Крупная поэма Сергея Есенина, последнее из больших его произведений. В ней отразились и воспоминания поэта о его любви, и критическое осмысление революционных событий. Написана поэма в 1925 году, незадолго до смерти Есенина.
Сюжет . Молодой поэт по имени Сергуша (в котором нетрудно узнать образ самого Есенина) возвращается в родное село из Петербурга, устав от бурных событий революции. Село заметно изменилось после упразднения царского режима. Герой встречается с местными жителями, а также с крестьянами из соседней деревни Криуши. Среди них и Прон Оглоблин - революционер, народный агитатор и пропагандист; прообразом его послужил Пётр Мочалин - уроженец того же села, что и Есенин, крестьянин, работавший на коломенском заводе.
Крестьяне расспрашивают героя о последних событиях в стране и столице, а также о том, кто такой Ленин. Приезжает и Анна Снегина - молодая помещица, в которую герой был влюблён в юности. Они общаются, вспоминают прошлое. Через некоторое время Сергуша приезжает в Криушу и становится участником бунта: местные крестьяне заставляют Анну Снегину отдать им землю. Кроме того, приходит информация о том, что на войне убили мужа Снегиной. Девушка обижается на поэта, но ничего не может поделать. Землю забирают крестьяне, а Анна навсегда уезжает из деревни, при этом попросив у поэта прощения. Сергуша возвращается в Петербург и впоследствии узнаёт, что Оглоблина расстреляли белые. Приходит также письмо от Анны Снегиной из Лондона.
История создания . Поэму Есенин писал на Кавказе, куда он отправился «в поисках творческого вдохновения». Вдохновение, надо сказать, пришло, у поэта появились идеи и силы работать; до этого он в течение двух лет почти ничего не писал, хотя объездил Европу и Америку. В последние годы жизни Есенин испытывал некий творческий порыв. Ряд произведений, написанных в это время, касается «восточных» мотивов, а также революции и новой советской действительности. Одним из таких произведений и стала поэма «Анна Снегина», в которой, однако, оценка революции и её последствий не столь однозначная.
Прообразом Анны Снегиной стала Лидия Кашина (Кулакова) - подруга и одна из первых слушательниц Есенина. Она являлась дочерью богатого купца, который купил имение в есенинском селе Константиново; имение по наследству перешло ей. После революции усадьба перешла государству, а Кашина устроилась на работу сначала письмоводителем в Красную Армию, а потом в газету «Труд»; поэт продолжал с ней общаться.
Герои
. Рассказчик, Анна Снегина, Прон Оглоблин, Лабутя, мать Снегиной, мельник.
Тема.
В произведении затронута тема Родины, любви, войны (революция, войны).
Проблематика . В своей поэме Есенин показал, как революционные события отразились на судьбах отдельных людей и как повлияли новые порядки на такие реалии, как любовь, дружба между мужчиной и женщиной, на все «высокие» человеческие установки. Революция разделила Сергушу, стоящего на стороне народа, и Снегину - его подругу и возлюбленную, но принадлежащую к высшему сословию. Анна была в гневе и в обиде на поэта; затем они помирились, однако девушка всё равно не могла остаться с ним в России.
Советские критики благосклонно отзывались о поэме, не заметив в ней тонкой критики революции и нового режима. «Советский народ» показан в ней грубым, тёмным и жестоким сборищем, в то время как дворянка Снегина - персонаж, как кажется, весьма положительный. Главное же в том, что взбунтовавшиеся крестьяне - и революция в целом - разрушили любовь, а вместе с ней мечты и все светлые устремления людей. Сергуша (а вместе с ним и сам Есенин) не понимает и не принимает войны.
Революция, начинавшаяся как борьба за более светлый и справедливый мир, обернулась непонятной и кровопролитной гражданской войной, в которой все были против всех. Поэт не принимает насилия и жестокости, даже если они осуществляются «во имя справедливости». Поэтому и криушские крестьяне изображены отнюдь не в позитивных тонах. Сам Прон Оглоблин - грубиян, драчун и пьяница, вечно злой на всех; его брат - последний трус и приспособленец: сначала был верен царскому режиму, а потом записался в революционеры, но когда деревню захватывают белые, он прячется, не желая отстаивать свою родину.
Так или иначе, с установлением новой действительности меняются все. Даже Анна Снегина. Когда она узнаёт о гибели на войне Бори, её мужа, она начинает упрекать Сергушу, с которым перед этим мирно и задушевно общалась; теперь он для неё «жалкий и низкий трусишка», потому что он тихо-мирно живёт, в то время как Борис «героически» умер на войне. Выясняется, что ей дорого милое дворянское благополучие и счастье в семейном гнёздышке, но при этом она не замечает творящейся вокруг, в том числе её руками, несправедливости: бедные крестьяне вынуждены обрабатывать её угодья. От того и печален Сергуша, и в печальных тонах выдержана вся поэма. Герой как бы стоит на перепутье. Он категорически не признаёт разделения людей на «господ» и «рабов», но и совсем не в восторге от поведения восставшего народа.
Композиция
. В поэме пять глав. В первой части рассказывается о событиях Первой Мировой войне. Во второй части комментарии к происходящим событиям. В третьей главе происходят события во время революции (отношения главных героев). В четвертой кульминация событий. В пятой - конец Гражданской войны и итог всего случившегося.
Жанр произведения . Сам Есенин называл «Анну Снегину» лиро-эпической поэмой. Однако исследователи дают другие определения; правильнее всего, по-видимому, назвать её повестью в стихах. Неоднократно отмечалось сходство поэмы с «Евгением Онегиным», выраженное даже в зарифмованности её названия с заглавием пушкинского романа в стихах.
Русская литература богата знаковыми личностями, которые внесли существенный вклад в эпоху и оказали влияние на целое поколение. Безусловно, Сергей Есенин один из них. Многие знают его стихи, но далеко не все знакомы с биографией. Исправить это досадное упущение достаточно просто. Ближе познакомиться с широким миром автора можно в книге Сергея Есенина «Анна Снегина». Содержание произведения рассказывает о поэте, посетившем давно забытые места, которые позволили испытать волну не остывшего за годы чувства. Книга легкая для восприятия и богата вескими словесными оборотами. Сейчас без словаря тяжело понять все жаргонизмы того времени, но они оказали на произведение эффект жизненного правдоподобия.
Всех своих персонажей Сергей Есенин брал из собственного жизненного опыта. Прототипом Анны стала Лидия Ивановна Кашина. Другие герои не имеют полного сходства с реальными людьми. Но это все характеры односельчан поэта. Хотя есть много общего между Проном Оглоблиным и Петром Яковлевичем Мочалиным. Двое в свое время занимались пропагандой идеи Ленина.
Мельник часто называет главного героя Сергушей, и все же стопроцентного совпадения между автором и его персонажем нет. Согласно описанию Анны, портрет рассказчика схож с внешностью поэта. Но точно нельзя это утверждать. Тем не менее, анализ поэмы («Анны Снегиной») Есенина можно сделать, опираясь уже на то, что книга автобиографическая.
Также в одной из бесед главный герой говорит, что его характер связан с тем, что рожден он был осенью (Сергей Александрович появился на свет 3 октября). По поэме, приезжает в село Радово, в реальности в 1917-1918 годах Есенин бывал в селе Константиново. Как и его персонаж, он очень устал от военных событий. Хотел отдохнуть и успокоить нервы, что проще всего сделать вдалеке от столицы.
Даже краткое содержание «Анны Снегиной» показывает, как много автор вложил собственных переживаний в поэму.
Образ первой любви, Анны Снегиной, частично списан с реальной женщины по имени Лидия Ивановна Кашина (годы жизни 1886-1937). До революции она жила в (в поэме Радово), откуда родом поэт и куда приехал прятаться от военных трагедий книжный герой. В 1917 году ее дом перешел в собственность крестьян, а Лидия Ивановна перебралась в другую усадьбу. Как в родительском, так и в другом доме Есенин бывал часто. Но, вероятнее всего, истории у калитки с девушкой в белой накидке и нежным «нет» - не было. У Кашиной было двое детей, которые очень любили Сергея. Отношения с собственным мужем у нее сложились не очень близкие.
В 1918 г. Лидия переехала в Москву и работала в столице стенографисткой. В городе они также виделись часто. В отличие от Анны, Лидия не переехала в Лондон. Реальная Кашина сильно отличается от выдуманного поэтом персонажа, такого как Анна Снегина. Анализ показал, что есть много несоответствий в характеристике двух этих фигур. Тем не менее, образ главной героини вышел таинственный и захватывающий.
С первых строк поэмы автор вводит нас в атмосферу села Радово. По его словам, деревня приглянулось бы любому, кто ищет мира и уюта. Рядом с лесами много воды, полей и пастбищ, есть угодья, обсаженные тополями. В целом жили крестьяне хорошо, но власти со временем все увеличивали налоги.
В деревне по соседству, Криуши, дела шли хуже, поэтому жители вырубили лес около Радово. Две стороны встретились, что привело к кровавым последствиям. С тех пор в селе начались проблемы.
Такие новости слышит рассказчик по дороге.
Мы узнаем, что Есенин, от которого идет повествование, решает забыть все тяготы войны с приездом в деревню. Краткое содержание «Анны Снегиной» - это еще и переживания рассказчика. Он делится своими мыслями по поводу нелепости войны и неготовности воевать за купцов и знать, которые остаются в тылу. Есенин выбирает для себя другую судьбу и готов к другому роду отваги. Отныне он величает себя первым дезертиром.
После того как сверх нормы автор расплатился с извозчиком, он идет к мельнице. Там его радушно встречает хозяин с женой. Из их разговора узнаем, что Сергей приехал на год. Далее вспоминает о девушке в белой накидке, что у калитки ласково сказала ему «нет». Так заканчивается первая глава поэмы.
Мельник называет героя Сергушей, когда будит его к завтраку, а сам говорит, что едет к помещице Снегиной. По дороге Есенин восхищается красотой апрельского сада и помимо воли вспоминает о калеках войны.
Автор во время завтрака разговаривает со «старухой», женой мельника, который является одним из персонажей поэмы «Анна Снегина». Краткое содержание ее монолога - это жалобы на беды, пришедшие к ним после свержения царизма. Вспоминает женщина и о человеке по имени Прон Оглоблин. Именно он был убийцей во время схватки в лесу.
За разговором рассказчик решает навестить Криуши.
По дороге встречается с мельником. Тот рассказывает, что когда поделился радостью о приезде гостя, то молодая, замужняя Анна, дочь хозяев, обрадовалась. Она поведала, что когда поэт был молод, был влюблен в нее. Во время этого мельник хитро улыбался, но Есенина лукавые слова не обижают. Сергей думает о том, что было бы хорошо завести небольшой роман с красивой солдаткой.
Село Криуши встретило его гнилыми домами. Вблизи разгорелся спор о новых законах. Сергей поздоровался со старыми друзьями и стал отвечать на вопросы крестьян, что сыпались со всех сторон. Когда его спросили: «Кто такой Ленин?» - отвечает: «Он - это вы».
Третья глава поэмы начинается с плохого самочувствия автора. Он несколько дней находился в бреду и мало что понял из того, за каким гостем для него сходил мельник. Когда герой очнулся, то понял, фигура в белом платье - его давняя знакомая. Далее в поэме они вспоминают минувшие дни, там мы узнаем их краткое содержание. Анны Снегиной не было в его жизни с юношеских лет. Именно с ней сидел он под калиткой. Женщина говорит о том, как вместе они мечтали о славе, Есенин достиг своей цели, а Анна забыла о мечтах из-за молодого офицера, который стал ей мужем.
Мысли о прошлом не нравятся поэту, но он не смеет высказать свою точку зрения на выбранную тему. Плавно Анна начинает упрекать его за пьянки, о которых знает вся страна, спрашивает, в чем их причина. Есенин только сыплет шутками. Снегина интересуется, любит ли он кого-то, Сергей отвечает: «Нет». Расстались они на рассвете, когда в сердце поэта возобновились чувства, бушевавшие там в шестнадцать лет.
Через некоторое время он получает записку от Оглоблина. Тот зовет Есенина поехать с ним к Анне и просить земли. Он неохотно соглашается.
В доме Анны произошло какое-то горе, что именно, поэту неизвестно. С порога Оглоблин просит земли. Требование о наделе остается без ответа. Мать Анны думает, что мужчина пришел к дочери, и приглашает его. В комнату входит Есенин. Анна Снегина оплакивает мужа, который погиб на войне и упрекает гостя в трусости. После таких слов поэт решает оставить женщину наедине со своим горем и пойти в кабак.
В четвертой главе Есенин пытается забыть об Анне. Но все меняется, и Оглоблин приходит к власти вместе со своим лентяем братом. Они, не теряя времени, описывают дом Снегиных вместе с имуществом и скотом. Хозяек дома мельник забирает к себе. Женщина извиняется за свои слова. Бывшие влюбленные много говорят. Анна вспоминает рассвет, который они встретили, когда были молоды. На следующий вечер женщины направились в неизвестном направлении. Уезжает и Сергей, чтобы развеять грусть и сон.
Далее о шести послереволюционных годах рассказывает поэма «Анна Снегина». Краткое содержание последующих событий таково: мельник присылает Есенину письмо, где сообщает, что Оглоблина расстреляли казаки. Его брат тем временем прятался в соломе. Он искренне просит Сергея его навестить. Поэт соглашается и отправляется в путь. Его радостно встречают, как и прежде.
Старый друг отдает ему письмо с лондонской печатью от Анны. Она пишет просто и иронично, но сквозь текст поэт улавливает ее чувство любви. Есенин идет спать и снова смотрит, как и столько лет назад, на калитку, где когда-то девушка в белой накидке сказала ласково «нет». Но на этот раз Сергей Александрович заключает, что в те годы мы любили, но, оказывается, любили и нас.
События в произведении начинаются в 1917-м. Последняя, пятая глава датирована 1923 годом. Ярким акцентом стоит в поэме война между двумя деревнями, которая трактуется как гражданская. Можно провести параллель и между поместьем Снегиных и властью, это символизирует провал царизма.
И хотя в письме к другу Сергей Есенин написал, что сейчас переживает и муза его покинула, все же работу «Анна Снегина» можно легко отнести к «жемчужинам» русской литературы.
Действие происходит на рязанской земле в период с весны 1917 по 1923 г. Повествование ведётся от имени автора-поэта Сергея Есенина; изображение «эпических» событий передаётся через отношение к ним лирического героя.
В первой главе речь идёт о поездке поэта в родные места после тягот мировой войны, участником которой он был. Возница рассказывает о житье своих односельчан - зажиточных радовских мужиков. У радовцев идёт постоянная война с бедняцкой деревней Криуши. Соседи воруют лес, устраивают опасные скандалы, в одном из которых дело доходит до убийства старшины. После суда и у радовцев «начались неуряды, скатилась со счастья вожжа».
Герой размышляет о бедственной судьбе, вспоминая, как «за чей-то чужой интерес» стрелял и «грудью на брата лез». Поэт отказался участвовать в кровавой бойне - выправил себе «липу» и «стал первый в стране дезертир». Гостя радушно встречают в доме мельника, где он не был четыре года. После самовара герой отправляется на сеновал через заросший сиренью сад - и в памяти возникают «далёкие милые были» - девушка в белой накидке, сказавшая ласково: «Нет!»
Вторая глава повествует о событиях следующего дня. Разбуженный мельником герой радуется красоте утра, белой дымке яблоневого сада. И снова, как бы в противовес этому, - мысли о безвинно изуродованных войной калеках. От старухи мельничихи он вновь слышит о стычках радовцев с криушанами, о том, что теперь, когда прогнали царя, везде творится «свободы гнусь»: зачем-то открыли остроги и в деревню вернулись многие «воровские души», среди которых - убийца старосты Прон Оглоблин. Мельник, вернувшийся от помещицы Снегиной - старой знакомой героя, - докладывает, какой интерес вызвало его сообщение о приехавшем к нему госте. Но лукавые намёки мельника не смущают пока души героя. Он отправляется в Криушу - повидать знакомых мужиков.
У хаты Прона Оглоблина собрался мужицкий сход. Крестьяне рады столичному гостю и требуют разъяснить им все животрепещущие вопросы - о земле, о войне, о том, «кто такое Ленин?». Поэт отвечает: «Он - вы».
В третьей главе - события, последовавшие через несколько дней. К простудившемуся на охоте герою мельник привозит Анну Снегину. Полушутливый разговор о юных встречах у калитки, о её замужестве раздражает героя, ему хочется найти другой, искренний тон, однако приходится послушно разыгрывать роль модного поэта. Анна укоряет его за беспутную жизнь, пьяные дебоши. Но сердца собеседников говорят о другом - они полны наплывом «шестнадцати лет»: «Расстались мы с ней на рассвете / С загадкой движений и глаз...»
Лето продолжается. По просьбе Прона Оглоблина герой отправляется с крестьянами к Снегиным - требовать землю. Из помещичьей горницы слышны рыдания - это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого офицера. Анна не хочет видеть поэта: «Вы - жалкий и низкий трусишка, он умер... А вы вот здесь...» Уязвлённый, герой отправляется с Проном в кабак.
Основное событие четвёртой главы - известие, которое приносит в избушку мельника Прон. Теперь, по его словам, «мы всех р-раз - и квас! в России теперь Советы и Ленин - старшой комиссар». Рядом с Проном в Совете оказывается его брат Лабутя, пьяница и болтун, живущий «не мозоля рук». Именно он едет первым описывать снегинский дом - «в захвате всегда есть скорость». Мельник привозит хозяек усадьбы к себе. Происходит последнее объяснение героя с Анной. Боль утрат, невозвратность прошлых отношений по-прежнему разъединяют их. И опять остаётся только поэзия воспоминаний о юности. Под вечер Снегины уезжают, а поэт мчится в Питер «развеять тоску и сон».
В пятой главе - эскизный набросок событий, происшедших в стране за шесть послереволюционных лет. «Чумазый сброд», дорвавшись до господского добра, бренчит на роялях да слушает патефон - но «гаснет удел хлебороба», «фефёла! Кормилец! Касатик!» за пару измызганных «катек» даёт себя выдрать кнутом".
Из письма мельника герой поэмы узнает, что Прон Оглоблин расстрелян казаками Деникина; Лабутя, пересидев налёт в соломе, требует себе за храбрость красный орден.
Герой опять навещает родные места. С прежней радостью встречают его старики. Для него приготовлен подарок-письмо с лондонской печатью - весточка от Анны. И хотя внешне адресат остаётся холодным, даже чуть циничным, все же след в его душе остаётся. Финальные строки снова возвращают к светлому образу юношеской любви.
Пересказал
Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» - произведение во многом итоговое, в котором личная судьба поэта соотнесена с судьбой народной. Поэма тесно связана с лирикой Есенина, вобрала в себя многие ее мотивы и образы.
Центральным, организующим началом поэмы является речь самого Есенина, Голос автора, личность автора, его отношение к миру пронизывает все произведение. Примечательно, что автор не навязывает своих взглядов, своего отношения к миру другим героям, он только объединяет их в поэме.
Поэт определил свое произведение как лиро-эпическое. Главная его тема - личная. Поэтому все эпические события раскрываются через судьбу, чувства поэта и главной героини.
Само название поэмы говорит о том, что все основное сосредоточено в Анне Снегиной и в тех отношениях, которые связывают с ней поэта. Не раз уже отмечалось, что имя героини звучит как-то особенно поэтично и многозначно. Снегина - символ чистоты белого снега - перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности. Немало встречается и знакомых по есенинской лирике образов: «девушка в белом», «тонкая береза», «снежная» черемуха. Но все знакомое соединено в образе главной героини.
То, что Анна Снегина оказалась вдали от родины, - это печальная закономерность многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь».
В поэме тесно связаны тема родины и тема времени. И хронологическом смысле основа поэмы такова: основная часть (четыре главы) - это рязанская земля 1917 года; в питой главе - набросок судьбы одного из уголков большой деревенской Руси от революции до первых мирных лет (действие в поэме кончается 1923 годом). Естественно, что за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Автор отобрал те факты, которые относятся ко времени крупнейших исторических событий в стране: первой мировой войны, Февральской революции, Октябрьской революции и классовой борьбы в деревне. Но для нас особенно важным является не само изображение эпических событий, а отношение к ним поэта.
Есенин не идеализирует русское крестьянство, он видит его неоднородность, видит в нем и мельника со старухой, и возницу из начала поэмы, и Прона, и Лабутю, и мужика, сжимающего от прибыли руки... Своеобразную основу жизни поэт видит в трудовом крестьянстве, судьба которого является эпической основой поэмы. Судьба эта печальна, как явствует из слов старухи-мельничихи:
У нас здесь теперь неспокойно.
Испариной все зацвело.
Сплошные мужицкие войны -
Д ерутся селом на село.
Символичны эти мужицкие войны, являющиеся прообразом большой братоубийственной войны, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея...» Осуждение войны - империалистической и братоубийственной - одна из главных тем. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами - мельником и его старухой, возницей, двумя главными трагедиями жизни Анны Снегиной (гибель мужа, эмиграция). Отказ от кровавой бойни - выстраданное убеждение автора и исторически точная поэтическая оценка событий:
Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Я понял, что я - игрушка,
В тылу же купцы да знать...
И лишь в финале поэмы звучит светлый аккорд - воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда ушедшем. Мы убеждаемся в том, что все лучшее, что осталось позади героя, живет в его душе:
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погордившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково:
«Нет!» Далекие, милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Эпилог был очень важен для Есенина - поэта и человека: ведь все это помогало ему жить. Эпилог означает и то, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны, он как бы соединяет времена, подчеркивая их неотделимость от судеб родной земли.
Широта исторического пространства поэмы, ее открытость жизненным впечатлениям, лучшим движениям души человека характеризует последнюю и главную поэму «поэтического сердца России» Сергея Есенина.
...Я понял, что такое поэзия. Не говорите,..
что я перестал отделывать стихи.
Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме
стал еще более требователен. Только я пришел к простоте...
Из письма к Бениславской
(в период работы над поэмой)
По-моему, лучше всего, что я написал.
С. Есенин о поэме
Поэма автобиографична, в ее основе - воспоминания о юношеской любви. Но в поэме личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.
В образе героя - поэта Сергея - мы угадываем самого Сергея Есенина. Прообраз Анны - Л.И. Кашина (1886-1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ - вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации.
Поэма "Анна Снегина" лиро-эпическая. Ее главная тема - личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна - центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени - полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина - символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя - символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...
Лирический сюжет - история несостоявшейся любви героев - в поэме едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, и чувства и настроения их импрессионистичны, интуитивны. Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции - в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, - печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Но это не главное в поэме.
Поэт - герой поэмы - постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:
Ничто не пробилось мне в душу, Ничто не смутило меня. Струилися запахи сладко, И в мыслях был пьяный туман... Теперь бы с красивой солдаткой Завесть хорошо роман.И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: "Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал".
И лишь в финале звучит светлый аккорд - воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но - и это главное в поэме - все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как "живая жизнь":
Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: "Нет!" Далекие, милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси - действие в поэме кончается 1923 годом. События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к ним автора, - ведь поэма в первую очередь лирическая. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена.
Одна из главных тем поэмы - тема империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне времен революции и гражданской войны неспокойно:
У нас здесь теперь неспокойно. Испариной все зацвело. Сплошные мужицкие войны - Дерутся селом на село.Символичны эти мужицкие войны; они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не "пропала Расея". Осуждение войны - империалистической и гражданской - одна из главных тем поэмы. Война осуждается различными персонажами поэмы и самим автором, который не боится назвать себя "первым в стране дезертиром".
Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судоргу щек...Отказ от участия в кровавой бойне - не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.
Есенин, при том, что основу народной жизни он видит в трудовом крестьянстве, не идеализирует русское крестьянство. Саркастически звучат слова, которыми представители разных интеллектуальных слоев именовали крестьянина:
Фефела! Кормилец! Касатик! Владелец землей и скотом, За пару измызганных "катек" Он даст себя выдрать кнутом.Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой.
Для Есенина главное - нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.
Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки. В поэме, например, не романтизируется революционность Прона Оглоблина: Прон для Есенина - новое проявление национального характера. Он русский традиционный мятежник новой формации. Такие, как он, то уходят в глубину народной жизни, то вновь вырываются на поверхность в годы "безумных действия".
Прон является воплощением пугачевского начала. Вспомним, что Пугачев, объявивший себя царем, стоял над народом, был деспотом и убийцей (см., например, "Историю Пугачева" А.С. Пушкина с приложенным к ней огромным списком жертв Пугачева). Над народом стоит и Прон Оглоблин:
Оглоблин стоит у ворот И спьяну в печенки и в душу Костит обнищалый народ. "Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной!.. Р-раз и квас! Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас!" И тут же, меня завидя, Снижая сварливую прыть, Сказал в неподдельной обиде: "Крестьян еще надо варить".Прон Оглоблин, по словам старухи-мельничихи, "драчун, грубиян", который "с утра по неделям пьян...". Для старухи-мельничихи Прон - разрушитель, убийца. Да и у самого поэта Прон вызывает сочувствие лишь там, где говорится о его гибели. В целом автор далек от Прона, между ними присутствует какая-то неопределенность. Позже аналогичный тип переломной эпохи встретится у М. Шолохова в "Поднятой целине" (Макар Нагульнов). Дорвавшись до власти, такие люди думают, что все делают для блага народа, оправдывая любые кровавые преступления. Трагедия раскрестьянивания в поэме лишь предчувствуется, но сам тип вожака, стоящего над народом, подмечен верно. Прону противостоит в поэме Есенина иной тип народного вожака, о котором народу можно сказать: "Он - вы" (о Ленине). Есенин утверждает, что народ и Ленин едины по духу, они близнецы-братья. Крестьяне спрашивают Поэта:
"Скажи, Кто такое Ленин?" Я тихо ответил: "Он - вы"."Вы" - то есть народ, чьи чаяния воплотились в вожде. Вождь и народ едины в общей вере, фанатичной вере в скорое переустройство жизни, в очередную вавилонскую башню, строительство которой закончилось очередным нрав- ственно-психологическим срывом. Не конъюнктурные соображения заставили Есенина обратиться к Ленину, а вера, может быть, точнее - желание веры. Потому что душа поэта была раздвоена, в ней боролись противоречивые чувства по отношению к новому миру.
Другой персонаж, тоже верно подмеченный Есениным, - крестьянский тип переходной эпохи Лабутя Оглоблин - не нуждается в особых комментариях. Рядом с Проном Лабутя "...с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет "не мозоля рук". Он необходимый спутник Прона Оглоблина. Но если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое звучание, то жизнь Лабути - жалкий, отвратительный фарс (и гораздо более жалкий фарс, чем, например, жизнь шолоховского деда Щукаря, которого в чем-то и пожалеть можно). Показательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником. Принцип Лабути - жить "не мозоля рук", он "хвальбишка и дьявольский трус". Не случайно Прон и Лабутя - братья.
У Прона был брат Лабутя, Мужик - что твой пятый туз: При всякой опасной минуте Хвальбишка и дьявольский трус. Таких вы, конечно, видали. Их рок болтовней наградил... Такие всегда на примете, Живут, не мозоля рук...Еще один крестьянский тип в поэме - мельник - это воплощенная доброта, близость к природе, человечность. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и дорог автору как одно из самых светлых и народных начал. Не случайно в поэме мельник постоянно соединяет людей. Знаменательно и его присловье: "За милую душу!" Он-то, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном варианте.
Отличительной чертой поэмы является ее народность. Есенин отказался от изысканной метафоры и обратился к богатой разговорной народной речи. В поэме речь персонажей индивидуализирована: и мельника, и Анны, и старухи-мельничихи, и Прона, и Лабути, и самого героя. Поэма отличается многоголосием, и это соответствует духу воспроизводимой эпохи, борьбе полярных сил.
Эпическая тема поэмы выдержана в реалистических некрасовских традициях. Тут и сосредоточенность на народных бедствиях, и сюжет о народном вожаке, и образы крестьян с индивидуальными характерами и судьбами, и повествование о деревнях Радово и Криуши, и сказовый стиль, и лексико-стилистические особенности речи крестьян, и свободный переход из одной языковой культуры в другую. Не случайно в одной из современных Есенину статей прозвучала мысль о поэме-романе с его многоголосием и многосторонностью изображения жизни.