Кагул (бронепалубный крейсер). Размещение орудий главного калибра

ТТД:
Водоизмещение: 7838 т.
Размеры: длина - 133 м, ширина - 16,6 м, осадка - 7,2 м.
Скорость хода максимальная: 23 узла.
Дальность плавания: 2200 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 2 винта, 19 500 л.с.
Бронирование: палуба - 35-70 мм, башни - 90-125 мм, казематы 20-80 мм, рубка - 140 мм.
Вооружение: 8х1 130-мм (палубные), 3х1 76,2-мм, 3х1 45-мм, 2х1 25-мм орудия, 5х1 12,7-мм пулеметов, 2 бомбомета, 40 глубинных бомб, 195 якорных мин.
Экипаж: 730 чел.

История корабля:
Построен по кораблестроительной программе 1881 г. Проект АО "Vulcan" (Германия). Первоначальное название крейсера - "Кагул". Был заложен 23.08.1901 г. в Николаеве, спущен на воду 20.05.1902 г., вступил в строй в 1905 г.

С 25.03.1907 г. - "Память Меркурия". В годы 1-й мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службу у берегов Турции, эскортировал и обеспечивал противолодочную охрану бригад линкоров. Принимал участие в бою с немецкими крейсерами "Гебен" и "Бреслау" у мыса Сарыч. В 1916 году крейсер "Память Меркурия" из-за изношенности машин становится на прикол в Южной бухте Севастополя.

Восстановительные работы на крейсере проводились на Севастопольском морском заводе. Оставляя Севастополь, белогвардейцы взорвали машины корабля. Были затоплены днищевые отсеки, вода проникла в котельное и машинное отделения. В сентябре 1923 г. крейсер ввели в сухой док. Недостающее и вышедшее из строя оборудование, механизмы, детали вооружения восполнялись за счет снятых со старых кораблей. В частности, в Севастополе для этих целей демонтировали оборудование броненосца "Евстафий". Цилиндры главных паровых машин были сняты с однотипного крейсера "Богатырь", который на Балтийском флоте подлежал разборке на металлолом. С 31.12.1922 г. крейсер получил название "Коминтерн".

После пятилетнего бездействия крейсер "Коминтерн" в июне 1923 г. вступил в строй. На крейсере было установлено восемь 130-мм палубных артиллерийских орудий, три 76-мм и три 45-мм зенитных орудий. Водоизмещение выросло до 7838 т. При мощности двухвальной механической установки 19 500 л. с. скорость полного хода составила 12 уз. Этот корабль с паровой машиной, построенный еще в период русско-японской войны, по своим боевым возможностям устарел и мог рассматриваться лишь в качестве учебного корабля. С 1923 г. - учебный крейсер.

В 1930 г. прошел модернизацию: 4 котла демонтированы и на их месте размещены учебные классы. Первая дымовая труба демонтирована в конце 30-х годов. В июне 1941 г. переклассифицирован в минный заградитель.

С первых дней Великой Отечественной войны крейсер вновь становится боевой единицей Черноморского флота. Участвовал в войне в качестве минного заградителя. Вывоз раненых из осажденного Севастополя, охрана транспортов с солдатами и оружием, стратегически важная Керченско-Феодосийская операция - во всей этой работе героически участвовал старый крейсер. Рейсы в Севастополь, Одессу, Новороссийск проходили с боями.

11 марта 1942 г. крейсер был поврежден авиабомбой: пробита палуба юта, разрушена часть правого борта, снесена часть кормовых надстроек, при этом сбил 2 самолета противника. Хода не потерял и продолжал нести службу.

16.07.1942 г. при стоянке в порту Поти получил повреждения от немецкой авиации: повторно был поврежден двумя авиабомбами. Крейсеру был необходим капитальный ремонт, но во время войны это сделать не представлялось возможным. "Коминтерн" разоружили: пушки и зенитные автоматы были врыты в землю под Туапсе. Сам крейсер был затоплен в устье р. Хоби (в районе Поти) для создания волнолома.

Корпус крейсера сохранился до настоящего времени и может рассматриваться как памятник отечественного кораблестроения начала XX в. Сохранились днище, фор- и ахтерштевни, оси шпилей, бронированные основания башен главного калибра и боевых рубок.

Открываю эту тему вот в связи с чем. Про крейсер "Коминтерн" написано в разных источниках достаточно много. Однако, о том, что он был разоружён и затоплен в устье р. Хопи в Поти всегда указывается одна и та же причина. Дескать крейсер был старый, служить ему было трудно, вот и сняли с него пушки, а корпус затопили в качестве волнолома в Поти. В 1985 году я узнал от одного коллеги, который в истории флота был покруче, чем я. т.к. был севастополец и имел доступ к различным документам, такую историю, про которую мне больше слышать никогда не приходилось. Вкратце суть её такова: в начале ВО войны руководство ВМФ сделало вывод о недопустимости повседневного использования новых кораблей для перевозки десанта и оказания поддержки сухопутным войскам. В связи с этим, основная тяжесть этой боевой работы легла на старые корабли ЧФ: "Червона Украина", "Красный Крым", "Коминтерн", эм типа "Новик", КЛ типа "Эльпидифоры". Эксплуатировались эти корабли командованием ЧФ и участвовали в боевых операциях эти корабли "со всей пролетарской ненавистью" в отличие от новых. Многие из них погибли в боях. КР (минзаг) называйте как хотите, это сути истории не меняет, "Коминтерн" в результате этого находился в крайне ужасном техническом состоянии и постоянно подвергался атакам гитлеровской авиации. Поскольку он был построен раньще, чем любой первый боевой самолёт и не планировался для этих задач, то имел крайне слабое зенитное вооружение. Подливала масло в огонь проведённая до войны "модернизация", в результате которой "Коминтерн" утратил скорость от 23 проектных до 12 узлов. Команда находилась в таких ужасных условиях под постоянными бомбёжками около года и изо дня в день совершала подвиг по спасению своего крейсера и отражению авианалётов. В конце - концов, терпение моральные и физические силы экипажа достигли предела. На корабле стал готовиться заговор под руководством корабельного парикмахера с тем, чтобы захватить корабль и увести его в Румынию, где и сдаться в плен. Учитывая то, что у НКВД в то время недостатка в агентуре не было, заговор был раскрыт, несколько человек было арестовано, экипаж расформирован и вместе с пушками был отправлен в разные сухопутные части, в том числе и в Новороссийск для обороны Кавказа, а корпус крейсера был затоплен в устье р. Хопи. Вот такую "истинную" историю списания "Коминтерна" я узнал. Не верить этому человеку у меня причин нет, т.к. следующую историю в этот день он мне рассказал про БПК "Сторожевой" и Саблина. В те годы, за такие разговоры можно было иметь большие неприятности. Узнал он их от старых офицеров политотдела флота в звании к.1 р. В связи с этим, хочу узнать, слышал ли кто что-нибудь про эту историю и что думают о ней участники форума. Хотелось бы отметить, что такие старые корабли немцы с удовольствием переоборудовали в крейсера ПВО, в которых была огромная нужда, но наши этого почему-то не сделали, тупо затопив корабль в качестве волнолома далеко от линии фронта и даже не разделали на столь нужный стране металлолом. Про историю восстановления крейсера и 20-е годы в тему прошу не писать, это всем известно.

Коминтерн

[[Файл:|240px|center]]

«Богатырь»

Коминтерн

Линейный корабль типа Императрица Мария

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 (2 × 2) × 152-мм орудий Канэ;
  • 8 (8 × 1) × 152-мм орудий Канэ.

Универсальная артиллерия

  • 12 × 1 × 75-мм орудий Канэ.

Зенитная артиллерия

  • 2 × 1 × 45-мм полуавтоматические пушки;
  • 2 × 1 × 37-мм автоматические пушки «Виккерс»;
  • 2 × 4 × 7,62-мм пулемета «Максим».

Однотипные корабли

Олег, Очаков, Богатырь

«Коминтерн» - русский бронепалубный крейсер 1 ранга. Принадлежал к типу «Богатырь» . «Коминтерн» единственный корабль этого типа принимавший участие во Второй Мировой войне, нес службу под четырмя флагами и тремя именами. 10 октября 1942 г. он был затоплен в устье реки Хоби для создания волнолома.

История создания

«Коминтерн» был третьим крейсером типа «Богатырь» (бронепалубным крейсером или крейсер первого рода). Конкурс на создание этих кораблей проводился среди ряда представителей тяжелой промышленности, такие как концерн «Крупп» (непосредственно в конкурсе принимала участие фирма «Германские верфи» являющаяся филиалом вышеозначенного концерна), фирмы «Шихау», «Говальдсверке» и «Вулкан», итальянская компания «Ансальдо», Невский завод. Победительницей стала немецкая фирма «Вулкан». Ею был построен крейсер «Богатырь», являющийся головным, заложенный 9 декабря 1899 г. и спущенный на воду 7 августа 1902 г., а так же остальные три корабля в том числе и «Коминтерн» (под названием «Кагул»), были собраны в России на верфях Нового, Николаевского и Дазаревского Адмиралтейств («Кагул» - на верфи Николаевского адмиралтейства в августе 1901 г., принят на вооружение в 1905 г.).

Представители

Кроме уже упоминавшихся кораблей «Богатырь» и «Кагул», в строй были введены еще 2 крейсера этого типа: «Очаков» и «Олег» также был заложен крейсер «Витязь», но он сгорел еще во время строительства. Ни одному из этих кораблей (кроме «Кагула» / «Коминтерна») не довелось «дожить» до второй мировой войны: «Олег» (принят на вооружение в 1904 г.) в 1919 г. Был потоплен британским торпедным катером в финском заливе, а «Очаков» (1909 г.) был выведен из состава флота в 1929 г.

Описание конструкции

Крейсер «Коминтерн»/ «Кагул» представлял собой трехтрубное двухмачтовое судно. Хотя ограниченное условиями заказа водоизмещение и не позволило установить на корпус коробля броневой пояс, те же условия заказа, требовавшие обеспечить скорость в 23 узла, обусловили оснащение судна достаточно мощной двигательной установки в 16 водотрубных котлов Нормана. Крейсер имел три сплошные металлические палубы. Для палубной брони использовали сверхмягкую никелевую сталь Ижорского завода, которая при попадании не раскалывалась с образование смертоносных осколков, а сминалась. Для обеспечения непотопляемости корпус имел 16 водонепроницаемых переборок.

Вооружение

Главный калибр

Главный калибр «Коминтерна» представлен двенадцатью 152-мм орудиями системы Канэ. Они размещались в двух двухорудийный башнях (носовой и кормовой) конструкция Металлического завода, в четырех бортовых казематах и четырех щитовых установках на палубе. Достаточно удачное распределение артиллерии обеспечивало огонь четырех орудий по направлению носа и кормы, а по направлению борта – восьми орудий. Интересно, что поначалу эти пушки заряжались унитарными выстрелами, но затем, поскольку они были очень тяжелы, Российский флот перешел на выстрелы с раздельным заряжанием.

Противоминный калибр

Вспомогательный калибр «Коминтерна» был представлен двенадцатью 75-мм орудиями Канэ, самым главным недостатком которых было отсутствие в арсенале фугасных снарядов (имелся лишь бронебойный). Кроме того, имелось восемь 47-мм пушек Гочкисса, впрочем в советское время от них отказались. Для борьбы с подводными лодками имелись два подводных торпедных аппарата калибра 381 мм (масса взрывчатки торпеды – 64 кг, дальность стрельвы 550 м).

Модификация

Перед самым началов Великой отечественной «Коминтерн» прошел модернизацию – он был переоборудован в минный заградитель. Минная установка позволила использовать мины обр. 1926 г. в количестве 160 шт. Дополнительно установили 3 зенитных орудия 21-К калибра 45 мм и два 37-мм зенитных автоматических орудия «Виккерс».

Экипаж

Экипаж крейсера состоял из 19 офицеров и 537 нижних чинов

История службы

Превая мировая война

Во время Первой мировой войны «Кагул» (в марте 1907 г. переименованный в «Память меркурия») состоял в составе Черноморского флота и участвовал в рейдах против коммуникаций противников, обстреливал побережья Турции. После падения Временного правительства 12 ноября 1917 г. на нем был поднят сине-желтый флаг независимой Украинской Республики. В июне 1918 г. корабль был захвачен германскими войсками и использовался как плавучая казарма под германским флагом. После капитуляции Германии в 1918 г. союзники по Антанте передали крейсер добровольческой армии России. Флаг Российской империи развивался на корабле недолго – в 1920 г. крейсер был захвачен частями РККА, а затем включен в состав морских сил Черного оря с присвоением имени «Коминтерн».

Великая Отечественная война

После начала Великой Отечественной войны крейсер-долгожитель вновь пошел в бой. Уже 23 июня 1941 г. он приступил к постановке минных заграждений у Севастополя и Одессы. 6 августа корабль был назначен во вновь сформированный отряд кораблей северо-западного района. С лета 1941 по весну 1942 г. «Коминтерн» оказал артиллерийскую поддержку войскам в Крыму и Одессе, вывозили из Одессы и Севастополя раненых, и доставлял туда подкрепления и грузы. С 29 декабря 1941 г. он совершил рейсы из кавказских портов Феодосию вплоть до ее падения, доставляя пополнения и припасы войскам вновь образованного Крымского фронта. 2 июля 1942 г. в ходе налета немецкой авиации на Новороссийска «Коминтерн» получил прямое бомбовое попадание. Командование флотом решило не ремантировать устаревший и тяжело поврежденный корабль – 10 октября 1942 г. он был затоплен в устье реки Хоби для создания волнолома (здесь он покоится и сейчас). Орудия, снятые с него, пошли на формирование батареи Туапсинского Берегового оборонительного района.

Командиры корабля

  • 30.01.1906-xx.xx.xxxx - капитан 2-го ранга Шульц, Максимилиан Фёдорович
  • xx.xx.1907-xx.xx.xxxx - Ф. Н. Иванов
  • хх.хх.1908-хх.хх.1909 - Новицкий, Павел Иванович
  • xx.xx.1909-xx.xx.1911 - Дитерихс, Владимир Константинович
  • xx.xx.1911-xx.xx.1914 - капитан 1-го ранга Львов, Николай Георгиевич
  • xx.xx.1914-xx.xx.1916 - капитан 1-го ранга Остроградский, Михаил Михайлович
  • xx.xx.xxxx-xx.xx.1917 - капитан 1-го ранга Гадд, Александр Оттович
  • хх.хх.1917-хх.хх.1917 - Петренко
  • 16.06.1921-12.04.1924 - Шабельский, Иван Петрович
  • 23.04.1924-30.12.1924 - Ружек, Александр Антонович
  • хх.09.1926-хх.10.1930 - Кадацкий-Руднев, Иван Никитич
  • xx.12.1930-xx.05.1936 - Зиновьев, Юрий Константинович
  • xx.05.1936-xx.05.1937 - капитан 2-го ранга Кара, Степан Иванович (Арест. 17.05.1937. Приговорен ВКВС 20.09.1937, обв.: участие в тер.организации. Расстрелян 20.09.1937. Реабилитирован 25.07.1957)
  • xx.07.1937-xx.08.1937 - Зиновьев, Юрий Константинович
  • xx.08.1937-xx.xx.1940 - капитан 2-го ранга Барбарин А. А.
  • хх.хх.1941-хх.хх.1941 - капитан 2-го ранга Заруба И. А.
  • хх.12.1941-хх.09.1942 - капитан 3-го ранга Жиров, Фёдор Васильевич

Литература

  • Ликсо В.В. Боевые корабли и подводные лодки Великой Отечественной войны стр. 26

Характеристики

Водоизмещение , т: стандартное - 6 645; полное - 7 070
Размеры , м: длина - 134,1: ширина - 16,6; осадка - 6,3
Мощность силовой установки , л.с.: 19 500
Скорость , узлов: максимальная - 24,75; крейсерская - 16
Дальность плавания , морских миль: 5 000 при 12 узлах
Экипаж , человек: 540-556 (в т.ч. 19 офицер)
Бронирование , мм: верхняя палуба - 35- 0; башни главного калибра - 90-125; боевая рубка - 140; казематы - 25-80; щиты орудий - 25;
Вооружение
Основное вооружение 2х2 и 1х1 152 мм орудия Канэ главного калибра; 12х1 75-мм орудия Канэ
Вспомогательная артиллерия 12х1 75-мм орудия Канэ
Зенитная артиллерия : 3х1 45-мм полуавтоматические пушки; 2х1 37-мм автоматические пушки Виккерс; 2х4 пулемета Максим
Минно-торпедное вооружение : 2х1 381-мм торпедных аппарата; 2 бомбомета БМБ-1 (160 мин, 140 глубинных бомб)

Коминтерн был третьим по счету бронепалубным крейсером (крейсером 1 ранга) типа Богатырь Российского флота. В конкурсе на создание этих кораблей участвовали российский Невский завод, итальянская компания Ансальдо и четыре немецкие фирмы - Германские верфи (филиал концерна Крупп), Шихау, Говальдсверке и Вулкан.

Последняя стала победительницей. Она построила головной крейсер серии (Богатырь, дата закладки - 9 декабря 1899 г., спущен на воду 7 августа 1902 г.). Остальные три, в том числе и Коминтерн (под названием Кагул), были собраны в России на верфях Нового, Николаевского и Лазаревского адмиралтейств (Кагул - на верфи Николаевского адмиралтейства в августе 1901 г., принят на вооружение в 1905 г.).

Кроме уже упоминавшихся кораблей Богатырь и Кагул, в строй были введены еще 2 крейсера этого типа: Очаков и Олег. Также был заложен крейсер Витязь, но он сгорел еще во время строительства. Ни одному из этих кораблей (кроме Кагула - Коминтерна) не довелось дожить до Второй мировой войны: Олег (принят на вооружение в 1904 г.) в 1919 г. был потоплен британским торпедным катером в Финском заливе, а Очаков (1909 г.) был выведен из состава флота в 1929 г.

Крейсер Коминтерн - Кагул представлял собой трехтрубное двухмачтовое судно. Хотя ограниченное условиями заказа водоизмещение и не позволило установить на корпус корабля броневой пояс, те же условия заказа, требовавшие обеспечить скорость в 23 узла, обусловили оснащение судна достаточно мощной двигательной установкой из 16 водотрубных котлов Нормана. Крейсер имел три сплошные металлические палубы. Для палубной брони использовали сверхмягкую никелевую сталь Ижорского завода, которая при попаданиях снарядов не раскалывалась с образованием смертоносных осколков, а сминалась. Для обеспечения непотопляемости корпус имел 16 водонепроницаемых переборок.

Главный калибр Коминтерна представлен двенадцатью 152-мм орудиями системы Канэ. Они размещались в двух двухорудийных башнях (носовой и кормовой) конструкции Металлического завода, в четырех бортовых казематах и четырех щитовых установках на палубе. Достаточно удачное распределение артиллерии обеспечивало огонь четырех орудий по направлению носа и кормы, а по направлению борта - восьми орудий. Интересно, что поначалу эти пушки заряжались унитарными выстрелами, но затем, поскольку они были очень тяжелы, Российский флот перешел на выстрелы с раздельным заряжанием.

Вспомогательный калибр Коминтерна был представлен двенадцатью 75-мм орудиями Канэ, самым главным недостатком которых было отсутствие в арсенале фугасных снарядов (имелся лишь бронебойный). Кроме того, имелось восемь 47-мм пушек Гочкисса, впрочем, в советское время от них отказались. Для борьбы с подводными лодками-имелись два подводных торпедных аппарата калибра 381 мм (масса взрывчатки торпеды - 64 кг, дальность стрельбы - 550 м).

Перед 1941 годом Коминтерн прошел модернизацию - он был переоборудован в минный заградитель. Минная установка позволила использовать мины обр. 1926 г. в количестве 160 шт. Дополнительно установили 3 зенитных орудия 21-К калибра 45 мм и два 37-мм зенитных автоматических орудия Виккерс.

Во время Первой мировой войны Кагул (в марте 1907 г. переименованный в Память Меркурия) состоял в составе Черноморского флота и участвовал в рейдах против коммуникаций противников, обстреливал побережье Турции. После падения Временного правительства 12 ноября 1917 г. на нем был поднят сине-желтый флаг независимой Украинской Республики. В июле 1918 г. корабль был захвачен германскими войсками и использовался как плавучая казарма под германским флагом. После капитуляции Германии в 1918 г. союзники по Антанте передали крейсер добровольческой армии России. Флаг Российской империи развивался на корабле недолго - в 1920 г. крейсер был захвачен частями РККА, а затем включен в состав морских сил Черного моря с присвоением имени Коминтерн.

После вступления СССР во Вторую мировую войну для крейсера нашлось работа. Уже 23 июня 1941 г. он приступил к постановке минных заграждений у Севастополя и Одессы. 6 августа корабль был назначен во вновь сформированный отряд кораблей северо-западного района. С лета 1941 по весну 1942 г. Коминтерн оказывал артиллерийскую поддержку наземным войскам в Крыму и Одессе, вывозил из Одессы и Севастополя раненых и доставлял туда подкрепления и грузы. С 29 декабря 1941 г. он совершал рейсы из кавказских портов в Феодосию вплоть до ее падения, доставляя пополнение и припасы войскам вновь образованного Крымского фронта. 2 июля 1942 г. в ходе налета немецкой авиации на Новороссийск Коминтерн получил прямое бомбовое попадание. Командование флотом решило не ремонтировать устаревший и тяжело поврежденный корабль - 10 октября 1942 г. он был затоплен в устье реки Хоби для создания волнолома (здесь он покоится и сейчас). Орудия, снятые с него, пошли на формирование батарей Туапсинского берегового оборонительного района.

Крейсеры типа «Богатырь» считаются одними из самых удачных бронепалубных крейсеров начала ХХ века. Изначально они строились для проведения рейдерских операций на удаленных коммуникациях Британской империи (в союзе с германскими военно-морскими силами), но, по иронии судьбы, были вынуждены воевать на замкнутых пространствах Балтики и Чёрного моря против германского и турецкого флотов

К концу XIX века ведущие военно-морские державы пришли к выводу о необходимости наличия в составе флота крейсеров – кораблей, способных уничтожать вражеские транспортные суда, а также нести эскадренную службу. По мнению морских теоретиков, флот нуждался в крейсерах трёх типов:

  • больших крейсерах (в более поздних источниках фигурируют как «тяжёлые» или «броненосные»), предназначенных для действий на океанских коммуникациях;
  • средних крейсерах (в более поздних источниках фигурируют как «лёгкие» или «бронепалубные»), действующих недалеко от собственных военно-морских баз;
  • малых крейсерах (в более поздних источниках фигурируют как «вспомогательные» или «авизо») – быстроходных кораблях, предназначенных для разведки при эскадрах линейных сил.

Военно-морская доктрина Российской империи в целом соответствовала мировым тенденциям. Так, введённая в 1892 году классификация предусматривала наличие в составе флота крейсеров 1-го (разделялись на броненосные и бронепалубные крейсеры) и 2-го рангов. Кораблестроительные программы, принятые в России в 1896 и 1898–1904 годах, предусматривали строительство двадцати крейсеров всех типов для Балтийского флота и двух крейсеров для Черноморского флота. Основная часть крейсеров Балтийского флота предназначалась для создаваемой в его составе эскадры Тихого океана (c 12 мая 1904 года – 1-я эскадра флота Тихого океана). Морское министерство получило необходимые средства, но израсходовало их довольно нерационально, построив в итоге всего восемнадцать крейсеров. Срыву программы в немалой степени способствовал Морской технический комитет (МТК). В результате постоянного изменения его требований к тактико-техническим характеристикам новых кораблей флот в итоге получил шесть броненосных крейсеров полным водоизмещением 11 000–15 000 тонн четырёх различных типов, девять бронепалубных крейсеров полным водоизмещением 7000–8000 тонн четырёх различных типов и четыре бронепалубных крейсера полным водоизмещением 3000 тонн трёх различных типов.

Увеличение количества строившихся бронепалубных крейсеров за счёт уменьшения количества броненосных принято связывать с курсом Морского министерства на отказ от планировавшейся ранее крейсерской войны против Британской империи в пользу плана создания броненосной эскадры, которая превосходила бы по силам японский флот. Появление бронепалубных крейсеров водоизмещением 3000 тонн, оптимально приспособленных для действий на японских торговых путях, приближенных к российским военно-морским базам, вполне соответствует этому предположению. А вот появление более крупных (так называемых «7000-тонных») крейсеров в антияпонскую доктрину не вписывается – корабли, вооружённые 152-мм орудиями, были слишком мощными для борьбы с японскими крейсерами 2-го ранга и слишком слабыми для борьбы с башенными броненосными крейсерами, вооружёнными 203-мм орудиями. Появление 7000-тонных бронепалубных крейсеров явилось скорее следствием многочисленных компромиссов, направленных на создание универсального крейсера для борьбы с любым потенциальным противником, чем до конца осмысленным и просчитанным решением. Подобные попытки создать «идеальное оружие», как правило, завершаются напрасной тратой времени и ресурсов, но, к счастью, наибольшей серией среди 7000-тонных крейсеров были построены определённо самые совершенные крейсеры типа «Богатырь», в известной мере опередившие своё время и предвосхитившие появление в 30-х годах башенных крейсеров так называемого «вашингтонского» типа.

Тактико-технические характеристики

Подготовленная к 13 апреля 1898 года окончательная редакция «Программы для крейсера в 6000 тонн водоизмещения» сформулировала основные требования к кораблю:

  • водоизмещение – 6000 тонн;
  • дальность плавания – порядка 4000 миль при скорости в 10 узлов;
  • скорость хода – не менее 23 узлов;
  • использование в качестве основного артиллерийского вооружения 152-мм пушек Канэ с длиной ствола в 45 калибров (способ размещения орудий не регламентировался);
  • бронирование палубы и боевой рубки.

Интересно, что первые корабли нового типа были заложены ещё в мае 1897 года – почти за год до принятия окончательной редакции «Программы». По причине управленческой неразберихи (русские адмиралы так и не смогли окончательно согласовать требования к новому типу крейсеров) и сжатых сроков строительства, вынудивших обращаться к различным судостроительным компаниям, императорский флот, как упоминалось ранее, получил девять бронепалубных крейсеров четырёх различных типов.

Бронепалубные крейсеры, построенные по «Программе для крейсера в 6000 тонн водоизмещения»

Тип крейсера

«Паллада»

«Варяг»

«Аскольд»

«Богатырь»

Разработчик проекта

Балтийский завод (Россия)

William Cramp and Sons (Филадельфия, США)

Germaniawerft (Киль, Германия)

Vulcan A.G. (Штеттин, Германия)

Дата закладки головного корабля

Количество построенных кораблей

Полное водоизмещение, тонн

Скорость хода, узлов

Дальность плавания

3700 миль при скорости 10 узлов

4280 миль при скорости 10 узлов

4100 миль при скорости 10 узлов

4900 миль при скорости 10 узлов

Размещение орудий главного калибра

Открытые палубные установки

Открытые палубные установки

Щитовые палубные установки

Башенные, казематные и щитовые палубные установки

Схема крейсера «Память Меркурия» по состоянию на 1907 год

Строительство крейсеров типа «Богатырь» осуществлялось четырьмя различными верфями (одной германской и тремя российскими).

Корпус крейсера «Витязь», заложенного в 1900 году (дата торжественной закладки – 4 июня 1901 года) на верфи «Галерный остров» в Санкт-Петербурге, был уничтожен мощным пожаром 13 июня 1901 года, что привело к необходимости закладки вместо него крейсера «Олег». Крейсеры «Богатырь» и «Олег» строились для Балтийского флота, а «Кагул» и «Очаков» – для Черноморского флота.

Конструкция

Крейсеры типа «Богатырь» имели трёхтрубный силуэт с короткими полубаком и полуютом. Конструктивно корабли российской постройки несколько отличались от головного крейсера, что было вызвано причинами как объективного (в процессе строительства была изменена номенклатура вооружений), так и субъективного характера (как ни странно это звучит с точки зрения современных реалий, но в начале ХХ века отсутствовало такое понятие как внутренняя спецификация проекта, и детали, произведённые различными подрядчиками, существенно отличались друг от друга). Видимым отличием «черноморских» крейсеров от «балтийских» являлась плавная линия форштевня без утолщения в его средней части.


Крейсер «Память Меркурия» (до 25.03.1907 – «Кагул»), 1917 год
Источник: ru.wikipedia.org


Крейсер «Очаков» у достроечной стенки. Севастополь, 1905 год
Источник: ru.wikipedia.org

Вооружение

Первоначально при строительстве бронепалубных крейсеров МТК предполагал установку:

  • артиллерии основного калибра (носового и кормового 203-мм и бортовых 152-мм орудий);
  • 47- и 75-мм «противоминных» орудий;
  • 37- и 47-мм шлюпочных орудий Гочкиса;
  • двух надводных (курсового и кормового) и двух подводных 381-мм торпедных аппаратов.

Однако генерал-адмирал Российского флота Великий князь Алексей Александрович приказал унифицировать орудия главного калибра, заменив 203-мм пушки на 152-мм. Идеологом этого решения являлся авторитетный флотский артиллерист Н. В. Пестич, полагавший, что «град снарядов из 152-мм пушек нанесёт врагу больший урон, чем меньшее число попаданий из 203-мм и других более крупных пушек» . В итоге крейсеры типа «Богатырь» получили по двенадцать 152-мм пушек Канэ с длиной ствола в 45 калибров (четыре – в двухорудийных носовой и кормовой башнях, четыре – в казематах на верхней палубе (побортно от обеих мачт) и четыре – в спонсонах в центральной части корабля) с общим боекомплектом в «2160 раздельных патронов» .


Кормовая 152-мм башня крейсера «Очаков»
Источник: nashflot.ru

Отказ от 203-мм орудий часто критикуется специалистами, ссылающимися на мнение командира крейсера «Кагул» капитана 1-го ранга С. С. Погуляева, который во время Первой мировой войны настаивал на замене двухорудийных 152-мм башен на одноорудийные 203-мм. По мнению Погуляева, после таких изменений « встреча крейсера даже с «Гебеном» (имеется в виду германский линейный крейсер Geben – прим. автора.) не будет иметь того обидного, тяжёлого характера полной беззащитности, на какую обречён корабль, вооружённый только шестидюймовыми орудиями» . В известной степени можно согласиться с обеими точками зрения. С одной стороны, Пестич был прав, поскольку опыт русско-японской войны показал, что корректировку огня можно вести только при залпе не менее чем из четырёх орудий, что делало два 203-мм орудия «Богатыря» пригодными для стрельбы лишь при преследовании или отрыве от противника и исключало их использование при бортовом залпе. С другой стороны, прав Погуляев, так как уже в ходе Первой мировой войны выяснилось, что вести залповую стрельбу совместно (централизованно) башенными и палубными орудиями невозможно по следующим причинам:

  • разная скорострельность башенных и казематных орудий вследствие различия способов их наводки;
  • более сложная корректировка стрельбы башен из-за вызванного их проворачиванием рассеивания снарядов;
  • различие поправок при управлении стрельбой из-за использования прицелов разных типов;
  • разная дальность стрельбы при огне на поражение из-за неприспособленности башенных элеваторов к подаче снарядов с баллистическими наконечниками.

Практически неосуществимым оказалось и чередование прицельных залпов башенных орудий с залпами палубных орудий – башни требовали проверочных залпов, и для них был необходим специальный управляющий стрельбой. В итоге носовая и кормовая башни использовались только при преследовании или отрыве от противника (в таких случаях предпочтительным было бы наличие более мощных 203-мм орудий). Таким образом, можно сказать, что теоретически верная идея Пестича была неверно реализована на практике. Не меньше нареканий вызвала и противоминная артиллерия, состоявшая из двенадцати 75-мм орудий Канэ с длиной ствола в 50 калибров (восемь – на уровне верхней палубы, четыре – над казематами) с общим боекомплектом в «3600 унитарных патронов» и шести 47-мм орудий Гочкиса. Ярким примером низкой эффективности 75-мм орудий является попытка расстрела русскими крейсерами турецких лайб у порта Ризэ во время Первой мировой войны. После двадцати восьми безрезультатных выстрелов (согласно отчёту, 75-мм снаряды, попадавшие в воду у ватерлинии, не разрывались, а рикошетировали и разрывались на берегу) лайбы были уничтожены из 152-мм орудий. Кроме вышеупомянутых орудий, крейсеры получили по два 37- и 47-мм шлюпочных орудия Гочкиса.

Попытки изменить артиллерийское вооружение новых крейсеров начались буквально сразу после утверждения проекта. Из множества предложенных проектов следует выделить несколько наиболее примечательных. Так, уже 20 сентября 1899 года Балтийский завод представил проект, предусматривавший башенное размещение всех двенадцати 152-мм орудий. Такое решение позволяло существенно увеличить эффективность артиллерии главного калибра за счёт использования центральной наводки. Однако этот, безусловно, прогрессивный проект был отвергнут из-за невозможности своевременного изготовления необходимого количества башен. После русско-японской войны командир крейсера «Олег» капитан 1-го ранга Л. Ф. Добротворский предложил демонтировать четыре бортовых 152-мм и все 75-мм орудия, заменив казематные 152-мм орудия на американские 178-мм. Проект Добротворского также предусматривал бронирование казематов и установку 89-мм броневого пояса, что, по сути, превращало корабль из бронепалубного крейсера в броненосный. Морское министерство признало этот проект слишком радикальным, ограничившись более консервативными изменениями. На определенном этапе в качестве основного рассматривался проект А. А. Баженова о замене восьми 75-мм орудий на шесть 120-мм, что должно было увеличить огневую мощь корабля на 15%, но и эта идея не была реализована. В соответствии с записью в журнале МТК по артиллерии №13 от 21 сентября 1907 года, было признано, что «установка 120-мм пушек, действительно, могла бы усилить огонь крейсеров, но к несчастью, в запасе сейчас нет ни станков, ни орудий этого калибра, а изготовление их займёт значительное время. Поэтому правильнее будет вопрос о перевооружении этих крейсеров отложить на будущее, приурочив ко времени их капитального ремонта» . В итоге зимой 1913–14 годов на крейсере «Память Меркурия» (до 25.03.1907 – «Кагул») были демонтированы десять (по другим данным – восемь) 75-мм орудий, а количество 152-мм орудий увеличено до шестнадцати. В марте-апреле 1915 года подобную модернизацию прошёл и крейсер «Кагул» (до 25.03.1907 – «Очаков). В 1916 году было принято решение о замене всех 152-мм орудий на 130-мм с длиной ствола в 55 калибров. Фактически же до начала революции замену орудий успели произвести на всех крейсерах кроме «Памяти Меркурия». Помимо этого, в последние годы существования Российской империи развитие авиации породило вопрос о необходимости вооружения крейсеров зенитными орудиями, и в 1916 году «черноморские» крейсеры получили по два, а «балтийские» – по четыре 75-мм зенитных орудия Лендера.


Крейсер «Память Меркурия». Судя по наличию зенитного орудия, фото сделано не ранее 1916 года
Источник: forum.worldofwarships.ru

Первоначальный проект предполагал вооружение каждого крейсера двумя надводными и двумя подводными 381-мм торпедными аппаратами, однако в ноябре 1901 года Великий князь Алексей Александрович принял решение об отказе от установки на корабли водоизмещением до 10 000 тонн надводных торпедных аппаратов по соображениям безопасности. В результате этого на крейсерах «Олег», «Очаков» и «Кагул» были установлены лишь по два подводных торпедных аппарата калибра 381 мм.

Бронирование

В отличие от многих своих «современников», бронепалубные крейсеры типа «Богатырь» получили весьма серьёзное бронирование (по проекту масса брони составляла 765 тонн или около 11% от водоизмещения корабля). Толщина броневой палубы достигала 35 мм в плоской части и 53 мм на скосах, а над машинным и котельным отделениями она была усилена до 70 мм. В ряде источников утверждается, что толщина скосов на «черноморских» крейсерах достигала 95 мм, но, вероятнее всего, речь идёт о броне в области машинного и котельного отделений. Над машинами располагался броневой купол толщиной 32–83 мм. Башни главного калибра имели толщину стенок 89–127 мм и крыши – 25 мм. Бронирование казематов составляло 20–80 мм, подачи – 63–76 мм, барбетов – 75 мм, орудийных щитов – 25 мм. Боевая рубка, связанная с подпалубными помещениями шахтой с 37-мм броней, имела 140-мм стены и 25-мм крышу. Вдоль ватерлинии были оборудованы коффердамы, заполненные целлюлозой, быстро разбухающей при проникновении воды. По замыслу инженеров, водонепроницаемые переборки и горизонтальные платформы должны были обеспечить кораблю плавучесть и остойчивость.


Крейсер «Кагул» (до 25.03.1907 – «Очаков»)
Источник: tsushima.su

Показательными в плане оценки броневой защиты корабля и его живучести являются результаты обстрела крейсера «Очаков» 15 ноября 1905 года корабельной и береговой артиллерией во время подавления восстания, вспыхнувшего на его борту. Всего в корабле отмечено 63 пробоины, особенно много повреждений появилось на уровне средней и батарейной палуб – здесь разрывами снарядов крепостной артиллерии, бившей по ватерлинии, разворотило правый борт в четырнадцати местах. Во многих местах была сорвана промежуточная палуба, разбиты бортовые коффердамы, пробиты шахты подачи снарядов и трубы для погрузки угля, разрушено множество помещений. Так, 280-мм снаряд, взорвавшийся в запасной угольной яме на скосе броневой палубы, сорвал с заклёпок и разворотил находившуюся над ней промежуточную палубу на протяжении десяти шпаций. Однако значительная часть снарядов так и не пробила палубу, а в машинном отделении отмечено всего два повреждения:

  • 254-мм снаряд с броненосца «Ростислав» попал в левый борт между броневой и промежуточной палубами, пробив наружную обшивку, коффердам, наклонную броню и сам броневой настил палубы толщиной 70 мм;
  • 152-мм снаряд пробил наружную обшивку между броневой и промежуточной палубами и прошёл через бортовой коффердам и гласис машинного люка толщиной 85 мм.

Расстрел «Очакова» доказал высокую устойчивость крейсеров типа «Богатырь» к артиллерийскому огню. «Очаков», перенёсший взрывы 152-мм снарядов в кормовом артиллерийском погребе и выгоревший практически дотла, сохранил остойчивость и плавучесть. Менее надёжной оказалась подводная защита крейсеров: 17 июня 1919 года крейсер «Олег», обстреливавший восставшие форты «Красная Горка» и «Серая лошадь», затонул в течение двенадцати (по другим данным – пяти) минут после попадания единственной торпеды, выпущенной с английского торпедного катера СМВ-4.

Энергетическая установка

Создание энергетической установки сопровождалось серьёзным концептуальным спором: подрядчик (германская фирма Vulcan A.G.) предлагал оснастить крейсер котлами системы Никлосса, призванными обеспечить высокую скорость, а главный инспектор механической части Российского императорского флота генерал-лейтенант Николай Гаврилович Нозиков настаивал на использовании менее скоростных, но более надёжных котлов Бельвиля, допускавших использование даже забортной воды. Рассмотрев оба варианта, МТК приняла компромиссное решение – обязать использовать при проектировании энергетической установки крейсера «Богатырь» котлы Нормана. В окончательном варианте корабль получил критикуемую как за низкую надежность, так и за низкую скорость двухвальную энергетическую установку из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и шестнадцати котлов Нормана суммарной мощностью 20 370 л. с. Критики надёжности этой установки ссылаются на неоднократные нарекания командиров крейсеров на работу котлов Нормана. Однако, не отрицая факт нареканий, к ним следует относиться критически. Так, в соответствии с рапортом старшего механика крейсера «Кагул» капитана 1-го ранга В. Г. Максименко от 28 января 1915 года, причиной снижения хода крейсера являлось:

«Во-первых, – использование угольных брикетов, которые не могут почитаться за хорошее для полных ходов топливо, во-вторых, – неблагополучное состояние котлов, значительная часть которых проработала без чистки вчетверо больший срок (до 1270 часов), чем положено, и, наконец, в-третьих, – падение мощности и повышенный расход пара из-за того, что в цилиндрах высокого давления лопнули (при 124 об/мин) поршневые кольца ».

В целом, проблемы с надёжностью энергетической установкой крейсеров типа «Богатырь» были вызваны скорее ненадлежащим уходом и плохим качеством топлива и воды, чем типом паровых котлов. Голословными представляются и заявления о низкой скорости крейсера из-за установки котлов Нормана вместо котлов Никлосса. Энергетическая установка крейсеров позволяла им развивать скорость до 24 узлов, тогда как оснащённый котлами Никлосса крейсер «Варяг» из-за частых поломок котлов на практике развивал скорость не более 23,75 узла вместо заявленных 26 узлов. Интересно, что самыми экономичными оказались вовсе не построенный в Германии «Богатырь», дальность хода которого при запасе угля в 1220 тонн составляла 4900 миль (при скорости в 10 узлов), не построенный в Петербурге «Олег» (те же 4900 миль, но с запасом угля 1100 тонн), а «черноморские» крейсеры (5320 миль при скорости в 10 узлов и запасе угля 1155 тонн).

Численность экипажа каждого из крейсеров типа «Богатырь» по проекту составляла 550 человек (в том числе, 30 офицеров).

Корабли типа «Богатырь» большинство специалистов считает одними из самых удачных бронепалубных крейсеров начала ХХ века. Однако сама идея использования крупных бронепалубных крейсеров оказалось ошибочной, так как во время Первой мировой войны флот нуждался в малых бронепалубных крейсерах водоизмещением около 3000 тонн и крупных броненосных крейсерах с башенными установками 203-мм орудий.

Боевая служба

При расчётах немецкие конструкторы исходили из предельного срока службы крейсеров типа «Богатырь» в двадцать лет (в соответствии с проектным заданием), но фактически «Очаков» и «Кагул» прослужили значительно больше, благополучно пережив три русские революции, гражданскую и Первую мировую войны («Кагул» успел принять участие и во Второй мировой войне). Наиболее ярким событием в истории этих кораблей стало Севастопольское восстание 1905 года, начавшееся 11 ноября во флотской дивизии и охватившее около 2000 матросов и солдат. Официальная советская историография посвятила этому восстанию массу произведений скорее пропагандистского, нежели исторического содержания, оставив в памяти читателей нерешительность возглавившего его лейтенанта Шмидта и рассказ о беспримерном мужестве экипажа крейсера «Очаков». При ближайшем рассмотрении картина событий оказывается не столь однозначной. В разгар восстания под контролем «революционных матросов», действовавших при полном попустительстве деморализованных офицеров, кроме недостроенного крейсера «Очаков» находились броненосец «Святой Пантелеймон», минный крейсер «Гридень», канонерская лодка «Уралец», минный заградитель «Буг», эсминцы «Свирепый», «Зоркий» и «Заветный», а также миноносцы №265, №268, №270. Неизвестно, чем завершилось бы восстание, если бы не выдержка и личное мужество генерала Меллер-Закомельского, сумевшего удержать под контролем единственный боеспособный броненосец Черноморского флота «Ростислав» и береговые батареи.

Само подавление восстания прошло, вопреки легендам, почти молниеносно. Судя по бортовому журналу броненосца «Ростислав», огонь по «Очакову» и «Свирепому» был открыт в 16 часов, а уже в 16 часов 25 минут в журнале была сделана запись: «Начался пожар на «Очакове», он прекратил бой, спустил боевой флаг и поднял белый» . Судя по тому же журналу, «Ростислав» выпустил четыре 254-мм (один залп) и восемь 152-мм снарядов (два залпа). По показаниям находившихся на «Очакове» плененных офицеров, крейсер сделал не более шести ответных выстрелов. На этом «мужественное» сопротивление «Очакова» завершилось. В ходе боя в корабль попало 63 снаряда, что привело к пожару, отсрочившему вступление крейсера в строй на три года. Вопреки мифу, крейсер «Кагул» не принимал участия в обстреле своего систершипа, а рождение этого мифа связано с переименованием крейсеров в 1907 году. В соответствии с указом императора Николая I, за особое мужество, проявленное бригом «Меркурий» в бою с турецкими кораблями в мае 1829 года, в составе Черноморского флота должен был постоянно находиться георгиевский (гвардейский) корабль «Память Меркурия». Формально текст указа гласил: «Когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, наименовав его «Меркурий», приписав к тому же экипажу, на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом» . Но к началу ХХ века постройка парусного брига выглядела столь явным анахронизмом, что соблюдали не букву, а дух указа. В обстреле «Очакова» принимал участие не его систершип, а крейсер «Память Меркурия», заложенный ещё в 1883 году. После исключения старого крейсера из состава флота (это произошло 7 апреля 1907 года) его имя и георгиевский флаг 25 марта 1907 года (вероятно, речь идёт о дате по старому стилю) были переданы боеспособному крейсеру «Кагул», и тогда же достраивавшийся крейсер «Очаков» был переименован в «Кагул». В советской историографии это обычно трактуют как своеобразную месть царизма, запоздавшую на полтора года, но, вероятно, переименование было связано с желанием оставить в составе флота корабль, названный в честь фрегата «Кагул», отличившегося в Синопском сражении . К началу Первой мировой войны оба этих корабля входили в состав полубригады крейсеров, подчинявшейся командиру минной дивизии Черноморского флота.