Как погиб игорь ткаченко. Российский летчик Игорь Ткаченко: биография, семья, достижения и награды. Текст подготовил Андрей Гончаров

26.12.2019 История 

Т каченко Игорь Валентинович – начальник 237-го гвардейского Проскуровского Краснознамённого орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского центра показа авиационной техники имени И.Н.Кожедуба, ведущий и соло-пилот пилотажной группы «Русские витязи», заслуженный военный лётчик Российской Федерации, гвардии полковник.

Родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Гулькевичского района Краснодарского края. В детство с семьёй переехал в город Тында Амурской области, куда отец был направлен на строительство Байкало-Амурской магистрали. В 1981 году окончил среднюю школу.

В армии с 1981 года. В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени В.П.Чкалова (ВВАУЛ), в 2000 году – Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина. Проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27 и Су-35. Налетал на данных типах самолётов 2300 часов. Летал также на самолётах зарубежного производства Мираж-2000 (Франция) и F-16 (США).

Высшим пилотажем начал заниматься в 1989 году, а в 1993 году вошёл в состав пилотажной группы «Русские витязи». В 1997 году стал левым внешним ведомым «Русских витязей». Эта группа входит в состав 237-го гвардейского Проскуровского Краснознамённого орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского центра показа авиационной техники имени И.Н.Кожедуба (237-й ЦПАТ). В ноябре 1998 года группа приняла участие в авиасалоне «Чжухай-1998» в Китае. «Витязи» выступали в составе пяти самолётов, которые пилотировали А.В.Личкун, В.А.Ковальский, С.Н.Климов, И.В.Ткаченко и И.Н.Кирсанов. Навигационные задачи при полёте по международным воздушным трассам решал старший штурман 237-го ЦПАТ полковник С.Фомин.

В 1999-2000 годах выполнялись многочисленные показы в городах России, а в конце 2000 года вновь состоялся визит в Китай. Пилотаж в этот период выполнялся в составе шести самолётов Су-27. На места крайних ведомых в состав группы вошли В.Л.Ашмянский и Д.М.Хачковский. С комплексом одиночного пилотажа выступали И.В.Ткаченко и Э.П.Жуковец.

В начале 2001 года группу возглавил С.Н.Климов. Ведомая им пятёрка выступала на различных авиационных шоу, в том числе на Международном авиационно-космическом салоне в 2001 году (МАКС-2001) в городе Жуковский Московской области. В мае 2002 года С.Н.Климов скончался от тяжёлой болезни. Группу возглавил И.В.Ткаченко. В этот период в группе осталось только трое подготовленных лётчиков: И.Н.Кирсанов, И.В.Ткаченко и Д.М.Хачковский. Усилиями этих пилотов уже к концу года летал новый «ромб», в состав которого вошли И.В.Шпак и О.Б.Ряполов, которые 10 декабря 2002 года выполнили первый показ над Кубинкой.

В 2004 году в комплекс показов был включён совместный полёт пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолётов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа (ведущий – И.В.Ткаченко). Этот факт является мировым рекордом в истории авиации. Далее следовали выступления на различных авиашоу, в том числе на Фестивале пилотажных групп в Жуковском, «Асы Второй мировой войны» в Монино, гидроавиасалон в Геленджике.

9 мая 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Русские витязи» совместно со «Стрижами» в составе девяти самолётов выполнили исторический пролёт над Красной площадью. Спустя несколько дней группа перебазировалась на полуостров Таймыр в город Дудинка, где успешно был выполнен воздушный показ впервые за полярным кругом. Также в течение лета группа продемонстрировала полёты в городах Санкт-Петербург и Казань, а в городах Череповец и Вологда были выполнены показы на расстоянии 800 километров от аэродрома базирования без посадки. В августе группа принимала участие в авиашоу «Асы Второй мировой войны», а также была традиционным участником авиасалона МАКС-2005.

В начале 2006 года состоялся визит в Объединённые Арабские Эмираты, где группа заняла первое место в классе группового пилотажа на реактивных самолётах. Лётчики были награждены золотыми медалями FAI. «Витязи» выступили с новой программой, в которую вошли групповые вращения вокруг продольной оси в пилотажном порядке «клин», такие как двойной боевой разворот, «ухо» и «бочка». В этом же году в марте и ноябре состоялись визиты в Китай, где «Витязи» открывали год России в Китае и участвовали в международном авиасалоне «Чжухай-2006».

5 апреля 2006 года пилотажная группа «Русские витязи» отметила своё 15-летие грандиозным воздушным показом на родном аэродроме. Продолжая славные традиции воздушных парадов над Красной площадью, 9 мая 2007 года был выполнен пролёт в совместном строю с пилотажной группой «Стрижи» в составе девяти самолётов. Знаменательным для пилотажников был МАКС-2007. Впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная «бочка» в составе девяти боевых самолётов. Состав «Кубинского бриллианта» с 2004 года оставался постоянным.

16 августа 2009 года пилотажная группа «Русские витязи» отрабатывала программу показательных полётов накануне открытия авиасалона МАКС-2009. Вскоре после завершения программы, когда самолёты выполнили роспуск и собирались в строй для возвращения на аэродром, произошло столкновение двух самолётов Су-27 – одноместного истребителя и двухместной машины, которую пилотировал И.В.Ткаченко. Несмотря на то, что самолёт начал разрушаться ещё в воздухе, пилотам удалось катапультироваться, однако парашют И.В.Ткаченко не раскрылся и он погиб.

Похоронен на Гарнизонном кладбище посёлка Кубинка (у деревни Никольское Одинцовского района Московской области).

У казом Президента Российской Федерации № 966 от 22 августа 2009 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, гвардии полковнику Ткаченко Игорю Валентиновичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Его семье был вручён знак особого отличия Героя Российской Федерации – медаль «Золотая Звезда».

Гвардии полковник, заслуженный военный лётчик Российской Федерации (23.02.2002). Награждён орденами Мужества (20.07.2005), «За военные заслуги» (7.11.1997), медалями.

Почётный гражданин города Тында (3.04.2006).

В августе 2010 года в городе Жуковский в районе аэродрома на месте его гибели был открыт памятник. В ноябре 2010 года его имя было присвоено средней общеобразовательной школе № 7 города Тында Амурской области, а в январе 2013 года – Кубинской средней общеобразовательной школе № 1 Одинцовского района Московской области.

Ткаченко Игорь Валентинович родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края, РСФСР, СССР.

Российский военный лётчик-снайпер, воздушный ас, заслуженный военный лётчик России, начальник 237 гвардейского Проскуровского Краснознамённого орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка 16-й воздушной армии командования специального назначения, центра показа авиационной техники имени маршала авиации И.Н. Кожедуба.

Гвардии полковник Игорь Ткаченко - ведущий и соло-пилот пилотажной группы "Русские Витязи".

Награждён орденом Мужества (2005).

Погиб 16 августа 2009 года при выполнении учебно-тренировочного полёта вблизи аэропорта города Жуковский, Московская область, Россия.

Игорь Ткаченко окончил Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков им. В.П. Чкалова (ВВАУЛ, 1985) и Военно-воздушную Академию имени Ю.А.Гагарина (2000).

В Борисоглебском училище служил в качестве лётчика-инструктора, затем поступил на авиабазу города Кубинка Одинцовского района Московской области (с 1987).

Освоил самолеты "Л-29", "МиГ-21", "МиГ-29", "Су-27", "Су-35", а также летал на французском многоцелевом истребителе "Мираж-2000" ("Dassault Mirage 2000") и на американском лёгком истребителе "F-16 Файтинг Фалкон" (General Dynamics F-16 Fighting Falcon). Налетал 2 300 часов.

Высшим пилотажем занимается с 1989 года, в составе пилотажной группы "Русские Витязи" ("Russian Knights") числится с 1993 года, командиром группы стал в мае 2002 года.

Авиационная группа высшего пилотажа "Русские Витязи" была создана 5 апреля 1991 года из лучших лётчиков авиабазы Кубинка, в совершенстве освоивших технику высшего пилотажа на истребителях 4-го поколения Су-27. "Русские Витязи" - единственное пилотажное подразделение в мире, которое выполняет групповой высший пилотаж на самолётах класса тяжёлых истребителей. "Русские Витязи" не раз демонстрировали комплекс фигур высшего пилотажа, таких как петля Нестерова, "бочка", вираж на форсаже, роспуск "тюльпан", "колокол" на встречных курсах, косая петля в "стреле". Мастер одиночного и группового пилотажа Игорь Ткаченко выполнял сложные фигуры на предельных режимах истребителя "Су-27": повороты на "горке", проходы на скорости менее 170 км/ч. Выполнение таких фигур пилотажа выходит за рамки руководства по лётной эксплуатации боевых машин. Среднегодовой налёт лётчиков пилотажной группы "Русские витязи" составляет 130-150 часов.

12 декабря 1995 года при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань потерпели крушение сразу три истребителя "Русских Витязей". Погибли гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой. Через два года после этой трагедии был сформирован новый состав пилотажной группы из шести самолетов (1997). Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко, правым - Иван Кирсанов.

16 августа 2009 года во время подготовки к авиасалону "МАКС-2009" проходила тренировка пилотажных групп "Русские Витязи" и "Стрижи". В ходе перестроения столкнулись два истребителя "Су-27", одним из которых управлял Игорь Ткаченко. Пилоты обеих машин катапультировались. Игорь Ткаченко погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

Оба тяжелых истребителя, столкнувшихся в небе Подмосковья, входили в известную на весь мир пилотажную группу “Русские витязи”.

В авиакатастрофе погиб командир этого подразделения Игорь Ткаченко. Останки летчика были найдены около деревни Захариха – рядом с креслом-катапультой и парашютом.

Пилоты другой двухместной “сушки” тоже успели покинуть падающий самолет, но приземлились живыми.

Президент Дмитрий Медведев выразил глубокие и искренние соболезнования родным и близким Игоря Ткаченко в связи с трагической гибелью заслуженного пилота.

Начальник службы информации и общественных связей Военно-воздушных сил РФ подполковник Владимир Дрик сообщил корреспонденту “РГ”, что полеты проводились в рамках подготовки к Международному авиационно-космическому салону, который открывается завтра на аэродроме в Жуковском. Представитель ВВС подтвердил, что ЧП произошло в результате столкновения в воздухе одноместного боевого истребителя Су-27 и двухместного учебно-боевого Су-27УБ из состава знаменитой российской пилотажной группы. Для расследования аварии создана комиссия минобороны и Главного штаба ВВС. Но уже известно, что криминальная версия столкновения истребителей исключена – самолеты задели друг друга при выполнении пилотажной фигуры.

Пока эта версия рассматривается в качестве приоритетной. По мнению заслуженного летчика-испытателя Анатолия Квочура, косвенную роль в авиакатастрофе могла сыграть изношенность самолетов (подробнее см. ниже – прим. ред.).

Также известно, что столкновение машин произошло во время совместного полета пилотажных групп “Русские витязи” и “Стрижи”. В полете участвовали девять машин – пять истребителей Су-27 и Су-30 из группы “Русские витязи” и четыре истребителя МиГ-29 из пилотажной группы “Стрижи”. Полет проходил успешно, и после разделения группы на две “Русские витязи” вышли из зоны пилотирования для последующего перестроения. В это самое время и произошло столкновение истребителей. “Сушки” по неизвестной причине не разлетелись, зацепившись друг за дружку хвостовым оперением.

По данным правоохранительных органов, оба самолета упали в поле недалеко от двух деревень Раменского района. По заявлению замглавы города Жуковский Ивана Смирнова, повреждений в черте города нет. Обломки нанесли ущерб в пригородном дачном кооперативе. По предварительным данным с места происшествия, в результате падения истребителей на садовый кооператив полностью сгорели 3 жилых дома и гараж с дорогой машиной. Ожоги получила женщина, проживавшая в одном из уничтоженных огнем домов. Когда дом загорелся, она пыталась спасти своего мужа.

– Регламент проведения показательных выступлений полностью отработан и применяется уже не один год, – сказал после ЧП почетный президент авиасалона, Герой России Магомед Толбоев. – Несмотря на происшествие, тренировки перед авиасалоном “МАКС-2009” и выступления в небе во время выставки пройдут в запланированном режиме. По его словам, “никогда в практике авиасалонов, как наших, так и зарубежных, полеты не приостанавливаются”.

Военная прокуратура начала проверку по факту столкновения самолетов, возбуждено уголовное дело по статье “нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека”.

Вчера вечером на аэродром Раменское прибыли именитые иностранные гости “МАКС- 2009” – итальянские летчики из пилотажной группы “Фречче Триколори” и французские асы из “Патруль де Франс”. Они почтили память погибших русских коллег.

Это не первое происшествие с самолетами “Русских витязей”. 12 декабря 1995 года при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань из-за неудовлетворительной организации полетов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя этой группы. Тогда погибли четыре летчика.

Напомним, что “Русские витязи” – авиационная группа высшего пилотажа ВВС России. Создана 5 апреля 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России.

Изношенные самолеты?

Об изношенности техники “Стрижей” и “Русский витязей” четыре года назад, в 2005 году, в “Независимом военном обозрении ” писал Роберт Игнатьевич Быков – публицист, полковник запаса.

Авиатехника, используемая на показах в 70-80-х, служила не более двух лет, так как из нее “выжимали” все. Сейчас пилотажные группы летают на самолетах двадцатилетнего возраста. На последней выставке в Абу-Даби в прошлом году мы сумели “утереть нос” “Миражам-2005”. После полетов подошли арабы и спросили: “Почему вы летаете на таких старых самолетах?” Ответили: “А наш бронепоезд стоит на запасном пути”.

Ведь “Русские витязи”, как и “Стрижи”, – это лицо российской авиации, а летчики пилотажных групп – это национальная элита. Потеряем пилотажные группы – потеряем лицо нашей авиации.

Единственная в мире авиационно-пилотажная группа (АПГ) “Русские витязи” создана на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба. Зарубежный дебют АПГ “Русские витязи” состоялся в сентябре 1991 года в небе Великобритании, в Фарнборо, где наши пилоты поразили мир каскадом фигур высшего пилотажа. Сейчас они выполняют такие уникальные фигуры высшего пилотажа, как “Колокол”, “Тюльпан”, “Кобра Пугачева”. Группа выступала в составе шестерки истребителей, в последнее время – в составе четверки и даже двойки. Все время ощущается дефицит пилотажников высшего класса и современной исправной авиатехники.

Летчиков-пилотажников по всей России пока удается набрать и подготовить, хотя и с ними есть проблемы. А вот с оснащением их новой авиатехникой совсем плохо. Еще 11 января 2002 года главком ВВС Анатолий Корнуков сказал: “Все три пилотажные группы: “Витязи”, “Стрижи”, “Небесные гусары”, – реанимированы. “Витязи” сменили поколение пилотов и сейчас облетывают новые Су-27М. Им эта модификация пока не очень нравится”.

Много позже, на авиасалоне в Геленджике, мне лично удалось поговорить в неформальной обстановке с членами пилотажной группы “Русские витязи”: Игорем Ткаченко, Игорем Качковским, Игорем Шпаком и Олегом Ряполовым.

Перед этим мы вместе с руководителем Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС генералом Александром Николаевичем Харчевским наблюдали парный полет Ткаченко и Качковского. В какой-то момент один из них “недокрутил бочку”, и чуть не возникла внештатная ситуация. Казалось, многотонные махины сейчас столкнутся. Харчевский с большой тревогой заметил: “Летают без запаса, а надо фигуры выполнять с запасом по скорости и высоте. Все равно здесь никто не понимает степени риска”.

Командир АПГ “Русские витязи” Игорь Ткаченко сказал примерно следующее: “Нам уже сейчас не на чем летать. Из двухместных самолетов, оснащенных современной системой навигации международного уровня, в нашем распоряжении остались три спарки Су-27: у одной остался гарантийный резерв по налету 57 часов, у другой – 37 часов, а третья уже стоит “у забора”. Те самолеты, которые нам дали ВВС, – это разработка, брошенная на середине опытно-конструкторских доработок. Их нельзя было отправить в строевую часть, и прислали к нам. Я слетал на этом самолете и не посажу на него ни одного летчика, так как это небезопасно. На кабину этого самолета без слез не взглянешь. В кабине нет никакой эргономики: педаль нельзя до конца дожать без ухищрений. Пилотирование чрезвычайно затруднено. Мы были вынуждены принять неординарное решение: двигатели с этих самолетов снять и использовать на наших старых машинах. Они сначала не совсем подошли, но после доработки на московском заводе “Салют” сгодились”.

Для справки: самолет Су-35 (Су-27М) – это модернизированный Су-27, испытания которого не были завершены ОКБ “Сухой”. Работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. Выпустили 12 штук и “столкнули” их в ВВС и пилотажные группы. Летать на них можно, но воевать нельзя: СУВ, авионика и другие бортовые системы в комплексе не работают.

Сам главком ВВС Владимир Михайлов в июне 2004 года в ответ на вопрос журналиста: “Будут ли наши ВВС приобретать самолеты Су-35?” – ответил:

“Какое-то количество этих самолетов мы возьмем хотя бы для того, чтобы оказать экспортную поддержку нашим промышленным предприятиям, но опять-таки будем исходить из критерия “эффективность-стоимость”. Цена Су-35 составляет более 30 миллионов долларов”. Оценка и прогноз весьма сомнительного качества.

После трагедии во Вьетнаме, в Камрани (в декабре 1995 года два Су-27 и Су-30 “Русских витязей” в низкой облачности столкнулись с горой), известный конструктор Михаил Коржуев обеспечил современными навигационными системами один “борт” “Русских витязей” и эта спарка стала лидером при всех перелетах, особенно дальних.

Вопрос оснащения группы “Русские витязи” авиатехникой может быть решен по максимуму путем государственного целевого заказа на специально оборудованные 5 самолетов, но надежды на такое решение вопроса мало из-за ограниченности государственного оборонного заказа.

После триумфального полета пятерки “Русских витязей” и “Стрижей” над Красной площадью 9 мая 2005 года на приеме в Кремле президент Путин задал ряд вопросов о перспективах пилотажной группы “Русские витязи” ее командиру Игорю Ткаченко, который сказал буквально следующее: “Мое личное мнение и мнение всех летчиков нашей пилотажной группы, а также летчиков из липецкого центра подготовки, – больше всего подходят для решения задач подготовки пилотов, пилотирования на большие расстояния и показательных выступлений самолеты Су-30МКИ (индийский вариант). Президент внимательно выслушал мнение лучшего пилота России.

Второй вариант более реалистичен: есть модернизированные истребители СУ-30КН, которые стоят без применения в Жуковском. Главком Михайлов требует привести их в исходное состояние, но никто не даст на это денег. Так и будут ржаветь на земле, а их ресурс, система навигации вполне устраивают “Витязей”. Есть два самолета Су-30МКИ, которые использовались при проведении испытаний в Ахтубинске. Их нельзя передать в боевой состав ВВС, но на них могут успешно летать “Витязи”. Затраты при втором варианте решения со всех сторон приемлемы.

Одно из самых больших достижений в направлении модернизации существующей авиатехники – создание модификации Су-30КН. Фактически это почти борт самолета 5-го поколения и в то же время это первый шаг модернизации в условиях строевых частей. Самолет получился многофункциональный, работает по воздушным и наземным целям днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Аппаратура точной навигации позволяет эффективно применять неуправляемые средства поражения. Точность боевого поражения проверена на полигоне “Глиц” в Ахтубинске. Управляющее поле кабины при одном индикаторе позволяет решать все задачи. Это не тупиковый вариант: кабину можно насыщать другим оборудованием и, таким образом, доводить ее до существующего на определенный момент времени уровня самолетов 5-го поколения. В Су-30КН может быть реализована задача исключения влияния человеческого фактора на безопасность полетов.

Доступность реализации этой модели дает возможность без больших затрат кардинально расширить возможности летательного аппарата и за предельно короткие сроки решить еще одну важную задачу – подготовки летного и инженерно-технического состава. А у летного состава на Су-30КН совсем другие возможности при выполнении поставленных задач: без дополнительной информации с земли отыскание цели и подтверждение точности боевого применения в любых условиях (при 5-6 баллах облачности, за облаками).

14 января 2004 года главком ВВС Владимир Михайлов заверил: “Пилотажная группа “Русь” будет сохранена. Они летали на самолетах, принадлежащих ВВС, а не РОСТО. В этом был вопрос. ВВС передает сверхштатные самолеты Л-39 РОСТО для сохранения этой пилотажной группы “Русь”. Но, тут же оговорился: “Мы полностью отказались от модернизации Л-39”.

И это при том, что, по заключению ЛИИ, на старом Л-39 по новым ГОСТам нельзя летать: нет соответствия требованиям по навигации, по контролю работы аппаратуры, по энергетике. “Русская авионика” уже подняла в воздух модернизированный на ее базе Л-39, который отвечает новым требованиям подготовки и отбора курсантов и может взять на себя отработку большей части режимов полета Су-30КН. Более того, “Русская авионика” приступила к разработке модернизации Л-39 с расширенными боевыми возможностями.

Игорь Валентинович Ткаченко

Ткаченко Игорь Валентинович родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края, РСФСР, СССР.

Российский военный лётчик-снайпер, воздушный ас, заслуженный военный лётчик России, начальник 237 гвардейского Проскуровского Краснознамённого орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка 16-й воздушной армии командования специального назначения, центра показа авиационной техники имени маршала авиации И.Н. Кожедуба.

Гвардии полковник Игорь Ткаченко – ведущий и соло-пилот пилотажной группы “Русские Витязи”.

Награждён орденом Мужества (2005).

Погиб 16 августа 2009 года при выполнении учебно-тренировочного полёта вблизи аэропорта города Жуковский, Московская область, Россия.

Игорь Ткаченко окончил Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков им. В.П. Чкалова (ВВАУЛ, 1985) и Военно-воздушную Академию имени Ю.А.Гагарина (2000).

В Борисоглебском училище служил в качестве лётчика-инструктора, затем поступил на авиабазу города Кубинка Одинцовского района Московской области (с 1987).

Освоил самолеты “Л-29”, “МиГ-21”, “МиГ-29”, “Су-27”, “Су-35”, а также летал на французском многоцелевом истребителе “Мираж-2000” (“Dassault Mirage 2000”) и на американском лёгком истребителе “F-16 Файтинг Фалкон” (General Dynamics F-16 Fighting Falcon).

Налетал 2 300 часов.

Высшим пилотажем занимается с 1989 года, в составе пилотажной группы “Русские Витязи” (“Russian Knights”) числится с 1993 года, командиром группы стал в мае 2002 года.

Авиационная группа высшего пилотажа “Русские Витязи” была создана 5 апреля 1991 года из лучших лётчиков авиабазы Кубинка, в совершенстве освоивших технику высшего пилотажа на истребителях 4-го поколения Су-27. “Русские Витязи” – единственное пилотажное подразделение в мире, которое выполняет групповой высший пилотаж на самолётах класса тяжёлых истребителей. “Русские Витязи” не раз демонстрировали комплекс фигур высшего пилотажа, таких как петля Нестерова, “бочка”, вираж на форсаже, роспуск “тюльпан”, “колокол” на встречных курсах, косая петля в “стреле”. Мастер одиночного и группового пилотажа Игорь Ткаченко выполнял сложные фигуры на предельных режимах истребителя “Су-27”: повороты на “горке”, проходы на скорости менее 170 км/ч. Выполнение таких фигур пилотажа выходит за рамки руководства по лётной эксплуатации боевых машин.

Среднегодовой налёт лётчиков пилотажной группы “Русские витязи” составляет 130-150 часов.

12 декабря 1995 года при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань потерпели крушение сразу три истребителя “Русских Витязей”. Погибли гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой. Через два года после этой трагедии был сформирован новый состав пилотажной группы из шести самолетов (1997). Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко, правым – Иван Кирсанов.

16 августа 2009 года во время подготовки к авиасалону “МАКС-2009” проходила тренировка пилотажных групп “Русские Витязи” и “Стрижи”. В ходе перестроения столкнулись два истребителя “Су-27”, одним из которых управлял Игорь Ткаченко. Пилоты обоих машин катапультировались. Игорь Ткаченко погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

Названа причина гибели командира пилотажной группы «Русские витязи» Игоря Ткаченко

Текст: Андрей Резчиков

В результате столкновения двух истребителей Су-27 во время тренировочного полета в Жуковском погиб командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко. По мнению экспертов, Ткаченко оттягивал момент катапультирования, чтобы отвести самолет от домов, поэтому в последний момент ему не хватило высоты. Между тем источник в следственной группе сообщил, что командир «Русских витязей» успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

В воскресенье на территории Летно-исследовательского института им М. Н. Громова проходила репетиция показательных полетов авиасалона МАКС-2009. Во время выступления пилотажной группы «Русские витязи» произошла . В воздухе столкнулись два истребителя Су-27.

По предварительной информации, столкновение произошло из-за ошибки пилота во время исполнения фигуры высшего пилотажа. Все трое пилотов смогли катапультироваться (одна из столкнувшихся в воздухе машин была двухместной). Источник в Минобороны России на условиях анонимности сообщил, что один из них погиб. Им оказался командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко. Два других летчика, одного из которых зовут Виктор Шпак, находятся в больнице, их здоровью ничего не угрожает.

Позже информацию о гибели Ткаченко подтвердил телеканалу «Вести» заслуженный летчик-испытатель Анатолий Квочур. По его словам, гибель Ткаченко связана с тем, что тот оттягивал принятие решения на катапультирование, пытаясь увести самолет от жилых построек.

«Скорее всего, ему не хватило высоты при катапультировании. Думаю, когда он принимал решение на катапультирование, у него были мысли о том, куда упадет самолет и нельзя ли его увести подальше от построек», – сказал господин Квочур.

Летчик-испытатель добавил, что если летчик катапультировался на малой высоте, а самолет вращался вокруг своей оси, то вероятность неблагополучного исхода увеличивается в разы. Он не исключил, что летчик после столкновения самолетов надеялся спасти машину и посадить ее. «Вы же знаете, какое сейчас положение с авиационной техникой в ВВС. И такой летчик, как Ткаченко, не мог об этом не думать», – предположил Анатолий Квочур.

Между тем источник, принимающий участие в расследовании катастрофы, сообщил РИА «Новости» , что Игорь Ткаченко успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

«Мы опросили свидетелей и очевидцев произошедшего. Один из жителей дачного поселка, над которым произошел инцидент, отчетливо видел, что парашют одного из катапультировавшихся пилотов загорелся еще в воздухе, так как истребитель к этому моменту горел. Впоследствии, оказалось, что погибшим пилотом был Игорь Ткаченко», - сказал источник.

Гвардии полковник, начальник 237-го гвардейского центра показа авиационной техники, заслуженный военный летчик России Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в поселке Венцы-Заря Краснодарского края. В 1985 году он окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова, в 2000 году – Военно-Воздушную академию им. Ю. А. Гагарина. Проходил службу в качестве летчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы пилотировал такие машины, как Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на этих типах самолетов 2 300 часов.

Летал на самолетах зарубежного производства Мираж-2000, F-16. Высшим пилотажем занимается с 1989 года. Ведущий и соло-пилот пилотажной группы «Русские витязи». Женат. У него остались сын и дочь. Увлекался нетрадиционной медициной и автомобилями.

«Русские витязи» – авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. Создана 5 апреля 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба.

Пилоты группы выполняют одиночный и групповой пилотаж в составе четырех, пяти и шести истребителей четвертого поколения Су-27. Самолеты окрашены в цвета государственного флага России. Каждое выступление «Русских витязей» считается верхом мастерства. За рубежом неоднократно подчеркивали, что «витязей» можно смело называть одними из лучших мастеров своего дела во всем мире.

В свою очередь, комиссия по расследованию причин столкновения двух истребителей Су-27 рассматривает все возможные причины случившегося. «Не исключены различные версии, в том числе попадание птицы в двигатель самолета, а также ошибка в пилотировании», – сказал «Интерфаксу» источник, близкий к комиссии. Он отметил, что пилотирование тяжелых истребителей Су-27 в плотном строю – чрезвычайно трудный элемент группового высшего пилотажа.

«Такое пилотирование чревато также попаданием одного или нескольких самолетов в воздушную струю впереди летящего самолета. В этом случае аэродинамика полета нарушается, и самолет может бросить в сторону», – добавил источник. По его словам, возможность технической неисправности в полете не исключается. Но она «маловероятна, поскольку самолеты пилотажной группы «Русские витязи» проходят постоянные регламентные работы и за их состоянием следят с особой тщательностью».

Последний инцидент в Жуковском не первое происшествие с самолетами «Русских витязей». 12 декабря 1995 года при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань из-за неудовлетворительной организации полетов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя этой группы. В результате погибли четыре летчика.

Президент России Дмитрий Медведев в воскресенье выразил глубокие и искренние соболезнования родным и близким Игоря Ткаченко в связи с его трагической гибелью.



СЮЖЕТ

Крушение истребителей Су-27 над Жуковским

16.08.2009 Два истребителя столкнулись в небе над Жуковским

16.08.2009 Один из Су-27 упал на жилой дом садового товарищества «Белозериха»

16.08.2009 В столкновении Су-27 погиб командир группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко

Во время тренировочного полета авиасалона МАКС-2009 столкнулись два самолета Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». По данным Минобороны, три летчика катапультировались. Один из пилотов погиб. Им оказался командир одной из лучших пилотажных групп России «Русские витязи» Игорь Ткаченко. Один из Су-27 упал на садовое товарищество, в результате чего пять человек получили ожоги разной степени. Организаторы авиасалона не намерены переносить дату его открытия.

16.08.2009 Названа причина гибели Игоря Ткаченко

По мнению экспертов, Ткаченко оттягивал момент катапультирования, чтобы отвести самолет от домов, поэтому в последний момент ему не хватило высоты. Между тем источник в следственной группе сообщил, что командир «Русских витязей» успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края. Переехал в столицу БАМа вместе с родителями. Окончил школу № 7 города Тында. В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова, в 2000 году - Военно-Воздушную Академию им. Ю. А. Гагарина.

Проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на данных типах самолетов 2300 часов. Ткаченко летал на самолётах зарубежного производства: «Мираж» 2000, F-16.

Высшим пилотажем занимался с 1989 года. В составе пилотажной группы «Русские Витязи» числился с 1993 года, командиром группы стал в мае 2002 года.

Авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи» была создана 5 апреля 1991 года из лучших лётчиков авиабазы Кубинка, в совершенстве освоивших Су-27. «Русские витязи» - одно из немногих пилотажных подразделений в мире, которое выполняет групповой высший пилотаж на самолётах класса тяжёлых истребителей. «Русские Витязи» не раз демонстрировали комплекс фигур высшего пилотажа, таких как петля Нестерова, «бочка», вираж на форсаже, роспуски «фонтан» и «ножницы», «колокол», пилотаж на встречных курсах, косая петля в «стреле».

Мастер одиночного и группового пилотажа Игорь Ткаченко выполнял сложные фигуры на предельных режимах истребителя СУ-27: «повороты на горке», проходы на скорости менее 170 км/ч. Ведущий и соло-пилот пилотажной группы «Русские витязи».

Увлекался нетрадиционной медициной и автомобилями.

Гибель

Игорь Ткаченко погиб, выполняя полёт 16 августа 2009 года во время подготовки к авиасалону «МАКС-2009» пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи». Самолёт Су-27УБ, в котором находились Игорь Ткаченко и старший штурман ЦПАТ Игорь Куриленко, столкнулся с Су-27, пилотируемым Виталием Мельником. Причиной столкновения стало нарушение самим Ткаченко ряда условий полётов.

Лучшие дня

В результате падения самолёта Ткаченко, и последующего за этим пожара на земле, погибла жительница посёлка «Сосны-2», ещё 4 человека получили ожоги.

Все трое лётчиков обеих машин катапультировались. Причина, по которой, несмотря на катапультирование, погиб Игорь Ткаченко, на данный момент достоверно не известна. По некоторым данным, система катапультирования Игоря Ткаченко была повреждена во время столкновения самолётов, и парашют не раскрылся, по версии некоторых очевидцев, парашют загорелся в воздухе, по версии специалистов НПП «Звезда», катапультировавшемуся пилоту могло не хватить высоты для раскрытия парашюта. По другой версии, Ткаченко погиб ещё в самолёте в результате удара врезавшегося в него истребителя, а система катапультирования сработала автоматически или была активирована штурманом Игорем Куриленко.

Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким командира пилотажной группы «Русские витязи» Игоря Ткаченко в связи с его трагической гибелью.

Министр обороны РФ Анатолий Сердюков принял решение представить Игоря Ткаченко к награждению государственной наградой посмертно «за мужество и героизм». Из-за гибели командира пилотажная группа «Русские витязи» отменила свои показательные выступления на авиасалоне МАКС-2009. Впоследствии, памяти своего командира лётчики команды «Русские витязи» посвятили свой полёт на закрытии этого авиасалона.

Полковник Ткаченко подозревался следствием в преступлении по ст. 351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»). Уголовное дело было прекращено в связи с гибелью фигуранта.

Похоронен 19 августа 2009 года на кладбище села Никольское, неподалёку от аэродромной стоянки «Русских витязей».

Награды

Кавалер государственных орденов и медалей СССР и России:

Герой Российской Федерации (2009, посмертно)

Орден Мужества (2005)

Орден «За военные заслуги»

Медаль «В память 850-летия Москвы»

Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»

Медаль «За отличие в военной службе» (Минобороны) 1-й, 2-й и 3-й степени

Заслуженный военный лётчик Российской Федерации

Почётный гражданин города Тында (решение Тындинской городской Думы № 35 от 3 апреля 2006 года).

Семья

Был женат, воспитывал сына и дочь. Сын Игорь Игоревич Ткаченко закончил Армавирское училище лётчиков и продолжает дело отца.

Память

18 августа 2009 года в память о погибшем лётчике авиасалон МАКС-2009 был начат с минуты молчания. В брифингах и конференциях пилотажных групп и командования ВВС РФ на авиасалоне неоднократно поднималась тема гибели лётчика и причин произошедшего. Пилотажная группа «Русские витязи» приняла участие в авиасалоне - 23 августа пилотажная программа авиасалона была закрыта проходом четвёрки Су-27.