний в какой-либо области науки или жизнедеятельности.

Эрудиты обладают пытливым умом, всегда ищут новую информацию на интересующую их тему. Интеллектуальный же человек не останавливается на одной сфере, он развивается во всевозможных направлениях. Грань между этими понятиями довольно зыбкая. Эрудит может также интересоваться сразу несколькими сферами, но, например, в общении быть профаном.

Важно усвоить следующее: чтобы повысить свой интеллектуальный уровень нужно стремиться стать эрудированным человеком в какой-либо области.

Как повысить эрудицию обычному человеку? Лучший способ – чтение тематических книг. Причем чрезвычайно важно именно качество чтения. Оно должно быть вдумчивым, осмысленным. Человек должен выписывать или отмечать понравившиеся или спорные фразы, вопросы, искать на них ответ.

После прочтения книги, можно обсудить ее на специальном форуме, чтобы знания работали, а не лежали в памяти мертвым грузом. В специальной психолого-педагогической литературе можно также узнать мнения ученых о том, как развить интеллект.

Понятие эрудиции включает в себя глубину и широту полученных знаний, появляющиеся в результате образования. При этом образование может происходить в государственных учреждениях или в самостоятельной форме. Отличительной особенностью эрудиции является систематизация и структурированность этих знаний в голове человека. Это является основным отличием истинного эрудита от человека, способного хаотично и «кусками» выхватывать и усваивать разного рода информацию, т.е. иметь поверхностные знания.

Определить, обладаете ли вы истинными знаниями с указанными характеристиками, поможет тест на эрудицию. Помимо приведенного теста в этой статье можно воспользоваться и иными онлайн-тестами. Примерами эрудитов в истории являются такие личности, как:

  • Леонардо Да Винчи;
  • Дмитрий Менделеев;
  • Михаил Ломоносов.

Однако не нужно путать эрудированного человека, с человеком, имеющего широкий кругозор. Первый представитель включает в себя, как знания в различных областях, так и является настоящим специалистом в собственной профессиональной сфере.

К примеру, если среднестатистический архитектор – это специалист, обучавшийся архитектуре и умеющий строить современные здания, то архитектор-эрудит обладает глубинными историческими знаниями о становлении архитектуры в различных странах. Также он обладает знаниями о том, как определенный тип проектирования здания связан с географическим местоположением и техническим прогрессом определенного периода. Поэтому, в его компетенции спроектировать и воспроизвести одно из исторических зданий.

Тест на эрудицию

Для проверки общей эрудиции, вам поможет онлайн тест, который можно пройти бесплатно на нашем портале. Ответить на вопросы можно прямо онлайн. Из такого онлайн-теста узнать являетесь ли вы хорошим специалистом с глубокими знаниями в профессиональной сфере, вряд ли получится, однако проверить насколько широкий у вас кругозор, можно при помощи нижеприведенных вопросов.

Презентация на тему: "Проверяем эрудицию"

Вопросы выбраны из разных областей знаний:

  1. Что означает слово классицизм в переводе с латыни:
    • правильный;
    • гармоничный;
    • образцовый (правильный вариант).
  2. Фраза «архитектура – это застывшая музыка» принадлежит:
    • Гете;
    • Шеллинг (правильный ответ);
  3. Самая маленькая на земле птица это:
    • ласточка;
    • колибри (правильный ответ);
    • синица.
  4. Световые явления в физике изучает:
    • оптика (правильный ответ);
    • электричество;
    • акустика.
  5. Какая из рек самая длинная:
    • Амазонка;
    • Волга;
    • Нил (правильный ответ).

Презентация на тему: "Тест кофейной эрудиции"

  1. Кто из знаменитых писателей изрек «рожденный ползать, летать не может»:
    • Булгаков;
    • Горький(правильный ответ);
    • Маяковский.
  2. В хронологических рамках средневековье – это:
    • конец V – середина XVI (правильный ответ);
    • XVI – XVII;
    • середина XI – конец XV.
  3. Какой советский фильм получил Оскара:
    • «Мама вышла замуж»;
    • «Москва слезам не верит» (правильный ответ);
    • «Афоня».
  4. В каком море невозможно утонуть:
    • в Мертвом море (правильный ответ);
    • в Черном;
    • в Красном.
  1. Западная империя пошла в упадок из-за:
    • нападения варваров;
    • проблем с морской торговлей (правильный ответ);
    • обе причины верные.

Как видно из перечня вопросов, они затрагивают разные области и требуют знаний. При прохождении онлайн теста, будьте честными перед собой – ищите информацию только в своей голове, на основе полученных ранее знаний. И даже если по итогам теста результаты Вас не очень порадуют, это может стать мотивацией для получения более глубоких знаний.

Если вы уже посмотрели фильм «Дивергенты» и задумались о том, к какой бы из социальных групп этого общества вы хотели бы примкнуть, и если вы поняли, что ваши предпочтения явно на стороне эрудитов , то вот несколько советов как развить эрудицию и с чего лучше начать.

Самые первые шаги

Прежде всего, следует решить какой тип эрудиции вам больше подходит? Можно выделить два типа осведомленности и соответственно две стратегии развития своей эрудиции:

  1. Стратегия «Многое обо всем»;
  2. Стратегия «Все об одном».

В первом случае будущий эрудит собирает знания из самых разных областей науки, искусства, спорта, культуры и о мире в целом . Отличием и достоинством такого способа познания мира является то, что эрудит готов ответить на самые разные вопросы. Именно такие люди привлекают к себе внимание. А недостаток заключается в поверхностности этих знаний. Это случай, когда широта знаний налицо, а глубины нет.

К кому предпочтет обратиться больной человек, чтобы вылечить зуб и избавиться от зубной боли: к тому, кто все-все знает про медицину, или к стоматологу, чьи знания ограничены лишь умением отлично вылечить зуб?

Кстати, вторая стратегия развития эрудиции заключена в том, чтобы накапливать знания, которые, хотя и ограничены одной областью, но при этом настолько глубокие, что мало, кто решится соперничать с их носителем в осведомленности . Однако здесь требуется заметить, что есть существенное различие между стратегией «Многое обо всем» и узкой специализацией.

Сравните:

  • семейный врач и окулист,
  • дизайнер интерьеров и художник по коврам,
  • физик и инженер-электрик,
  • историк и учитель истории.

Нетрудно заметить, что во всех этих парах первой стоит профессия, требующая куда более обширных знаний, чем вторая. Глубокое погружение в одну, но очень узкую область приветствуется в мире профессий, но только эрудицией это не является.

Стратегия «Многое обо всем»

Развитие эрудиции с помощью этой стратегии подходит людям любознательным, даже скорее – любопытным. Такой человек обладает неутолимой потребностью выискивать новые для себя знания. Поэтому самое первое, чему следует научиться, реализуя эту стратегию, это умению задавать вопросы. Самые первые эрудиты были, конечно же, древние греки. Именно они стремились организовать процесс познания мира и направлять свой ум по пути раскрытия сути вещей.

Еще в 325 году до нашей эры в своей книге «Вторая аналитика» Аристотель вывел три тезиса, которые и по сей день остаются не оспоренными:

  • наше познание складывается из ответов на наши вопросы;
  • сколько на свете видов вещей, столько же мы можем поставить видов вопросов;
  • познание опирается на четыре основных вопроса – «что», «почему», «есть ли», «что есть».

Ну, а уже наш современник Борис Пастернак, хотя и по другому поводу, произнес: «А мы всё ищем правильный ответ, и не находим нужного вопроса».

Итак, Правило №1 Стратегии «Многое обо всем»: Создавайте копилку своих вопросов.

Для этого:

Придумайте, разработайте, или позаимствуйте готовый план, следуя которому вы будете осваивать новое для себя знание. Например, можно воспользоваться советами еще одного эрудита – древнеримского оратора Цицерона. Он использовал цепочку вопросов для описания ситуации или события. Вот она:

  • кто (субъект);
  • что (объект);
  • чем (средство);
  • почему, зачем (цель, причина);
  • как (способ);
  • когда (время);
  • где (место).

Придумайте, разработайте или позаимствуйте готовую типологию вопросов, которая поможет вам выявлять новое для вас знание целенаправленно. Возвращаясь ко «Второй аналитике», можно воспользоваться советами Аристотеля и разделить вопросы на:

  • вопросы существования (возможно ли, чтобы существовала такая вещь или явление?);
  • вопросы обладания качествами (какими качествами, свойствами, характеристиками может обладать данная вещь, или событие, или явление?);
  • вопросы принадлежности (принадлежит ли предмету определенное качество или свойство?);
  • вопросы причинности (какая причина лежит в основе явлений и процессов?).

Правило 2: Учите наизусть цитаты умных людей . Цитирование – это в целом демонстрация культуры ума, а не только требование к ученым, нарушение которого жестко карается обвинениями в некорректном заимствовании. Вовремя сказанная и уместно подобранная цитата выполнит для вас три полезные функции:

  • поможет отстоять свою позицию в дискуссии (как правило, с великими людьми не спорят);
  • позволит глубже понять принципы и закономерности (серьезные цитаты можно назвать квинтэссенцией, «выжимкой», знанием, выраженным в предельно сконцентрированной форме);
  • наконец, покажет, что вы на правильном пути к тому, чтобы ваши собеседники признали вас эрудитом (ваше цитирование будет служить для окружающих надежным подтверждением того, что вы читаете серьезную литературу).

Надо ли говорить, что заучивание слов из сборников афоризмов с названием типа «Мудрые мысли всех веков и народов» не сделает вас эрудитом? Эрудит заучивает цитаты из их первоисточников — книг, которые он сам лично прочел.

С Викиум вы сможете повысить свою эрудицию, занимаясь онлайн

Правило 3: Учите наизусть исторические даты . Эрудит – тот, кто легко и уверенно разместит исторические события, год важного научного открытия или создания шедевра на условной линии времени. Для него не составит труда разъяснить, что Фирдоуси написал свою поэму «Шахнамэ» на 300 лет раньше, чем появилась «Божественная комедия» Данте, а Шекспир начал творить спустя 300 лет после Данте Алигьери.

Знание исторических дат не только структурирует прошлое и помогает расставлять исторически важные события в хронологическом порядке, но и помогает выстроить системную картину мира от прошлого к настоящему. И тогда вопрос «Участвовал ли Суворов в Первой мировой войне?» будет вызывать у вас откровенный смех.

Стратегия «Все об одном»

Как повысить эрудицию с чего начать, если ваш выбор пал именно на эту стратегию?

Прежде всего, выбрать для себя то пространство знания, в которое вы намерены всерьез углубиться и досконально освоить. И здесь вы оказываетесь «между Сциллой и Харибдой», иными словами между двумя опасностями.

Угроза первая – чересчур широкое поле . Когда кто-то на полном серьезе утверждает, что он знает всю философию, всю историю, всю литературу, это вызывает вполне оправданное недоверие. Другое дело, когда перед вами специалист в области:

  • Древней Греции, т.е. знаток ее языка, истории, литературы, наук, философских течений, культуры и религии;
  • педиатрии, т.е специалист, досконально изучивший детские болезни, психофизиологическое развитие, нормы и патологии, нормативные документы о детском здоровье, особенности детских болезней в разных странах и в разные периоды истории, латынь, наконец;
  • автомобилестроения, т.е технарь, разбирающийся в инженерных вопросах, истории развития, современном состоянии, тенденциях развития, перспективах будущего.

В этом случае, мы признаем, что перед нами человек, глубоко эрудированный в определенной области человеческого познания, носитель серьезных системных и систематизированных знаний, эксперт по самым разным вопросам в сфере своей компетентности.

Правило 1 в реализации Стратегии «Все об одном»: четко определить область своей компетентности.

Недаром говорят, что нет ничего важнее для умного человека, чем понимать, где заканчивается его компетентность и где он с чистой совестью может признать: «К сожалению, в этом вопросе я недостаточно компетентен».

Вторая угроза таится в прямо противоположной позиции : чрезмерное углубление в один узкий вопрос.

Отсюда вытекает Правило 2: Дифференцируйте зоны своей компетентности по глубине ваших знаний .

Для того чтобы определиться с этим, нарисуйте три концентрические окружности:

  • первая – то, что составляет ядро ваших знаний;
  • вторая – то, что является производным так же, как в математике Y выступает функцией от Х;
  • третья – то, что является производным уже от Y, теперь он выступает аргументом и задает предметную область ваших знаний.

Не спешите с определением этих зон. Для начала рассмотрите несколько вариантов, но еще раньше вам придется эти варианты сгенерировать. Поставьте это перед собой как задачу, даже как игру для тренировки своего интеллекта. Заготовьте стикеры трех цветов и решите, какой цвет будет для вас определять ту или иную зону. Например, на синих стикерах вы будете записывать идеи относительно ядра знаний, на желтых — относительно Y, а на зеленых – относительно третьей области.

По мере того, как вам в голову приходит идея, какое из знаний вы намерены освоить, делайте заметки на советующих стикерах. Пусть они повсюду висят у вас перед глазами — на мониторе компьютера или даже на холодильнике. Поглядывая на них, вы по ассоциации будете определять для себя все новые и новые различные направления познания. Через пару недель оцените результат, полученный таким способом. У вас должен получиться индивидуальный план развития своей эрудиции.

А что дальше? — Стратегия «Т-специалист»

Теперь пришла пора признаться, что помимо стратегий «все об одном» и «многое обо всем», есть еще третья стратегия, которая их объединяет. Такую стратегию называют «Т-специалист».

Буква «Т» используется здесь не для обозначения какого-либо слова, а для изображения сути стратегии. Перекладина в этой букве означает «многое о многом», а «ножка» у «Т» означает «все об одном».

В стратегии «Т-специалист» заключается идея бесконечных возможностей индивидуального познавательного развития человека . Но это тема уже другого разговора.