Палаты гурьевых. Палаты гурьевых Потаповском переулке 6 стр 1

Объект культурного наследия регионального значения.

Дом построен в 1825 г., надстроен до пяти этажей в 1930-е гг. В нижнем этаже здания сохранялись своды построенных в 1671 г. палат, принадлежавших братьям Михаилу и Ивану Гурьевым – богатым купцам, имевшим звание (статус) гостей и относившимся, таким образом, к самой привилегированной части купечества. Гости были освобождены от уплаты пошлин и городских налогов, а также имели право свободного выезда за границу по торговым делам. Купеческий род Гурьевых происходил из Ярославля, где они занимались торговлей, в 1640-х годах они на свои деньги построили острог на реке Яик (Урал), ставший одним из важных русских форпостов в северном Прикаспии (позже – город Гурьев, теперь – Атырау). Тогда же Гурьевы начали разработку рыбных промыслов на реке Яик.

В 1671 г. братья Гурьевы уже числились владельцами усадьбы в Потаповском (ранее – Большом Успенском) переулке. По всей видимости, тогда же они и построили каменные палаты. В «Росписи дворов» 1688 года дом описывался так: «Двор гостей Гурьевых, у них на дворе полаты, половина крыта дерном, а другая крыта тесом, да чердак шатровой высокой, крыт тесом».

В то время каменные дома строили только очень богатые люди, имевшие отношение к власти. Например, бояре или думные дьяки. Гурьевы нарушили это правило, выстроив каменные палаты в Потаповском переулке. Они подарили будущим поколениям прекрасный пример гражданской архитектуры XVII века.

Одноэтажные палаты на высоком подклете имели Г-образную в плане форму. Они занимали всю ширину участка и выходили торцевой стороной на Большой Успенский переулок. От Малого Успенского переулка (теперь Сверчков переулок), со стороны которого находился въезд, здание отделял большой двор.

В 1728 году внук Михаила Гурьева Алексей продал усадьбу Родиону Кошелеву, шталмейстеру дворцового конюшенного ведомства. Новый владелец сделал каменную пристройку со стороны двора. Также Кошелев обновил фасады здания в соответствии с новой архитектурной модой. Окна теперь обрамляли нарядные барочные наличники, а между ними появились полуколонны. Стены дома оформили рустом (каменной облицовкой).

Семья Кошелевых владела усадьбой до 1780-х годов, затем продали её купцу Михаилу Колосову, а он несколько лет спустя - английскому купцу по фамилии Кнауф-Доути. Здание снова преобразилось. Колосов расширил дом за счёт пристроек со стороны двора и по переулку, а Доути в конце 1790-х гг. построил новый флигель вдоль переулка, который позже объединили с главным зданием. В пожаре 1812 г. усадьба не пострадала.

Следующим хозяином усадьбы стал калужский купец Пётр Золотарёв в 1821 году. Три поколения его семейства прожили здесь полвека, сдавая часть усадьбы внаём. Арендаторами были в основном дворяне и иностранцы, а ещё здесь размещались учебные заведения. В 1823 году в Успенском переулке открылся женский пансион госпожи Шрейдер. За 800 рублей в год воспитанницы, преимущественно дворянского происхождения, изучали «Закон Божий», грамматику, риторику, арифметику и другие предметы. А в 1835 году в доме Золотарёвых открыли мужской пансион учителя Московского кадетского корпуса Андрея Брюло. Спустя 10 лет, в 1845–1859, это учебное заведение сменил мужской пансион Людвига Эннеса. У него преподавали профессора Московского университета: историк и фольклорист Александр Афанасьев, математик Август Давидов, экономист Иван Бабст. А среди воспитанников были известные в будущем доктор Сергей Боткин и историк Владимир Герье.

«Пансион этот [Людвига Эннеса] считался тогда лучшим в Москве и вполне оправдывал свою репутацию прекрасной постановкой преподавания, чего достигал Эннес умелой вербовкой учителей среди молодых кандидатов, только что кончивших курс в московском университете».
Белоголовый Н.А. «С.П. Боткин, его жизнь и врачебная деятельность»

В залах парадного этажа сохранились лепнина стен и потолков, пышные порталы, двери, наборный паркет, оконная фурнитура и даже зеркало в раме. Но датировать эту работу или назвать имя архитектора пока не удаётся. Точно известно, что в 1845 году дом надстроили ещё одним этажом. Возможно, описанные интерьеры появились в это время, возможно - позже, после новой продажи дома в 1870 году. Тогда владельцем усадьбы стал купец и меценат Василий Кокорев. К этому моменту общественный деятель и коллекционер, обладавший некогда богатейшим собранием картин, был на грани разорения. Усадьбу он также использовал как доходное владение и надстроил часть дома по переулку. Именно при Кокореве появилась великолепная арка во двор, которая сохранилась до сих пор.

В 1881 году усадьбу купили купцы Абрикосовы, крупнейшие производители сладостей в Российской империи, владельцы знаменитой кондитерской фабрики (теперь Бабаевская). Не так широко, но всё-таки известны Абрикосовы и своим участием в развитии системы родовспоможения в начале ХХ века. Агриппина Абрикосова, к слову, мать 22 детей, 17 из которых дожили до взрослых лет, на собственные средства построила роддом на 120 койко-мест.

Большая семья Алексея Абрикосова занимала две просторные квартиры на первом и втором этажах в старой части дома. Остальные помещения сдавали внаём. Интерьеры 12-комнатной квартиры кондитерских королей на первом этаже усадьбы поражали своими изысками: изящная лепнина, в некоторых местах - с позолотой, наборный паркет, украшенные резьбой двери, мраморные подоконники.

После революции 1917 года усадьбу национализировали. Все квартиры превратили в коммунальные. В 1922-м году Успенский переулок стал Потаповским. Дом тоже ждали глобальные преобразования, в 1930-е годы его надстроили ещё двумя этажами, причём использовали материалы очень низкого качества. Весь советский период в здании располагались коммуналки и конторы.

Изысканные интерьеры квартиры Абрикосовых сохранялись в хорошем состоянии очень долго. Но в 2009 году в ночь на 18 декабря загорелась надстройка советского периода. К сожалению, пожарные залили водой все этажи, в том числе и бывшую абрикосовскую квартиру.

Срочная реставрация позволила бы спасти и лепнину, и паркеты, и живопись на стенах. Но восстановительные работы так и не провели. Более того, после пожара здание чуть не лишили охранного статуса; некоторые эксперты утверждали, что огонь уничтожил все исторические интерьеры.

20 декабря 2017 года сотрудники МЧС провели контролируемое обрушение части верхнего этажа, которая несколько месяцев до этого нависала над тротуаром.

История дома на сайте «Москва, которой нет».

Путеводитель по архитектурным стилям

Новый владелец перестроил Г-образные палаты, а на пустыре позади здания устроил сад. В 1746 году он умер, а его внучка Мария продала дом и переехала в Петербург.

Следующие владельцы использовали палаты для получения доходов: появились два новых жилых корпуса, квартиры начали сдавать внаем. В 1821 году усадьбу купил Петр Золотарев. Часть здания он отдал под частные пансионы.

7 декабря 1823 года здесь открылся пансион для девочек госпожи Шрейдер. За 800 рублей ежегодной платы 42 воспитанницы пансиона изучали закон Божий, российскую грамматику и риторику, арифметику, историю, географию, французский язык, чистописание, рисование, танцы и музыку. Особенно популярны были классы танцмейстера Иогеля.

В 1835 году в бывших палатах Гурьевых открылся мужской пансион Брюло, где учились 20 мальчиков. А в надстроенном втором этаже разместился мужской пансион Людвига Эннеса. Он сделал ставку на преподавателей Московского университета. Воспитанники, помимо общих наук, изучали алгебру, геометрию, физику, коммерческие науки, греческий язык.

В 1870 дом купил разорившийся и распродавший к тому времени свою картинную галерею Василий Кокорев. Он надстроил бывшие палаты Гурьевых третьим этажом, а квартиры сдавал.

Последние дореволюционные владельцы дома купцы Абрикосовы не только сдавали квартиры внаем, но и сами жили на первом и втором этажах.

Интерьеры 12-комнатной квартиры Абрикосовых на первом этаже были оформлены изысканно и богато: лепнина на потолке и стенах, декорированные лепниной дверные порталы, наборный паркет, украшенные резьбой двери, мраморные подоконники.

После 1917 года квартиры в здании приспособили под коммуналки, а дом в 1930-х надстроили еще двумя этажами. Таким образом палаты Гурьевых оказались спрятаны на уровне подвала.

Интерьеры квартиры Абрикосовых сохранялись до недавнего времени, но в 2009 году загорелась советская надстройка палат. Здание удалось спасти, но пришлось залить водой все этажи. Это сильно повредило интерьеры, и сейчас палаты Гурьевых ждут реставрации.


Москва. Потаповский пер (б. Большой Успенский) д. 6.
Март 2010 года.

ПОТАПОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК ДОМ 6

18 декабря 2009 года произошел пожар в доме по адресу Потаповский переулок д. 6. Этот дом, бывшие палаты Гурьевых , до революции октября 1917 года принадлежал Абрикосовым. (См. Объекты исторического и культурного наследия Абрикосовых).

Об этом пожаре писали много московские газеты и интернет сайты -
см. http://www.archnadzor.ru/?p=4189#more-4189


1 марта 2010 года близ Хитровской площади в Певческом переулке открылась выставка, устроенная общественной организацией "Архнадзор" , под названием - “Судьба одного дома: Палаты Гурьевых”.

1 марта выставку посетили: Дмитрий Петрович Абрикосов, Наталья Анатольевна Абрикосова, Андрей Ильич Абрикосов и Андрей Андреевич Абрикосов.


Дмитрий Петрович и Андрей Андреевич Абрикосовы
на выставке
“Судьба одного дома: Палаты Гурьевых”.



История Абрикосовского дома № 6
по Потаповскому (б. Большой Успенский) переулку.

(На основе работ архитектора-реставратора И.В.Изосимовой, историка А.Д.Шаховой и томов, выполненных 17-й и 20-й мастерскими Моспроекта-2 в 1997 и 2003 годах).

Основу погорелого строения №1 домовладения 6 в Потаповском переулке составляют кирпичные палаты XVII века, изначально принадлежавшие известной купеческой фамилии Гурьевых.
Согласно переписи московских дворов 1671г., владельцем усадьбы в Большом Успенском (ныне Потаповском) переулке назван богатый гость Михаил Гурьевич Гурьев. Родоначальники этой фамилии - ярославские купцы Дружина и Гурий Назарьевы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского, за что получили торговые привилегии. В 1635-1644 годах Дружина и Гурий заложили, а сыновья Гурия Михаил, Андрей и Иван достроили знаменитую ярославскую церковь Рождества Христова на Волге. Изразцовая надпись с именами заказчиков опоясывает храм по карнизу.

По-видимому, двором в Потаповском переулке Михаил Гурьев владел совместно с братом Иваном, так как в дальнейшем участок унаследовали потомки последнего: сначала его сын Михаил Иванович, также с 1675 г. получивший звание гостя, а затем, в конце века, его внук Афанасий Михайлович, состоявший в Гостинной сотне.

В 1728 г. Внук М.И. Гурьева Алексей Афанасьевич (1690 - 1756), также купец Гостиной сотни, продал свой наследный родовой двор «с каменным и деревянным строением и с садом» шталмейстеру Родиону Михайловичу Кошелеву. Год покупки - это год возвращения столицы в Москву с Петром II. Распорядитель дворцового конюшенного ведомства должен был иметь жилье в городе императорского пребывания. Вместо “шатрового чердака” Гурьевых шталмейстер возвёл ещё один каменный этаж и полностью переделал фасады. Одновременно был достроен большой, возможно парадный зал со стороны двора, смотревший окнами на Меншикову башню.

Архитектура этого периода, раскрытая под штукатуркой три года назад реставратором Ириной Изосимовой, близка богатым усадебным постройкам 1730-х годов. Хорошо сохранился руст в угловой части дома, фрагменты нарядных барочных наличников на окнах и следы примыкания трёхчетвертных полуколонн между окнами юго-восточного фасада.


Реконструкция дома Гурьевых. 18 век. (И. Изосимова)

В 1790-х годах вплотную к палатам пристраивается жилой корпус вдоль переулка до границы с соседним владением, архивные чертежи сохранили его ампирный облик. Тогда же, в 1798 году, строится двухэтажный флигель, поныне стоящий на углу Потаповского и Сверчкова переулков.

С 1881 года и до самой революции дом принадлежал Абрикосовым.
Сначала главе семейства Алексею Ивановичу Абрикосову, затем - шестерым его детей.
Абрикосовы владели несколькими домами в нынешних Потаповском и Сверчковом переулках, что неудивительно при таком размере семьи.
Несколько квартир доходного корпуса отличаются архитектурными изысками: возможно, это квартиры совладельцев.


План первого этажа. Потаповский пер. д. 6
(Составила И. Изосимова)

Абрикосовы - третьи из возможных создателей парадной анфилады, в пользу этого говорит стилистическая близость отдельных элементов декора интерьерам некоторых памятников в 1890-х, в частности Староникольской аптеки архитектора Эрихсона.

При Абрикосовых, в самом начале 20 века, был также выстроен каретник во дворе дома, по нынешним временам почти уникальная постройка с окнами сеновала в подкровельном пространстве.

Последний этап строительной истории дома - начало 1930-х. Здание еще раз надстроено двумя жилыми этажами из материалов отменно низкого качества. Именно они и загорелись в ночь на 18 декабря 2009 года.

В 2007 году ГУП “ИТЦ Москомархитектуры” по заказу ГУП “Москва-Центр” выполнил проект реконструкции жилого здания по адресу: г. Москва, ЦАО, Потаповский пер., дом 6, стр.1 Архитекторы: Евгений Рутковский, Сергей Шестопалов, Соня Новикова.


Реконструкция жилого дома Потаповский пер. д.6.
“ИТЦ Москомархитектуры” , 2007 г.

Совместный проект ИА REX и ОД Архнадзор «Убитая Москва». В сюжет войдёт серия материалов о погибающих объектах культурного наследия в Москве. Помимо справок о состоянии и ценности зданий, будут представлены фоторепортажи с мест, подготовленные специалистами Архнадзора.

ИА REX публикует следующую статью из цикла «Убитая Москва», подготовленную в рамках совместного проекта с ОД Архнадзор.

Потаповский переулок, 6 строение 1 - Главный дом городской усадьбы конца XVII - XVIII вв., перестроенный в XIX - XX вв. Более известен как Палаты Гурьевых.

Богатые каменные палаты построили в середине XVII в. купцы Михаил и Иван Гурьевы - сыновья крупного рыбопромышленника Гурия Назарьева, основавшего при впадении реки Яик (Урал) в Каспийском море крепость Гурьев, ныне казахстанский город Атырау. Древнейшие сводчатые помещения сохраняются в полуподвальном этаже здания.

В первой половине XVIII века дом был перестроен в стиле барокко по заказу шталмейстера императора Петра II Родиона Кошелева . Об этом времени напоминают остатки кирпичного декора фасадов, обнаруженные под штукатуркой первого этажа.

Второй и третий этажи надстроены в XIX веке. В 1845-1859 гг. здесь помещался известный пансион пастора Людвига Эннеса . В 1870-е годы промышленник и меценат Василий Кокорев ещё раз перестроил и расширил дом и придал ему нынешний фасад, а на рубеже XIX - XX веков там расположилась квартира семьи Абрикосовых - владельцев кондитерской фабрики «Товарищества А. И. Абрикосова Сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»).

Два верхних этажа здания были надстроены в 1930-х гг.

В 1997 г. дом получил статус выявленного объекта культурного наследия, то есть был поставлен на государственную охрану в качестве памятника архитектуры. За этим должно было последовать решение об отнесении его к памятникам федерального либо регионального значения, однако на этой стадии процесс «завис», что было, возможно, связано с проявлением коммерческой заинтересованности со стороны потенциального инвестора, реализации планов которого мешал охранный статус дома.

В 2004 г. Правительство Москвы заключило инвестиционный контракт с ООО «Регион Инвест» , которым через цепочку офшоров владеет ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК). Последняя известна образцовой реставрацией памятника архитектуры по адресу: Средний Овчинниковский переулок, д.1, стр. 1, где размещен ее московский офис. Дому в Потаповском переулке была уготована иная судьба. «Регион Инвест» планировал радикально перестроить его, превратив в шестиэтажный элитный жилой дом с подземной парковкой.

Стремление инвестора во что бы то ни стало реализовать свои планы полного уничтожения интерьеров и надстройки здания заставляет его в 2009 году выступить с инициативой снятия с палат Гурьевых защищающего их охранного статуса. Одновременно появляется экспертное заключение, в котором утверждается, что «ценные архитектурные элементы» при обследовании здания не выявлены.

В ночь на 18 декабря 2009 г. в здании происходит сильный пожар, разрушающий его верхние этажи, а уже 22 декабря межведомственная комиссия под председательством первого заместителя мэра Владимира Ресина по просьбе инвестора рекомендует правительству Москвы лишить палаты Гурьевых статуса выявленного объекта культурного наследия. В связи с протестом Москонтроля соответствующее решение Правительства Москвы так и не было принято, но положение здания надолго сделалось неопределенным. Формально дом не перестал быть памятником, однако Москомнаследие удалило упоминание о нём из электронного реестра и не предпринимало никаких действий по его защите.

Между тем, активистами общественного движения «Архнадзор» было установлено, что в палатах Гурьевых помимо сводов XVII в. сохранились уникальные по своему художественному качеству интерьеры конца XIX в., в том числе великолепное лепное убранство, росписи в «помпейском» стиле, огромное зеркало, резные деревянные порталы, десятки филёнчатых дверей и т.д.

Тем не менее, поврежденное огнём и водой здание было просто брошено. Остро необходимые противоаварийные работы не проводились. Медленная деградация и разграбление интерьеров дома продолжались до апреля 2010 года, когда активистом «Архнадзора » был подан иск о признании незаконным бездействия Департамента имущества города Москвы (как представителя собственника) и Комитета по культурному наследию Москвы (как органа охраны памятников). Иск не был удовлетворен судом, однако после этого специалисты Москомнаследия все-таки выехали на объект и вынесли в адрес инвестора предписание о проведении противоаварийных работ.

К этому моменту таяние льда, скопившегося внутри здания, уже вызвало обрушение части потолочной лепнины. Но еще больший ущерб остаткам уникального декора нанесли действия сотрудников реставрационной фирмы «АР’СС», которые не только ничего не сделали для укрепления разрушающейся лепнины, но и сами грубейшим образом сбили со стен часть украшений якобы для того, чтобы в будущем по этим образцам изготовить новую лепнину. При этом разгрому подверглось убранство даже тех помещений, которые ранее вообще не были повреждены ни огнем, ни водой. Все эти действия были произведены без разрешения Москомнаследия.

Летом 2010 г. инвестор прекратил финансирование любых работ, так и не проведя элементарные противоаварийные мероприятия. Палаты Гурьвых и их интерьеры продолжали разрушаться, страдая на этот раз уже не от льда и снега, а от дождей.

Противоаварийные работы начались лишь в декабре 2010 года - практически через год после пожара. К настоящему моменту разборка сгоревших конструкций и установка временной кровли произведены за счет города силами префектуры ЦАО.

Отношения города с инвестором ООО «Регион Инвест» до сих пор официально не разорваны. Реставрационные работы не ведутся. Дальнейшая судьба выявленного объекта культурного наследия - палат Гурьевых в Потаповском переулке, 6 - до сих пор неясна.

В основе существующего дома – каменные палаты, построенные в последней трети XVII века, когда это владение принадлежало братьям Михаилу и Ивану Гурьевым – богатым купцам, имевшим звание (статус) гостей и относившимся, таким образом, к самой привилегированной части купечества. Гости были освобождены от уплаты пошлин и городских налогов, а также имели право свободного выезда за границу по торговым делам. Купеческий род Гурьевых происходил из Ярославля, где они занимались торговлей, в 1640-х годах они на свои деньги построили острог на реке Яик (Урал), ставший одним из важных русских форпостов в северном Прикаспии (позже – город Гурьев, теперь – Атырау). Тогда же Гурьевы начали разработку рыбных промыслов на реке Яик.

В 1671 г. братья Гурьевы уже числились владельцами усадьбы в Потаповском (ранее – Большом Успенском) переулке. По всей видимости, тогда же они и построили каменные палаты. Одноэтажные на высоком подклете, они были поставлены в глубине обширного владения и выходили торцевым фасадом в переулок. В «Росписи дворов» 1688 года дом описывался так: «Двор гостей Гурьевых, у них на дворе полаты, половина крыта дерном, а другая крыта тесом, да чердак шатровой высокой, крыт тесом».

В 1728 г. Алексей Гурьев продал усадьбу шталмейстеру Дворцового конюшенного ведомства Родиону Кошелеву. Новый владелец сделал каменную пристройку к палатам со стороны двора, а также переделал фасады дома в соответствии с новой архитектурной модой: окна были обрамлены нарядными барочными наличниками, между окон были поставлены полуколонны, стены оформили рустом.

Кошелевы владели усадьбой до 1780-х годов, когда продали ее купцу Михаилу Колосову, а тот несколько лет спустя – английскому купцу Доути. Колосов расширил дом за счет пристроек со двора и по переулку, а Доути в конце 1790-х годов построил новый флигель вдоль переулка, который позже был объединен с главным домом. В пожаре 1812 г. усадьба не пострадала.

В 1821 г. усадьбу купил калужский купец Петр Золотарев и сделал ее доходным владением: дом (надстроенный в 1840-е годы еще одним этажом) и флигеля сдавались внаем. В усадебном доме в разные годы размещались частные учебные заведения: пансион для девочек госпожи Шрейдер, пансион Брюло, мужской пансион пастора Людвига Эннеса, у которого преподавали профессора Московского университета – историк и фольклорист А.Н. Афанасьев, математик Ю.К. Давидов, экономист И.К. Бабст. Среди воспитанников пансиона были прославленные в будущем люди: врач Сергей Боткин и историк Владимир Герье.

С 1870 г. усадьба ненадолго перешла в руки известного купца и мецената . Общественный деятель и коллекционер, обладатель некогда богатейшей коллекции русской и европейской живописи, он к тому моменту был на грани разорения из-за финансовых проблем. Усадьбу в Потаповском переулке он также использовал как доходное владение. При нем была надстроена часть дома по переулку, устроена большая арка для проезда во двор, фасады приобрели тот облик, который сохраняется до сих пор.

В 1881 г. хозяевами усадьбы стали купцы Абрикосовы, владельцы знаменитой кондитерской фабрики в Москве (ныне Бабаевская), крупнейшие производители сладостей в Российской империи. Большая семья Алексея Ивановича Абрикосова (у него было 22 ребенка, 17 дожили до взрослых лет) занимала 2 большие квартиры на первом и втором этаже в старой части дома. Остальные квартиры – в той части дома, что выходит в переулок, и во флигелях – сдавались внаем.

Интерьеры большой 12-комнатной квартиры Абрикосовых на первом этаже были оформлены изысканно и богато: изящная лепнина на потолке и стенах (в некоторых местах – с позолотой), декорированные лепниной дверные порталы, живописные десюдепорты, наборный паркет, украшенные резьбой двери, мраморные подоконники.

Абрикосовым усадьба принадлежала до революции 1917 г., после чего была национализирована. Все квартиры, в том числе и уникальную абрикосовскую, превратили в коммунальные. В 1930-е годы дом надстроили еще двумя этажами, причем стены надстройки были сложены из недолговечных материалов типа саманных блоков.

Изысканно оформленные интерьеры квартиры Абрикосовых сохранялись до недавнего времени почти в первоначальном виде. Однако они серьезнейшим образом пострадали во время пожара дома в 2009 г.: горела советская надстройка, но при тушении пожарные залили водой все этажи, в том числе и бывшую абрикосовскую квартиру. Помещения нуждались в срочной реставрации, которая бы позволила спасти и лепной декор, и паркеты, и живопись на стенах. Но за прошедшие 5 лет реставрация так и не была проведена. Доступа в дом нет, нынешнее состояние интерьеров неизвестно.