Выпускникам школ на экзаменах дают задания определить тип связи в тексте. Многие с трудом могут это сделать, хотя это не так уж сложно.
Сложноподчиненная связь в предложениях или словосочетаниях, это такое предложение (словосочетание), в котором одна из частей подчиняется другой. При внимательном изучении правил подчинительной связи, множество примеров приводят самостоятельно.
Всего три вида подчинения - это согласование, примыкание и управление.
Господствующим словом является существительное, а причастия, прилагательные, притяжательные местоимения или порядковые числители - это зависящие слова , т. е. подчиняющиеся, согласующиеся. Падежи, род и числа меняются вслед за главным словом.
Например: наша дача, раскрытая книга, первый воин. В первом словосочетании местоимение выступает в роли предикативного слова, а вид подчинительной связи будет согласование.
Предикативное слово меняется от господствующего в падеже. Части речи весьма разнообразны. Можно встретить привычные сочетания: прилагательные и существительные, причастия (деепричастия) и существительные, глаголы и существительные, числительные и существительные, даже существительные и существительные.
Пример: смотреть фильм, грозящие расправой, суп из гороха, пять звезд.
На выпускных экзаменах абитуриенты часто сталкиваются с заданием поменять вид связи из согласования в управление или наоборот. Как правило, примером являются два существительных. Вышеуказанный суп из гороха. Для изменения словосочетания, нужно одно существительное преобразовать в прилагательное, таким образом, получится суп гороховый. Для обратного преобразования нужно прилагательное сделать существительным. Например, шелковое платье станет платьем из шелка.
В примыкании главенствующее слово связано с зависящим только логически, т. е. по смыслу. Обычно такой тип связи имеют следующие части речи: глагол и глагол, глагол и наречие, глагол и деепричастие, прилагательное или причастие, глагол и степень сравнения в наречии. Особенностью примыкания является то, что зависящее слово не имеет падежа и рода .
Например: грустно смотреть, рассказывает смеясь, не могу летать, быть добрее, было получше.
Существует несколько видов подчинительной связи в сложном предложении. Имеется одно главное простое предложение и несколько придаточных. Подчинения фраз отличаются друг от друга, поэтому отличить их не всегда просто.
В этом случае главная фраза идет первой, а зависимые подчиняются ему последовательно друг за другом.
Например. Она посмотрела на парня, у которого когда-то спрашивала лекцию, а он ее тоже не записал.
Например. Она знала, что лучше уже не будет, и что ей лучше уехать навсегда.
Главное: «Она знала». Первое придаточное отвечает на вопрос - знала о чем? О том, что лучше уже не будет. Второе придаточное также отвечает на вопрос «О чем?», ответ - что ей лучше уехать навсегда.
Проанализировав текст, выясняется, что оно сложноподчиненное с однородным способом подчинения.
Это способ подчинения при помощи союзов и союзных слов.
Например. Она не знала, что за ней наблюдают.
Господствующая фраза»Она не знала», придаточное же, отвечает на вопрос «О чем?». Ответом будет «Что за ней наблюдают».
Придаточные предложения отвечают на вопрос главного с помощью относительно-вопросительных наречий или местоимений . Основная мысль предикативного предложения выражена при помощи глагола или существительного, описывающего состояние или чувства.
Например. Она не знала, насколько больно это было. Главным является «Она не знала». Придаточное «насколько больно это было» отвечает на вопрос «не знала о чем?».
Придаточные и главное предложения зависимы друг от друга, а главная мысль высказана при помощи лексико-синтаксических средств .
Она еще не разложила вещи, как была окружена детьми.
Господствующее - она не разложила вещи. Оно отвечает на вопрос «что произошло» (была окружена детьми).
Знать принципы построения сложноподчиненных предложений важно каждому русскому человеку, особенно школьникам перед выпускными экзаменами. Знания не носят за спиной, а с грамотным человеком приятно разговаривать.
Синтаксис как раздел грамматики.
Синтаксис (от греч., строй, порядок), в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению. Существуют и более расширительные понимания синтаксиса, восходящие к терминологической традиции семиотики. В соответствии с первым из них в понятие синтаксиса включают правила построения любых более сложных языковых единиц из более простых; при этом появляется возможность говорить о внутрисловном синтаксисе или о синтаксисе текста. В еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка. При всех существующих пониманиях предмета синтаксиса раздел соответствующей теории (языкознания, семиотики), занимающийся изучением синтаксических единиц и правил, также называется синтаксисом.
Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части:
1) учение о словосочетании
2) учение о предложении.
Словосочетание.
Словосочетание - это сочетание слов, связанных по смыслу
и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания и предлога
или только по смыслу:
Словосочетание называет предметы, действия и их признаки более
точно, конкретно, чем слово.
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
Главное - это слово, от которого ставится вопрос к зависимому:
По своему строению и значению словосочетания бывают разными.
Они могут состоять из:
1.имени существительного и имени прилагательного,
двух имён существительных с предлогом и обозначать
предмет и его признак:
большой стол, зимнее утро, стол из дерева, книга для записей;
2.
глагола и имени существительного и обозначать действие и
предмет, который с ним связан:
клеить обои, писать письмо, встретить друга;
3. глагола и наречия и обозначать действие и его признак:
петь громко, смотреть далеко, шагать быстро.
Запомните! Подлежащие и сказуемое словосочетание не образуют.
Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
· Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
· Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
· Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около - предлог), тоже пришёл (тоже - союз), словно во сне (словно - частица).
· Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.
· Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
· Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называетсяглавным .
· Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым .
· От главного слова к зависимому можно задать вопрос .
· Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком .
Типы подчинительной связи в словосочетаниях.
1. Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже , что и главное, например:
1) дорогая книга (зависимое прилагательное дорогая книга в единственном числе, женском роде, именительном падеже);
2) моей книгой (зависимое местоимение-прилагательное моей согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, творительном падеже);
3) улыбающееся дитя (зависимое причастие улыбающееся согласуется с существительным дитя в единственном числе, среднем роде, именительном падеже);
4) второго сорта (зависимое числительное второй согласуется с существительным сорт в единственном числе, мужском роде, родительном падеже);
5) река Днепр (зависимое существительное Днепр согласуется с существительным река в единственном числе, именительном падеже).
· При изменении главного слова зависимое меняется вместе с ним: тенистый сад - тенистого сада - тенистым садом - о тенистом саде - тенистые сады .
· При согласовании зависимое слово может быть выражено:
прилагательным: трудная
задача
;
местоимением-прилагательным: наш
друг
;
причастием: набегающая
волна
;
порядковым числительным: второй
подъезд
;
количественным числительным в косвенных падежах: с
тремя
товарищами
.
2. Управление - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в каком-то определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога, например:
1) купить книгу (зависимое существительное книга стоит в винительном падеже и обозначает предмет, на который направляется действие, выраженное глаголом купить );
2) войти в комнату (зависимое существительное комната стоит в винительном падеже с предлогом в и обозначает предмет, внутрь которого направлено действие, выраженное глаголом войти) ;
3) поссориться с ним (зависимое местоимение он стоит в творительном падеже с предлогом с и обозначает одного из участников совместного действия, выраженного глаголом поссориться );
4) кровать больного (зависимое слово больного - субстантивированное прилагательное - стоит в родительном падеже и указывает лицо, которому принадлежит то, что обозначено главным словом кровать ;
5) встретился с троими (зависимое числительное трое стоит в творительном падеже с предлогом с и обозначает число лиц, на которых направлено действие, обозначенное глаголом встретиться ).
· При изменении главного слова форма зависимого не меняется: купить журнал - купил журнал - купят журнал - купивший журнал - купив журнал.
· При управлении зависимое слово может быть выражено:
существительным: разбить
вазу
;
местоимением-существительным: сказать
ему
;
количественным числительным: разделить
на пять
;
другими частями речи в значении существительного: ухаживать за больными
3. Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемой частью речи и связывается с главным только по смыслу и интонационно, например:
1) приехать
вчера
(наречие вчера
примыкает к глаголу приехать
);
2) выйти
освежиться
(неопределённая форма глагола освежиться
примыкает к глаголу выйти
);
3) идти
прихрамывая
(деепричастие прихрамывая
примыкает к глаголу идти
).
· При примыкании зависимое слово может быть выражено:
наречием: громко
плачет
;
инфинитивом: готов
помочь
;
деепричастием: работать
не переставая
;
формой сравнительной степени прилагательного или наречия: мальчик
постарше
, подойти
ближе
;
неизменяемым притяжательным местоимением: её
подруга
;
неизменяемым прилагательным: юбка клёш .
Сложные предложения позволяют передавать объемные сообщения о нескольких ситуациях или явлениях, делают речь более выразительной и информативной. Чаще всего сложные предложения употребляются в художественных произведениях, публицистических статьях, научных трудах, текстах официально-делового стиля.
Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, представляет собой интонационно оформленное смысловое единство, выражающее определенное значение. В зависимости от соотношения частей, выделяют сложные предложения с сочинительной подчинительной и бессоюзной связью.
Сложносочиненные предложения - союзные предложения, которые состоят из равноправных частей, соединенных сочинительной связью. Части сложносочиненных предложений объединяются в одно целое при помощи сочинительных, противительных или разделительных союзов. На письме между частями сложносочиненного предложения перед союзом ставится запятая.
Примеры сложносочиненных предложений : Мальчик тряхнул дерево, и спелые яблоки посыпались на землю. Катя пошла в институт, а Саша остался дома. То ли кто-то меня позвал, то ли показалось.
Сложноподчиненные предложения - союзные предложения, состоящие из неравноправных частей, которые соединяются подчинительной связью. В сложноподчиненных предложениях выделяют главную часть и зависимую (придаточную). Части СПП соединяются между собой при помощи союзов и союзных слов. На письме между частями сложноподчиненного предложения перед союзом (союзным словом) ставится запятая.
Примеры сложноподчиненных предложений: Он сорвал цветок, чтобы подарить маме. Присутствующим было интересно, откуда приехал Иван Петрович. Миша зашел в магазин, о котором рассказывал его друг.
Обычно от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Примеры : Я пришел домой, (когда?) когда все уже сели ужинать. Мы узнали о том, (о чем?) что случилось вчера.
Бессоюзные сложные предложения - предложения, части которых соединяются только при помощи интонации, без использования союзов и союзных слов.
ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой
Примеры сложных предложений с бессоюзной связью между частями : Заиграла музыка, гости пустились в пляс. Утром будет мороз - никуда не поедем. Таня обернулась: к стене жался крохотный котенок.
Между частями бессоюзных сложных предложений могут ставиться запятая, тире, двоеточие или точка с запятой (в зависимости от того, какое значение выражают части БСП).
Смешанные сложные предложения могут включать несколько предложений, соединенных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. На письме в смешанных сложных предложениях соблюдается пунктуация, характерная для сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений.
Примеры: Витя решил: если учитель попросит ответить на вопрос, придется сознаться, что не готовился к уроку. Справа висела картина, на которой был изображен цветущий сад, а слева стоял столик с резными ножками. Погода ухудшилась: поднялся сильный ветер и начался дождь, но в палатке было тепло и сухо.
Если сложные предложения в составе смешанного предложения образуют логико-синтаксические блоки, между такими блоками ставится точка с запятой. Пример : На крыльце воробей клевал зерна, которые случайно рассыпала бабушка; в это время вышел папа, и птица поспешно улетела.
Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 711.
Способы подчинительной связи следующие: согласование, управление, примыкание
Главным словом при согласовании являются имя существительное, субстантивированное прилагательное или причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также местоимение, существительное, например: приподнятое настроение, студенческая столовая.
Зависимое слово может быть именем прилагательным, местоимением-прилагательным, порядковым числительным или причастием, т.е. такими разрядами слов, в которых категории рода, числа и падежа не являются самостоятельными, например: верное решение, наша встреча.
Главное слово при управлении может выступать в качестве глагола(радоваться встрече), существительного(любовь к людям), прилагательного(достойный сожаления), наречия(недалеко от города), порядковым числительного(первый в классе).
При управлении зависимым словом всегда выступают имена существительные, местоимения-существительные, субстантивированные прилагательные(покрыть снегом,беседа с рабочими).
Примыкают неизменяемые слова: инфинитив, наречие, форма простой сравнительной степени, деепричастие, некоторые неизменяемые прилагательные(приказ наступать, дверь налево, чуть южнее).
Инфинитив примыкает к глаголу (стараться ответить,приехал погостить), имени существительному (желание помириться), прилагательному(намерен отдохнуть)
Формы сравнительной степени примыкают к глаголу(ответить лучше,бежать быстрее), к существительному(новость поинтереснее, напиток покрепче)
Деепричастия примыкают к глаголу в случаях, когда в них развивается значение наречия(читать лёжа, спать сидя).
Неизменяемые прилагательные типа беж, мини, макси, хинди, миди, клеш и т.д. примыкают к существительным(язык хинди, часы пик).
В разрядах местоимений есть два омонимичных разряда. Личное местоимение отвечает на вопросы косвенных падежей, и оно участвует в подчинительной связи – это управление, а притяжательное участвует в примыкании.
Важно различать предложно-падежную форму и наречие, т.к могут быть одинаковые вопросы! Если между главным и зависимым словом стоит предлог, то это управление.
Среди предложений 3-10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа - чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.
(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:
- (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню!
Правильный ответ: 5
Комментарий:
Сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные отвечали на разные вопросы, именно в этом и есть главная особенность параллельного подчинения; в третьих, основ должно быть минимум три.
Всем этим условиям соответствует предложение 5.
[На уроках, (когда его поднимали ), он вставал , растерянный, не знающий], (что сказать ), и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев.
Скобками выделены простые предложения в составе сложноподчинённого (СПП), курсивом—основы.
Что нужно знать:
В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:
Подчинение считается однородным, а придаточные - однородными при двух условиях:
Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно... (Ю. Герман).
[ - = ], (что - =), (что = -)...
ПримечаниеПодчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например: Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнему и (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов). Обратите внимание на отсутствие запятой между двумя придаточными: ее нет, так как придаточные однородные и соединены союзом И.
[ = ], (хотя - =) и ((хотя) - =).
Если из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам.
Пример: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).
(Когда - =), [то = ], (который -).
При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье - ко второму (придаточное III степени) и т.д.
Пример: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).
[ = - ], (которые =), (когда - =).
При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого.
Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).
[ = ], (что, (когда - =), =)
В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).
Пример: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)
[ - = ], (что =), (= ли -) или (= -).
(последовательное и однородное подчинение).
Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли и куда вам нужно идти (Л. Андреев).
(Чтобы =), [ = ], (иначе - =), (откуда - =) и (куда =).
(однородное, параллельное и последовательное подчинение).